viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Т.И. Кочнева,  (Зам. директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Норильская детская художественная школа»)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Социальное творчество
Статья направлена на раскрытие понятия «социальное творчество учащихся» в художественном образовании, определены условия его успешного развития в системе дополнительного образования как средство формирования личности готовой к самореализации и саморазвитию.
Полученные результаты позволили прийти к выводу, что в процессе обучения с использованием образовательных предпрофессиональных программ в области искусств «Живопись», «Дизайн», индивидуальной траектории развития учащихся, включение в социокультурную среду.
Таким образом социальное творчество - деятельность включенная в социокультурную среду учащегося в которой он самореализуется на основании общественных и личностных установок, где результатом становится как созданный продукт, так и развитие самого субъекта творчества.

Ключевые слова: Социальное творчество, социально-культурная среда, личность, дополнительное образование, детская школа искусств, успешность, самореализация, саморазвитие.

 

Современное образование направлено не только на получение знаний, а также на получение жизненного опыта, который в будущем поможет в решении личных, социальных задач.

Для решения проблемы выдвигается демократическая форма воспитания,  включающая разработку индивидуальной траектории развития личности направленная на создание условий для его самореализации в социальной и личностной деятельности, самовоспитанию, непрерывному саморазвитию.

Дополнительное образование должно влиять на развитие личности,  которая своей социально-значимой деятельностью развивает творческий потенциал, ориентированный на социальный успех.

Проблемой гуманизации в воспитании занимались Ш.А.Амонашвили [1], О.С.Газман, И.П.Иванова и др.

Создание мотивации для самоактуализации и самореализации, развития социальных и личностных качеств  отражено в трудах Р.Бернса [3] А Маслоу, К.Роджерса, и др.

Взаимодействие личности и социокультурной среды, социализация, развитие и самоопределение нащли свое отражение  в трудах А.М.Мудрика [7], А.В.Петровского, Д.И.Фельдштейна [8].

Представление творчества, как факторе воспитания для личностной самореализации отмечены в трудах Т.Д.Базаровой, С.В.Евтушенко, В.В.Зотова и др.

Развитие творческих способностей в условиях социокультурной среды рассмотрены в работах Т.И.Бакланова, А.Д.Жаркова. Е.А.Сергеева, Ю.А.Стрельцова и др.

Реализация педагогических условий для создания ситуации успеха отмечена в трудах А.С. Белкина,  И.Д.Демаковой, В.А.Караковского, Л.И.Новиковой.

Впервые в нашем опыте раскрыты понятия «социальное творчество учащихся» в художественном образовании,  определены условия его успешного развития  в системе дополнительного образования  как средство формирования личности готовой к самореализации и саморазвитию.

В исследованиях Л.С.Выготского [4], В.С.Кузина А.М.Матюшкина, А.А.Мелик-Пашаева [6], Б.М.Теплова и др. рассматривался вопрос о том, что творчество рассматривается продуктом,  процессом,  чертами личности и  способностью.

Для нас важным является рассмотреть социальную значимость необходимым элементом творчества и его связь с творческой деятельностью. В художественном образовании рассматривая творческую деятельность, представляем ее как результат индивидуальных способностей и социального опыта  личности.  Где под индивидуальными способностями подразумевается способности личности, которые позволяют создавать творческий продукт новыми нестандартными методами, достигнув высокой новизны, уникальности и оригинальности. В процессе творческой деятельности у учащихся происходит формирование ценностных ориентаций, оценка и корректировка достигнутого, тем самым являясь процессом развития личности, готовой к саморазвитию.

    Саморазвитие -  непрерывный процесс работы над собой, позволяющий стимулировать самоуправление своим развитием в будущем.

Дополнительное образование способно более успешно, чем базовое, решать задачи социализации детей. Это связано с тем, что дополнительное образование осуществляется на основе субъектной позиции ребенка в образовательной деятельности не только в отношении организации ребенком собственного обучения (включая целеполагания и планирование, самоконтроль и самооценку), но и в отношении самостоятельного выстраивания коммуникативных связей с другим субъектами дополнительного образования, презентации своих творческих результатов.

Деятельность детских школ искусств направлена не только на сферу профессионального образования в искусстве, решение проблем профессионального обучения художественной деятельности одаренных детей и подростков, но и на сферу социокультурной жизни всего общества, решения проблем повышения культурного уровня досуговой, профессиональной, социальной деятельности, личностного пространства, оказание помощи в социализации, социокультурной и психологической помощи средствами искусства.

Реализация функции социализации предполагает обучение межличностному взаимодействию, успешной организации социальной жизни, личностному самоопределению в коллективе. Умение работать в коллективе и с коллективом – одна из важнейших способностей позволяющая максимально реализовать все профессиональные знания, умения, навыки, личностные качества, задатки, способности. Для эффективной реализации  необходимо создание насыщенной воспитательной среды на основе, которой примененяются традиционные методы, приемы, средства коллективной деятельности, а также реализация инновационных педагогических и социокультурных технологий, методических систем обучения различным видам искусства, организации художественного творчества.

В условиях современной школы искусств для создания условий развития социального творчества необходимо:

  • Эффективная организация и проведение конкурсов и фестивалей детского творчества различных уровней и направлений;
  • Участие учащихся в социокультурных проектах на базе образовательного пространства учреждения, городской социокультурной среды и регионального пространства
  • Формирование культурно-досуговых мероприятий.

Понятием социальное творчество в школе искусств является интегрированное значение включающее:

  • творческую мотивацию;
  • знание об индивидуальных особенностях своей личности;
  • активное участие в творческой деятельности;
  • отношение к себе и людям.

Опираясь на подходы  Е.И. Казаковой [5], К.Д. Ушинского, одним из ведущих постулатов выступает ориентация на успех: (достижения) как доминирующий компонент развития ребенка. И как ключевое положение выступает « педагогика успеха».

Идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков,В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и другие), признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Смысл воспитания в этом случае видится в том, чтобы, опираясь на интерес ребенка, создать условия для его самореализации, самоопределения.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин [2].

Таким образом, для создания ситуации успеха в школе искусств используется гуманистическая направленность образовательного процесса с использованием  личностно - ориентированного, индивидуального подхода во взаимодействии с учащимся и предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.

Учащиеся школы искусств принимали участие в проектах  «Рисуем историю», « Русско-энецкая азбука или веселая энциклопедия детей»,  совместные проект ы Музея НПР и школы, «Норильский никель» глазами детей» совместный проект ЗФ «Норильский никель» и школы, «Северинки» совместный проект детского литературного объединения «Водолей» и школы, «Заповедник доброты» совместный проект заповедника «Путоранский и школы,  социокультурные проекты: «Норильский дворик», «За чистую землю Таймыра» и другие, ежегодно более 100 победителей среди учащихся в международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

Исследуя показатели социального творчества следует отметить, что в процессе обучения с использованием образовательных предпрофессиональных программ в области искусств «Живопись», «Дизайн», индивидуальной траектории развития учащихся, включение в социокультурную среду  показатели успешности учащихся в школе искусств повысились:

  • интерес к познанию нового на 20%, (включающий творческую активность, стремление к достижению оригинальных решений и нестандартных идей) ;
  • развитие индивидуальных особенностей своей личности на 15% (целеустремленность к получению новых знаний, самовыражение и самоактуализация в процессе творческой деятельности, самостоятельность в принятии решений);
  • активное участие в творческой деятельности на 30% ( участие в выставках-конкурсах, мастер-классах, фестивалях различных уровней, проектной деятельности)
  • отношение к самому себе и людям на 15% (положительное эмоциональное отношение к процессу и результату творческой деятельности, понимание личных успехов и неудач, оценка своих возможностей, построение личных перспектив творческой деятельности).

Динамика результатов свидетельствует об эффективности образовательной программы, воспитательной деятельности в школе искусств ориентированной на создание педагогических условий направленных на развитие социального творчества учащихся как средство формирования личности, способной к самоопределению, самообучению и саморазвитию.

Творчество рассмотрено как деятельность включенная в социокультурную среду учащегося в которой он самореализуется на основании общественных и личностных установок, где результатом становится как созданный продукт, так и развитие самого субъекта творчества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. –М.: Издат. дом Ш.Амонашвили, 2001.-464с.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. –М.: Просвещение,1991.-176с.
3. Бернс Р. Я – концепция и воспитание.//личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. – СПб., 1996.
4. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. –М.; Просвещение,1967.-93с.
5. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге века). –СПб: Петербург ХХIвек, 1997. - 160с.
6. Мелик-Пашаев А.Педагогика искусства и творческие способности. М.; 1981
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000.-200с.
8. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. –М.: Международная пед.Академия,1994.-192с.
 



© 
Т.И. Кочнева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru