viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.Н. Кириллова,  (Оренбургский Государственный Университет, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение, «Начальная общеобразовательная школа №11» г. Бузулук, Оренбургская область, учитель начальных классов, высшая категория.)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Субъект
Статья посвящена проблеме развития субъектной позиции младших школьников. Автором раскрываются условия становления школьника как субъекта учебной деятельности и определены критерии для определения уровня их субъектности. В статье сделан вывод о том, что развитие субъектности младшего школьника связано с формированием у него компонентов учебной деятельности, но и при организации внеурочной деятельности младших школьников важно продумать систему взаимодействия субъектов. Автор полагает, что в данном случае наиболее приемлемым типом взаимодействия является полисубъектное взаимодействие, в основе которого лежит идея понимания развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым. Осуществление данного процесса, по мнению автора, возможно при проектировании и построении среды, представляющей собой совокупность возможностей для обучения учащихся, а также для проявления и развития их способностей и личностных потенциалов.

Ключевые слова: Субъект, субъектная ситуация, субъектная позиция младшего школьника, субъектность младших школьников.

 

Начало общественного бытия че­ловека как субъекта учебной деятельности происходит именно в младшем школьном возрасте , так как это период обретения нового социального статуса, понимания своего социального «Я» и активного осознанного взаимодействия с социальной средой (Л.И. Божович, Т.Д. Нежнова и др.). По мнению Л.И.Божович именно на этой стадии развития происходит осознание ребенком себя в качестве субъекта, которое в дальнейшем развивается и укрепляется .При создании благоприятных психолого-педагогических условий для развития субъектности младшего школьника раскроется внутренний потенциал ребенка ( принятие самостоятельных ответственных решений в ситуациях самоопределения, способность к активному и осознанному взаимодействию с социальной средой, отстаивая собственную независимость и индивидуальность), и будет способствовать успешному развитию в целом.

Исследование проблем субъекта рассматривались в философских и психолого-педагогических работах. Развитие идея субъектности получила в зарубежных психологических концепциях, формировавшихся в XX веке в рамках персонологического направления (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.), и трудах отечественных психологов и педагогов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.).

В отечественной психологии направление субъектностипредставлены в концепциях персонализации, индивидуальности, адаптации, социализации (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, и др.). Разработаны отдельные теоретико-методологические аспекты и механизмы развития субъектного потенциала личностив философских и психолого-педагогических исследованиях (А.В. Брушлинский, Н.И. Вьюнова, СМ. Годник, Е.И.Исаев, В.Н.Келасьев, Н.В.Кузьмина, В.А.Лекторский, А.С. Огнев, В.В. Селиванов, Е.А. Сергиенко, и др.).Развитие субъектной активности и субъектного опыта учащихся рассмотрены в работах Т.П. Войтенко, Л.К. Осницкий, А.П. Рябищенкова, В.Э. Чудновский, И.С. Якиманская и др.; становление младшего школьника и младшего подростка как субъекта учебной деятельности (Л.И. Божович, А.А. Горбунов, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Трубайчук, И.Н. Федекин, Г.А. Цукерман,Д.Б. Эльконин и др.); психолого-педагогические условия развития субъектной позиции учащихся и особенности ее проявления (Г.А. Вайзер, Н.А. Жесткова и др.).

Определять субъектную позицию младшего школьника будет система доминирующих избирательных отношений ребенка к миру, окружающим, самому себе, к любой самостоятельной деятельности , способность проявлять активность, самостоятельно определять конкретные цели и задачи, их решать, соотнося результаты с эталоном, нормами, ценностями социума, а также корректировать в случае необходимости свои умения, взгляды, ценностные ориентации.

Процесс формирования субъектной позиции младшего школьника составляют  следующие компоненты:

  • ценностный (интеграция личностно значимых и ценных идеалов, взглядов, стремлений ребенка в области саморазвития, самовоспитания, самообучения, в его деятельности и поступках, во взаимоотношениях с окружающими),
  • рефлексивно-волевой (осознание способов и выбора действий, определение границ знаний и умений, осознанное управление поведением и деятельностью при достижении реальной цели или во взаимодействии со сверстниками, способность к волевому усилию),
  • регулятивный (способность к целеполаганию, умение планировать, прогнозировать, контролировать , оценивать и корректировать деятельность, осознанно регулировать  границы контакта своего «Я» с социальной средой).

Процесс формирования субъектной позиции младших школьников в образовательном компоненте включает целевой, содержательный, технологический и результативный направления.

Органичное педагогическое взаимодействие учителя с обучающимися, направленное на создание благоприятного микроклимата, индивидуальное развитие, свободу выбора и самосовершенствование личности каждого из его участников, является одним из педагогических условий формирования субъектной позиции у учащихся .

Именно педагог определяет и организовывает взаимодействие с учащимися,в зависимости от уровня сформированности их субъектной позиции , а в дальнейшем и реализовывает  в процессе своего осуществления важную для становления субъектной позиции цель: содействие саморазвитию личности . Следует отметить , что в начальных классах учащиеся полностью доверяют взрослым.

Анализировать свои поступки, соотносить их с качествами личности и фиксировать при этом адекватную личностную самооценку младшие школьники способны к окончанию начальной школы, при соответствующей организации деятельности.

 Преобразовывается и содержание педагогического взаимодействия педагога и младшего школьника, так как в ходе его реализации саморазвитие педагога и учащегося происходит как взаимосвязанное саморазвитие партнеров, дающее новые стимулы для развития субъектной позиции младшего подростка.

Одним из важных педагогическим условием развития субъектности младших школьников является подготовка будущих педагогов. Именно поэтому ведущий ориентир образования на сегодня определен как создание пространства становления субъектности студента.

Становление субъектности студента – целостный, динамический процесс расширения отношений к миру, себе и другим, предполагающий переход от центрированности на самом себе к ценностно-конструктивному освоению и преобразованию себя и всего спектра жизнедеятельности студента.Становлениесубъектности выступает движущей силой ценностного самоопределения как процесс обретения студентом смысла, целей, ресурсов современного университетского образования.

Становлениесубъектности является проявлением студентом себя в качестве: самоорганизующегося субъекта свободного и сознательного выбора и принятия будущей профессии как приоритетной жизненной ценности и оптимальных с точки зрения его личностных склонностей путей овладения ею; субъекта собственной образовательной деятельности, характеризующейся индивидуальной образовательной траекторией, продуктивным взаимодействием преподавателя и студентов в корпоративной деятельности, развитием мотивации достижений, креативным прогнозированием сценариев своих профессиональной и жизненной перспектив.

Важнейшим из факторов, стимулирующих младшего школьника к учебной деятельности, является учебная мотивация, которая определяется как "направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности". Отсюда следует необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации. А.К. Маркова классифицирует их по познавательным и социальным признакам. В учебной работе педагоги в первую очередь имеют дело с формированием познавательных интересов.

Познавательные интересы в процессе обучения необходимо учитывать с двух точек зрения:

1. проявление интереса к учебной работе для повышения мотивации к активной работе;
2. учёт уже сложившихся, индивидуализированных интересов и формирование новых. ФГОС второго поколения определяет одним из качеств основных принципов начального образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ученик становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей младшего подростка .

Необходимо отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «воспитание не только должно развивать ум человека и давать ему полный объем знаний, но и зажечь в нем жажду к серьезному труду, без которого жизнь его не может быть ни полезной, ни счастливой». То есть главное в обучении- это не передача знаний, умений, а развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении – это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления младшего подростка как личности.

Субъектность  младшего школьника представляет собой интегративное качество личности, которое объединяет такие характеристики как активность, самостоятельность, рефлексивность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, стремление к саморазвитию.

Критериями субъектности младших  школьников являются:

  • активность (стремление субъекта к эффективному освоению окружающей действительности, к самовыражению относительно внешнего мира, деятельностное отношение к себе и окружающей действительности),
  • самостоятельность (независимость выбора и ответственность за результаты своих действий), 
  • рефлексивность( основа самоанализа и самооценка своих действий, поступков и принятие на себя ответственности за результаты своих действий)
  • стремление к саморазвитию (движение к эмоциональной и когнитивной зрелости, выражающееся в стремлении к достижениям и в адекватном уровне притязаний), 
  • конструктивное взаимодействие с окружающей средой (регулирование границ своего «Я» с внешним миром).

Развитие субъектной позиции младших  школьников будет успешным при реализации совокупности следующих педагогических основ :

  • организация субъектно-развивающей среды, предполагающая ориентацию родителей, психологов, педагогов на развитие субъектности учащихся;
  • подготовку взрослых (педагогов, родителей и др.) из окружения ребенка к осознанному регулированию процессов его социализации и индивидуализации;
  • систематический мониторинг динамики развития субъектности ребенка;
  • осуществление в педагогическом процессе индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в соответствии с особенностями проявления у него субъектности в различных сферах жизнедеятельности;
  • создание программы развития субъектности  младших школьников.

Образовательное пространство школы мы рассматриваем как объект становления субъектности младшего школьника.

В зависимости от условий, создаваемых и реализуемых в образовательном учреждениии  младшие школьники могут в разной степени обладать субъектными свойствами и в разной мере проявлять субъектность.(Т.А.Ольховая, С.С. Мазова).

Представленные педагогические условия реализуются посредством специально организованного педагогического взаимодействия педагога и младшего школьника и способствуют проявлению и развитию личностных характеристик учащихся, а, следовательно, структурных компонентов их субъектной позиции.

В настоящее время учёными  определены типы субъектности  младших школьников в соответствии с доминированием субъектности в одной или нескольких сферах жизнедеятельности: сфере учебной деятельности, общения,самосознания. 

    Первый тип субъектности определяется  высоким уровнем проявления в двух или трех сферах жизнедеятельности.

    Второй тип характеризуется доминированием проявлений субъектности в какой-либо одной сфере жизнедеятельности ребенка и довольно низким проявлением субъектности в остальных сферах.

    Третий тип проявляется в отсутствии доминирующей сферы субъектности и в невысоком ее уровне по всем трем сферам.

Развитие субъектной позиции младших школьников по отдельным критериальным характеристикам субъектности происходит неравномерно: активность, рефлексивность, способность к конструктивному взаимодействию с окружающей средой опережают по степени сформированности такие критерии субъектности как самостоятельность и стремление к саморазвитию .

Именно среди младших школьников больше число детей с высоким проявлением субъектности в трех сферах, значительно выше доля детей с типом субъектности в сфере учебной деятельности и сфере общения. У младших школьников выше уровень активности,а также развиты рефлексивность и способность к конструктивному взаимодействию с окружающей средой.

Процесс развития субъектной позиции младшего школьника требует систематического мониторинга динамики ее развития. Средством диагностики должна стать совокупность методов и методик исследования субъектного развития учащихся, где базовая методика нацелена на изучение тенденций и уровня субъектного развития ребенка в ситуациях личностного самоопределения во взаимодействии с внешним миром. И начинать эту работу следует с первого класса.

Так, в МОБУ «НОШ №11» в сентябре с учащимися первых классов была проведена входная диагностика. Её цель – выявить уровень готовности к школе. Диагностика включает восемь заданий. Задания направлены на выявление умения передавать форму фигуры (начертить равную или подобную); на выявление умения ориентироваться в пространстве; на умение выбирать и выполнять операцию сложения и вычитания при правильном понимании текста задачи; на выявление умения сравнивать множества по числу элементов; на выявление умения классифицировать, на выявление состояния фонематического слуха, на выявление степени овладения звуковым анализом; на выявление интуитивных топографических представлений. За выполнение заданий ученики получали баллы, общее количество баллов суммировалось. «Очень высокий уровень» – 25-26 баллов; «высокий уровень» – 20-24 балла; «средний уровень» – 15-19 баллов; «ниже среднего» – 10-14 баллов; «низкий уровень» – 5-9 баллов. (Таб.1)

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дроздова И.А. «Личностно-развивающее взаимодействие педагога и младших школьников как фактор становления субъектной позиции учащихся»Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа.. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 6. С. 111-114.
2. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. «Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов» Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 98-109.
3. Ольховая Т.А., Мазова С.В. «Реализация субъектно-ориентированных образовательных ситуаций»: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 2011. – с.35
4. Песоцкая Т.Н. « Теоретические аспекты формирования субъектной позиции современного российского школьника.». Вестник Пятигорского Государственного Лингвистического Университета 2011. № 2. с. 261-265.
5. Шибанова Н.М. «Стиль оценочной деятельности учителя как фактор становления субъектной позиции младшего школьника» Наука и школа. 2011. № 6. С. 109-117.
 



© 
С.Н. Кириллова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru