viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

И.С. Турлай,  (Белорусский государственный университет, г. Минск)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Минск
В статье исследуются причины, способствовавшие восстановлению и росту Минска после Великой Отечественной войны. Отмечены успехи в развитиигорода во второй половине 1940 – 1950-х годов, подтверждающиемнение исследователей о советском экономическом чуде того периода, благодаря которому современный Минск сталодним из крупнейших европейских мегаполисов с высоким уровнем экономического потенциала.

Ключевые слова: Минск, послевоенное восстановление, советское экономическое чудо, строительство, машиностроение.

 

В  2017 году столица Республики Беларусь город Минск отметит свой 950-летний юбилей. Однако несмотря на столь почтенный возраст в облике современного города отыщетсямало примет давней истории, а среди его двухмиллионного населения найдется совсем немного минчан, чьи предки жили здесь поколениями, и виной тому являются главным образом трагические события Великой Отечественной войны.Ущерб, нанесенный войной, был действительно значителен: за время немецкой оккупации численность населения Минска сократилась с более чем четверти миллиона до 50 тысяч человек, из 332 предприятий уцелели только 19, в кварталах центральной части города были разрушены полностью около 65% зданий, частично –25% [1, с. 21; 2, с. 458; 3, с. 141]. По воспоминаниям одного из свидетелей того времени, побывавшего в пострадавших от войны европейских столицах – Лондоне, Берлине и Варшаве, ситуация с разрушениями в Минске превосходила все виденное им до этого [4, c. 26].

После освобождениябелорусской столицы в июле 1944 года встал вопрос о том, стоит ли восстанавливать город на его прежнем месте: выдвигались предложения перенести столицу в Могилев или вовсе строить город на новой площадке[4, c. 51].И все же в итогеМинск возродился на том месте, где существовал столетиями.Уже по состоянию на 1952 год здесь были убраны последние руины, а объем жилого фонда превысил весь довоенный, притом что около 80% жилья было построено заново после окончания войны [1, c. 34; 5, c. 271].

Еще быстрее восстанавливалась промышленность: в 1949 году она достигла довоенного уровня, а в следующем году превзошла его на 95%, в то время как в целом по СССР превышение составило 73% [2, c. 480; 6, c. 517]. Скорыми темпами увеличивалась и численность населения города: в 1950 году в Минске насчитывалось уже более 273 тысяч человек, что также было выше, чем перед войной[2, c. 484].

Итоги развития Минска в послевоенный период позволяют сделать вывод о том, что, по сути, во второй половине 1940 – 1950-х годах был создан новый город с отличным от предыдущего города внешним обликом, новыми заводами и фабриками, формировавшимся на новой основе населением, часть которого составили прибывавшие со всего Советского Союза кадры для восстановления экономики белорусской столицы. Отметим также, что в 2004 году центральная часть послевоенного Минска в границах начального отрезка нынешнего проспекта Независимости была включена в предварительный Список (список объектов-кандидатов) всемирного наследия ЮНЕСКО как образец комплексной городской застройки, осуществленной в весьма короткие сроки и по своим градостроительным качествамне имеющей аналогов в мире [см.: 4].

Успехи в восстановлении советской экономики после войны, ярким примером которыхстал возрожденный из руин Минск, позволили исследователям говорить о так называемом советском экономическом чуде. Этот термин, встречающийся в ряде научных работ [см., например:7; 8], в последнее время стал использоваться и в учебном процессе на уроках по истории новейшего времени [см.:9].К причинамдостижений того времени относят возможности централизованной экономической системы, использующей преимущества экономики масштаба, слаженную кооперацию и специализацию, ориентацию на выполнение планов в виде показателей выпуска конкретных товаров и услуг;перераспределение средств из легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы в пользу отраслей добывающей промышленности, машиностроения, металлургии, химического производства (ускоренное развитие производства средств производства по отношению к производству предметов потребления); германские репарационные поставки, поступавшие в СССР в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций, а также использование труда военнопленных и заключенных. Несомненно, одним из главных факторов экономического подъема послевоенного периода был самоотверженный труд и энтузиазм советских людей, которые вопреки сложностям и лишениям тех лет смогли восстановить народное хозяйство своей страны и поднять его на новый уровень.

Обращаясь непосредственно к причинам, обусловившим быстрые темпы послевоенного восстановления и развития Минска, отметим прежде всего строительство здесь ряда крупных промышленных предприятий, в частности, инструментального, подшипникового, электротехнического, часового заводов, заводов отопительного оборудования, шестерен, радиозавода, мотовелозавода, тонкосуконного и камвольного комбинатов и др. Однако главное место среди новых предприятий города заняли тракторный и автомобильный заводы –гиганты машиностроительной отрасли с десятками, а впоследствии сотнями тысяч рабочих мест – развитие этих предприятий, безусловно,способствовало восстановлению экономики и росту населения белорусской столицы [4, c. 58, 124–125; 10, с. 166].По сей день грузовые автомобили марки «МАЗ» и тракторы «Беларус» остаютсяузнаваемыми брендами Минска и всей Беларуси – продукцией, пользующейся спросом и завоевавшей признание на рынках стран бывшего СССР и дальнего зарубежья (так, например, сегодня каждый десятый колесный трактор в мире происходит из Беларуси [11]).

Восстановление народного хозяйства Минска после войны было бы невозможно силами самой Советской Белоруссии, без финансовых и материальных ресурсов, выделяемых союзным центром, без помощи советских республик, поставлявших оборудование и сырье, направлявших своих рабочих и специалистов. Так, уже через месяц после освобождения Минска, в августе 1944 года, в город прибыла архитектурная комиссия во главе с академиком А.Щусевым, которая по результатам работы составила рекомендации по восстановлению белорусской столицы и подготовила эскизный план ее развития [3, c. 137; 5, c. 185–186]. В послевоенный период десятки заводов центральной части России, Поволжья, Урала, Сибири, Украины, Азербайджана были связаны с минскими предприятиями взаимными поставками и заказами, направляли в Минск оборудование, строительные материалы, инструменты, металл; строители, проектировщики, архитекторы разрушенного в годы войны Сталинграда обменивались опытом в восстановлении города с коллегами из белорусской столицы, проводили многолетнее трудовое соревнование [2, c. 460, 471;12, с. 88–90, 93–96].Помощь послевоенному Минску оказывалась и по линии ЮНРРА (Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций) в период 1945–1947 годов – она включала в себяпоставку главным образом продовольственных товаров, а также оборудования для медицинских учреждений, кирпичных заводов и электростанций, лекарственные средства, коммунальную технику [6, c. 515–516].

Безусловное значение в развитии экономики послевоенного Минска имели и репарационные поставки оборудования, сырья, материалов, потребительских товаров из Германии, направлявшиеся во второй половине 1940 – начале 1950-х годов.Одними из главных получателей репараций стали уже упоминавшиесятракторный и автомобильный заводы, получившие несколько тысяч единиц промышленного оборудования. Использование репараций для строительства данных предприятий в Минске было обусловлено в том числе тем, что перевозка оборудования из Германии была экономически более выгодной, чем его поставка (включая демонтаж вывезенного в эвакуацию в начале войны) извосточных регионов СССР[6, c. 516–517; 13, с. 91].

Свой вклад в восстановление белорусской столицы внесли также несколько десятков тысяч военнопленных и интернированных иностранных граждан, трудившихся в Минске до начала 1950-х годов – они, в частности, привлекались для восстановления и строительства целого ряда жилых и общественных задний в центре города, участвовали в возведении промышленных предприятий, включая тракторный и автомобильный заводы [1, с. 32–33; 10, c. 139–141].

Однако несмотря на значимую роль военнопленных в восстановлении Минска, основной вклад в дело возрождения города принадлежал, конечно же, самим советским гражданам – минчанам, а также людям, прибывавшимсюда из регионов Беларуси и всего Советского Союза. Следует отметить, что по решению горисполкома ежемесячно рабочие и служащие отрабатывали на восстановлении Минска по 30 часов, студенты и учащиеся старших классов – по 15 часов [2, c. 462].В ходе регулярно проводимых послевоенных воскресников жители города участвовали в расчистке руин,а также собирали кирпичи, пригодные для строительства. Озеленение Минска в первой половине 1950-х годов также было проведено благодаря активной помощи его жителей[10, c. 134–137].

Таким образом, восстановление Минска во второй половине 1940 – 1950-х годах стало наглядным воплощением экономического чуда послевоенного времени:в сжатые срокигород был заново отстроен, приобретяцелостный и выразительный облик, за что сегодня претендует на причисление к памятникам всемирного наследия; здесь были возведены значимые промышленные предприятия, в том числе гиганты машиностроения – МТЗ и МАЗ, ставшиеодними из главных брендов современной Республики Беларусь; в послевоенный период началсябыстрый рост населения города, впоследствии выведший Минск в число наиболее крупных европейских городов-миллионеров.Иными словами, основа развития современного Минска – двухмиллионного мегаполиса с высоким уровнем экономического потенциала – была заложена в годы его послевоенного восстановления, в первую очередь, благодаря огромным усилиям советского народа, своим героическим трудом поднявшего из руин некогда один из самых разрушенных городов Европы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кірычэнка В.І. Мінск. Гісторыяпасляваеннагааднаўлення. 1944–1952. Мінск: Беларусь, 2004. 284 с.
2. Гісторыя Мінска / рэдкал.: Н.В. Каменская [і інш.]. Мінск: Навука і тэхніка, 1967. 688 с.
3. Егоров Ю.А. Ансамбль в градостроительстве СССР: очерки. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 216 c.
4. Турлай И.С. Минск: малоизвестные страницы (Посвящается 950-летию Минска). Минск: Четыре четверти, 2016. 242 с.
5. Егоров Ю.А. Градостроительство Белоруссии. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. 284 с.
6. Бущик Г.П. Минск в межгосударственном сотрудничестве / Г.П. Бущик // ГісторыяМінска / падрэд. У.А. Бабкова. Мінск: Беларускаяэнцыклапедыя, 2006. С. 514–536.
7. Ханин Г.И. Экономическая история России в новейшее время: Экономика СССР в конце 1930-х годов – 1987 г. Новосибирск: Новосибирск.гос. тех. ун-т, 2008. 516 с.
8. Катасонов В. Ю. Экономика Сталина. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 416 с.
9. Восстановление экономики СССР в 1945–1953 гг. // История России. 9 класс. URL: http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/9-klass/vosstanovlenie-sssr-posle-velikoy-otechestvennoy-voyny-1945-1953-gg/vosstanovlenie-ekonomiki-sssr-v-1945-1953-gg (дата обращения: 05.01.2016).
10. Бон Т.М. «Минский феномен». Городское планирование и урбанизация в Советском Союзе после Второй мировой войны / пер. с нем. Е. Слепович. М.: РОССПЭН, 2013. 416 с.
11. Минский тракторный завод: официальный сайт. URL: http://www.belarus-tractor.com(дата обращения: 05.01.2016).
12. Мы расскажем о Минске / С.И. Граховский [и др.]; пер. с белорус. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Беларусь, 1966. 220 с.
13. Концевой П.А. Особенности использования немецких репараций в восстановлении промышленности и сельского хозяйства БССР (1945 – начало 1950-х годов) // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. 2013. № 1. С. 90–94.
 



© 
И.С. Турлай, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru