viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

И.С. Турлай,  (Белорусский государственный университет, г. Минск)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Минск
В статье исследуются причины, способствовавшие восстановлению и росту Минска после Великой Отечественной войны. Отмечены успехи в развитиигорода во второй половине 1940 – 1950-х годов, подтверждающиемнение исследователей о советском экономическом чуде того периода, благодаря которому современный Минск сталодним из крупнейших европейских мегаполисов с высоким уровнем экономического потенциала.

Ключевые слова: Минск, послевоенное восстановление, советское экономическое чудо, строительство, машиностроение.

 

В  2017 году столица Республики Беларусь город Минск отметит свой 950-летний юбилей. Однако несмотря на столь почтенный возраст в облике современного города отыщетсямало примет давней истории, а среди его двухмиллионного населения найдется совсем немного минчан, чьи предки жили здесь поколениями, и виной тому являются главным образом трагические события Великой Отечественной войны.Ущерб, нанесенный войной, был действительно значителен: за время немецкой оккупации численность населения Минска сократилась с более чем четверти миллиона до 50 тысяч человек, из 332 предприятий уцелели только 19, в кварталах центральной части города были разрушены полностью около 65% зданий, частично –25% [1, с. 21; 2, с. 458; 3, с. 141]. По воспоминаниям одного из свидетелей того времени, побывавшего в пострадавших от войны европейских столицах – Лондоне, Берлине и Варшаве, ситуация с разрушениями в Минске превосходила все виденное им до этого [4, c. 26].

После освобождениябелорусской столицы в июле 1944 года встал вопрос о том, стоит ли восстанавливать город на его прежнем месте: выдвигались предложения перенести столицу в Могилев или вовсе строить город на новой площадке[4, c. 51].И все же в итогеМинск возродился на том месте, где существовал столетиями.Уже по состоянию на 1952 год здесь были убраны последние руины, а объем жилого фонда превысил весь довоенный, притом что около 80% жилья было построено заново после окончания войны [1, c. 34; 5, c. 271].

Еще быстрее восстанавливалась промышленность: в 1949 году она достигла довоенного уровня, а в следующем году превзошла его на 95%, в то время как в целом по СССР превышение составило 73% [2, c. 480; 6, c. 517]. Скорыми темпами увеличивалась и численность населения города: в 1950 году в Минске насчитывалось уже более 273 тысяч человек, что также было выше, чем перед войной[2, c. 484].

Итоги развития Минска в послевоенный период позволяют сделать вывод о том, что, по сути, во второй половине 1940 – 1950-х годах был создан новый город с отличным от предыдущего города внешним обликом, новыми заводами и фабриками, формировавшимся на новой основе населением, часть которого составили прибывавшие со всего Советского Союза кадры для восстановления экономики белорусской столицы. Отметим также, что в 2004 году центральная часть послевоенного Минска в границах начального отрезка нынешнего проспекта Независимости была включена в предварительный Список (список объектов-кандидатов) всемирного наследия ЮНЕСКО как образец комплексной городской застройки, осуществленной в весьма короткие сроки и по своим градостроительным качествамне имеющей аналогов в мире [см.: 4].

Успехи в восстановлении советской экономики после войны, ярким примером которыхстал возрожденный из руин Минск, позволили исследователям говорить о так называемом советском экономическом чуде. Этот термин, встречающийся в ряде научных работ [см., например:7; 8], в последнее время стал использоваться и в учебном процессе на уроках по истории новейшего времени [см.:9].К причинамдостижений того времени относят возможности централизованной экономической системы, использующей преимущества экономики масштаба, слаженную кооперацию и специализацию, ориентацию на выполнение планов в виде показателей выпуска конкретных товаров и услуг;перераспределение средств из легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы в пользу отраслей добывающей промышленности, машиностроения, металлургии, химического производства (ускоренное развитие производства средств производства по отношению к производству предметов потребления); германские репарационные поставки, поступавшие в СССР в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций, а также использование труда военнопленных и заключенных. Несомненно, одним из главных факторов экономического подъема послевоенного периода был самоотверженный труд и энтузиазм советских людей, которые вопреки сложностям и лишениям тех лет смогли восстановить народное хозяйство своей страны и поднять его на новый уровень.

Обращаясь непосредственно к причинам, обусловившим быстрые темпы послевоенного восстановления и развития Минска, отметим прежде всего строительство здесь ряда крупных промышленных предприятий, в частности, инструментального, подшипникового, электротехнического, часового заводов, заводов отопительного оборудования, шестерен, радиозавода, мотовелозавода, тонкосуконного и камвольного комбинатов и др. Однако главное место среди новых предприятий города заняли тракторный и автомобильный заводы –гиганты машиностроительной отрасли с десятками, а впоследствии сотнями тысяч рабочих мест – развитие этих предприятий, безусловно,способствовало восстановлению экономики и росту населения белорусской столицы [4, c. 58, 124–125; 10, с. 166].По сей день грузовые автомобили марки «МАЗ» и тракторы «Беларус» остаютсяузнаваемыми брендами Минска и всей Беларуси – продукцией, пользующейся спросом и завоевавшей признание на рынках стран бывшего СССР и дальнего зарубежья (так, например, сегодня каждый десятый колесный трактор в мире происходит из Беларуси [11]).

Восстановление народного хозяйства Минска после войны было бы невозможно силами самой Советской Белоруссии, без финансовых и материальных ресурсов, выделяемых союзным центром, без помощи советских республик, поставлявших оборудование и сырье, направлявших своих рабочих и специалистов. Так, уже через месяц после освобождения Минска, в августе 1944 года, в город прибыла архитектурная комиссия во главе с академиком А.Щусевым, которая по результатам работы составила рекомендации по восстановлению белорусской столицы и подготовила эскизный план ее развития [3, c. 137; 5, c. 185–186]. В послевоенный период десятки заводов центральной части России, Поволжья, Урала, Сибири, Украины, Азербайджана были связаны с минскими предприятиями взаимными поставками и заказами, направляли в Минск оборудование, строительные материалы, инструменты, металл; строители, проектировщики, архитекторы разрушенного в годы войны Сталинграда обменивались опытом в восстановлении города с коллегами из белорусской столицы, проводили многолетнее трудовое соревнование [2, c. 460, 471;12, с. 88–90, 93–96].Помощь послевоенному Минску оказывалась и по линии ЮНРРА (Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций) в период 1945–1947 годов – она включала в себяпоставку главным образом продовольственных товаров, а также оборудования для медицинских учреждений, кирпичных заводов и электростанций, лекарственные средства, коммунальную технику [6, c. 515–516].

Безусловное значение в развитии экономики послевоенного Минска имели и репарационные поставки оборудования, сырья, материалов, потребительских товаров из Германии, направлявшиеся во второй половине 1940 – начале 1950-х годов.Одними из главных получателей репараций стали уже упоминавшиесятракторный и автомобильный заводы, получившие несколько тысяч единиц промышленного оборудования. Использование репараций для строительства данных предприятий в Минске было обусловлено в том числе тем, что перевозка оборудования из Германии была экономически более выгодной, чем его поставка (включая демонтаж вывезенного в эвакуацию в начале войны) извосточных регионов СССР[6, c. 516–517; 13, с. 91].

Свой вклад в восстановление белорусской столицы внесли также несколько десятков тысяч военнопленных и интернированных иностранных граждан, трудившихся в Минске до начала 1950-х годов – они, в частности, привлекались для восстановления и строительства целого ряда жилых и общественных задний в центре города, участвовали в возведении промышленных предприятий, включая тракторный и автомобильный заводы [1, с. 32–33; 10, c. 139–141].

Однако несмотря на значимую роль военнопленных в восстановлении Минска, основной вклад в дело возрождения города принадлежал, конечно же, самим советским гражданам – минчанам, а также людям, прибывавшимсюда из регионов Беларуси и всего Советского Союза. Следует отметить, что по решению горисполкома ежемесячно рабочие и служащие отрабатывали на восстановлении Минска по 30 часов, студенты и учащиеся старших классов – по 15 часов [2, c. 462].В ходе регулярно проводимых послевоенных воскресников жители города участвовали в расчистке руин,а также собирали кирпичи, пригодные для строительства. Озеленение Минска в первой половине 1950-х годов также было проведено благодаря активной помощи его жителей[10, c. 134–137].

Таким образом, восстановление Минска во второй половине 1940 – 1950-х годах стало наглядным воплощением экономического чуда послевоенного времени:в сжатые срокигород был заново отстроен, приобретяцелостный и выразительный облик, за что сегодня претендует на причисление к памятникам всемирного наследия; здесь были возведены значимые промышленные предприятия, в том числе гиганты машиностроения – МТЗ и МАЗ, ставшиеодними из главных брендов современной Республики Беларусь; в послевоенный период началсябыстрый рост населения города, впоследствии выведший Минск в число наиболее крупных европейских городов-миллионеров.Иными словами, основа развития современного Минска – двухмиллионного мегаполиса с высоким уровнем экономического потенциала – была заложена в годы его послевоенного восстановления, в первую очередь, благодаря огромным усилиям советского народа, своим героическим трудом поднявшего из руин некогда один из самых разрушенных городов Европы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кірычэнка В.І. Мінск. Гісторыяпасляваеннагааднаўлення. 1944–1952. Мінск: Беларусь, 2004. 284 с.
2. Гісторыя Мінска / рэдкал.: Н.В. Каменская [і інш.]. Мінск: Навука і тэхніка, 1967. 688 с.
3. Егоров Ю.А. Ансамбль в градостроительстве СССР: очерки. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 216 c.
4. Турлай И.С. Минск: малоизвестные страницы (Посвящается 950-летию Минска). Минск: Четыре четверти, 2016. 242 с.
5. Егоров Ю.А. Градостроительство Белоруссии. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. 284 с.
6. Бущик Г.П. Минск в межгосударственном сотрудничестве / Г.П. Бущик // ГісторыяМінска / падрэд. У.А. Бабкова. Мінск: Беларускаяэнцыклапедыя, 2006. С. 514–536.
7. Ханин Г.И. Экономическая история России в новейшее время: Экономика СССР в конце 1930-х годов – 1987 г. Новосибирск: Новосибирск.гос. тех. ун-т, 2008. 516 с.
8. Катасонов В. Ю. Экономика Сталина. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 416 с.
9. Восстановление экономики СССР в 1945–1953 гг. // История России. 9 класс. URL: http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/9-klass/vosstanovlenie-sssr-posle-velikoy-otechestvennoy-voyny-1945-1953-gg/vosstanovlenie-ekonomiki-sssr-v-1945-1953-gg (дата обращения: 05.01.2016).
10. Бон Т.М. «Минский феномен». Городское планирование и урбанизация в Советском Союзе после Второй мировой войны / пер. с нем. Е. Слепович. М.: РОССПЭН, 2013. 416 с.
11. Минский тракторный завод: официальный сайт. URL: http://www.belarus-tractor.com(дата обращения: 05.01.2016).
12. Мы расскажем о Минске / С.И. Граховский [и др.]; пер. с белорус. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Беларусь, 1966. 220 с.
13. Концевой П.А. Особенности использования немецких репараций в восстановлении промышленности и сельского хозяйства БССР (1945 – начало 1950-х годов) // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. 2013. № 1. С. 90–94.
 



© 
И.С. Турлай, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru