viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Верстка Полиграфии, WEB сайтов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Н.В. Ляшенко,  (Аспирант, , ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»)

И.В. Арановская,  (Д.пед.н., профессор, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # СЕНТЯБРЬ  2016

Компетенция
Полихудожественная компетентность будущих специалистов в сфере театрально-зрелищного искусства рассматривается как интегративное профессиональное качество личности, в единстве ее теоретической и практической готовности к осуществлению профессионально-творческой режиссерской деятельности на основе синтеза искусств. Показана роль полихудожественной компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере театрально-зрелищного искусства. Обоснована значимость реализации полихудожественного подхода как методологической базы для формирования в условиях вузовского обучения полихудожественной компетентности будущих специалистов в сфере театрально-зрелищного искусства.

Ключевые слова: Компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, профессиональная деятельность, полихудожественный подход, синтез искусств, полихудожественная компетентность.

 

Коренные преобразования в ведущих сферах современной общественной жизни вызвали необходимость модернизации всей системы образования, что, в свою очередь обусловило реорганизацию системы подготовки специалистов в высшей школе. В контексте данного процесса выделяется стратегическое направление  содержания высшего образования  - компетентностный подход.

Отметим, что компетентностный подход как методология исследования и проектирования системы образования еще находится в стадии разработки,  несмотря на то, что после публикации «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования» данный подход является предметом всестороннего рассмотрения во многих научных исследованиях. Анализ работ таких ученых как Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.А.Зимняя, Р. Уайт, Дж. Равен, В.И. Байденко, Л.М. Митина, И.А. Зимняя позволяет говорить о том, что компетентностный подход основывается на двух понятиях – «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» в словарях трактуется как «область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен» [20], «круг явлений, вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, авторитетностью; круг полномочий, область, подлежащая чьему-нибудь ведению вопросов, явлений». » [16]. Психологи определяют компетенцию как «область деятельности, значимую для эффективной работы организации в целом, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально-важные качества личности» [14]. Так, Э.Ф. Зеер трактует компетенцию как обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности [9]. Вместе с тем, компетенцию, в условиях модернизации российского образования, все чаще характеризуют как  составную часть компетентности [10], а также как «сложное личностное образование» или «индивидуальную характеристику», рассматриваемые в рамках требований к профессии [12].

«Компетентность» (лат. сompetentia, от competo – совместно достигаю, соответствую, подхожу) в свою очередь трактуется как «осведомленность, правомочность» [17], как «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков» [18], «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» [6], «авторитетность, полноправность» [16], «уровень достижений индивида (кандидата, исполнителя) в области определенной компетенции»[14]. Анализ работ исследователей этого термина показывает, что «компетентность» понимается как деятельностная категория, соотносимая с понятием «компетенция» как общее с частным и проявляющаяся  в процессе какой-либо деятельности субъекта в рамках определенных требований и поставленных задач.

Понятие «компетентность» тесно связано с понятием «профессиональная квалификация». Г.П.Щедровицкий отмечал, что «квалификацию» можно понимать как объективированный залог управляющей надстройки над деятельностью, призванный стыковать ее с развитием деятельности, а компетентность - как субъективированный залог [22]. Следовательно, квалификация — это объективный показатель профессионализма, а компетентность – субъективный (личностное начало, личностный предел, самосознание). Иными словами, компетентность предполагает наличие внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности.

В настоящее время в педагогике рассматривается преимущественно понятие профессиональной компетентности как явления многокомпонентного, имеющего в своей структуре целый ряд составляющих. Так, по мнению большинства ученых, она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя и окружающего мира, способностью к развитию творческого потенциала[12].

Также профессиональная компетентность часто рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных (общепрофессиональных и специальных) компетенций. И если общепрофессиональная компетентность характеризуется накоплением компетенций общей направленности в различных видах деятельности, то специальная компетентность определяется специфическими для данной профессии компетенциями. Иными словами, профессиональная компетентность – это реализованная в деятельности профессиональная компетенция.

Необходимо подчеркнуть, что ФГОС ВО трактует профессиональную компетентность как основной элемент требований к результатам освоения основной образовательной программы подготовки будущего специалиста. Вместе с тем, в действующем федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в отличие от предшествующего стандарта (второго поколения) стандартизируется не процесс обучения, не содержание образования, а его результаты, такие как усвоенные знания, умения, навыки, а также личностные качества будущего специалиста (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), его возможности социальной  адаптации (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и наличие профессионального опыта.

Переход на ФГОС ВО был осуществлен и в сфере искусств и культуры, где проблема совершенствования содержания профессионального образования стоит особенно остро. Это связано со спецификой предъявляемых требований освоения содержания образования в данной сфере, условиями реализации программы, необходимостью внедрения компетентностного подхода.

 Проблемой профессиональной компетентности специалиста в сфере культуры и искусства в разные годы занимались многие исследователи, такие как А. Пинт, Л.П. Матвиенко, Н.Ю. Арефина, П.П. Терехов, Н.К. Бакланова, И.В. Арановская, Е.Р. Сизова, Ю.С. Голованова и др. Однако, уже Н.К. Бакланова, рассматривая профессиональную компетентность в сфере культуры,  включает в нее, помимо знаний, умений и навыков, такие специфические качества как творческая одаренность, высокий уровень развития профессиональных способностей (организаторских, коммуникативных, педагогических, художественных), а также качества, которые позволяют работать в сфере художественного творчества (эмоциональная отзывчивость, эстетический вкус, артистизм)[2,3].

Е.Р. Сизова [15], анализируя проблемы профессиональной подготовки специалистов в системе классического музыкального образования, выстраивает взаимозависимость между социальным заказом, «моделью идеального специалиста» и профессиональной компетентностью, связывая последнюю не только с профессиональными базовыми (научными) знаниями и умениями, но и с ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми,  общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.

Однако целостное понимание профессиональной компетентности и ее сущностных характеристик в сфере искусств и культуры стало возможным только с переходом на новые стандарты.

Переход был осуществлен в 2 этапа: в 2011 - утверждение и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов; в 2015 году – переутверждение с внесением ряда изменений и особенностей как в структуру и содержание, так и в условия реализации основной образовательной программы (ООП). Приведем основные изменения:

  • в требованиях к структуре основной образовательной программы бакалавриата вместо цикла дисциплин появилась блочная структура: блок 1 – «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части; блок 2 – «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы; блок 3 – «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.
  • количество зачетных единиц, отведенных на изучение того или иного блока, приобрело минимальный и максимальный порог;
  • увеличился максимальный объем аудиторной нагрузки в неделю на студентов очной формы обучения (увеличение с 27 до 36);
  • стали регламентироваться «нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования для реализации программ бакалавриата по данному направлению подготовки».

Однако, главной особенностью стандартов стал перечень компетенций, которые в первом издании (ФГОС ВПО, 2011г.) делились на общекультурные (ОК) и общепрофессиональные (ПК), а во втором издании (ФГОС ВО, 2015г.) были представлены в виде  общекультурных (ОК), общепрофессиональных(ОПК) и профессиональных (ПК), при этом результат освоения компетенций стал зависеть от выбранных видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы (академического или прикладного бакалавриата).

Таким образом, профессиональная компетентность и профессиональная деятельность становятся взаимозависимыми категориями, т.е. компетентность формируется в результате освоения конкретных форм деятельности в ее предметной сфере. Предметная область приложения компетентности задает ее специфичность и конкретность, во многом обусловливая ее структуру[1,2]. Иными словами,  содержание и структура профессиональной компетентности в сфере культуры и искусства  определяется видами профессиональной деятельности специалиста данной сферы.

Известно, что в философской литературе деятельность понимается как «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей»[4], «актуальное бытие субъектно-объектного отношения, совокупность всех форм активности взаимодействующих субъектов, направленная на объекты внешнего мира и превращающая их с помощью других объектов (орудий, средств деятельности) в объекты третьего рода (продукты деятельности, вещи, предметы культуры)»[11]. Что касается художественной деятельности, то она, согласно концепции М.С.Кагана, есть процесс создания произведения искусства, его восприятия и освоения личностью и обществом. В психолого-педагогической литературе художественную деятельность рассматривают как исполнительство или как творчество в каком-либо виде искусства.

Режиссерская деятельность как разновидность художественной деятельности обладает своей спецификой, связанной с «предметным материалом», которым оперирует режиссура  как вид художественного творчества. А сама деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников обладает определенными особенностями протекания процессов восприятия, освоения и преобразования разнообразных видов искусств в качественно новый синтетический вид искусства - театрализованное представление, массовый праздник, карнавал, митинг, эстрадный концерт и др.

Известно, что театрально-зрелищное искусство, как предметная область профессиональной деятельности будущего режиссера театрализованных представлений - это искусство синтетическое, объединяющее в себе различные виды искусств. В свою очередь, режиссура театрализованных представлений и праздников также представляет собой совокупность почти всех пространственно-временных искусств, а само искусство режиссера является синтетическим, что не однократно доказывалось корифеями театральной педагогики К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, а также их последователями Б.Е. Захавой, Г.В Кристи, М.А. Карпушкиным, Н.В. Петровым, Н.П. Охлопковым, И.М. Тумановым, И.Г. Шароевым и другими. Так, например, И.Г. Шароев утверждал, что «взаимоотношения между музыкой и театром, литературой и театром – все это суммируется в творчестве режиссера, волевой направленностью которого и рождается органический сплав различных видов искусства»[21].

Это в первую очередь и отражено в содержании ФГОС ВО 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», где выделены пять видов профессиональной деятельности: режиссерско–постановочная, организационно–управленческая, художественно- просветительская, научно-исследовательская и проектная деятельность [19].

Проблема организации профессиональной деятельности является предметом исследований многих ученых. Анализ научной литературы по данной проблеме позволил выделить различные методологические подходы, оптимизирующие профессиональную деятельность:

  • программно-целевой подход (В.М. Видяпин, Д. Джеймсона, X. Ингхем, Ю.Н. Казанский, Р. Кэмпбел, В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, Е.В. Руднева, B.JI. Тамбовцев, A.A. Тихомиров);
  • деятельностный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, А.И. Щербаков, Н. Ф. Талызина, Р.К. Шакуров и др.);
  • культурологический подход (Н.С. Розов, А.А. Бодалев, В. А. Сластенин, И.В. Арановская);
  • компетентностный подход (Зимняя, А.К. Маркова В.А. Болотов, В.В.Сериков).

Данные подходы, образуя комплекс методологических подходов, позволяют рассматривать профессиональную деятельность будущего специалиста в сфере театрально-зрелищного искусства как целостную педагогическую систему в единстве составляющих ее компонентов и во взаимосвязях с внешней средой, что, в свою очередь, обусловливает  обращение к системному подходу.

В отечественной науке исходные позиции и методологические основы системного подхода разработаны в середине прошлого столетия в работах А.Н.Аверьянова, П.К.Анохина, И.В.Блауберга, М.С.Кагана, В.Н.Садовского, А.И.Уемова, Э.Г.Юдина и др. В основе данного подхода лежат идеи целостности, сложной организованности объекта, его открытости, а также внутренней активности и динамизма. Значительный вклад в реализацию системного подхода как категории педагогической науки внесли В.П.Беспалько, В.И.Гинецинский, Т.А.Ильина, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, М.М.Поташник и другие ученые.

В педагогике художественного образования  в целом системный подход разработан достаточно основательно, практически каждое научное исследование, рассматривающее профессиональную подготовку или формирование профессиональной компетентности как целостного явления, основывается на системном подходе. В театральной педагогике основоположником системного подхода является К.С. Станиславский, который исследовал театральное искусство как систему, основополагающими дефинициями которой стали актерское и режиссерское мастерство, синтезируемые театральной этикой. Его исследования в этой области продолжили В.Й. Немирович-Данченко, Г.В.Кристи, М.И.Кнебель П.В.Гиппиус, Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос и др.

Система К.С. Станиславского также является основой  процесса обучения будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Системный подход позволяет строить образовательный процесс для будущих режиссеров таким образом, чтобы постижение каждого конкретного предмета не воспринималось как изучение отдельной, существующей локально области знания, а осмысливалось в совокупности взаимосвязанных элементов общечеловеческой культуры, содержащих прошлый культурный опыт и включенных в сегодняшнюю жизнь. Это обусловливает проектирование целостного образовательного пространства, насыщенного разнообразными межпредметными интегративными связями, предполагающего координацию учебных тем и проблем программы обучения, комплексность и модульность в изучении различных объектов познания, взаимосвязь между видами и формами деятельности.

Построение образовательного пространства в области театрально-зрелищного искусства на основе системного подхода обусловливает применение  таких принципов как принцип целостности, комплексности, преемственности и интегративности. Последние детерминируют структурные и функциональные взаимосвязи компонентов системы, обеспечивают объединение частей в целое, образуют комплексное единство элементов на основе их последовательного сочленения и интегративного взаимодействия, обеспечивают стабильное функционирование образовательного организма как целостной системы с целью овладения будущим специалистом в сфере театрально-зрелищного искусства профессиональной компетентностью.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арановская И.В. Высшее образование и подготовка специалиста: альтернатива или дополнение? // Проблемы социально-гуманитарного знания // Межвузовский сборник научных трудов. Министерство образования Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет. Волгоград, 2001. С. 3-9.;
2. Арановская И.В. Профессиональная компетентность и гуманитарное знание в современной системе вузовского образования //Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий //Труды конференции. 2000. С. 117-120.;
3. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Дис. . .д-ра пед. наук. М., 1997. -360 с.;
4. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин. -М.: Наука, 1973. - 271 с.;
5. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695с.;
6. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна, фонд «Правовая культура», 1994. – 528с.;
7. Ермоленко Г.Ю. Условия формирования профессиональной компетентности учителя образовательной области «Искусство» // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития // Материалы II Всерос. науч.-практ. конф., г. Вол- II Всерос. науч.-практ. конф., г. Вол- Всерос. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 4–6 апреля 2007 г. Волгоград, 2007. с. 500;
8. Захарова С. А. Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности : автореферат дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.;
9. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. Уральское отделение Российской Академии Образования 2004 // ;
10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 40 с.;
11. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С.Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.;
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.;
13. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. (Очерки теории). М. Искусство. 1982. 191с.;
14. Психологический толковый словарь. [Электронный ресурс] // http://magazine.mospsy.ru/dictionary/;
15. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. Москва, 2008. 43 с.;
16. Словарь русского языка: В 4 т. – М., 1985. – Т.1;
17. Словарь современного русского литературного языка. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1962, Т.13 – 1704с.;
18. Толковый словарь русского языка/ Под гл.ред. Б.М. Волина, Д.Н.Ушакова. – М:. Рус.яз., 1993. – 740 с.;
19. ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (утв. Министерством образования и науки РФ от 12 марта 2015г. №205);
20. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997, - 631 с.;
21. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для театр.вузов. М.: Просвещение, 1986.;
22. Щедровицкий Г.П. Избранные труды / Г.П.Щедровицкий. - М.: Шк. культурной политики, 1995. — 800 с.
 



© 
Н.В. Ляшенко, И.В. Арановская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru