viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Т.А. Корнева,  (Учитель нач. классов, куратор проектной деятельности ГБУСОШДО г. Москвы «Класс-центр»)

Серия «Гуманитарные науки» # СЕНТЯБРЬ  2016

Пластилинография
Статья посвящена использованию современных педагогических технологий в начальной школе. Одной из таких технологий является технология пластилинографии. В статье убедительно доказывается, что технология пластилинографии успешно применяется педагогами как эффективное средство мотивации учебной, познанавательной, самостоятельной творческой, проектной деятельности младших школьников. Использование технологии пластилинографии обеспечивает условия для свободного общения, обмена идеями и мнениями, развития воображения и креативности мышления, самовыражения и самооценки. В статье обращается внимание на особенности техники лепки из пластилина, благодаря которым у детей развиваются мелкая моторика, художественный вкус, индивидуальность, интуиция, организованность, аккуратность, дисциплинированность, а также умения проектировать результаты своей творческой работы.

Ключевые слова: Пластилинография, лепка, наглядно-образное мышление, эмоционально-волевая сфера, учебная мотивация, креативность, самовыражение, саморазвитие.

 

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском наиболее эффективных путей подготовки ребенка к жизни и ориентации в современном интерактивном мире. В соответствии с целями и задачами новых федеральных государственных образовательных стандартов ребенка необходимо не только научить читать, писать, говорить, но и развивать умения учиться, способность к творческой познавательной деятельности, самостоятельному решению учебных задач, готовности к сотрудничеству и межкультурной коммуникации.

Целью исследования в данном научном направлении является теоретическое обоснование методической целесообразности применения технологии пластилинографии, с помощью которая является мотивирующим стимулом к обучению и активной образовательной деятельности.

В период глубоких исторических преобразований, в стремительно развивающемся информационном пространстве, где на первый план выходят проблемы Человека, способного активно действовать, саморазвиваться, решать сложные, порой нестандартные задачи, вопросы воспитания, развития и образования подрастающего поколения приобретают особое значение для педагогов и широкой педагогической и родитьельской общественности.

За последнее десятилетие произошла настоящая революция информационных технологий. В связи с этим особенно важно не потерять «человеческое» лицо, сохранить лучшие человеческие качества, человеческий потенциал.

Сложившаяся ситуация определяет особую роль современного образования, которое привзано вооружить учащихся всеми необходимыми знаниями в выборе путей действия, научить пониманию, осмыслению действительности, развить интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал, сформировать успешную разностороннюю личность.

Главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить такую ключевую компетенцию, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Главной задачей современной школы должно стать формирование успешной гармоничной личности, способной активно самообучаться и правильно действовать в быстро меняющемся мире. Общепризнанно, что если ребенок добивается успеха в школе, то у него есть все шансы добиться успеха и во взрослой жизни.

Еще в далеком XVI веке французский писатель и философ Мишель Монтень утверждал, что цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребенка не специалиста – священника, юриста или доктора, а прежде всего успешного счастливого человека, с развитым умом, твердой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю несчастья.

Российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был убежден, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение от успеха в овладении знаниями. Основой воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Для формирования успешной и гармоничной личности школьников существует большое разнообразие педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология «Пластилин».

Пластилин, а до его появления глина, использовались в обучении детей еще со времен Древнего мира. Достаточно вспомнить глиняные таблички учеников Междуречья.

В современной российской школе использование пластилина, как отдельной педагогической технологии, впервые было описано в работе А.К.Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий».

К сожалению, реальность такова, что данная прогрессивная технология крайне редко используется педагогами в том числе педагогами начальной школы, где как нигде актуально ее применение. Переступая порог школы, вчерашние детсадовцы неизбежно попадают в новую, нередко стрессовую ситуацию, избежать которую можно благодаря включению в учебный процесс технологии «Пластилин». Пластилин позволяет первоклашкам адаптироваться к новой школьной жизни, минуя стресс. Дети оказываются в почти знакомой им ситуации, где игровая деятельность еще преобладает над учебной, а лепка помогает «проиграть» любой учебный материал. Преобладание наглядно-образного мышления не только создает творческую атмосферу на каждом уроке, но и способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Обучение с использованием технологии «Пластилин» – это сложное, многогранное явление. При работе по этой технологии происходит не только усвоение учебных умений, знаний и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера. При этом способности и умения учащихся собственно к лепке не являются определяющим фактором достижения необходимого результата. Неважно, насколько хорошо умеет лепить ребенок. Важно – насколько интересен и значим для него сам процесс занятия, и какие задачи ставит перед ним учитель. Здесь можно вспомнить «эффект соленого огурца» В.Ф. Шаталова, который утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, главное – создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Пластилин помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. А умелое использование технологии «Пластилин» в учебном процессе облегчает его, создает положительные эмоции, что облегчает процесс познания и делает его увлекательным. А.В.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. При использовании пластилинотехнологии мир познается через пластилин. Младшие школьники, как правило, легко лепят любые фигуры, поскольку они еще не заботятся о правильности форм и всецело окунаются в творческий процесс, они творят по интуиции, по сути. В них сохранилась еще детская непосредственность.

Включение младших школьников в коллективную работу с «разделением труда», с постановкой разных задач перед учениками, позволяет педагогу целенаправленно создать для каждого учащегося ситуацию успеха. Причем создать ее самым эффективным образом – скрытно и незаметно для ученика. В.А.Сухомлинский утверждал, что «…ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя … радость успеха может померкнуть» [6, с. 289].

А.А.Леонтьев писал о том, что «…учитель обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать возникновение у учащихся состояний, благоприятных для их учебной деятельности. Чем выше эмоции, тем большую роль играют мысли, тем легче они возбуждают мысли» [4, с. 182].

Лепка из пластилина рекомендована детям в образовательном процессе не столько для творческого развития, сколько для развития мелкой моторики, совершенствования мелких движений пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [6, с. 377].

Кроме всего вышеперечисленного, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом, именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. А в Израиле лепка из пластилина является лечебным методом и ее используют как идеальную методику для детей с проблемами концентрации внимания и даже для тех, кому поставлен диагноз «аутизм».

Применение педагогической технологии «Пластилин» возможно на всех предметах в начальной школе.

Так при изучении цифр на уроках математики дети лепят не только цифры, но и примеры, часы и линейки.

На уроках чтения и обучения грамоте, знакомясь с буквами русского алфавита, дети лепят пластилиновые буквы, буквосочетания, слова, ключевые понятия. При лепке букв они выполняют увлекательное задание по измерению их длины. Для чего используют прочную нитку или проволоку, которую прокладывают по поверхности пластилиновой буквы. После чего нитка измеряется по линейке и выясняется длина той или иной буквы. В ходе подобного эксперимента первоклашки составляют индивидуальную таблицу с условным названием «Самая протяженная буква». Данные таблицы позволяют в последствии составлять увлекательные примеры и задачи.

Поскольку на уроках обучения грамоте большое внимание уделяется звуковому анализу и формированию у детей фонетического слуха, дети могут воплотить свои ассоциации в пластилине. Так, Ангелина, получив задание слепить слово, где все согласные звуки мягкие, слепила слово тётя, где буквы «Т» вылепила из жёлтого пластилина. На вопрос «почему?» аргументировала: «Тёплый мягкий цвет». Миша, получив подобное задание, слепил слово «мяч», где на буквах мягких согласных звуков процарапал «шерстинки-пушинки».

Знания «пропущенные через пальчики» усваиваются легко и непринужденно. Ведь дети хорошо запоминают только то, что для них интересно и вызывает эмоциональный отклик. Пластилин помогает стойкому запоминанию цифр, букв русского алфавита, написанию слов, а в дальнейшем – грамматических структур и правил. Кроме того, в ходе экспериментального обучения было выяснено, что обучение с использованием технологии «Пластилин» впоследствии благоприятно влияет на чистописание и ориентирование в пространстве учебной тетради.

Во время лепки происходит стимуляция нервных окончаний, благодаря чему при решении учебных задач дети способны мыслить креативно, а порой совершать маленькие открытия, в результате чего происходит осознание собственной успешности и востребованности в учебном коллективе.

Большим достижением для первоклассников можно считать «открытие», сделанное первоклассницей Олей на уроке окружающего мира. Разместив в столбик слепленные названия осенних месяцев, Оля пришла к выводу, что, при сложении первые буквы этих названий, получается слово, характеризующее изменения в осенней природе. А именно «СОН»: Сентябрь – Октябрь – Ноябрь. Ведь именно ко сну готовятся растения и некоторые животные. Детям очень понравилось это открытие, и они с удовольствием продолжили подобную игру со словами – названиями других месяцев. В результате чего названия весенних месяцев: Март – Апрель – Май стали сезоном «МАМ», а летние – превратились в голос всем известного травоядного животного – «ИИА»: Июнь – Июль – Август. Даже для названий зимних месяцев «ДЯФ» (Декабрь – Январь – Февраль) дети придумали объяснение: очень холодно, зуб на зуб не попадает, вот и выходит непонятное «дяф».

Подобные игры со словами как нельзя лучше стимулируют желание младших школьников читать, писать и сочинять: огромное количество стихов и сказок собственного сочинения дети приносят в класс ежедневно.

Каждое совершенное открытие – это его личная ситуация успеха школьника. И, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии учащегося, эта ситуация мотивирует его желание включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего труда. И, соответственно, становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности ученика в процессе обучения, самопознанию, самообучению и самоформированию.

Современный ребенок приходит в школу с огромными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личные свойства, и чтобы на их базе он «учился быть человеком», нужен целенаправленный педагогический процесс. Благодаря включению в этот процесс технологии «Пластилин» происходит интенсивное развитие и обучение младших школьников, происходить формирование успешных личностей.

 Использование технологии пластилин – одно из средств всестороннего развития личности, так как использование ее существенно влияет на формирование положительных качеств ребенка.

Развитие речи младших школьников

Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Работа детей в технологии «Пластилин» учит детей составлять самостоятельно несложные рассказы, сочинять считалки и стишки.

Умственное воспитание ребенка

С помощью технологии пластилин дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствие с поставленной задачей.

Через пластилин дети «отыгрывают» учебный материал, происходит присвоение нового знания. Технология «Пластилин» - это пространство для творческого обучения. В процессе лепки ребенок проявляет творческие способности, так необходимые для формирования не только здоровой, но и гармонично развитой личности.

Применение в обучении лепки ставит перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, выполнять простейшие математические действия, делать правильные выводы, обобщать. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых глубоких знаний, установлению разумных отношений в коллективе.

Нравственное воспитание

Технология «Пластилин» формирует нравственное представление о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о бережном отношении к окружающим предметам.

Эстетическое воспитание

Работа в технологии «Пластилин» базируется на знакомстве детей с предметами декоративно-прикладного творчества, иллюстрациями и фотографиями природы, городов и ландшафтов стран мира, картинами известных художников, произведениями великих композиторов.

Мотивация приобретения новых знаний

Внимательно слушая педагога и сотрудничая в творческой деятельности, дети принимают объясняемые им цели и мотивы деятельности, что обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к занятию. В. А. Сухомлинский считал фундаментом воспитания желание ребенка быть хорошим, готовность быть воспитуемым, активно «присваивать» нравственный идеал, из которого исходит педагог. Тогда воспитание осуществляется как самовоспитание, развивает стремление детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, развивает организаторские умения и формирует стремление к овладению новыми знаниями.

 Помимо всего вышесказанного, пластилин, как не что другое помогает детям самостоятельно создать яркий, запоминающийся, а главное свой собственный образ изучаемого предмета или события. А ведь именно ОБРАЗ является корнем слова «ОБРАЗОВАНИЕ».

Технологию «Пластилин» целесообразно было бы использовать не только на уроках в начальной школе, но в средней и старшей. В ряде ВУЗов, особенно зарубежных стран, есть методики, где с помощью пластилина студенты демонстрируют суть изучаемых проблем. Ведь чтобы слепить то или иное явления и понятие, их нужно глубоко изучить и осмыслить.

 Пластилин, не требуя больших материальных затрат, представляет ребенку уникальную возможность, перерабатывая накопленный опыт, создавать собственный мир, являющийся творческим отображением нашей действительности и тренировочный полигон для формирования представлений об окружающем мире.

Какие бы методы и технологии не использовал педагог, главное, чтобы он любил свое дело и относился к нему с нескончаемым интересом, только в этом случае он воспитает успешных и разносторонних граждан своей страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. – М., 2001.
2 . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб, 2002.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
5. Монтень М. Опыты. – Т. 3. – М., 1959.
6. Сухомлинский В.А. Избранные труды. – М., 1994.
7. Ушинский К.Д. Переиздание. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.
8. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб, 2004.
9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.
10. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989.
 



© 
Т.А. Корнева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru