viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

И.В. Колесов,  (Дир. Центра «Спортивный и ивент-менеджмент» Государственного университета управления, г. Москва)

А.Ю. Курин,  (К.пед.н., доцент, Тамбовский государственный университет им. Р.Г. Державина, г. Тамбов)

Серия «Гуманитарные науки» # СЕНТЯБРЬ  2016

Педагогика дополнительного образования
В статье, в концептуальных рамках методологии педагогики дополнительного образования, рассматривается процесс формирования социальной активности подростков как аспект их социального воспитания. Определяется педагогическая сущность социальной активности подростков как устойчивой стратегии их социального поведения, проявляющейся в сознательной установке на социально одобряемые поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а так же самосовершенствоваться на основе интересов и ценностей общества. Раскрывается сущность клубной деятельности, являющейся уникальным средством социального воспитания и обладающей существенным потенциалом в формировании социальной активности подростков. Доказывается необходимость социально-педагогического, системно-ролевого, субъектно-деятельностного и аксиологического подходов к процессу формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности. На основе определения сущности клубной деятельности и анализа рассматриваемых методологических подходов педагогики дополнительного образования раскрываются состав и содержание основных принципов организации процесса формирования социальной активности подростков в клубе.

Ключевые слова: Педагогика дополнительного образования, социальное воспитание; подростки; социальная активность; формирование социальной активности; потенциал клубной деятельности.

 

Oдной из ключевых задач современной системы российского дополнительного образования является социальное воспитание детей подросткового возраста, реализуемое, чаще всего за пределами образовательных учреждений. Как отмечается в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «… в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности…» [16]. Вступление ребенка в пубертатный период сопровождается качественными изменениями во всех сферах его жизнедеятельности. Изменяется социальная позиция, возникает как центральное новообразование личности чувство взрослости. Это приводит к тому, что у подростков происходит переориентация с одних норм и ценностей на другие. Осознание существенных сдвигов в своем физическом развитии влечет за собой потребность в пересмотре собственной личности, к попыткам активного самоопределения. Возникнув, чувство взрослости начинает активно детерминировать деятельность и поведение. К сожалению, нередки негативные проявления этого чувства в подростковой среде - девиантное поведение (сквернословие, аддикции, агрессивность, ранние сексуальные контакты и т.п.) как один из способов демонстрации взрослости. В этом возрасте ярко выражено стремление разобраться в фактах, событиях, взаимоотношениях, заявить о себе как личности. Все это говорит о том, что в данном возрасте основное место начинает занимать социальная активность.

Однако, как показывает практика, современная общеобразовательная школа не всегда может предоставить подростку возможность участия в разнообразных видах общественно-полезной деятельности, зачастую ограничиваясь деятельностью учебно-познавательной. Социальное воспитание детей не является сегодня приоритетной задачей школы. В этих условиях для детей подросткового возраста система дополнительного образования становится не только фундаментом подготовки к жизни или освоение основ профессии, а является, по сути -  основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования.

Все это требует новых педагогических подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения, обновления теоретических взглядов и практических действий по его социальному воспитанию в рамках концепций развития российского образования.

В современных условиях не следует упускать из вида клубную деятельность, являющуюся уникальным средством социального воспитания и обладающую существенным потенциалом в формировании социальной активности подростков, который сегодня используются недостаточно. В современных условиях информационной социализации именно дополнительное образование подростков, реализуемое, в том числе, в форме клубной деятельности, становится эффективным инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

Социальная активность подростков - это стратегия их социального поведения, проявляющаяся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а так же самосовершенствоваться на основе интересов и ценностей общества.

Следуя избранной логике изложения результатов исследования современных методологических подходов в системе дополнительного образования к процессу формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности, представляется необходимым уточнить справочно-понятийный и категориальный аппарат, используемый в данной работе, необходимый для решения поставленных педагогических задач.

Базовой категорией педагогического исследования, результаты которого представлены в данной научной статье, является клубная деятельность, рассматриваемая как социально регулируемый, педагогически целесообразный, институционально оформленный и пространственно локализованный процесс общения и активного культурного досуга, основывающийся на принципах позитивной свободы, добровольности, социально значимой направленности, общего интереса, самоорганизации, атрибутивности, нормативности, занимательности, в ходе которого происходит социальная адаптация и индивидуализация личности в социуме, развивается ее социальная активность.

Как уже отмечалось ранее, только становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности [16]. Одним из видов таких сообществ является подростковый клуб.

Для того, чтобы на практике клубная деятельность, способствовала эффективному формированию социальной активности подростков, она должна иметь соответствующее методологическое обоснование, которое станет теоретическим ориентиром для педагогов, работающих в клубе. То есть, необходимо определение  методологических подходов в рамках концепции педагогики дополнительного образования к содержанию и организации процесса формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что роль определенного подхода в методологическом основании процесса формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности определяется нами  не в соответствии с его положением в системе методологического знания,  а зависит от его значения для реализации и функционирования данного процесса.

Считаем, что для эффективной системы дополнительного образования, одним из ключевых показателей является формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности, что актуализирует необходимость ее реализации в единстве социально-педагогического, системно-ролевого, субъектно-деятельностного и аксиологического подходов к его содержанию и организации.

Социально-педагогический подход требует рассмотрения процесса формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности как направления социального воспитания, которое в его рамках рассматривается как педагогически регулируемая часть процесса социализации, осуществляемая в специально созданных воспитательных организациях, целенаправленная на формирование и развитие способностей, знаний, образцов поведения, ценностей, качеств личности, позитивно ценных для общества, посредством включения ее в различные виды общественно полезной деятельности ([1], [2] и др.).

Для нас важным является то, что, во-первых, содержанием социализации является усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей [3], определенных ролей и функций [4]; во-вторых, то, что социализация включает два взаимосвязанных процесса: социальной адаптации и индивидуализации в обществе [5]; в-третьих, то, что социализация является самодетерминированным и деятельностно опосредованным процессом, то есть деятельность является основным способом усвоения социального опыта и необходимым условием активного преобразования материальных и социальных условий, самой личности в соответствии с ее нормами и ценностями. Именно такое понимание социализации определило выбор нами системно-ролевого, субъектно-деятельностного и  аксиологического подходов в качестве методологических оснований исследуемого процесса.

Мы согласны с авторами коллективной монографии «Системно-ролевая теория формирования личности педагога», которые пишут: «Усвоение общественного опыта и реализация своей собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь исполняя роль, он включается в систему общественных отношений, выступает как их носитель и творец» [6, с.43].

Для системно-ролевого подхода ведущим понятием является категория «роль».  По мнению А.Н. Леонтьева, роль - «это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества. Личность представляет собой не что иное, как систему усвоенных ролей» [7, с. 232].

    Социальная роль - это нормативная система действий, выполняемая человеком, занимающим определенный статус в социальной системе [6].

    Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой.

Для нас важны следующие аспекты понимания сущности социальной роли: нормативная обусловленность, функциональное содержание и статусная определенность.

В зависимости от функции, для выполнения которой предназначена социальная роль, конкретизируется содержание ролевых действий, деятельности. Статус - это место личности в системе социальных отношений. Он бывает предписываемым  (определяемым по признаку  пола, возраста, профессии и др.) и достигнутым в результате выполнения роли.  «Лица, успешно выполняющие значительную роль в группе, приобретают и достигают такой силы влияния, что доминируют в группе, становятся лидерами. Поведение таких лидеров создает для членов группы некий статус, с которым они сообразуют свою деятельность» [6, с.55].   Приобретаемый статус требует  наличия у человека специальных качеств. Высокий статус личности в группе означает более высокий уровень развития у нее определенных качеств.

С понятием статуса тесно связано понятие «позиция». Многие ученые отождествляют эти категории в анализе сущности социальной роли.  Мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые считают, что позиция - это своеобразие деятельности личности, соответствующее  определенному статусу. Понятие позиции является более индивидуализированным, по сравнению с понятием статуса [6]. Например, ребенок, начинающий осваивать любительскую деятельность в клубе, или уже достигший определенного мастерства; инициатор социально-полезной деятельности или исполнитель и т.п.

Системно-ролевой подход к организации  клубной деятельности, на наш взгляд, предполагает определение системы социальных ролей, выполняемых и осваиваемых подростками в клубе. Это может быть осуществлено посредством анализа функций, статусов и позиций, которые подросток может занимать в ходе участия в различных видах деятельности в клубе и вне ее. При этом формирование социальной активности подростков выступает как  процесс создания условий, способствующих переходу личности с более низкого статуса на более высокий, с пассивной позиции на активную. Кроме того системно-ролевой подход предполагает целенаправленную работу по отбору и содержательному наполнению тех видов деятельности, которые нормативно обусловливают как предписываемые статусы подростка в обществе, так и приобретаемые в различных видах деятельности, а также желаемые, потенциальные статусы развивающейся личности.

Клубная деятельность как социально-педагогический феномен - это интегративное полифункциональное образование. Считаем, что в структуре клубной деятельности имеют место следующие клубообразующие виды деятельности: досуговая, коммуникативная, любительская.

Так как клуб - это объединение подростков, то в состав клубной деятельности включаем и организационную деятельность, необходимую для определенной упорядоченности клубной жизни. 

Поскольку клубная деятельность рассматривается нами как социально-педагогический феномен, то все входящие в нее виды деятельности должны быть педагогически целесообразными, то есть направленными на формирование определенных личностных качеств подростков (в нашем случае - социальной активности). Поэтому в процессе реализации каждого вида клубной деятельности педагог организует ценностно-ориентационную и рефлексивную деятельность подростков, которые используются им в качестве инструментов, средств воспитания, прежде всего формирования социальной активности.

Сопутствующие виды деятельности подростков по своей сути являются «деятельностью внутри деятельности», то есть имеют сквозной характер. Например, если причиной объединения подростков в клуб является интерес  к занятиям физической культурой, то это не значит, что педагог-тренер не может найти возможностей  для обсуждения с детьми ценностных проблем в свободное от тренировок время или обратить внимание на их отношения к делу, к товарищам, к другим людям в ходе  занятий и  т.д. Главное, чтобы педагог проявлял педагогическую зоркость и умел видеть, а иногда и создавать ситуации, дающие возможность обратиться к ценностной или нормативной проблематике. Или, если в рамках досуговой деятельности проводится вечер отдыха или праздник, то в процессе его подготовки и проведения дети могут получить опыт самоорганизации и самоуправления, принятия на себя ответственности за порученное дело, а в ходе обсуждения проведенных досуговых мероприятий - рефлексивный опыт и т.д. 

Кроме того сопутствующие виды деятельности могут иметь и самостоятельный характер. Например, это может быть вечер ответов и вопросов, баттл знатоков пословиц и поговорок, в которых заключена многовековая мудрость народа, его ценностные отношения, касающиеся  различных вопросов жизнедеятельности людей, это может быть и уборка помещения клуба, добровольческая акция и т.д.

Клуб - это сообщество людей, которое на определенном этапе своего развития начинает активно взаимодействовать с социумом,  с различными социальными институтами. Такое взаимодействие носит социально полезный характер, поэтому общественно полезная деятельность (трудовая, волонтерская, патриотическая, просветительская, концертная и т.д.) также включается нами в структуру деятельности клубной. Этот вид деятельности имеет важнейшее значение для формирования социальной активности подростков, так как позволяет найти ей конкретное применение.

Представим структуру клубной деятельности в виде рисунка (Рис.1).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация // Стратегии воспитания в образовательной системе России / под общ. ред. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 2004.
2. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М, 2001.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие. Часть I. Пенза, 1994.
4. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
6. Максимов В.Г., Максимова О.Г., Савчук Н.Ю. и др. Системно-ролевая теория формирования личности педагога / под общ. ред. В.Г. Максимова. М., 2007.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1997.
8. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб. пособие. М., 2003.
9. Бодалев А.А. Психология общения: избр. психол. труды. 2-е изд. М.- Воронеж, 2002.
10. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб. - М., 2003.
11. Культура досуга: сб. трудов. М., 1982.
12. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М., 1999.
13. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Стратегия воспитания в образовательной системе России. Изд. 2-е, доп. и перераб. / под общ. ред. проф. И.А. Зимней. М., 2004.
14. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д., 1996.
15. Опыт // Баханьков А.Е., Гайдукевич И.М., Шуба П.П. Толковый словарь русского языка. Мн.,1999.
16. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей" //Собрание законодательства РФ, 15.09.2014, N 37, ст. 4983
 



© 
И.В. Колесов, А.Ю. Курин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru