viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Б.В. Бурангулов,  (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа)

Серия «Гуманитарные науки» # СЕНТЯБРЬ  2016

История; архив; ведомственный архив; Центральный государственный архив Башкирской АССР
Научная статья посвящена 55-летию перевода органов управления архивным делом из системы МВД в непосредственное подчинение Совету Министров. В исследовании раскрывается история становления одной из звеньев архивной системы страны – ведомственных архивов. Автор на основе анализа ретроспективной архивной информации исследует особенности и методику развития ведомственных архивов Башкирской АССР в 1960-х гг. Выявлена и обоснована необходимость государственного регулирования на стадии ведомственного хранения архивных документов.

Ключевые слова: История; архив; ведомственный архив; Центральный государственный архив Башкирской АССР, Национальный архив Республики Башкортостан.

 

Ведомственные архивы являются наиболее важным звеном в архивной сети Российской Федерации. Сегодня Архивный фонд РФ насчитывает около полумиллиарда дел, из них почти 46,1 % приходится архивам ведомств, организаций и предприятий [3].

В советском архивоведческом терминологическом аппарате доминировало определение «ведомственный архив» [7]. В нормативно-методических документах новейшего времени оно заменено на «архивы организаций» [8]. Это объясняется тем, что в условиях рыночной экономики появилось множество частных организаций, где образовывались сотни тысяч архивных дел.

Целью настоящей статьи является исследование особенностей и тенденций развития регионального ведомственного звена архивной отрасли РСФСР в 1960-е гг. (на примере ведомственных архивов Башкирской АССР).  К рассматриваемому периоду приходиться начало планомерного комплектования Центрального государственного архива (ЦГА) Башкирской АССР и налаживание устойчивых связей госархива с ведомствами, организациями и предприятиями.

В 60-е годы прошлого столетия в Государственной архивной службе страны произошли существенные перемены. После более двадцатилетнего пребывания архивной службы в системе министерства внутренних дел [3], в 1961 г. произошло ее восстановление как самостоятельной структуры исполнительной власти. Кардинальные изменения в архивной отрасли положительно повлияли на функциональную деятельность архивов Башкирской АССР. В рассматриваемое время региональная архивная сеть состояла из Архивного отдела при Совете Министров (СМ) Башкирской АССР, ЦГА, 62 городских, районных и межрайонных государственных архивов. Одной из основных задач архивной службы стало выстраивание четкой связи между государственными и ведомственными архивами.

Первым делом в архивах приступили к внедрению новых нормативных актов по комплектованию госархивов. До принятия постановления СМ Башкирской АССР «О новом порядке комплектования Центрального государственного архива Башкирской АССР архивными материалами и организации экспертизы их ценности» от 22 сентября 1961 г. практика комплектования государственных архивов была не совершенная. На хранение принимались материалы всех без исключения учреждений, которые приводили к обесцениванию документального богатства. Наряду с важнейшими материалами, раскрывающими все стороны жизни республики, в архивы попадали материалы, не имеющие никакой ценности, например, таких мелких организаций, как парикмахерские, бани, магазины, склады. СМ были утверждены два списка учреждений, организаций и предприятий. По первому списку архивные документы подлежали приему в ЦГА, а по второму списку материалы не подлежали приему на государственное хранение. Причем, архивисты регулярно уточняли списки источников комплектования. Если в 1960 г. под контролем архивных учреждений Башкирии находились около 10 тыс. учреждений, то в 1966 г. их число сократилось до 3410, из них документы около 500 учреждений, организаций и предприятий подлежали к сдаче в ЦГА. Остальные ведомственные архивы были подконтрольны городским, районным и межрайонным государственным архивам.

Знание сотрудников организаций и предприятий основ архивного дела и делопроизводства оставался низким, поэтому Архивный отдел в 1962 г. впервые организовал их обучение. В целях повышения их квалификации был проведен семинар-совещание на базе предприятий Уфимского района, где им были прочитаны лекции и даны практические навыки по организации делопроизводства и архивного дела.

В 1960-е гг. перед архивной службой встала еще одна задача – обеспечение сохранности проектной, технологической, конструкторской и научной документации в ведомственных научно-технических архивах (НТА). Если в 1961 г. в список №1 АО были включены 74 научно-технических архива, то на следующий год их количество увеличилось до 110 [1]. Поэтому в 1962 г. вели в штат АО должность инспектора ответственного за НТА. В республике передовые НТА были созданы в Институте «Башпроект» и Уфимском отделении «Гипрокаучук».

Работа ведомственных архивов постоянно находилась под контролем регионального правительства.  Так, в постановлении СМ Башкирской АССР «О мерах по улучшению делопроизводства в учреждениях и организациях Башкирской АССР» от 20 марта 1962 г. отмечается, что «Во многих министерствах и ведомствах отсутствуют инструкции о делопроизводстве, в результате чего оно ведется бессистемно и в каждом учреждении по-своему. Отсутствие должного порядка в делопроизводстве приводит во многих случаях к волоките в прохождении и рассмотрении документов и писем трудящихся. Не уделяется должного внимания механизации труда и повышению квалификации работников, занятых делопроизводством» [6, л. 37-38]. Этим постановлением утвердили Инструкцию о делопроизводстве в Управлении делами СМ БАССР, типовую инструкцию о делопроизводстве в исполнительных комитетах местных Советов и примерную инструкцию о делопроизводстве в министерствах, управлениях и ведомствах Башкирской АССР. Министерства, управления и ведомства должны были разработать и ввести в действие собственные инструкции, составленные на основе типовых.

Еще в одном постановлении СМ БАССР от 28 сентября 1963 г. были расписаны мероприятия по улучшению архивного дела в Башкирской АССР в 1963 – 1965 гг. За это время ведомственные архивы должны были привести  в порядок, находящиеся у них архивные материалы и передать их для вечного хранения в государственные архивы. Кроме того, руководителей ведомств обязали обеспечить архивы помещениями, пригодными для хранения документов и принять меры по укреплению ведомственных архивов кадрами.

Одним из стимулов развития ведомственного архивного дела явилось проведение республиканского общественного смотра архивов в 1964 г. Тогда решением регионального правительства была создана республиканская комиссия в составе 11 человек, во главе с заместителем Председателя СМ БАССР Р.Х. Миграновым [5].

Общественный смотр проходил с октября по декабрь 1964 г. Согласно условиям проведения смотра, его участники должны были: обеспечить правильную постановку делопроизводства; иметь помещения под архивохранилища или специальные шкафы для хранения документальных материалов; в организациях, которые не имели штатных архивистов, должны были назначить ответственного за архив; создать экспертную комиссию и проводить экспертизу ценности документов, отложившихся по 1963 г.; представить в АО паспорт архива и карточки фондов [7, лл. 50-51].

Архивисты уже имели опыт проведения таких мероприятий, но они имели не общереспубликанский, а отраслевой характер. В 1962 г. Архивный отдел совместно с Башкирским совнархозом проводили смотр организации делопроизводства и архивного дела в подведомственных совнархозу организациях. По ее итогам выпустили информационно-методический бюллетень «За образцовую постановку архивного дела», где кроме материалов о проведении смотра, поместили статью о ЦГА БАССР, обзор хранящихся в республиканском архиве документальных материалов, информацию о работе лучших ведомственных архивов и консультации по архивному делу. Бюллетень был издан 1000 тиражом и разослан по всем ведущим учреждениям и крупным предприятиям [4, л. 73]. В Советском Союзе проведенный Архивной службой Башкирии общественный смотр ведомственных архивов стал новшеством. Так, в январе 1964 г. Архивное управление при СМ Эстонской ССР в порядке обмена опытом запросил АО при СМ БАССР выслать на временное пользование материалы, касающиеся общественного смотра архивов предприятий, организаций, учреждений Совнархозов Башкирской АССР [9, л. 2].

Импульсом к развитию архивного дела на селе стало проведение нескольких общественных смотров архивов колхозов и совхозов, организованные АО совместно с Министерством производства и заготовок сельхозпродуктов. Один из таких смотров проходил с 1 августа по 15 сентября 1966 г. В смотре участвовали 607 колхозов и 70 совхозов [11, л. 47]. Итоги смотра показали, что документальные материалы во многих колхозах за 30-40 гг. сохранились лишь частично, а некоторые из них в период неоднократных реорганизаций районов были утрачены полностью. К моменту смотра из 760 сельских и поселковых Советов привели в порядок архивные документы – 321, из 607 колхозов – 171 [10, л. 105].

Общественный смотр архивов сельской местности выявил необходимость внедрения в их работу новых правил, инструкций, памяток и.т.д. Так, Министерством сельского хозяйства БАССР было разработано «Типовое положение об архиве колхоза», которое активно использовали хозяйства республики. Кроме того, во многих сельскохозяйственных предприятиях начали вводить штатных архивистов по совместительству, с оплатой 60-70 рублей в месяц. Новаторами в этом деле стали передовые хозяйства Стерлибашевского и Кугарчинского районов. К концу 1967 г. из 648 колхозов республики в 123-х были введены должности архивистов [12, л. 23].

Каждодневный и упорный труд архивистов способствовал улучшению архивного дела в ведомствах. К середине 1960-х гг. архивные материалы 346 учреждений состоящих в источниках комплектования ЦГА, были приведены в порядок. Наилучшие архивы были организованы в Объединении «Башнефть», Статистическом управлении, Башкирском профсоюзном совете, Белорецком сталепроволочноканатном производстве, Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, Башкирском геологическом управлении, Стерлитамакском содовоцементном комбинате, Уфимском паровозоремонтном заводе. Обзавелись новыми помещениями архивы Ново-Уфимской швейной фабрики, Уфимского государственного нефтяного института, Уфимского хлопчатобумажного комбината, Красноусольского стекольного завода. К сожалению, документальное наследие около 120 учреждений оставались неупорядоченными. На предприятиях Башнефтепромстрой и Стерлитамакстрой, в институте Башгипрооргпромстрой, Башкирском научно-исследовательском институте по строительству, Башкирском сельхозинституте архивы не были организованы. Как указано в отчете заведующего Белорецким городским архивом, в Белорецком металлообрабатывающем заводе «весной работники завода в этот архив не могут попасть, так как он до половины залит водой» [8, л. 17]. Находились в беспорядке документальные материалы бывшего Министерства сельского хозяйства БАССР, которые хранились в Министерстве производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов. Администрации некоторых учреждений, организаций и предприятий не придавали должного значения обеспечению сохранности, упорядочению и учету документального наследия.

Таким образом, в 1960-е гг. ведомственные архивы Башкирской АССР получили качественное развитие, что стало возможным в результате внедрения в их работу, прежде всего, новых нормативных актов. Региональное правительство ежегодно принимало адресные решения по архивному делу, которые дали положительную динамику в сохранности архивов. Башкирские архивисты одним из первых в СССР начали проводить общественные смотры ведомственных архивов, которые заинтересовали архивистов даже союзных республик. Несмотря на положительную тенденцию развития ведомственных архивов, еще оставались проблемные участки, которые сводились обеспечению помещениями архивов и кадрами. В конечном итоге, все это отразились в социально-правовой защите граждан, в сохранности и научном использовании архивного документального наследия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурангулов Б.В. Архивная служба Башкирской АССР в 1960-е гг. // Отечественные архивы. 2015. №6. С. 16 – 21.
2. Бурангулов Б.В. Организация архивного дела в Башкирской АССР в послевоенные годы (1945-1956) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №9-2. (59). С. 35-37.
3. Доклад руководителя Федерального архивного агентства, доктора исторических наук А.Н. Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива 28 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: // http://archives.ru/reporting/report-artizov-2013-kollegia.shtml.
4. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. 564. Оп. 1. Д. 620.
5. НА РБ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 628
6. НА РБ. Ф. 933. Оп. 9. Д. 1720
7. НА РБ. Ф. 933. Оп. 9. Д. 1830
8. НА РБ. Ф. 1422. Оп. 1. Д. 275
9. НА РБ. Ф. 1422. Оп. 1. Д. 282
10. НА РБ. Ф. 1422. Оп. 1. Д. 296
11. НА РБ. Ф. 1422. Оп. 1. Д. 303
12. НА РБ. Ф. 1422. Оп. 1. Д. 324
13. Основные правила работы ведомственных архивов. М., ВНИИДАД, 1985.
14. Основные правила работы архивов организаций. М., ВНИИДАД, 2002.
 



© 
Б.В. Бурангулов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru