viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.М. Махмудова,  (Д.филол.н., профессор, Дагестанский государственный университет)

М.М. Уружбекова,  (К.филол.н., доцент, Дагестанский государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # ОКТЯБРЬ  2016

Дагестанские языки
Статья посвящена способам выражения главного принципа языковой философии дагестанских языков - антропоцентризму, который лежит в основе основных грамматических категорий - категории грамматического класса и категории склонения.

Ключевые слова: Дагестанские языки, Языковая философия, Система падежей, Грамматический класс, Антропоцентризм.

 

Антропоцентризм как объект философии привлек внимание ученых еще в эпоху Возрождения, когда человек был признан центром мироздания, его главным объектом, с точки зрения которого воспринимается  сам мир и все явления в нем [1]. Антропоцентризм позже становится  предметом внимания как отечественных, так и зарубежных лингвистов, так как язык  - это, по сути, отражение восприятия человеком внешнего мира. Теория антропоцентризма в лингвистике была выдвинута В. Фон Гумбольдтом, который обосновал термин языковое мировидение [2].

Интересные данные по языковой картине мира предоставляют дагестанские языки.

Дагестанские языки являются эргативными, то есть  имеют  в своем склонении падеж, призванный выразить активность того субъекта, который производит действие, - агенса. Именительный (номинативный) падеж в них выражает пассивного  в волевом отношении деятеля, эргативный (активный) - активного в волевом отношении деятеля,  дативный (падеж чувственного восприятия) же падеж обозначает субъекта, испытывающего физическое или эмоциональное воздействие. Данная система падежей имеется во всех дагестанских языках и представляется языковому сознанию настолько важной, что в тех языках, где эргативный падеж не образовался (лакский, цахурский), семантика активного деятеля все равно выражается средствами имеющихся в языке падежей, в данном случае генитива.

Например:  ни  один из примеров (рутульский язык) -

Зы йахыр  а "Я бегу",
Зы йирхьара а "Я иду",
Зы  телесых и "Я спешу"

языковая  философия не считает активным, -  субъект в них выражен именительным падежом, что говорит о его пассивности для языка.

В других примерах -

За кьатI гьыъыри "Я сломал",
Ва китабыр лебшура а  "Ты берешь (покупаешь) книги ",
Ва гьухьуси   "Ты споешь (скажешь, расскажешь)"

субъект оформляется в эргативном падеже, имеющем сематику активного деятеля - агенса.

Субъект, испытывающий физические или эмоциальные ощущения, в дагестанских языках оформляется в дативном падеже -

Зас йигара   "Я люблю, хочу",
Зас гичIере  "Я боюсь",
Зас гьацIара "Я знаю".

Дативным падежом оформляется субъект, который  подчиняется внешним обстоятельствам, испытывает внешнее воздействие, никак не зависящее от его воли. В этом плане интересно, что языковая философия и семантику "любить", и семантику  "знать" мыслит в одном ряду с чувствами, не зависящими от самого человека.      

Таким образом, в дагестанских языках роль человека подразделяется на несколько форм: активная в волевом отношении, пассивная в волевом отношении и выражение чувственных восприятий человека.

В системе склонения  роль человека выражается обобщенно, без различия мужчин или женщин.

Однако в дагестанских языках  социальная роль мужчин и роль женщин не смешивается, выражаясь разными грамматическими категориями. Имя существительное имеет категорию грамматического класса, в которой имена, обозначающие мужчин, женщин, животных и неодушевленные предметы, относятся к разным классам. И употребление имен мужчин с экспонентом женского класса является большим оскорблением для мужчины. А употребление женщин с классным показателем мужского класса - особое уважение к женщине, своего рода возведение ее в высший ранг. Если же имена, обозначающие мужчин или женщин, сопровождаются в морфологии экспонентом класса животных, это является проявлением неуважения,  преднамеренного их уничижения.

В аварском и некоторых диалектах даргинского языка новорожденного тоже относят к классу животных, - язык еще не считает его человеком. И только по достижению  года ребенок получает экспонент своего класса.

В лакском языке  незамужняя девушка  относится к классу животных до тех пор, пока не выйдет замуж. И только после замужества получает право иметь экспонент женского класса. Но если она начала официально работать, она возвращается в класс животных. То есть для языковой философии девушка становится настоящей женщиной только в браке, не вышедшая вообще замуж навсегда остается в классе животных. 

Категорию классов в дагестанских языках принято считать затухающей.

В лезгинском и агульском языках нет грамматических классов; сравните в лезгинском -

Диде фена "Отец пошел",
Буба фена  "Мать пошла",

где в глаголе нет никаких классных показателей. В дагестановении имеется точка зрения, что классное подразделение здесь было в историческом прошлом, но с развитием языка оно начало затухать и в современном лезгинском языке имеются окаменелые показатели классов.

Однако при полевом исследовании выясняется, что лезгины, плохо знакомые с данной точкой зрения, простые обыватели, не допускают глагола атана для мужчин. Они сразу поправляют, что глагол атана  может относиться только к женщинам, когда о мужчинах следует сказать атан (даже атан):

Руш атана    "Девушка пришла",
Гада атан   "Мальчик пришел",

Данный пример показывает, что категория классов в лезгинском языке не исчезла, а наоборот - находится еще в зачаточном состоянии.

В табасаранском языке два класса - класс мужчин и класс всего остального - сюда входят слова, обозначающие женщин, животных и все остальное. То есть здесь наблюдается первый этап выделения имен, обозначающих мужчин, из остальных имен - имен всего сущего в мире. На этом этапе роль мужчины выделяется, предпочитается всему остальному.

В аварском и даргинском три класса - класс мужчин, класс женщин и  класс, куда входят все остальные имена существительные. На наш взгляд, это второй этап в развитии классов, когда имена мужчин уже выделились, а имена женщин язык не может оставить среди животных и неодушевленных имен. И на этом этапе возвышается роль женщин, класс женских имен выделяется в отдельный класс. Сравните в даргинском:

Дудешли урши уциб "Отец схватил сына",
Дудешли рурси руциб  "Отец схватил дочь",
Дудешли кьяца буциб  "Отец схватил козла".

В рутульском и цахурском языках  наблюдается дальнейшее развитие категории класса - здесь в отдельный класс уже выделились имена мужчин, имена женщин, а имена животных также  выделяются из имен неодушевленных предметов:

Диде дух хакьыри "Отец схватил сына",
Диде рыш харкьыри "Отец схватил дочь",
Диде ц1ии хывкьыри "Отец схватил козла",
Диде къат хакьыри "Отец схратил камень".

В рутульском языке весьма часто имена мужчин и неодушевленные имена имеют один и тот же экспонент  в классе, что наводит на мысль, что здесь вначале выделился класс женщин, а отсюда - вспоминается эпоха матриархата, которая могла иметь место. Рутульский язык, на наш кзгляд, предоставляет примеры, заставляющие предположить, что распределение имен по классам здесь продолжается: многие имена, обозначающие некоторые виды деревьев (хик "орех", эч "яблоня", нуькIруьх "сосна" (3 класс);  маIхв "дуб", хыд  "липа",  гьуIх "береза" (4 класс), полезные травы, правильной формы камни, могущие пригодиться в хозяйстве и т. п., относятся к третьему классу - классу животных, тогда как некоторые  птицы, насекомые, некоторые пресмыкающиеся относятся к четвертому классу - классу неодушевленных предметов. К третьему классу относятся и названия планет.

И интересно, что носители языков с четырехклассной системой интуитивно относят неологизм или новое заимствование к одному и тому же третьему или четвертому классу - телевизор, симка, флешка, компьютер - третий класс, а  роултер  - четвертый класс. И, как показывал наш эксперимент, ни один носитель рутульского языка здесь не ошибался, хотя нет никаких нормативных словарей, никаких консультантов в этом вопросе.

На наш взгляд, процесс образования классов, распределения имен по классам в дагестанских языках  еще не завершен - это не затухающая категория, а категория, активно образующаяся, весьма актуальная для выражения антропоцетризма в языках. Тот факт, что в четырехклассных языках нет четко установленных правил распределения имен по классам, может быть свидетельством того, что становление категории классов продолжается - следующим этапом может быть появление пятого класса, куда войдут все бесполезные  вещи и насекомые.

В дагестанских языках принцип антропоцентризма является определяющим как для системы склонения, так и для категории грамматического класса, четко выделяющего главенствующую роль мужчины в языках, после которой важна роль женщины, затем роль животных, после которой следует роль полезных для человека растений и животных и т.д. А неполезные неодушевленные и вредные или бесполезные насекомые и птицы относятся к четвертому классу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходе к языку//Вопросы языкознания. 1993, № 3. C. 21-22.
2. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию (перевод с немецкого). М., 2001.
3. Кибрик А. Е. Константы и переменные языка.С.-Петербург, 2003.
4. Махмудова С. М. Морфология рутульского языка. М., 2001.
5. Мусаев М.-С. М. Дарган мез. Махачкала, 2014.
6. Чикобава А. С. Введение в иберийско-кавказское языкознание. Тбилиси, 2010.
7. Элементы цахурского языка в типологическом освещении (ред.-сост. А. Е. Кибрик). М., 1999.
8. Антропоцентризм в языке и речи. СПб., 2003.
 



© 
С.М. Махмудова, М.М. Уружбекова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru