viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Би Цзюньжу,  (Аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Серия «Гуманитарные науки» # ОКТЯБРЬ  2016

Концепция
Определение роли женщины и понимание «женственности» в процессе развития общества рассматривается неоднозначно, потому что в объяснениях и истолкованиях «женственности» проявляется воспринятое снижение социального и культурного статусов женского пола, рассматриваемых как культурный второстепенный феномен. В данной статье автор сопоставляет концепции женственности в разных культурах. По мнению автора, общие черты сходства определений женственности прослеживаются на женских образах в литературных произведениях.

Ключевые слова: Концепция, женственность, культура, литературное произведение.

 

Толковый словарь Ожегова содержит определение «мужественности» — это выраженные физические и психосексуальные качества мужчины: сила, стойкость, присутствие духа, храбрость и др.[1]. А «женственность» характеризуется свойствами, присущими женщине (мягкость, нежность, изящность и др.). Иероглиф ''нюй'' в китайском языке употребляется либо в качестве имени существительного, либо в качестве прилагательного. Этот иероглиф обозначает не только женский пол, еще и роли жены, дочери.

Поиском смысла «женственности» заняты ученые, работающие в разных научных областях. Среди них и литературоведы, которые занимаются анализов женских типов в художественном произведении.

Говоря о значении категории «женственности», люди первым делом вспоминают обыденное значение этого слова. «Женственность» связана, прежде всего, с женским полом, который является более нежным и слабым по сравнению с мужским полом. В связи с такой интерпретацией общего свойства женского пола женщина играет роль только лишь исполнительницы воли мужчины во многих культурах.

В объяснениях и истолкованиях «женственности» проявляется воспринятое снижение социального и культурного статусов женского пола, рассматриваемых как культурный второстепенный феномен. Стереотипное понимание женственности явно связано с гендерным неравенством.

Причина возникновение гендерного неравенства представляет собой порожденные различия между мужчинами и женщинами. Как отмечает Дж.Дж.Фрэзер, «у первобытных народов, занимающихся земледелием, широко распространено правило, что мужчины выполняют тяжелую работу по расчистке земли для возделывания, а более легкая задача обработки почвы, посева, посадки и сбора урожая отводится женщинам»[2.С.321]. Несмотря на то, что их роли в обществе меняются, различия между двумя полами остаются неизменными.

Определение роли женщины и понимание «женственности» в процессе развития общества рассматривается неоднозначно. Понятие «женственности» не всегда полностью соответствует общепринятой функции «женского пола» при обращении к более широкому контексту этого понятия.

Некоторые ученые считают, что социальный конструкт женственности представляет собой социокультурную категорию. В.Н.Кардапольцева подчерикивает в исследовании «Женственность как социокультурный конструкт», что «аксиомой в настоящее время можно считать положение, что различия по признаку пола не заданы и не закреплены природой; они осуществляются человеком, изменяются и формируются (конструируются) вместе с культурой в процессе социализации, являясь культурным и социальным конструктом»[3.С.60].

Однако, несмотря на различные толкования «женственности», немало научно-исследовательских работ показывает, что образ женщины и ее характеристики, как правило, ассоциируются с природным началом, то есть с тем, что сильный пол стремится завоевать, пленить и контролировать. В матриархальном обществе люди уважают женщину. В то время женщина пользуется всеобщим уважением, потому что она способна к деторождению.

Репродуктивные функции женщины сближают ее с образом природы, вследствие этого положительные свойства женщины связывают с внешней привлекательностью, кротостью, несамостоятельностью, послушанием при условиях патриархального уклада. С упадком матриархального общества женщины в древнекитайской феодально-патриархальной системе живут в зависимости от мужчины.

В китайском феодально-патриархальном обществе женщина лишь выступает в качестве дочери, сестры, жены и  матери, поэтому в древнекитайских литературных произведениях женский образ обычно имеет положительные качества, соответстсвующие ее общественными ролями.

Первоначальное воображение материнского начала обнаружено в мифах. В древнекитайских мифах существуют два типа богинь. Первый тип богини называется ''богиней-матерью''. Образ богини-матери связанный с силой природы и началом человечества. Нюйва, Лэйцзу, Сихэ принадлежат к данному типу. Они отличаются от других причиной рождения ребенка и мифологическими происхождениями супругов. Второй тип богини — это ''богиня-колдунья''. Богиня, которая находится в том числе, либо владеет какой-то магией, либо является защитником простого народа. Например, Цзинвэй и Яоцзи относятся к типу ''богини-колдуньи''. Очевидно, что всякие положительные качества, казалось, в данные образы соединились: материнская любовь, душевная прелесть, смелость и ум.

В истории России женщины и мужчины испытывали на себе суровые условия и испытания войны. На протяжении многовековой истории войны часто происходили на территории России. Победа и поражение в войне так же связаны с женщиной и ее судьбой, как и с мужчиной.

Положение женщины в верованиях и представлениях Древней Руси не всегда было таким. Но христианство, являясь преобладающей ветвью вероисповедания древнерусского государства, воспринимало женщину довольно противоречиво.

Если обратиться к работам, в которых поднимаются вопросы положения женщины в христианстве (С. Вербицкий, Б. Романов, Д. Эдит и др.), то в целом можно понять, что патриархальный характер общественных отношений долго не испытывал сомнений: религиозное право и институты выступали в качестве стража правил патриархального мироустройства. В религиозных верованиях эпохи Средневековья в поведении женщины одобрялись смирение, самопожертвование, доброта, милосердие и т.д.

В Библии Ева впала в искушение и уговорила Адама съесть запретный плод, вследствие чего человечество оказалось изгнано из Эдема, и первородный грех передавался из поколения в поколение. Но в этой традиции истинной женщиной была не только Ева, сорвавшая запретный плод, но и Дева Мария, Великая Праведница, которая молилась за прощение грехов человека. По убеждению Н.А. Бердяева, в православии «Богородица идет впереди Троицы и почти отождествляется с Троицей. Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы, чем Христа. Христос – Царь Небесный, земной образ Его мало выражен»[4.С.34]. После Крещения Руси русский народ почитал Богородицу как Хранителя.

Испокон веков несмотря на разницу определения роли женщины в русской культуре разных эпох, представление о женщине связывалось с материнством. Ее роль—хранительница домашнего очага. Одновременно она также являлась опорой семьи, поддержкой работы мужчины. Кроме того, в ее характере проявлялись такие черты, как сострадательность, милосердие и самопожертвование. Это так называемые предписанные гендерные роли женщины и социокультурные конструкты женского пола.

Хотя в XVII веке еще существовали крепкие старые нормы общества, но в то же время также происходило их нарушение, в связи с этим XVII век часто называют переломным. Женщина постепенно становилась объектом изображения в литературе как раз начиная с этого времени. Затем в XVIII веке русские писатели показывали свои представления о «женственности» в самом широком значении: девочка, девушка, мать, хозяйка, чадолюбка, смиренница. Одновременно, женщина постепенно стала неуправляемой, деловитой и самоуверенной. Активная салонная жизнь—это важный признак начала XIX века. Отношение между родителями и детьми не осталось без изменения. Новый тип женщины возник на исторической сцене в 30-40 годы XIX века. Социальная подвижность женского пола в русском образованном обществе, начиная с конца 50-х годов XIX века, принято называть эмансипацией. Значительную роль в развитии женского самосознания сыграл западный феминизм, который распространился в ходе европеизации российского общества. В середине – второй половине XIX века началось широкое движение русских женщин за равноправие, которое выразилось в борьбе за доступ к образованию, за право на профессиональный труд.

Гендерный стереотип дореволюционного периода представлял, как положительный образец сильного доминирующего мужчину и слабую, несамостоятельную женщину. В советском обществе уравнение женщины в правах было одним из самых очевидных лозунгов революции и в то же время утопией. В обыденной жизни женщина обгоняла мужчину в труде и социальном статусе. Женственность, связанная с новой жизненной позицией, появляется именно в постсоветское время.

Несмотря на то, что концепции «женственности» в контексте русской и китайской культур отличаются друг от друга. Но очевидно, что в традиционных представлениях о женщине проявляются общие женские специфики, т.е. нежность, доброта, чадолюбие, самопожертвование. Можно сказать, что данные специфические черты являются важными критериями типологизации женских образов, изображенных в литературных произведениях.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/1686
2. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Новые плоды (исследование магии и религии)/ Пер.с англ. А.П.Хомика.- М.:Академический проект, 2014.
3. Кардапольцева В.Н. Женственность как социокультурный конструкт. http://refdb.ru/look/1873998.html.
4. Бердяев Н.А Русская идея. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2013.
 



© 
Би Цзюньжу, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru