viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Г.К. Гусев,  (Преподаватель, Московская государственная академия хореографии)

Серия «Гуманитарные науки» # ОКТЯБРЬ  2016

Дуэтный танец
Обучение партнерской и воздушно силовой поддержке является обязательным элементом профессиональной подготовки будущих артистов балета. В статье рассматривается эволюция возникновения данного элемента дуэтного танца в практике обучения студентов хореографических отделений. Анализ сложившихся подходов обучения показал, что, не смотря на накопленный богатейший опыт в методике обучения дуэтному танцу, нет четко сформулированного определения понятия «партнерская поддержка», существуют не реализованные возможности применения вариативного подхода при обучении будущих артистов балета партнёрской и воздушно силовой поддержке.

Ключевые слова: Дуэтный танец, обучение партнерской и воздушно силовой поддержке, профессиональная подготовка артистов балета.

 

Нельзя не согласиться с мнением множества исследователей и поклонников классического танца, что «сложившаяся на протяжении веков система отечественного образования в области искусств, в том числе и балета, - это национальное достояние России, наша гордость и слава» [4,с. 7]. Однако социально-экономические и политические изменения России в начале XXI века отрицательно сказались на системе подготовки будущих артистов балета. Поэтому современная политика государства характеризуется осторожным реформированием системы подготовки специалистов в области искусства балета. Нами не случайно, использовано слово «осторожно», так как неумелое внедрение новаций, на наш взгляд, в сложившуюся веками школу русского балета, может привести к разрушению традиций и потере конкурентного места среди выпускников школ мира.  В настоящее время предпринимаются стратегические решения для более эффективной подготовки кадров, обеспечения их конкурентоспособности в условиях современной глобализации. Совершенствование работы в данном направлении в масштабе страны начато с формирования законодательной базы. Так, анализируя ГОС ВПО[1] и ФГОС ВПО[11], мы можем наблюдать смещение акцентов со знаниевых подходов в сторону подходов подготовки артистов балета, владеющих вариативным мышлением и исполнительскими навыками, обладающих творческим мышлением, позволяющим «синтезировать и интерпретировать художественную информацию для выработки собственных суждений, <…> стилизовать под определенные принципы создаваемое или реконструируемое произведение, <…> сочинять качественный хореографический текст» [11]. Очевидно, что реализации намеченных и регламентированных ФГОС ВПО и  ФГОС СПО изменений в области подготовки артистов балета, требует поиска педагогических и творческих ресурсов, новых образовательных подходов.

И все же, нам бы хотелось подчеркнуть, что балетное искусство, как хрустальный Грааль, зиждется на вековых традициях, без учета которых невозможно создавать новые шедевры  театрально-балетного искусства.

Рассматривая проблему обучения студентов, будущих артистов балета, дуэтно-классическому танцу, а в частности технике исполнения партнерской и воздушно-силовой поддержки, нельзя не согласиться с А.Н. Шелемовым, что в настоящее время «нет теоретических исследований по проблеме становления дисциплины «Дуэтно-классический танец», и методики обучения поддержкам. Согласно архивным данным и работам исследователей только в конце XVII века появляется курс дуэтного танца (курс поддержек»), до данного времени поддержкам учили «рука в руку, нога в ногу» [12]. Однако, данный курс не являлся полноценной специальной дисциплиной для будущих артистов балета: «…тут все возлагалось на силу кавалера; от дамы требовалось, едва держась за кавалера, стоять на одной ноге на пальцах, то есть приобретать aplomb. Большей частью нас перебрасывали от кавалера к кавалеру или подбрасывали вверх. (Наши кавалеры ученики называли это: “бросание арбузов”.) По сравнению с современным классом поддержки, где ловкостью учениц и учеников и их достижениями поражаются все присутствующие на экзамене, а в дальнейшем и на сцене, мы мало что приобретали» [13,с. 41].

Известно, что середине 20-х гг.XIX в. «Петр Гусев начал вести в училище класс акробатической поддержки. Включив элементы уроков Гусева в классический тренаж, Мунгалова стала учить акробатике девочек. Был введен в училище и курс физкультурного тренажа: ученики делали всевозможные кульбиты, фордершпрунги, ходили на руках, вниз головой. И хотя это начинание не прижилось, оно отразило серьезность происходивших в балете метаморфоз» [3, с. 63-64].

В этот период пока наблюдается отсутствие программ и какого-либо методического руководства. И только в 1928 г. впервые появляется «Учебный план и программы ЛГХТ» в виде брошюры под редакцией И.И.Соллертинского, в котором раскрывается программа восьмилетнего курса классического танца. В данной работе  впервые предпринимается попытка систематизации упражнений и изложения целей каждого года обучения [10]. Практически одновременно выходит программа по классическому танцу, автором которой был В.Д.Тихомиров. Тогда  были составлены программы и по характерному танцу, мимике, гриму, ритмике, фехтованию, а также учебно-сценическая практика, где факультативно присутствовал и дуэтный танец.

«Учебный план и программы ЛГХТ», программа В.Д. Тихомировой и, самое главное,  накопленный исторический опыт исполнения приемов дуэтно-классического танца, известнейшие дуэты из балетов первой  половины XX века («Ледяная дева», «Красный мак», «Дон Кихот», «Саламбо» и др.), обогатившие лексику дуэтного танца не только обострили вопрос необходимости обучения  основам дуэтного танца, но потребовали  систематизации знаний области обучения дуэтно-классическому танцу.

В годы первых пятилеток, преподавание специальных дисциплин проходит под знаком повышения уровня теоретических и исполнительских знаний учащихся в балетных учебных заведениях. В связи с этим в хореографическом училище впервые вводится  «Класс поддержки», который сразу приобретает первостепенное значение, где ученики получают необходимые знания основ «парного классического танца», изучая приемы и технику разнообразных поддержек. Кроме того, помимо других предметов, включается в программу обучения и «Класс пальцев для девочек». Известно, что «с 1931 года началось преподавание дуэтного танца, первым педагогом которого стал Б. В. Шавров» [3, с.78] и  «курс поддержки уже пишется» [10, с. 7].

В годы Великой Отечественной войны работа была приостановлена, но уже в 1948 г. на базе Московского хореографического училища создается специальный центр научно-исследовательской и методической работы в области хореографического образования, что означало единство в обучении артистов балет по единым программам. В 1950 году вводятся два цикла обучения с 9-летним и 6-летним обучением  для особо одаренных детей из самодеятельности, не успевших вовремя поступить в хореографическое училище. Формируется структура уроков по дуэтному танцу, тематические планы, определяются  цели и задачи обучения - сначала изучаются отдельные приемы поддержки, затем ставятся учебные этюды или композиции парного классического танца, а затем разучиваются дуэтные отрывки из балетов.

В 1962 г. выходит в свет первый учебник по дуэтно-классическому танцу Б. Собинова, К. Суворова «Поддержка в танце», в которой  разбирались «элементы акробатической поддержки, давалась ее классификации по основным типам и предлагалась методика обучения»[7, с. 3].  Авторы, раскрывая классификацию поддержек,  понимают, что отсутствует терминологический аппарат, в следствии чего, ими «для описания акробатических поддержек < … >  частично используется терминология, употребляемая при описании гимнастических упражнений» [7, с. 19].

Кроме того, Б. Собинова, К. Суворова указаны требования к физической подготовке воспитанников. Так, например, «занимающиеся хореографией должны < … > уметь бегать на коньках и лыжах» [7, с. 125], не должны быть младше 18 лет, так как «до восемнадцатилетнего возраста организм юноши находится в состоянии интенсивного роста и формирования. Поэтому нагрузка, которую испытывает партнер, держащий партнершу при исполнении воздушной поддержки, нежелательна» [7, с. 69].

Позднее, в 1969г., выходит книга Н.Н. Серебренникова, предназначенная для преподавателей  профессионального хореографического учебного заведения «Поддержка в дуэтном танце», которая и в настоящее время является настольной книгой для преподавателей дисциплины «Дуэтно-классический танец». Н.Н. Серебренников в своем труде  пишет: «Автор взял труд объяснить технику поддержки в дуэтном танце, описать экзерсисы, дать общие методические указания и практические советы, на примерах уроков определить задачи преподавателя на каждое полугодие трехлетнего срока обучения. Упражнения (экзерсисы), вошедшие в предлагаемую книгу, распределены по степени трудности и по классификации приемов поддержки. Преподаватель в соответствии с программой курса, т. е. от года обучения, отбирает нужные элементы и. предельно их «варьируя», включает  в учебный процесс» [5, с.7-8]

В книге, как и в программах, после нее написанных, обосновываются основные положения, элементы дуэтных поддержек для учебных уроков из классических балетов или, как мы сейчас говорим,  балетов советского периода, концертных балетных номеров известных балетмейстеров. Творческий опыт Ю.Н. Григоровича, О.В. Виноградова, И.Д. Бельского, В.И. Вайнонена, Л.М. Лавровского, Л.В. Якобсона, К.Я. Голейзовского и многих других деятелей балета аккумулировался в учебных принципах и подходах преподавания дуэтно-классическому танцу. Из «взрослых» дуэтов этих балетмейстеров взяты только необходимые для обучения приемы поддержки не только с точки зрения техники и эстетики, но и сточки зрения, как писалось выше, безопасности 15-16- летних учеников. Приемы поддержки за талию, за одну или две руки, «смешанная» поддержка, падающие положения партнерши, подготовка, а  затем само исполнение tours – все это стало основой обучения дуэтно-классического танца  при подготовке будущих артистов балета.

Групповые  поддержки, перебросы партнерши от одного партнера к другому, многие силовые поддержки и переходы остались за рамками основной программы, но описаны в книге и показаны в учебном фильме, созданном на ее основе. Н.Н.Серебренников предлагает подобные поддержки изучать факультативно. Это логично, т.к. возраст и физические возможности учащихся, ставших на один год моложе, всегда будут корректировать работу над поддержками повышенной сложности. Из этого следует, что только отдельные ученики смогут освоить всесторонний объем знаний по дуэтно-классическому танцу, который был возможен при 9-летнем обучении для почти всех.

Н.Н.Серебренников пишет и дает рекомендации, как приспособиться и обучить дуэтному танцу максимально эффективно и безопасно. На практике показывать приемы исполнения  партерной и воздушной поддержки; периодическая смена партнеров; медленный темп музыки на 1 году обучения и, как следствие, небольшие по тактам комбинации; эстетика исполнения поддержек; этика поведения партнеров во время урока; анализ приемов поддержки.

Перед Н.Н.Серебренниковым стояла титаническая задача описать все основные элементы дуэтного танца из классического наследия, проанализировать специфику процесса и условий обучения этой дисциплине и дать практические рекомендации на будущее,   которую он блестяще выполнил. Под словом «элементы» имеется в виду все разнообразие приемов исполнения движений дуэтного танца, возможные ошибки и принципы их исправления, переходы из одной позы в другую, условия работы партнера и партнерши и многое другое. Фрагментарно автор описывает некоторые хореографические переходы из одной поддержки в другую различными вариантами, но, к сожалению, не акцентирует внимание на необходимости обучать воспитанников различным вариантам хореографических переходов. Автор относится к этим хореографическим переходам из поддержки в поддержку только как к историческим фактам, как к элементам лишь полезным для учебы. Так, например, в анализируемой книге  в главе «Различные переходы с плеча в позу «рыбка» и позы «рыбка» на плечо» - «Перевод ученицы с плеча в позу «рыбка» ученица сидит на правом плече ученика. Его левая рука сдвигается к ее правому боку, охватывая талию. Правая, скользя по правому бедру, охватывает его. В это же время ученица, вытянув правую ногу, проводит ее через I позицию и принимает позу “рыбка”, лицом к точке 7.

Такой прием поддержки изучается и с поворотом ученика на месте на 3600. Техническая сторона невидима зрителю, т.е. перемена позы происходит в тот момент, когда ученик находится спиной к точке 1»[5, c.88].Как видно из примера вторая поддержка такая же по технике исполнения, только ученик делает поворот на 3600, и, судя по тексту, может изучаться, а может и не изучаться, т.к. прием исполнения был изучен в первой поддержке. Но ее рекомендуется изучить, т.к. поворот ученика на 3600 скрывает техническую сторону поддержки от зрителя. Автор ясно указывает нам о цели второй поддержки – скрыть технический прием от зрителя, т.е. сделать поддержку красивой.

При этом вторая поддержка с поворотом на 3600 является развитием технического мастерства партнеров, и в тоже время не противоречит идее автора, скрыть техническую сторону процесса поддержки.

Для полноты доказательства можно добавить к предыдущим примерам поддержек еще один, где партнерша при переходе в позу «рыбка» проводит правую ногу не через I позицию, а через grand rondе назад. Если соединить все три поддержки в одной комбинации, получится комбинации. На практике будет лучше, если эти варианты  перехода с плеча в “рыбку” изучать отдельно, последовательно изменяя этот хореографический переход на уроках, не меняя комбинаций, внутри которых он находится.

«Нельзя не отметить и то, что учебник хорошо оформлен. Более ста рисунков Ю. Мальцева, иллюстрирующих приемы выполнения той или иной поддержки, являются прекрасным дополнением к методическим объяснениям. В приложении представлена серия фотографий «поддержек в дуэтном танце, рекомендуемых для включения в учебный процесс и сценическую практику» и рисунки поддержек, рекомендуемых для изучения» [13,с.124].

Таким образом, учебник Н.Н. Серебрянникова «положил начало большому разговору о дуэтном танце, продолжением которого стали книги и статьи об истории дуэтного танца, о методике его преподавания и путях развития, об эстетике хореографического дуэта» [5, с. 144]. Действительно, прошли десятилетия с момента выхода данного издания, которое, несомненно, легло в основу написания многих учебных программ по дисциплине «Дуэтно-классический танец». В связи с чем, мы посчитали важным выяснить какова же методика обучения поддержке, изменилось ли содержание программ по дуэтно-классическому танцу, а также выяснить, как обучают поддержкам практикующие педагоги-балетмейстеры.

И так, анализируя учебные программы, разработанные и применяемые в учебном процессе в период с 1975 по 2015 гг., мы сформулировали ряд выводов:

    1. При разработке программ авторы, как правило, не раскрывают содержание таких понятий как «дуэт», «дуэтно-классический танец», «поддержка»,  «партнерская поддержка» и «воздушно-силовая поддержка». Существует лишь крайне незначительное количество учебных (рабочих) программ, в которых авторы обращают внимание на содержание данных терминов. Например, в программе И.Н. Толстых, Г.Н. Грищук под «дуэтом» понимается «танец, наполненный чувством, смыслом, содержанием, иногда он является сюжетным звеном, двигающим интригу спектакля»[9].

Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время нет систематизированного исследования данных понятий. Содержание терминов «дуэт», «дуэтно-классический танец», «поддержка»,  «партнерская поддержка» и «воздушно-силовая поддержка» либо авторами исследований в области классического танца не раскрываются, либо используются определения данных понятий, сформулированные Н.Н. Серебрянниковым с различными разночтениями.

В этой связи, мы посчитали важным сформулировать определения данных понятий. С этой целью мы воспользовались, правилами, установленными в науке логике, т.е. формирование определений через указание ближайшего рода и видовых отличий [8].

Так, при анализе понятий «дуэт» и «дуэтно-классический танец» нами установлено, что слова «дуэт»  - два имеет итальянские (duetto) и латинские (duo) корни, и первоначально использовалось для описания музыкального или песенного исполнения. В настоящее время приобрело более широкое применение (танцевальный дуэт, хоккейный дуэт и др.) и обозначает «пару, действующую согласованно для достижения единой цели»[6].  Для формулирования определения «дуэтно-классический танец» мы уточнили содержание понятия «классический танец»: «система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы»[14].

Обобщая выше сказанное, нами сформулировано определение понятия «дуэтно-классический танец»:

дуэтно-классический танец  - это парный танец, состоящий из согласованной системе выразительных средств хореографического искусства, основанной на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы.

Раскрывая термины «поддержка», «партнерская поддержка» и «воздушно-силовая поддержка» мы установили, что слово поддержка имеет ряд значений, одно из которых возможно применить в рамках нашего исследования, а именно «поддержка – это опора для кого- или чего-нибудь»[8]. Таким образом, под поддержкой в дуэтно-классическом танце можно понимать один из художественно технических элементов хореографической лексики, при котором партнер является опорой для партнерши. При этом под партнерской поддержкой, согласно Н.Н. Серебянникову, мы понимаем поддержку, при которой партнерша выполняет движения, находясь на полу. Тогда как «воздушно-силовая поддержка» может трактоваться как поддержка, во время которой один из партнёров поднимает другого партнёра с активной или пассивной помощью другого партнера на любую допустимую высоту и удерживает его там, а затем опускает ее.   

    2. В учебных программах по дисциплине «Дуэтно-классический танец» формулируются лишь основные виды (типы) поддержек, что, несомненно, на наш взгляд, приводит к аналогичности обучения различным видам поддержек, без всевозможных вариантов их исполнения.

Чтобы опровергнуть или подтвердить такое наше предположение нами был проведен констатирующий эксперимент (детальное его описание приведено в третьей главе нашего исследования). Однако, обобщение результатов позволило нам констатировать тот факт, что 78% опрошенных педагогов- балетмейстеров обучают своих воспитанников стандартному набору поддержек и вариантов их исполнения. Данный факт, как нельзя лучше подчеркивает необходимость пересмотра существующих методик к обучению дуэтно-классическому танцу, к применению вариативных подходов, т.е. подтверждает актуальность нашего исследования.

    3. Проанализированные нами учебные программы разработаны на основе методики обучения дуэтно-классическому танцу, раскрытой Н.Н.Серебрянниковым, о чем свидетельствуют библиографические списки и списки рекомендуемой литературы в них. Не смотря на выдающуюся заслугу Н.Н. Серебрянникова перед российским балетом, со дня выхода книги Н.Н.Серебренникова прошло более сорока лет, а после последнего переиздания – более 25 лет. Балет за это время, как было сказано выше, сильно изменился. Информационные технологи, интернет, ТВ, проблемы глобализации, распада и возникновения новых государств, движение прогресса по всем направлениям человеческой жизни сильно повлияли на людей. Деятели искусства, науки, литераторы и хореографы, в том числе, не могли не уловить вибрацию времени. Балеты ими поставленные, как из наследия, так и оригинальные, имеют свою эстетику, свой ритм. Они просто другие. Как в свое время, по утверждению немецкого философа Карла Ясперса, человечество совершило резкий «осевой» разворот в своем сознании и стало другим, так и XX веке в малой или большой форме такое произошло, благодаря информационным технологическим ресурсам. В современных балетах, как традиционных, так и оригинальных, применяются компьютерные технологии, вырастает значение изобразительного ряда: режиссура света, декорации из новых материалов и красок, костюмы и т.д.  становятся во многих спектаклях  наиважнейшей составляющей постановок. В музыке давно применяется электронное звучание инструментов. Музыканты давно отметили тенденцию ускоренного «проигрывания» известных классических произведений на концертах сегодняшнего дня по сравнению с исполнением, хотя бы, 50 лет назад. Встает вопрос – а при чем тут дуэтно-классический танец? Это же типично традиционная дисциплина? Одной из важнейших задач исследования найти, проанализировать новое и полезное для обучения, накопленное эмпирическим путем преподавателями дуэтно-классического танца, действующими хореографами, танцовщиками, учеными в области педагогики, психологии, философии за этот период времени. Проанализировать их опыт и применить на практике  методические открытия для совершенствования процесса обучения будущих артистов балета, готовых исполнить, как традиционную хореографию, так и современную,  с ее новыми переходами, связками, техническими и эстетическими приемами.

Поэтому, как никогда «остро  назрела необходимость в более детальной разработке методических приемов исполнения поддержек в дуэтном танце. Необходимо подробно описать способы и приемы изучения той или иной поддержки, то есть еще много вопросов, решение которых будет способствовать пополнению методологической базы дисциплины «Дуэтно-классический танец»[13].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность:050500 - Хореографическое исполнительство//http://arhiv.inpravo.ru/data/base327/text327v940i268.htm
2. Кириллов В. И., Старченко А. А. К43 Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 240 с
3. Ленинградское государственное Орденов Ленина и Трудового красного знамениакадемическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой: Альбом. / Сост.И. М. Гурков. Л.: Музыка, 1988. 160 с
4. Леонова М.К. Политика государства в области хореографического искусства на современном этапе// Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития и искусства балета и хореографического образования» Москва, 04 июня 2013г. Московская государственная академия хореографии. Сб.докладов и тезисов. – М.: МГАХ,2013. 80с.
5. Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце. – Л.: Изд-во: Искусство Язык, 1969. 133с.
6. Словарь ошибок русского языка// http://common_mistakes.academic.ru/384/дуэт
7. Собинов Б., Суворов К. Поддержка в танце. М.: Искусство, 1962. 152 с.
8. Толковый словарь русского языка. Под ред Ушакова// http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/943994 Большой энциклопедический словарь// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/156410
9. Толстых И.Н., Грищук Г.Н. Дуэтно-классический танец// http://abc.vvsu.ru/Books/pr_duet_klassich_tanec/page0001.asp
10. Учебные программы. / Ответственный ред. Е. И. Чесноков Л.: ЛГХТ, 1936. 84 с
11. ФГОС ВПО по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство (квалификация (степень) «бакалавр»)// http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m39.html
12. Фомкин А.В.. Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности Танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой) : дисс. ... к.п.н.: 13.00.01.- Санкт-Петербург, 2009. 213 с.
13. Шелемов А. Н. Проблемы методологической базы дисциплины «дуэтно-классический танец»// Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (36) 2015. С. 120-125
14. Энциклопедический словарь// http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1212105
 



© 
Г.К. Гусев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru