viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Е.Е. Лутовина,  (К.б.н., доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург)

И.А. Новикова,  (ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ  2016

Культура безопасности жизнедеятельности
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Перемены, которые происходят в современном обществе, потребовали быстрого совершенствования образовательного пространства, были выработаны цели образования, учитывающие государственные, социальные и личностные интересы и потребности. Сегодня необходимо выявить эффективные методы формирования универсальных учебных действий у школьников при изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Ключевые слова: Культура безопасности жизнедеятельности, универсальные учебные действия, образовательной пространство, методы развития универсальных учебных действий.

 

Анализируя динамику изменений в системе образования за последнее десятилетие можно говорить о том, что произошли кардинальные в представлениях об образовании, о целеполагании в образовании и путях реализации образовательного  процесса. Изменились подходы к рассмотрению в формировании предметного знания, умений и навыков как основных результатов  к пониманию обучения как процесса последовательных учебных действий:

  • готовность учащихся к реальной жизни и возможным опасностям,
  • готовность активной социальной позиции,
  • успешному решению жизненных задач,
  • умению к сотрудничеству и работе в группах,
  • готовность  к возможному быстрому переучиванию в условиях обновления знаний и требования рынка труда [3].

Перемены, которые происходят в современном обществе, потребовали быстрого совершенствования образовательного пространства, были выработаны цели образования, учитывающие государственные, социальные и личностные интересы и потребности. Следовательно, одним из приоритетных направлений является формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся посредством развития универсальных учебных действий [2].

Универсальные учебные действия направлены на развитие у школьников способности к самостоятельному  успешному усваиванию  новых знаний, формирование умений и компетентностей, в том числе самостоятельной организации этого процесса, так как сегодня очень важно умение учиться, ориентироваться  в предметной области, развитее у учащихся  ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем, изучению сложных жизненных ситуаций [4; 5].

Цель исследования: выявить эффективные методы формирования универсальных учебных действий у учащихся при изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Методы исследования:

  • теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение источников литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий у учащихся при изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • эмпирические методы: тестирование, (для определения уровня знаний у учащихся по чрезвычайным ситуациям техногенного характера (по Л.В. Байбородовой)); анкетирование (для определения уровня нравственной воспитанности школьников (по  Н.Ю. Щурковой)); анкетирование  (для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (по Л. Михельсону));  наблюдение (для определения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий);
  • методы математической статистики.

Установлено, что в составе основных видов универсальных учебных действий, которые соответствуют ключевым целям основного общего образования, выделяют основные блоки:

  • личностные – обеспечивают осмысление процесса учения, через их взаимодействие с реальными жизненными целевыми установками и ситуациями;
  • регулятивные – создают условия обеспечивающие возможности к управлению познавательной и учебной деятельности через целепологание, планирование, контроль, коррекцию своих действий, оценку успешности усвоения учебного материала;
  • познавательные – предполагают реализацию деятельности по исследованию, поиску, отбору и структурированию необходимого учебного материала, моделированию изучаемого содержания учебной информации;
  • коммуникативные - создают условия обеспечивающие возможности  к сотрудничеству: умения слышать, слушать и понимать участников образовательного процесса, планированию и согласованному выполнению совместной деятельности, распределению роли, взаимному контролю за деятельностью в группе, умению договариваться, проводить дискуссию, правильному выражению своих мыслей, оказанию поддержки друг другу и эффективному сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса.

Учитывая специфику предмета ОБЖ и его значение для процесса  формирования универсальных учебных действий требуется учитывать:

  • основой формирования системы универсальных учебных действий является  предметно-преобразовательная деятельность;
  • значение универсальных учебных действий при моделировании и планировании, которые непосредственно влияют на процесс усвоения нового учебного материала в ходе выполнения различного вида заданий на уроках ОБЖ (так, при решении задач по конструированию школьники смогут научиться использовать схему, карту и модель, которые обеспечивают полную ориентировочную основу при выполнении предложенных учебных заданий и позволят выделить определенную систему ориентиров);
  • специальная организация процесса планомерно-поэтапного рассмотрения предметной образовательной деятельности школьников в генезисе и в процессе развития психологических новообразований в разных возрастных группах детей школьного возраста (проявляется в умении к осуществлению анализа, действиям во внутреннем умственном плане; осознание содержательной части и основ выполняемой деятельности в ходе рефлексии;
  • широкое использование форм проектной и групповой деятельности, взаимодействия для достижения учебных целей на уроках ОБЖ [1; 6].

Опытно-экспериментальная работа была организована и проведена в общеобразовательных организациях города Оренбурга. В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся 8 классов.

В процессе исследования осуществлялось формирование универсальных учебных действий  у учащихся экспериментальной группы следующими методами:

  • личностные универсальные учебные действия – имитационные технологии;
  • регулятивные универсальные учебные действия – создание проблемных ситуаций, технология системного анализа, триз-технолгия, метод кейсов;
  • познавательные универсальные учебные действия – технологии смыслового чтения, тогис-технология, метод проектов;
  • коммуникативные универсальные учебные действия – работа в группах, дебаты, дискуссии.

На уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в контрольной группе образовательный процесс осуществлялся посредством традиционных методов обучения.

В процессе исследования были изучены следующие показатели: уровень знаний у учащихся по чрезвычайным ситуациям техногенного характера (по Л.В. Байбородовой); уровень нравственной воспитанности школьников (по  Н.Ю. Щурковой); уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (по Л. Михельсону); уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

На основании выбранных методик была проведена итоговая диагностика исследуемых показателей.

    1. Уровень знаний у учащихся в области информационной безопасности.

Полученные результаты переведены в проценты и представлены на рис. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие /Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров.- Новосибирск: АРТА, 2011. - 304 с.
2. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: ОГПУ, 2010. - 248 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: основы безопасности, медицинских знаний, методики обучения: учеб. пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, Г.А. Матчин, В.В. Конев. - Оренбург: Экспресс-печать, 2013. - 180 с.
4. Лутовина, Е.Е.Становление профессионально-педагогических качеств будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности /Е.Е. Лутовина// Научное наследие М.В. Ломоносова в подготовке современного учителя XXXI научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов ОГПУ. Сборник статей. – Оренбург, ОГПУ, 2011. - С. 212-216.
5. Лутовина, Е.Е. Педагогические условия формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности / Е.Е. Лутовина, И.А. Новикова // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития Сборник научных трудов. - Тамбов, 2014. - С. 78-83.
6. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: учебное пособие/авт.-сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 268с.
 



© 
Е.Е. Лутовина, И.А. Новикова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru