viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Л.П. Качалова,  (Д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет)

И.В. Колмогорова,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ  2016

Педагогический контроль
Социально-экономические условия, предъявляющие новые требования к системе образования и подготовке будущих специалистов, требуют от системы высшего образования обновления содержания, методов, структур и организации образовательного процесса, способного формировать специалистов способных профессионально действовать в режиме творческого преобразования социума и действительности. В этом контексте актуальной становится разработанность механизмов оценки результатов учебной деятельности студентов, определения средств, адекватных критериям измерения формируемых компетенций. Одним из таких средств являются контрольно-обучающие мероприятия, которые по своему функциональному предназначению направлены на совершенствование системы педагогического контроля, как важного компонента учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: Педагогический контроль, контрольно-обучающие мероприятия, функции контрольно-обучающих мероприятий.

 

Современная система образования в своем задачном конструкте предусматривает обновление образовательных программ, пересмотр методов, технологий обучения, обеспечивающих формирование специалиста, обладающего компетенциями, обеспечивающими высокую степень профессиональной конкурентоспособности и мобильности. В связи с этим меняется и система педагогического контроля, определятся структура и состав фонда оценочных средств, их количество, характеристики и последовательность оценивания формируемых компетенций у будущих специалистов, разрабатываются мероприятия контрольного и обучающего характера.

Контроль достижения прогнозируемого результата в процессе обучения должен стать инструментом, который основывается на   применении контрольно-обучающих мероприятий в процессе изучения каждой учебной дисциплины. При этом необходимо созданий условий, которые посредством контроля интегрируют все этапы и все звенья учебного процесса, и которые сопровождают решение каждой учебной задачи, поставленной в дисциплине, и в конечном итоге представляют собой текущее управление процессом формирования компетенций при соблюдении  принципа обратной связи [10,С. 9 – 30].

В этом контексте одной из актуальных проблем, требуемых решения является выявление структуры и содержания контрольно-обучающих мероприятий, их  функций, что особенно важно для создания оптимальных условий профессиональной подготовки будущих специалистов.

Отметим, что в педагогической науке контрольно-обучающие мероприятия структурно обозначены в конструкте педагогического контроля. Педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность студентов, так и собственную деятельность, а также на взаимодействие студентов и педагога. Педагогический контроль в виде контрольного элемента есть процесс, включающий в себя систематический учет результатов проверки и непосредственно саму проверку знаний, умений, навыков [1].

Являясь важнейшей структурной единицей образовательного процесса, педагогический контроль направлен на выявление и устранение рассогласования между предполагаемой траекторией учебных достижений и их реальным уровнем.  Контроль становится инструментом разрешения дидактических противоречий [18].

Совершенствование форм и методов педагогического контроля обусловило необходимость разработки таких контролирующих действий, которые не только несут в себе контролирующую нагрузку но и обучающую, что привело к необходимости качественного изменения места педагогического контроля в учебном процессе. Такой подход нашел выражение в контрольно-обучающих мероприятиях.

Контрольно-обучающие мероприятия функционально и содержательно подчинены педагогическому контролю, который одновременно несет в себе смысловую нагрузку обучения и контроля за процессом усвоения формируемых компетенций изучаемой дисциплины. В этом плане контрольно-обучающие мероприятия являют собой элемент процесса обучения, поскольку позволяют  осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, качества созданной обучающей системы. Целевое предназначение контрольно0обучающих мероприятий определяется исходя из цели контроля знаний, умений, приобретаемых в процессе изучения учебных дисциплин и процессуально отражают обнаружение достижений студентов, совершенствование, углубление знаний, умений. Наряду с этим обучающая составляющая контрольно-обучающих мероприятий связана и с включением студентов в активную познавательную и творческую деятельность.

Цель контрольно-обучающих мероприятий иерархически выражена в определении качества усвоения студентами учебного материала – уровня овладения компетенциями, предусмотренными программой по предмету; в формировании потребности в самоконтроле и взаимоконтроле; в формировании познавательной самостоятельности, ответственности за выполненную работу, проявлении инициативы [6: 13].

Мы видим цель контрольно-обучающих мероприятий в совершенствовании эффективности контроля познавательной деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки. Задачами контрольно-обучающих мероприятий являются: 1) формирование предметных целостных знаний, умений и навыков, их проецирования на формируемые компетенции; 2) развитие профессиональных и личностных достижений студентов; 3) определение реализации объективности и направленности контроля учебных достижений студентов. Результатом организации и применения контрольно-обучающих мероприятий является переход студента на более высокий, качественно новый уровень познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Общее назначение контрольно-обучающих мероприятий заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. В практике выделяют следующие виды контрольно-обучающих мероприятий: написание реферата, самостоятельная творческая работа, решение профессиональных задач, рейтинг, решение ситуационных задач, выполнение проектов, лабораторная работа, творческие задания, контрольно-проверочные задания, симуляции, деловые игры, кейсы  и др.

Их характеристика достаточно многофункциональна. Так, рейтинг позволяет в комплексе оценить активность студента, его прилежание, уровень усвоенных знаний, стимулировать познавательную активность, сформировать заинтересованность во внеаудиторной работе, создается возможность реализации индивидуальной траектории развития.

Реферат является индивидуализированным видом контрольно-обучающих мероприятий, развивает творческие способности студентов, направлен на формирование умений излагать свои мысли и конечные результаты, это, по сути,  инструмент, определяющий трудности в работе и одновременно параметр оценки этих трудностей в конечном результате [12,С. 373-377].

Лабораторная работа – ее контрольно-обучающий потенциал кроется в требовании от студентов наряду с наличием знаний, умений применять их в новых ситуациях. Кроме того, лабораторная работа активизирует познавательную деятельность студентов, познавательную самостоятельность [5, С.353-355].

Творческие работы, творческие задания предполагают самостоятельное изучение поставленной проблемы и ее нестандартное разрешение. Контрольно-обучающий характер такой работы заключен в отражении системы и логики содержания изучаемого учебного предмета, содержании информации для интеллектуального развития и проецирования ее на будущую профессиональную деятельность, учете актуального развития студентов, создании положительной мотивации к выполнению данного вида работ.

 Контрольно-проверочные задания позволяют определить усвоение логически завершенного объема учебного материала, усвоение максимального числа исходных понятий и действий, выявление того, насколько студент овладел теоретическими знаниями, побуждают к поисковой деятельности [16].

Симуляции, деловые игры, кейс-метод в своем методическом конструкте содержат комплексные задания, носящие характер и контроля и обучения. А именно: они моделируют реальные ситуации, возникающие в сфере будущей профессиональной деятельности студента,  позволяют оценить и проконтролировать наличие умения студента выполнять различные виды работ и способности работать в команде, оригинальность мышления, умения  применять знания в смоделированной ситуации [14].

В современной высшей школе все большее значение придается организации самостоятельной работы студентов, формирования их самообразовательной компетенции и в этом смысле контрольно-обучающие мероприятия позволяют обеспечить «наглядную картину» полноценной самостоятельности при выполнении предлагаемых учебных, контрольных заданий, что выражается в демонстрации самоорганизованности, культуры самообразования, познавательной самостоятельности [15].

Контрольно-обучающие мероприятия позволяют оценить уровень знаний, умений по достаточно-большому разделу изучаемой дисциплины, уровень сформированности навыков самоконтроля, умений осуществлять контроль за результатами собственной деятельности и корректировать ее в процессе выполнения заданий, предлагаемых педагогом.

Необходимо учитывать, что только комплексное применение описанных контрольно-обучающих мероприятий позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов.

Рассмотрим функциональную характеристику контрольно-обучающих мероприятий и на этой основе сформулируем их педагогический потенциал.

Одной из важнейших функций контрольно-обучающих мероприятий выделяется функция оперативного контроля. Оперативный контроль как часть педагогического процесса направлен на выявление степени усвоения студентами учебного материала, определения и анализа конечного результата при изучении учебной дисциплины. Педагогический потенциал данной функции контрольно-обучающих мероприятий определяется исследователями как эффективное управление учебным процессом со стороны преподавателя, как возможность осуществлять контроль за ходом учебного процесса, ходом усвоения и степенью самостоятельности студентов [17].

    Обучающая функция контрольно-обучающих мероприятий обусловлена возможностью и необходимостью разработки заданий, позволяющих стимулировать познавательную активность студентов, способствовать саморазвитию личности.

Обучающая функция заключается в том, чтобы контрольные мероприятия способствуют углублению, расширению, усовершенствованию и систематизации знаний, умений и навыков студентов, обеспечивают обратную связь в обучении [2,С.47].

Педагогический потенциал данной функции  контрольно-обучающих мероприятий заключается в их содействии углублению, расширению, систематизации знаний, умений и навыков студентов, обеспечении обратной связи в обучении студентов [3].

    Прогностико-методическая функция контрольно-обучающих мероприятий заключается в выборе оптимальной методики преподавания, обосновании методов обучения, организации познавательной, самостоятельной, творческой деятельности студентов и определении их результативности [7, С. 3-5].

Прогностическая составляющая описываемой функция служит получению опережающей информации в учебном процессе, которая используется для выбора контрольно-обучающих мероприятий, получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Педагогический потенциал данной функции контрольно-обучающих мероприятий позволяет преподавателю оценить и проанализировать информацию об эффективности своей деятельности, с одной стороны, а с другой – успешность и причины неуспешности их в учебной деятельности, в усвоении дисциплины, что в конечном результате дает объективную картину качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

    Функция сочетания контроля преподавателя и самоконтроля студентов во всех видах учета их учебных достижений [8,С.71-73]. Педагогический потенциал контрольно-обучающих мероприятий в контексте данной функции  выражен поэтапным переходом от контроля со стороны преподавателя к взаимоконтролю и самоконтролю студентов.

    Мотивационно- стимулирующая функция контрольно-обучающих мероприятий состоит в инициировании личностных достижений студентов в процессе изучения дисциплины, познавательной деятельности [9,С.183-187]. Педагогический потенциал раскрывается в формировании мотивации к обучению, учебно-познавательной деятельности, самостоятельности и ответственности за результаты деятельности, акцентировании достигнутых успехов.

    Диагностическая функция контрольно-обучающих мероприятий заключается в выяснении состояния знаний, умений и навыков студентов, получении информации для совершенствования процессе подготовки будущих специалистов [11, С. 75].

Педагогический потенциал отражается в обеспечении учета и открытости результатов контроля, объективности оценивания. Кроме того, контрольно-обучающие мероприятия позволяют выявлять сформированность результатов как отдельных студентов, так и академической группы в целом.

    Организующая функция контрольно-обучающих мероприятий заключена в воздействии контроля на процесс обучения, что влечет за собой обнаружение проблем, необходимость дополнительных занятий, консультативных мероприятий, с одной стороны. С другой стороны, это обеспечение возможности создать такие условия, выбрать такие формы обучения, которые способствуют развитию творческого потенциала личности студента, формированию механизмов саморазвития, самовоспитания в процессе профессиональной подготовки, формированию навыков самооценки результатов своей деятельности, созданию предпосылок для  формирования будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности [4].

Гибкое использование преподавателем различных контрольно-обучающих мероприятий  зависит  от их вариативности, периодичности, системности в зависимости от имеющегося у студента уровня знаний, умений и навыков, выделения существенных, базовых аспектов изучаемого материала, а также учета уровня готовности студента к тем или иным методам контроля.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что контрольно-обучающие мероприятия призваны получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии сформированности знаний, умений, опыта у студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент; регулировать учебный процесс в соответствии с программны­ми целями и с учетом его результатов; стимулировать активное приобретение знаний студентами, создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М., 1989.
2. Афанасьев, В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе : дис. д-ра пед. наук - М.: Б.и., 2000. 347 с.
3. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие. − М.: ФОРУМ, 2005. − 240 с.
4. Козьменко, Г.Г. Моделирование системы контроля учебных достижений студентов в условиях гуманизации образования : дис канд. пед. наук .- Улан-Удэ, 2010.- 220 с.
5. Маматова, О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 353-355.
6. Миэринь, Л. А. Современные образовательные технологии в вузе: учеб.-метод. пособие/ Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. –СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 169 с.
7. Мовчан, И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2007 : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Т. 15. Педагогика, психология и социология. – Одесса : Черноморье, 2007. – 96 с.
8. Мовчан, И.Н. Значение контроля учебной деятельности студентов в развитии их личности / И.Н. Мовчан // Проблемы образования и развития личности учащихся : сб. науч. тр. докторантов, аспирантов, соискателей и преподавателей кафедры педагогики МаГУ / под ред. В.А.Беликова. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 114 с.
9. Мовчан, И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза / И.Н. Мовчан // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов I всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С.Чернова. – Новосибирск : ЦРНС – Издательство СИБПРИНТ, 2008. – 406 с.
10. Павлова, И.П. Проблемы развивающего обучения иностранным языкам: традиции и новации // Развивающее обучение в системе иноязычной подготовки// Вестник Моск. госуд. лингвистического ун-та; вып. 567. Сер. Педагогические науки.– М.: Рема, 2009. – С. 9 – 30.
11. Петрова, А.А. Педагогическая оценка как средство активизации учебной деятельности курсантов в вузе МВД: Автореферет дис. канд.пед.наук, Санкт-Петербург, 2000. -47с.
12. Розанов, Ф.И. Развитие как цель образовательного процесса. Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». – В 2 ч. Ч.1– 2006.
13. Семушина, Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в высших учебных заведениях. – М., Высшая школа, 1990.
14. Хорева, Л.В. Методы оценки знаний студентов/ Менеджмент образовательного процесса в системе высшего профессионального образования. СПБ.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 16 с.
15. Хуторской, А.В. Современная дидактика /Хуторской А.В. - СПБ: Образование и культура, 2001.
16. Шхацева, К.Л. Педагогические условия организации эффективного контроля знаний студентов вуза.–Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.п.н., Нальчик. –2003.
17. Юшко, Г.Н. Организация аудиторной и внеаудиторное самостоятельной работы студентов в Рейтинговое системе обучения /Юшко Г.Н. - Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2000.
18. Яковлева, М.Ю. Рейтинг-контроль как комплексная система контроля учебного процесса в вузе : Дис. ... канд. пед. наук : Ставрополь, 2002.- 165 c.
 



© 
Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru