viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Л.П. Качалова,  (Д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет)

И.В. Колмогорова,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ  2016

Педагогический контроль
Социально-экономические условия, предъявляющие новые требования к системе образования и подготовке будущих специалистов, требуют от системы высшего образования обновления содержания, методов, структур и организации образовательного процесса, способного формировать специалистов способных профессионально действовать в режиме творческого преобразования социума и действительности. В этом контексте актуальной становится разработанность механизмов оценки результатов учебной деятельности студентов, определения средств, адекватных критериям измерения формируемых компетенций. Одним из таких средств являются контрольно-обучающие мероприятия, которые по своему функциональному предназначению направлены на совершенствование системы педагогического контроля, как важного компонента учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: Педагогический контроль, контрольно-обучающие мероприятия, функции контрольно-обучающих мероприятий.

 

Современная система образования в своем задачном конструкте предусматривает обновление образовательных программ, пересмотр методов, технологий обучения, обеспечивающих формирование специалиста, обладающего компетенциями, обеспечивающими высокую степень профессиональной конкурентоспособности и мобильности. В связи с этим меняется и система педагогического контроля, определятся структура и состав фонда оценочных средств, их количество, характеристики и последовательность оценивания формируемых компетенций у будущих специалистов, разрабатываются мероприятия контрольного и обучающего характера.

Контроль достижения прогнозируемого результата в процессе обучения должен стать инструментом, который основывается на   применении контрольно-обучающих мероприятий в процессе изучения каждой учебной дисциплины. При этом необходимо созданий условий, которые посредством контроля интегрируют все этапы и все звенья учебного процесса, и которые сопровождают решение каждой учебной задачи, поставленной в дисциплине, и в конечном итоге представляют собой текущее управление процессом формирования компетенций при соблюдении  принципа обратной связи [10,С. 9 – 30].

В этом контексте одной из актуальных проблем, требуемых решения является выявление структуры и содержания контрольно-обучающих мероприятий, их  функций, что особенно важно для создания оптимальных условий профессиональной подготовки будущих специалистов.

Отметим, что в педагогической науке контрольно-обучающие мероприятия структурно обозначены в конструкте педагогического контроля. Педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность студентов, так и собственную деятельность, а также на взаимодействие студентов и педагога. Педагогический контроль в виде контрольного элемента есть процесс, включающий в себя систематический учет результатов проверки и непосредственно саму проверку знаний, умений, навыков [1].

Являясь важнейшей структурной единицей образовательного процесса, педагогический контроль направлен на выявление и устранение рассогласования между предполагаемой траекторией учебных достижений и их реальным уровнем.  Контроль становится инструментом разрешения дидактических противоречий [18].

Совершенствование форм и методов педагогического контроля обусловило необходимость разработки таких контролирующих действий, которые не только несут в себе контролирующую нагрузку но и обучающую, что привело к необходимости качественного изменения места педагогического контроля в учебном процессе. Такой подход нашел выражение в контрольно-обучающих мероприятиях.

Контрольно-обучающие мероприятия функционально и содержательно подчинены педагогическому контролю, который одновременно несет в себе смысловую нагрузку обучения и контроля за процессом усвоения формируемых компетенций изучаемой дисциплины. В этом плане контрольно-обучающие мероприятия являют собой элемент процесса обучения, поскольку позволяют  осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, качества созданной обучающей системы. Целевое предназначение контрольно0обучающих мероприятий определяется исходя из цели контроля знаний, умений, приобретаемых в процессе изучения учебных дисциплин и процессуально отражают обнаружение достижений студентов, совершенствование, углубление знаний, умений. Наряду с этим обучающая составляющая контрольно-обучающих мероприятий связана и с включением студентов в активную познавательную и творческую деятельность.

Цель контрольно-обучающих мероприятий иерархически выражена в определении качества усвоения студентами учебного материала – уровня овладения компетенциями, предусмотренными программой по предмету; в формировании потребности в самоконтроле и взаимоконтроле; в формировании познавательной самостоятельности, ответственности за выполненную работу, проявлении инициативы [6: 13].

Мы видим цель контрольно-обучающих мероприятий в совершенствовании эффективности контроля познавательной деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки. Задачами контрольно-обучающих мероприятий являются: 1) формирование предметных целостных знаний, умений и навыков, их проецирования на формируемые компетенции; 2) развитие профессиональных и личностных достижений студентов; 3) определение реализации объективности и направленности контроля учебных достижений студентов. Результатом организации и применения контрольно-обучающих мероприятий является переход студента на более высокий, качественно новый уровень познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Общее назначение контрольно-обучающих мероприятий заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. В практике выделяют следующие виды контрольно-обучающих мероприятий: написание реферата, самостоятельная творческая работа, решение профессиональных задач, рейтинг, решение ситуационных задач, выполнение проектов, лабораторная работа, творческие задания, контрольно-проверочные задания, симуляции, деловые игры, кейсы  и др.

Их характеристика достаточно многофункциональна. Так, рейтинг позволяет в комплексе оценить активность студента, его прилежание, уровень усвоенных знаний, стимулировать познавательную активность, сформировать заинтересованность во внеаудиторной работе, создается возможность реализации индивидуальной траектории развития.

Реферат является индивидуализированным видом контрольно-обучающих мероприятий, развивает творческие способности студентов, направлен на формирование умений излагать свои мысли и конечные результаты, это, по сути,  инструмент, определяющий трудности в работе и одновременно параметр оценки этих трудностей в конечном результате [12,С. 373-377].

Лабораторная работа – ее контрольно-обучающий потенциал кроется в требовании от студентов наряду с наличием знаний, умений применять их в новых ситуациях. Кроме того, лабораторная работа активизирует познавательную деятельность студентов, познавательную самостоятельность [5, С.353-355].

Творческие работы, творческие задания предполагают самостоятельное изучение поставленной проблемы и ее нестандартное разрешение. Контрольно-обучающий характер такой работы заключен в отражении системы и логики содержания изучаемого учебного предмета, содержании информации для интеллектуального развития и проецирования ее на будущую профессиональную деятельность, учете актуального развития студентов, создании положительной мотивации к выполнению данного вида работ.

 Контрольно-проверочные задания позволяют определить усвоение логически завершенного объема учебного материала, усвоение максимального числа исходных понятий и действий, выявление того, насколько студент овладел теоретическими знаниями, побуждают к поисковой деятельности [16].

Симуляции, деловые игры, кейс-метод в своем методическом конструкте содержат комплексные задания, носящие характер и контроля и обучения. А именно: они моделируют реальные ситуации, возникающие в сфере будущей профессиональной деятельности студента,  позволяют оценить и проконтролировать наличие умения студента выполнять различные виды работ и способности работать в команде, оригинальность мышления, умения  применять знания в смоделированной ситуации [14].

В современной высшей школе все большее значение придается организации самостоятельной работы студентов, формирования их самообразовательной компетенции и в этом смысле контрольно-обучающие мероприятия позволяют обеспечить «наглядную картину» полноценной самостоятельности при выполнении предлагаемых учебных, контрольных заданий, что выражается в демонстрации самоорганизованности, культуры самообразования, познавательной самостоятельности [15].

Контрольно-обучающие мероприятия позволяют оценить уровень знаний, умений по достаточно-большому разделу изучаемой дисциплины, уровень сформированности навыков самоконтроля, умений осуществлять контроль за результатами собственной деятельности и корректировать ее в процессе выполнения заданий, предлагаемых педагогом.

Необходимо учитывать, что только комплексное применение описанных контрольно-обучающих мероприятий позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов.

Рассмотрим функциональную характеристику контрольно-обучающих мероприятий и на этой основе сформулируем их педагогический потенциал.

Одной из важнейших функций контрольно-обучающих мероприятий выделяется функция оперативного контроля. Оперативный контроль как часть педагогического процесса направлен на выявление степени усвоения студентами учебного материала, определения и анализа конечного результата при изучении учебной дисциплины. Педагогический потенциал данной функции контрольно-обучающих мероприятий определяется исследователями как эффективное управление учебным процессом со стороны преподавателя, как возможность осуществлять контроль за ходом учебного процесса, ходом усвоения и степенью самостоятельности студентов [17].

    Обучающая функция контрольно-обучающих мероприятий обусловлена возможностью и необходимостью разработки заданий, позволяющих стимулировать познавательную активность студентов, способствовать саморазвитию личности.

Обучающая функция заключается в том, чтобы контрольные мероприятия способствуют углублению, расширению, усовершенствованию и систематизации знаний, умений и навыков студентов, обеспечивают обратную связь в обучении [2,С.47].

Педагогический потенциал данной функции  контрольно-обучающих мероприятий заключается в их содействии углублению, расширению, систематизации знаний, умений и навыков студентов, обеспечении обратной связи в обучении студентов [3].

    Прогностико-методическая функция контрольно-обучающих мероприятий заключается в выборе оптимальной методики преподавания, обосновании методов обучения, организации познавательной, самостоятельной, творческой деятельности студентов и определении их результативности [7, С. 3-5].

Прогностическая составляющая описываемой функция служит получению опережающей информации в учебном процессе, которая используется для выбора контрольно-обучающих мероприятий, получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Педагогический потенциал данной функции контрольно-обучающих мероприятий позволяет преподавателю оценить и проанализировать информацию об эффективности своей деятельности, с одной стороны, а с другой – успешность и причины неуспешности их в учебной деятельности, в усвоении дисциплины, что в конечном результате дает объективную картину качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

    Функция сочетания контроля преподавателя и самоконтроля студентов во всех видах учета их учебных достижений [8,С.71-73]. Педагогический потенциал контрольно-обучающих мероприятий в контексте данной функции  выражен поэтапным переходом от контроля со стороны преподавателя к взаимоконтролю и самоконтролю студентов.

    Мотивационно- стимулирующая функция контрольно-обучающих мероприятий состоит в инициировании личностных достижений студентов в процессе изучения дисциплины, познавательной деятельности [9,С.183-187]. Педагогический потенциал раскрывается в формировании мотивации к обучению, учебно-познавательной деятельности, самостоятельности и ответственности за результаты деятельности, акцентировании достигнутых успехов.

    Диагностическая функция контрольно-обучающих мероприятий заключается в выяснении состояния знаний, умений и навыков студентов, получении информации для совершенствования процессе подготовки будущих специалистов [11, С. 75].

Педагогический потенциал отражается в обеспечении учета и открытости результатов контроля, объективности оценивания. Кроме того, контрольно-обучающие мероприятия позволяют выявлять сформированность результатов как отдельных студентов, так и академической группы в целом.

    Организующая функция контрольно-обучающих мероприятий заключена в воздействии контроля на процесс обучения, что влечет за собой обнаружение проблем, необходимость дополнительных занятий, консультативных мероприятий, с одной стороны. С другой стороны, это обеспечение возможности создать такие условия, выбрать такие формы обучения, которые способствуют развитию творческого потенциала личности студента, формированию механизмов саморазвития, самовоспитания в процессе профессиональной подготовки, формированию навыков самооценки результатов своей деятельности, созданию предпосылок для  формирования будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности [4].

Гибкое использование преподавателем различных контрольно-обучающих мероприятий  зависит  от их вариативности, периодичности, системности в зависимости от имеющегося у студента уровня знаний, умений и навыков, выделения существенных, базовых аспектов изучаемого материала, а также учета уровня готовности студента к тем или иным методам контроля.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что контрольно-обучающие мероприятия призваны получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии сформированности знаний, умений, опыта у студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент; регулировать учебный процесс в соответствии с программны­ми целями и с учетом его результатов; стимулировать активное приобретение знаний студентами, создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М., 1989.
2. Афанасьев, В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе : дис. д-ра пед. наук - М.: Б.и., 2000. 347 с.
3. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие. − М.: ФОРУМ, 2005. − 240 с.
4. Козьменко, Г.Г. Моделирование системы контроля учебных достижений студентов в условиях гуманизации образования : дис канд. пед. наук .- Улан-Удэ, 2010.- 220 с.
5. Маматова, О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 353-355.
6. Миэринь, Л. А. Современные образовательные технологии в вузе: учеб.-метод. пособие/ Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. –СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 169 с.
7. Мовчан, И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2007 : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Т. 15. Педагогика, психология и социология. – Одесса : Черноморье, 2007. – 96 с.
8. Мовчан, И.Н. Значение контроля учебной деятельности студентов в развитии их личности / И.Н. Мовчан // Проблемы образования и развития личности учащихся : сб. науч. тр. докторантов, аспирантов, соискателей и преподавателей кафедры педагогики МаГУ / под ред. В.А.Беликова. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 114 с.
9. Мовчан, И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза / И.Н. Мовчан // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов I всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С.Чернова. – Новосибирск : ЦРНС – Издательство СИБПРИНТ, 2008. – 406 с.
10. Павлова, И.П. Проблемы развивающего обучения иностранным языкам: традиции и новации // Развивающее обучение в системе иноязычной подготовки// Вестник Моск. госуд. лингвистического ун-та; вып. 567. Сер. Педагогические науки.– М.: Рема, 2009. – С. 9 – 30.
11. Петрова, А.А. Педагогическая оценка как средство активизации учебной деятельности курсантов в вузе МВД: Автореферет дис. канд.пед.наук, Санкт-Петербург, 2000. -47с.
12. Розанов, Ф.И. Развитие как цель образовательного процесса. Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». – В 2 ч. Ч.1– 2006.
13. Семушина, Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в высших учебных заведениях. – М., Высшая школа, 1990.
14. Хорева, Л.В. Методы оценки знаний студентов/ Менеджмент образовательного процесса в системе высшего профессионального образования. СПБ.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 16 с.
15. Хуторской, А.В. Современная дидактика /Хуторской А.В. - СПБ: Образование и культура, 2001.
16. Шхацева, К.Л. Педагогические условия организации эффективного контроля знаний студентов вуза.–Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.п.н., Нальчик. –2003.
17. Юшко, Г.Н. Организация аудиторной и внеаудиторное самостоятельной работы студентов в Рейтинговое системе обучения /Юшко Г.Н. - Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2000.
18. Яковлева, М.Ю. Рейтинг-контроль как комплексная система контроля учебного процесса в вузе : Дис. ... канд. пед. наук : Ставрополь, 2002.- 165 c.
 



© 
Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru