viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

О.В. Гончарова,  (К.б.н., доцент, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова )

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ  2016

Устойчивое развитие
В статье рассматривается ноосферный вариант экологического образования как новая парадигма в истории экологического образования в России. Представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на понятие и сущность экологического образования, его место в концепции устойчивого развития, необходимость внедрения в образовательную практику ноосферного образования. Отдельно дана характеристика деятельности педагога в условиях ноосферного образования.

Ключевые слова: Устойчивое развитие, экологическое образование, экологизация образования, ноосфера, ноосферное образование.

 

XXI век ознаменовался значительными трансформационными процессами. Среди них - системный цивилизационный кризис, переход к информационному обществу, глобализм, изменение культурно-исторического типа рациональности, господствовавшего на протяжении многих веков, акцент на социально-гуманитарное знание. Процессы изменений, которые происходят в мире, направили развитие общественных систем, включая образование и научно-технико-технологический прогресс, в сторону гармонизации, соответствия будущим потребностям человечества, сохранения окружающей природной среды и природно-ресурсного потенциала, то есть начался переход к т.н. устойчивому развитию (sustainable development).

И хотя в конце ХХ века термин «устойчивое развитие» использовался преимущественно в естественно-экономической сфере, начало XXI века характеризуется широким пониманием устойчивого развития, которое определено как «перспективная идеология XXI века» и толкуется как «обязательство общества действовать способом, который будет поддерживать жизнь, и позволит нашим потомкам жить комфортно в чистой и здоровой среде» [1, с. 10].

Вопросы устойчивого развития являются предметом исследования специалистов естественной, социальной, технической, философской, экономической, политической, образовательной сфер, доказывают интеграционный характер проблематики и необходимости создания концепции (стратегии). Ядром концепции устойчивого развития определены сохранение человека как биологического вида и прогрессивное развитие его как личности [2, 3].

Отметим, что при организации оптимального управления устойчивым развитием необходимо осознавать техногенное воздействие человека на природу, предусмотреть негативные последствия взаимодействия человека с природой. В связи с этим, экологическое образование приобретает значение одной из наиболее весомых социальных ценностей.

Активно экологические идеи стали внедряться в систему образования с начала 90-х гг. XX в., когда экология становится равноправной учебной дисциплиной в школах и в вузах.

По мнению М.М. Елановой и Л.В. Мантатовой, экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, в котором представлены систематизированные знания об окружающей среде, вырабатываются умения и навыки природоохранной деятельности, формируется общая экологическая культура. При этом главным императивом экологического образования, по мнению исследователей, является признанное мировым сообществом право каждого человека на благоприятную среду обитания и развития. [4]

Некоторые исследователи, например Н.М. Мамедов, полагают, что основу экологического образования должны составлять соответствующие экологические понятия: экосистема, эковзаимодействие и др. [5]

На первый взгляд, экологическое образование ограничивается изучением дисциплин только экологической направленности. Но отметим, что экологические знания мы получаем из дисциплин другого направления, между которыми существует взаимосвязь и каждая наука черпает новые знания из другой.

Поэтому мы разделяем точку зрения, согласно которой, экологическое образование нельзя рассматривать только как отдельный тип образования, дополнительное время на изучение вопросов рационального природопользования или инженерной экологии [6]. Оно предполагает, прежде всего, изменение образования вообще - его экологизацию. Экологизация образования является фундаментом решения проблем экологического образования в узком, специальном смысле данного слова и ориентиром изменений в преподавании всех дисциплин.

Ведущая задача экологизации образования заключается в том, она должна базироваться на модели деятельности, которая не уничтожает природу, не выхолащивает культуру к цивилизации, не превращает дух в разум, а человека в биоробота. Главным признаком экологизации образования является изменение характера развития этого процесса путем гармонизации через совершенствование связей между элементами системы экологического образования, обновлению ее связей и реорганизации структуры.

Внедрение принципа экологизации в педагогический процесс может сыграть ведущую роль в формировании дружественного отношения молодежи к природе, ее сознательного экологического мышления. Данный принцип значительно глубже раскрывает суть личности, открывает перед молодым человеком новые горизонты познания природной среды, возможности диалогического их общения и духовного обогащения. Таким образом, есть основания согласиться с тем, что экологизация концентрирует понятие воспитания общества, понимания законов развития и существования природной среды, ответственности за причинение любого ущерба окружающей среде.

Однако, по мнению исследователей, современная система образования, помимо предметно-понятийного аспекта, должна включать вариативные знания, плюралистические подходы и задачи научения самостоятельному мышлению, способности к сознательному выбору, творчеству, готовности к смене профессии, рода деятельности в течение нескольких раз в течение жизни. Последнее особенно актуально, поскольку связано с принципом, провозглашенным ЮНЕСКО - «образование в течение жизни», - ориентирует на жизнедеятельность в мире, который меняется быстро и непредвиденно, где требуются умение быстро выбирать из нескольких вариантов один правильный, эффективно работать с различными источниками информации, которая быстро изменяется и может быть противоречивой. Ситуация неопределенности в мире становится все более доминирующей, и готовые стандарты и выработанные навыки, на что ориентировало «образование на всю жизнь», становятся неэффективными. [7]

Еще одна весомая особенность новой парадигмы образования - изменение понятий фундаментальности и фундаментализации образования как опоры на естественно-математические науки - они дополняются пониманием образования как социокультурного феномена и общечеловеческой ценности. Главным в образовании становится предоставление человеку «человеческого образа», формирование такой системы общечеловеческих ценностей, которая должна стать основой гуманистической морали, мышления, восприятия и понимания мира, без которых человечество не сможет развиваться дальше.

Важным качеством новой системы образования является ее опережающий характер, ориентация на будущее, на перспективу, на такой образ мира, который обеспечит не только выживание, но и устойчивое развитие социума.

По мнению Г.П. Сикорской, наиболее адекватно потребности общества XXI века отражают модели педагогических систем, представляющие собой новую парадигму экологического образования и созданные на основе учения В.И. Вернадского о ноосфере [8].

Такое образование А. Урсул назвал «ноосферно-опережающим», творческим, прогностическим образованием для людей, способных решать проблемы будущего, то есть речь идет о переходе к ноосферному, устойчивому пути развития. Ноосферное развитие понимается ученым как осознанно управляемое, природосоответствующее, благодаря которому удовлетворение потребностей человека происходит без ущерба для Вселенной и последующих поколений [9].

Ноосферная образовательная парадигма выполняет не только социальную функцию передачи знаний, опыта и культуры от прошлых поколений следующим, но и чрезвычайно важную функцию подготовки человека к гармоничному взаимодействию с собой, другими, природой с целью выживания человечества в условиях глобального кризиса.

В основе содержания ноосферного образования - гуманистические ценности, которые распространяются не только на человека, но и на природу всей Земли. Ведущим при этом становится морально-этический аспект. Такое содержательное наполнение учебно-воспитательного процесса приводит к развитию коэволюционного мировоззрения и ноосферного мышления, а также формированию ответственности за судьбу не только нынешних, но и будущих поколений.

По мнению А. Бурковского, ноосферным считается образование, целью которого является формирование системы знаний о целостности мира, единства человека и природы. К категории ноосферных он относит все формы образовательной деятельности, удовлетворяющие следующим функциональным условиям: формированию у учащихся знаний и представлений о мире как о едином целом; формированию знаний о человеке как части мира, знаний о глобальных проблемах мира, знаний о гармоничной деятельности [10].

Мы согласны с мнением А.Н. Кочергина, что сложность экологического образования заключается в том, что изменив свои сложившиеся представления о взаимодействии общества и природы, человеческая деятельность по преобразованию природы должна происходить с осознанием и оценкой последствий этой деятельности. Экологическое мировоззрение человека должно включать его размышления по предсказанию возможных изменений в будущем.

Следовательно, необходимо сделать человека субъектом осознанного управления системы «общество-природа» [11]. Экологически образованный человек, осознавая появление экологической проблемы в будущем в результате деятельности, должен заранее найти оптимальные пути их решения.

Что касается психологических аспектов ноосферного образования, то И.Шванева полагает, что «психологическая сторона ноосферного образования заключается в формировании положительного устойчивого мышления личности в условиях кризисного состояния общества, способности адекватно реализовать на практике новые идеи, соответствующие требованиям устойчивого ноосферного развития» [12, с. 21].

И. Соколова, И. Мардер, Т. Зайко рассматривают ноосферное образования в контексте естественнонаучного образования. По их мнению, ноосферное образование отражает целостный, системный взгляд на окружающую действительность, а природные и антропогенные процессы воспринимаются в их взаимосвязи. У подрастающего поколения формируется ценностный взгляд на мир, где жизнь и деятельность человека и человечества рассматриваются как самостоятельная ценность, а знания и научная картина мира - как регулятор отношение к миру, на основе которого человек, будучи частью природы, обладая силой ума, активно участвует в глобальных процессах и осознает свою ответственность за судьбу мира [13].

Таким образом, можно говорить о наличии довольно основательных философских обоснований концепции ноосферы, признании ноосферной образовательной парадигмы как наиболее адекватной потребностям общества устойчивого развития.

Благодаря экологическим знаниям формируется личностное экологическое мировоззрение по защите здоровья и охраны окружающей среды. В свою очередь формирование личности с таким экологическим мировоззрением зависит от педагогической деятельности учителя. В связи с этим, останавливаясь на практических аспектах проблемы внедрения в образовательный процесс новой парадигмы экологического образования, следует отдельно рассмотреть проблему подготовки и деятельности педагога ноосферного образования, выделить его необходимые профессиональные качества.

Основными задачами, которые должен решать педагог XXI века, являются: формирование целостного мышления школьников, способности к самопознанию и самоорганизации, помощь в раскрытии потенциала ученика, ориентация на творчество, в отличие от традиционной педагогики, где основным является представление определенного объема знаний и методов работы по изучению предмета.

Именно ноосферная образовательная парадигма как конвергенция естественных, гуманитарных концепций и практик конца XX века направлена на воспитание целостного, гармоничного мышления человека, его вооружение эффективным инструментом для самостоятельного выбора своего места в системе «природа-общество», умения ставить цели, выбирать средства и видеть и осознавать моральную ответственность за последствия своих действий.

Ноосферная образовательная парадигма рассматривает школу как «пассионарную точку», способную перестроить развитие цивилизованного общества, фокусируя иерархию целей, задач, приоритетов воспитания подрастающего поколения вокруг общечеловеческих ценностей.

Одним из важнейших профессиональных качеств педагога является умение научить учиться, что возможно лишь при совместном жизнетворчестве участников учебного процесса.

Такая позиция педагога приводит к замене современной манипулятивной педагогики гуманной по своей сути педагогикой сотрудничества, этической педагогикой и превращает процесс учения в непрерывную смысложизненную активность.

Охарактеризуем деятельность педагога в условиях ноосферного образования (см. табл. 1).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М., 1989.
2. Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 161 с.
3. Устойчивое развитие: вызовы Рио: доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. - М., 2013.
4. Еланова М.М., Мантатова Л.В. Гуманизация образования в целях устойчивого развития: Монография – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ,2006.
5. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. - М., 1996
6. Философия экологического образования /под ред. И.К.Лисеева. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
7. Делор Ж. Образование: необходимая утопия// Образование: сокрытое сокровище. – Париж: ЮНЕСКО, 1997.
8. Сикорская Г.П. Ноосферно-гуманистический подход к построению новых педагогических систем // http://www.urorao.ru/konf/tezis/4/6/sikorskaya.doc.
9. Урсул А. Д. Модель образования XXI века: проблемы устойчивого развития и безопасности // Безопасность Евразии. 2001. №4. С. 61-96.
10. Буровский А. М. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и создание новой школы / А. М.Буровский // Педагогика. 1993. №6. С.13-17.
11. Кочергин А.Н. Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов / А.Н. Кочергин // Философия образования. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. – С. 246-266.
12. Шванева И.Н. Психология ноосферного развития. – М., 2002. – 190 с.
13. Соколова И. И., Мардер И. М., Зайко Т. Ю. Модель межпредметной интеграции в образовательной области «Естествознание в старшей школе»// Естествознание в школе. 2004. №3. С.14-19.
 



© 
О.В. Гончарова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru