viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

З.М. Гичиханова,  (Аспирант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ  2016

Социальная компетентность
В статье отображены результаты теоретического исследования вопроса формирования социальной компетентности личности. Определен ее феномен, рассмотрены принципы и условия ее формирования. Проанализировано также взаимосвязь между социальной и профессиональной, а также жизненной компетентностью учащихся, определено место и значение социальной компетентности в будущей профессиональной деятельности учащихся. Сделаны выводы о социальной комепетентности как составляющей профессионального образования в условиях этнокультурной среды.

Ключевые слова: Социальная компетентность, жизненная компетентность, профессиональная компетентность, полиэтническая среда, поликультурное образование.

 

В  наше время, отдаленное существование народов и культур друг от друга становится невозможным, поскольку интенсификация миграционных и демографических процессов, образование многонациональных коллективов в ВУЗах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это активизирует и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Культурные изменения, которые являются следствием полиэтничности, ведут к универсализации, утверждению ценностей разных народов и культур.

Постановка проблемы. Человек живет и развивается в социальной среде. Определяющее значение среды подчеркивали многие ведущие педагоги и психологи (И. В. Василенко, М. В. Лапшин, В. П. Рожин, Э. И. Струнина, Ю. С. Сычев, Н. В. Голубева, В. Н. Гуров, А. В. Мудрик, А. Т. Куракин, Л. И. Новикова, Г. С. Антипина, В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, К. М. Никонов, Л. Н. Давыдова, В. А. Пятин, А. М. Трещев, В. А. Ясвин и др.), отмечая одну из основных закономерностей взаимодействия среды и личности: чем большее воспитательное значение имеет среда, тем более воспитанной является личность.

Проблема социальной компетентности становится все более актуальной в теоретических исследованиях в разных отраслях. С одной стороны, наука уже сравнительно давно интересуется этой проблемой, но в тоже самое время, существование большого количества пока еще на сегодня сомнительных теорий требует дополнительного их научного анализа, и в первую очередь – новых исследований, которые могли бы стать основой для создания более точных в значении теоретических концепций данного феномена.

Теоретическое основание изучения феномена социальной компетентности становят научные труды О. Прямиковой, О. Бодалева, С. Макарова, С. Никитиной, В. Цветковой, В. Масленниковой, Л. Шабатуры, Л. Свирской, И. Зарубинской и др; в частности в системе профессионального образования (Г.А. Аракелов, С.С. Бахтеева, Л.И. Берестова, М.В Болина, В.М.Бочаров, Л.П. Никитина, М.В. Гуковская, И.Г. Захарова, И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, H.A. Морозова, Н.Ю. Клименко, О.В. Колобова, С.М. Колова, С.Н. Краснокутская, H.A. Лупанова, И.В. Маскинская, А.Ю. Поленова, С.С. Рачева, Н.С.Чагина, Л.Н Шабатура). Этими учеными изучались проблемы профессиональной подготовки специалиста к будущей профессиональной деятельности в полиэтнической среде.

Исследованиями явлений поликультурности и полиэтничности в отечественной педагогике занимались такие ученые как  И.В.Абакумова, П.Н. Ермаков, Т.Н. Розова, А.Ю. Белогуров, В.П. Борисенков, Т.И. Власова, Г.Н. Волков, Н.П. Едыгова, В.А. Ершов, А.Ф. Иванов, Е.М. Карпова, И.В. Колоколова, С.В Рыкова, З.Б. Цаллагова, Д.Г. Чупалова и др., разработавшие как теоретические основы, так и практические рекомендации по организации образовательного процесса, целью которого является формирование социальной компетенции бакалавров.

Таким образом, в педагогической науке сегодня проведено достаточно много исследований по изучению проблемы становления и развития социальной компетентности субъектов образования.

Исследованием в первую очередь жизненной (как ее называют научным языком – ключевой) компетенции занимались такие ученые как С. Батишев, Е. Зеер, Е. Климов, Н. Кузьмина, А. Маркова, В. Пищулин, В. Радионов, Е. Смирнова, Г. Суходольский, Н. Талызина и др. В то же время особую актуальность приобретает исследование вопроса формирования социальной компетентности бакалавров с учетом поликультурности современной среды, в которой проявляются способности человека выстраивать разнообразные стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности.

Особое место в структуре компетентностей личности занимает социальная компетентность, характеризующая уровень взаимодействия человека с обществом, социумом и другими людьми. В настоящее время считается общепризнанным, что ее развитие – важнейшая задача, решение которой рассматривается как непрерывный процесс, требующий особых технологий как в общем, так и в профессиональном образовании [3, с 126].

Современное российское образовательное пространство обладает такой характеристикой, как полиэтничность. В условиях Российской Федерации сущность этой характеристики заключается в объединении ее народов и их культур. Любой образовательный регион Российской Федерации как минимум бикультурен, так как взаимодействуют и пересекаются две культуры – русская как часть мировой и местная.

    Цель статьи – раскрыть направления, которые имеют непосредственное отношение к формированию социальной компетентности бакалавров, акцентируя внимание на принципах построения и развития высшей школы в условиях полиэтничности.

Вопросы подготовки бакалавров в условиях полиэтнической образовательной среды назрели в России достаточно давно. На сегодняшний день важность этих проблем поддерживается документами ФГОС профессионального и общего образования, в которых отражены цели и задачи, соответствующие подготовке мультикультурного специалиста, способного осуществлять обучение в поликультурной образовательной среде, готового в будущей профессиональной деятельности противостоять барьерам, мешающим нормальному общению потребителей своей сферы деятельности из разных этнических и культурных групп, установлению между ними продуктивных, гуманных отношений [6, с 213].

Вопросы сути, содержания и структуры феномена социальной компетентности являются недостаточно изученными в отечественной науке. В последнее время суть понятия «социальная компетентность» уточняется через дифференциацию понятий «компетентность», «социально – психологическая компетентность», «профессиональная компетентность», «жизненная компетентность» и т.д.

Понятие «компетентность» означает совершенное знание своего дела, всех процессов, явлений, связей, возможных способов ее выполнения. В содержание компетентности включаются также уровень общеобразовательного и профессионального образования, умение аккумулировать профессиональный и жизненный опыт, знание форм, методов и средств влияния на личность, возможных последствий этого влияния.

А. Флиер исследовал понятие «культурная компетентность» и определил ее высокую меру социализации и инкультурности индивида, что позволяет ему достаточно свободно понимать, использовать и интерпретировать всю сумму жизненных и профессиональных знаний, которые формируют стандарты общесоциальной эрудированности человека в определенной среде, сумму правил, образцов законов, обычаев и т.д. а также конкретизирует ее составляющие [7, с 56].

С точки зрения В. Красько, основой этнокультурной компетентности бакалавра является система знаний, понятий и представлений о человеке как представителе этнического сообщества [5, с 44].

Исходя из исследований названных выше авторов, стоит отметить сначала жизненную компетентность личности, которую можно рассматривать как сложный комплекс знаний, умений и жизненного опыта, необходимых для решения заданий и продуктивных самореализации, самовыражения и самоусовершенствования. Поэтому в формировании социальной компетентности большое значение имеют социальные, политические, экономические, культурные условия, которые относятся к самых глубоких интересам каждого человека и требуют постоянного роста его личностной, профессиональной и социальной компетентности [1, с 35].

В научной литературе понятия «социальная компетентность и социально – психологическая компетентность часто отождествляются. Социально – психологическая компетентность определяется как осведомленность и способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающим их кругом людей в системе межличностных отношений [9, с 20].

Социальная компетентность – это сложное образование, которое включает в себя не только знания, умения, но и способность применят их в самых различных проблемных ситуациях, оно проявляется в сформированности индивидуальном процессе развития социальных умений: ответственно принимать решения, уважать других, сотрудничать, участвовать в выработке общего решения, разрешать конфликты, выполнять разные роли в работе группы или команды.

В ряде исследователей понятие «социальная компетентность» тесно связывается с понятием «профессиональная компетентность». По мнению авторов (В. Адольфа, Т. Браже, В. Жкравлева, С. Елканова, В. Миндикану, Т. Новиковой, Н. Талызиной) общей характеристикой профессиональной компетенции является приобщение человека к общекультурному миру ценностей человечества в общем и отдельного социума.

Научный интерес представляет концепция «интегрированного развития компетентности», разработана шведскими и американскими учеными В. Чапанат, Г. Вайлер, Я. Лефстед, согласно которой уровень профессиональной компетентности бакалавра определяется интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических аспектов знаний и умений. Таким образом профессиональная компетентность включает знания и умения в разных сферах жизнедеятельности человека, которые являются необходимыми для использования в будущей профессиональной деятельности [9, с 12].

Ориентация на человека является ключевым аспектом и содержательным наполнением системы профессионального образования ХХІ века. Для этого профессиональное образование должно формировать у человека осознание собственных исторических корней, своего места в мире, изучение и усвоение этнокультурного сообщества, в котором он проживает, чтобы, сформировав уважение к другим культурам на основах толерантности и единства.

Все это способствует формированию этнокультурной компетентности будущего специалиста – его способности свободно ориентироваться в мире традиций и норм этничной культуры, что позволит предоставлять профессиональные услуги учитывая этнических особенностей и обеспечивая эмоциональное и физическое здоровье человека.

Следует уточнить, что в процессе формирования у бакалавров теоретических знаний и воспитания у них качеств, необходимых для формирования социальной компетентности, важным является комплекс условий, который обеспечит достижение цели и эффективности решения задач:

  • использование традиций и позитивного опыта других вузов стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • изучение ценностных ориентаций бакалавров;
  • создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность бакалавров;
  • использование воспитательного потенциала учебных предметов для расширения культурного кругозора студентов, их творческой социальной активности [4, с 68].

Современные преобразования в глобальном мире так или иначе влияют на жизни людей. Интеграция России в мировом пространстве требует больших реформационных процессов в отрасли образования, которые помогали бы отображать и формировать кругозор граждан страны, их взгляды на окружающий мир. Этот процесс требует гумманизации образования и усиления личностного подхода в педагогической науке и практике.

Общими принципами деятельности учреждений образования по развитию системы формирования социальной компетенции в этнокультурной среде образования должны быть:

  • открытость национальной системы образования, построенной на диалоге культур;
  • учет специфических для полиэтнической системы образования процессов меж- и внутриэтнической интеграции, этнокультурных особенностей каждого народа и этнических групп;
  • воспитание уважения и интереса к национальным ценностям и особенностям, языку, образу жизни, традициям, вере, национальной культуре как русского, так и других народов;
  • формирование умения адаптироваться к поликультурной и полиэтнической среде.

Такой подход может стать целью на пути к формированию между этнического общения, диалогу культур, без чего невозможно свободное продвижение в мировом пространстве. Сегодня в мире происходят социально – экономические, политические и культурные процессы, которые порождают глобальное, планетарное сознание: крепчают экономические, культурно – информационные и профессиональные связи, расширяются новые технологии [10, с 90].

Современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания и социализации учащихся в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности. Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования.

Становление социальной компетентности бакалавра в этнокультурной среде должно стать составляющей системы профессионального высшего образования, поскольку стоит на грани решения противоречий между потребностями общества в бакалаврах, как будущих специалистах и носителях этнической и общечеловеческой культуры.

Выводы

Таким образом, проведенный теоретический и методологический анализ феномена социальной компетентности дает возможность презентовать обобщенное ее понимание как интегрированную способность личности, которая включает в себя разнообразие подкомпетентностей, или ключевых компетентностей, которые обеспечивают эффективное функционирование личности в поликультурной среде.

Профессиональная компетентность определяет степень знаний специалиста в профессиональной деятельности, поэтому категории «социальная компетентность» и «профессиональная компетентность» не синонимичны, поскольку как личность может быть профессионалом, но не быть компетентной в решении вопросов общественного характера, так и наоборот личность не является профессионалом, но является компетентной в социальном вопросе или ситуации.

Целью формирования социальной компетентности как составляющей поликультурного образования, определяют, как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде.

Сегодня, в условиях этнокультурной образовательной среды, необходимость обеспечения будущими специалистами людей разных этнических групп требует изменений подхода в формировании их профессиональной и социальной компетентности. Открытость образовательных систем обучения бакалавров в иноязычной и поликультурной среде также не оставляет выбора относительно формирования этнокультурной компетенции у студентов – бакалавров во время подготовки в ВУЗах, как необходимой составляющей системы знаний. Этнокультурная компетентность бакалавров обеспечит более эффективный обмен трудовыми достижениями в любой сфере их профессиональной деятельности, а также позволит им избежать некорректного поведения относительно исторических традиций этноса, в котором будущему специалисту придется работать в будущем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боровиков Л. И. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника/ Л. И. Боровиков. – М.:Академия,1993. – 438 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших учебных заведений/ Г. Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХI века: (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М.: Совершенство,1998. – 608 с.
4. Козберг Г.А. Проблемы формирования профессиональной компетентности преподавателя // Проблемы государственного и муниципального управления и их кадрового обеспечения: Тез. докл. и сообщ. обл. науч.-практ. конф. – Воронеж: Екатеринбург,1999.- С.68-69.
5. Косогова А. С., Дьякова М. Б. Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации выпускников // Современные проблемы науки и образования электрон. науч. журнал. – 2008. – № 3 – С 44-48.– URL:http://www.science‐education.ru/22‐735.
6. Лурье С. В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов / С. В. Лурье. – М.: Аспект Пресс,1997. – 448 с.
7. Сластенин В. А. Педагогика: учеб.пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко,Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2006. – 306 с.
9. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб.пособие / А. Я. Флер. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.
10. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие /В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с.
11. Шогенов А. А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона: дис. д‐ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2008. – 353 с.
 



© 
З.М. Гичиханова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru