viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.И. Галимская,  (Кировоградская лётная академия Национального авиационного университета, г. Кировоград, Украина)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ  2016

Профессионально значимые качества
В статье поднимается вопрос о формировании у будущих авиаспециалистов позитивной мотивации как необходимом условии успешного овладения профессией. Анализируются различные подходы к определению понятия и сущности мотивации будущей профессиональной деятельности как сложного и многопланового явления. Процесс формирования позитивной мотивации будущей профессиональной деятельности рассматривается как стадиальное явление. В формировании мотивации будущей профессиональной деятельности авиационных специалистов особое место занимает физическая подготовка, которая на сегодня располагает совершенными методиками в этом направлении. Этот процесс характеризуется комплексным, системным и научно обоснованным влиянием на мотивационную структуру как учебной, так и внеучебной деятельности курсантов и направлен на формирование долговременной, устойчивой внутренней мотивации на авиационную деятельность. При этом формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации.

Ключевые слова: Профессионально значимые качества, мотивация, мотив, мотивация профессиональной деятельности.

 

Новые социально-экономические условия ставят перед высшим образованием задачи подготовки конкурентоспособных специалистов, способных отвечать на вызовы времени, нацеленных на постоянный профессиональный и личностный рост. В связи с этим возникает объективная необходимость в формировании зрелой, ответственной, мотивированной личности, осознающей свои возможности, способности, потребности, которая стремится к достижению успеха в профессиональной деятельности.

Исследуя вопросы формирования профессионально значимых качеств личности будущего авиационного специалиста, следует акцентировать, что мотивационный блок является в структуре профессионально значимых качеств (ПЗК) авиационных специалистов одним из важных элементов, поскольку именно от степени его сформированности зависит успешное овладение профессией будущими специалистами. Такая значимость этого блока профессионально значимых качеств обуславливается тем, что высокий уровень положительной мотивации может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточного уровня необходимых знаний, умений и навыков.

Проблема мотивации относится к наиболее актуальным в современной педагогической науке. Ее исследованию уделяли внимание такие ученые, как В.Г. Асеев, М.Й. Борышевский, И.А. Зязюн, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Г.А. Мухина, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, В.А. Якунин и другие.

Анализ научных источников свидетельствует о наличии различных подходов к определению понятия и сущности мотивации будущей профессиональной деятельности, что обусловлено взглядом на нее как на сложное и многоплановое явление. Однако, их обобщение позволяет выделить два направления: мотивация как совокупность факторов или мотивов; мотивация как процесс [1, с.65]. Сторонниками первого взгляда являются К.К. Платонов – «мотивация – это совокупность мотивов» [2, с.71], И.Ф. Беляева – «Мотивация - это совокупность мотивов, влияющих на поведение человека, побуждая его к деятельности» [3, с. 73]; В.И. Ковалёв – «мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, то есть их осознании» [4].

Мотивацию как процесс характеризуют Е. П. Ильин – «мотивация – процесс формирования мотива» [1, с.65]; А.Я. Кибанов – «мотивация – процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, который определяется комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов» [5, с.485]; В.П. Нестерчук – «мотивация – процесс побуждения человека или группы людей на достижение целей организации, который включает в себя мотивы, интересы, потребности, увлечения» [6] и т.д.

Важную роль в формировании мотивации профессиональной деятельности играют мотивы – совокупность внешних и внутренних факторов, связанных с удовлетворением определенной потребности индивида, обусловливающих степень проявления и направления его активности [7, с.34]. Обобщая имеющиеся современные взгляды на мотивы деятельности, В.А. Семченко отмечает, что мотив понимается как необходимость; как цель (А. Н. Леонтьев); как побуждение (X. Хекхаузен); как намерения (К. Левин, Л. И. Божович); как состояние (М.И. Меерович); как эмоция (Б.И. Додонова); как оценивание (В.Г. Асеев, О.Г. Ковалев, П.М. Якобсон); как стойкие качества (личностные диспозиции) (К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М. Мадсен); полимодальный подход (В.Ф. Моргун); как любая первопричина активности (Е.П. Ильин) [7, с. 57-62].

Аналогичное разнообразие подходов существует и относительно определения мотивации: как наличия определенной системы факторов, побуждающих к соответствующей активности, совокупности причин, побуждающих человека к действию или бездействию в различных ситуациях; как осознанного использования системы побудителей, способствующих активизации определенных действий; как процесса развертывания определенной системы побудителей в структуре соответствующей деятельности [7, с. 34].

Чаще всего профессиональную мотивацию рассматривают с двух позиций: во-первых, с содержательной стороны, как систему учебно-профессиональных значимых для личности мотивов, основанных на устойчивом интересе студента к будущей профессии. Во-вторых, как процесс, как систему внутренних побуждений. По мнению Н.В. Дружинина, профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности[8, с. 172].

Характеризуя конечное отношение человека с выполняемой деятельностью, выделяют две группы мотивов: внутренние (мотивы-стимулы) и внешние (собственно мотивы) [7, с. 36]. Именно внутренние мотивы являются смыслообразующими, что определяет их значение в процессе формирования позитивной мотивации будущей профессиональной деятельности авиационных специалистов. Хотя следует отметить, что на начальном этапе профессионального становления доминирующими являются внешние мотивы (престижность профессии, материальная выгода, ориентация на социальный успех и т.д.), которые в процессе освоения профессии уступают место внутренним, связанным с содержанием будущей профессиональной деятельности, личностным отношением к ней (стремление к овладению новыми знаниями, интерес к самому процессу деятельности и т.д.). Кроме того, исследования, которые провел А.А. Реан, доказывают, что «сильных» и «слабых» студентов отличает не уровень знаний и интеллекта, а сила и тип мотивации – первых характеризует внутренняя мотивация, направленная на получение прочных профессиональных знаний и умений; последних – внешняя.

При этом, как отмечают многие современные исследователи, сегодня среди будущих специалистов наблюдается тенденция к преобладанию внешней мотивации к обучению, а соответственно, и к приобретению профессии. Это объясняется прежде всего тем, что студенты вузов рассматривают высшее образование не столько через призму однозначного профессионального интереса, сколько как получение базы знаний для последующего инвариантного выбора[9, с.251].

Процесс формирования позитивной мотивации будущей профессиональной деятельности следует рассматривать как стадиальное явление. При этом А.Н. Зерниченко и Н.В. Гончаров выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности [10, с.75]. А.А. Файзуллаев рассматривает пять таких стадий: возникновение и осознание побуждения; принятие мотива; реализация мотива; закрепление мотива; актуализация побуждения. Такой подход способствует формированию мотивации от «непосредственного побуждения до стойкой мотивационной тенденции» [7, с.45]. Если анализировать формирование мотивации будущих авиационных специалистов, опираясь на стадийность этого процесса, то приобщение к выбранной профессии «начинает определять жизненные ориентации курсанта, превращает знания в убеждения, становится ведущим мотивом» [11, с. 27]. Каждая стадия определяет выбор методов формирования мотивации, которые наиболее способствуют проявлению интереса, активности, инициативности будущих авиационных специалистов.

В формировании мотивации будущей профессиональной деятельности авиационных специалистов особое место занимает физическая подготовка, которая на сегодня располагает совершенными методиками в этом направлении. Этот процесс характеризуется комплексным, системным и научно обоснованным влиянием на мотивационную структуру как учебной, так и внеучебной деятельности курсантов и направлен на формирование долговременной, устойчивой внутренней мотивации на авиационную деятельность. При этом формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации [8, с.174].

По нашему мнению, формированию мотивации будущей профессиональной деятельности авиационных специалистов способствуют такие формы работы, как лекционные занятия, олимпиады, научные конференции. Так, программами по предмету «Физическая подготовка» в Кировоградской лётной академии Национального авиационного университета (КЛА НАУ) в рамках теоретической подготовки предусмотрено 8 часов лекционных занятий, на которых курсанты знакомятся с целями, задачами, нормативами по физической подготовке, определенными программой. Кроме этого, на наш взгляд, на начальном этапе обучения следует предусмотреть темы занятий, которые стимулировали бы будущих специалистов к поиску и изучению информации о значении физической подготовки для профессионального здоровья и долголетия авиационных специалистов, о роли и возможностях занятий по физической подготовке в формировании профессионально важных качеств, методиках самооценки работоспособности, физической подготовленности и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

Разумеется, что такого количества часов не достаточно для формирования мотивации профессиональной деятельности, что обусловливает необходимость введения спецкурса, нацеленного на формирование мотивационного блока в структуре профессионально значимых качеств будущих авиационных специалистов средствами физической подготовки. При этом следует говорить как о формировании положительной профессиональной мотивации, так и о мотивации на физическое совершенствование личности как основы их профессиональной надежности и профессионального долголетия. Особенностью спецкурса должна стать его субъектная направленность на освоение профессиональной деятельности, что позволит сформировать осознанное отношение будущих авиационных специалистов к их профессиональному становлению.

Спецкурс должен содержать такие темы, которые помогут курсантам совершенствовать основные профессионально важные физические, психические, моральные, качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности, а также сформировать устойчивую мотивированную потребность к занятиям физической подготовкой. С этой целью предлагаем включить в программу спецкурса такие темы:

  1. Авиационные специалисты как субъекты профессиональной деятельности. Акцентировать на профессионально важных качествах специалистов, возможности их формирования и корректирования средствами физической подготовки, необходимости физического совершенствования как фактора профессиональной надежности и долголетия.
  2. Средства физической подготовки и спорта в формировании и коррекции авиационных специалистов.
  3. Средства физической подготовки в формировании высокой общей работоспособности и физиологических основ профессионального долголетия авиационных специалистов.
  4. Средства физической подготовки в формировании психофизиологической устойчивости организма авиационных специалистов к отрицательным факторам профессиональной деятельности и профилактики нервно-эмоционального утомления в обычных и стрессовых ситуациях.
  5. Мотивация, целенаправленность и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями. Акцентировать на обосновании индивидуального выбора вида спорта или системы физических упражнений для самостоятельных занятий.
  6. Средства и методы коррекции физического развития, телосложения, функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.
  7. Планирование самостоятельных занятий физической подготовкой и спортом, а также контроль над их эффективностью. Акцентировать на педагогическом контроле, самоконтроле, а также на коррекции содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

При этом должны активно использоваться такие формы проведения занятий, как беседы, диспуты, обсуждения за «круглым столом» и т.п. На занятиях следует широко использовать презентации, реферативные сообщения, анкетирование, тесты, что побуждает студентов к активной познавательной деятельности, формирует устойчивую внутреннюю мотивацию к будущей профессиональной деятельности.

В процессе формирования профессиональной мотивации будущих авиационных специалистов особое место принадлежит научно-исследовательской работе. Как отмечает Е.А. Худоренко, включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках высшего учебного заведения способствует углублению, обобщению, систематизации их знаний; развитию научно-практических компетенций студентов, подготовке конкурентоспособных выпускников [12, с.4].

Профессорско-преподавательский состав кафедры физической и психофизиологической подготовки КЛА НАУ активно привлекает курсантов к участию в ежегодных международных и всеукраинских научно-практических конференциях молодых ученых и курсантов, которые проводятся как на базе Кировоградской летной академии Национального авиационного университета, так и других высших учебных заведений. При этом следует акцентировать на необходимости выбора актуальных тем, связанных с будущей специальностью курсантов и вызывающих у них непреходящий интерес. Так, в условиях евроинтеграции получили распространение темы, предметом исследования которых являются различные вопросы подготовки авиационных специалистов в зарубежных странах, в том числе и средствами физической подготовки. Подготовка научных работ по такой тематике формирует познавательную и профессиональную мотивацию курсантов, являясь продолжением и углублением учебного процесса.

Интересным в процессе формирования позитивной мотивации профессиональной деятельности будущих авиационных специалистов средствами физической подготовки является участие курсантов в проводимых в КЛА НАУ всеукраинских олимпиадах. Участникам предлагается ответить на вопросы тестов, касающихся теоретической части общей и специальной физической подготовки будущих авиационных специалистов, связанных со знаниями нормативов, специальной терминологии, способов формирования профессионально значимых качеств (например, методом формирования общей выносливости является бег на 2000-3000 м, скоростных способностей – бег на 30 м, 60 м, 100 м ы т.д.). Таким образом, подготовка к олимпиаде активизирует познавательные способности курсантов, направленные на формирование профессиональной мотивации, а также формирует устойчивую внутреннюю мотивацию к занятиям физической подготовкой и спортом.

В контексте рассматриваемой проблемы следует отметить, что самостоятельная работа курсантов также является одной из важнейших составляющих формирования профессиональной мотивации будущих авиационных специалистов. Традиционно среди основных видов самостоятельной работы по физической подготовке является написание рефератов. Здесь уместно акцентировать на их тематике, которая должна быть актуальной, а информация, полученная курсантами во время подготовки и написания работ должна быть полезной для них, в первую очередь, для ее практического применения. Также следует сказать о необходимости учитывать индивидуальные особенности физической подготовки курсантов. Если преподаватель владеет информацией о недостаточном уровне развития какого-либо профессионально значимого качества курсанта (решительности, выдержки, переключения внимания и т.д.), то он может предложить ему соответствующую тему реферата.

Кроме этого, предлагаем ввести в практику самостоятельной работы курсантов и написание эссе – небольшого сочинения по какому-либо частному вопросу, например: «Личное отношение к здоровью как условие профессиональной надежности и профессионального долголетия», «Мой опыт борьбы с вредными привычками как залог профессионального здоровья» и подобные.

Все предложенные виды самостоятельной работы в сочетании с физическими упражнениями дадут более высокий результат по формированию мотивационного блока профессионально важных качеств будущих авиационных специалистов.

Немаловажную роль в формировании позитивной мотивации будущей профессиональной деятельности играет материальная база подготовки будущих авиационных специалистов. На сегодня КЛА НАУ располагает стадионом с рездоровым покрытием легкоатлетических дорожек и секторов, теннисным кортом с регополовым синтетическим покрытием, двумя игровыми спортивными залами, залом борьбы, тренажёрным залом комплексной тренировки, психофизиологическим городком, плоскостными сооружениями и полями. Кроме этого, для профессиональной подготовки специалистов по поиску и спасанию, а также для тренировки будущих пилотов действиям, обеспечивающим безопасность экипажа и пассажиров при вынужденной посадке вне аэродрома и навыкам выживания в различных географических условиях, создается учебно-тренировочный научно-исследовательский центр поиска и спасания. Создание необходимой материальной базы, отвечающей всем современным требованиям, имеющим лопинги, батуты, подвесные платформы, подвесные бревна, движущиеся подвесные платформы и подвесные бревна, вращающиеся гимнастические колеса и т.д., дело финансово затратное. В связи с этим можно предложить решение такой проблемы путем заключения договоров с организациями, которые имеют необходимую материальную базу. Например, с залами, где есть бассейн для проведения занятий по спасению на воде и т.п.

Рассматривая вопрос о формировании положительной мотивации будущей профессиональной деятельности, следует вспомнить о таком механизме формирования мотивации, как подражание, которое В.А. Семиченко определяет как особую форму поведения, заключающуюся в воспроизведении человеком в полном или частично трансформированном виде действий, идеалов, черт характера, образцов поведения других людей. Мотивационный аспект подражания заключается в том, что смыслы, ценности других людей, особенно референтных, становятся для человека эмоционально значимыми; возникает желание и готовность их перенимать, воспроизводить, следовать им [7, с. 83].

В контексте изложенного, следует акцентировать на личности преподавателя физической подготовки, который должен являться для курсантов образцом для подражания, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми. Речь идет, во-первых, об имидже преподавателя, который должен мотивировать их к ведению здорового образа жизни, занятию физической подготовкой и спортом как одному из основных факторов профессиональной надежности. Во-вторых, о его компетентности, умении построить занятие с учетом специфики и особенностей конкретной профессиональной деятельности, что также способствует формированию у курсантов мотивационно-ценностных ориентиров.

Таким образом, процесс формирования положительной мотивации будущей профессиональной деятельности и собственной профессиональной надежности будущих авиационных специалистов представляет собой сложную структуру, на которую влияет множество факторов, к которым в первую очередь следует отнести особенности организации учебного процесса, формирование современной материальной базы, значимость личности преподавателя.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
2. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов. – Москва : Высшая школа, 1984.–179 с.
3. Беляева И.Ф. Трудовая мотивация: Механизмы формирования и функционирования. Изменение мотивации в новых условиях / И.Ф. Беляева. – М.: НИИ труда, 1992. - 231 с.
4. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев, А.А. Бодалев. – Москва : Наука, 1988. – 192 с.
5. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова ,— 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 695 с.
6. Організація та мотивація праці : навч. посібник / В.П. Нестерчук. К. : Вид-во Європ. ун-ту фінансів, інформ. систем, менедж. і бізнесу, 1999. – 87 с.
7. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность». (Лекции. Практические занятия, задания для самостоятельной работы) / В.А. Семиченко. – К.: Милленниум, 2004. – 521 с.
8. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
9. Шемигон Н. Ю. Сутність мотиваційно-ціннісного ставлення студентів до майбутньої професійної діяльності / Н.Ю. Шемигон // Проблеми інженерно-педагогічної освіти. – 2012. – № 36. – С. 250-255.
10. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей / А.Н. Зерниченко, Н.В. Гончаров // Вопросы психологии. – 1989. – №2. – С 73-81.
11. Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика. / Д.В. Гандер. – М: "ВОЕНТЕХИНИЗДАТ", 2007 - 336 с.
 



© 
И.И. Галимская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru