viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Н.В. Каргина,  (К.псих.н., доцент, доцент каф. психологии и педагогики филологического факультета РУДН)

О.С. Фисенко,  (К.филол.н., доцент каф. русского языка и методики его преподавания РУДН)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Русский язык как иностранный
В статье на примере повести А.С. Пушкина «Метель» рассматриваются лингводидактические возможности техники «направленное чтение» при обучения русскому языку как иностранному. Данный интерактивный метод можно использовать при организации учебного процесса в рамках курсов домашнего чтения и лингвистического комментирования художественного текста.

Ключевые слова: Русский язык как иностранный, интерактивные методы обучения, техника «направленное чтение», повесть А.С. Пушкина «Метель».

 

1. Введение

Включение в учебный процесс интерактивных методов обучения является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Не исключением в этом стала система подготовки иностранных студентов. Интерактивные методы обучения, используемые на практических занятиях, позволяют студентам-иностранцам в более живой непринужденной обстановке в процессе естественной коммуникации овладевать русским языком [2]. Задача преподавателя состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальные методы, приемы и техники. Продуктивным учебный процесс делает установка на развитие познавательной деятельности студентов, их интеллектуальной состоятельности, позволяющей создать базу для работы по решению проблем после окончания обучения.

2. Постановка проблемы

В данной работе на примере повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотрены лингводидактические возможности интерактивной техники «направленное чтение». Выбор данного произведения не случаен. На занятиях по РКИ данное произведение или его фрагменты преподаватели-русисты часто читают совместно со студентами в рамках домашнего чтения, лингвистического комментирования художественного текста. Благодаря использованию техники «направленное чтение», в группах иностранных студентов, смешанных в языковом отношении, овладение языковой компетенцией осуществляется быстрее. Студенты-иностранцы учатся не только говорить на русском языке, но и слушать других. Условием эффективности учебного процесса является реализация постоянно действующих методических принципов: лингвистических (системность, концентризм, разграничение явлений на уровне языка и речи, функциональность, стилистическая дифференциация, минимизация, ситуативно-тематическая организация материала, изучение лексики и грамматики на синтаксической основе), дидактических (сознательность, наглядность, прочность, доступность, посильность, систематичность и последовательность, активность, коллективность, проблемность, развивающее обучение, креативность), психологических (мотивация, поэтапное формирование знаний, навыков, умений, учет индивидуально-психологических особенностей учащегося), методических (коммуникативность, учет особенностей родного языка, комплексность, устное опережение, взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности) [3: с.117].

В результате работы над текстом по технике «направленное чтение» студенты приобретают языковые навыки и коммуникативно-речевые умения, на основе которых у них вырабатывается коммуникативная компетенция в социально-культурной и учебно-научной сферах общения.

3. Методика работы с текстом

Целью интерактивной техники является диалоговое обучение, предполагающее взаимодействие между студентом и преподавателем, между студентами.

Техника «направленное чтение» была представлена нами в учебном пособии «Лингвистическое комментирование повести А.С. Пушкина «Метель» (II сертификационный уровень)» под общей редакцией О.С. Фисенко [2014]. Ее использование на занятиях по РКИ способствует формированию интереса к чтению художественного произведения.

Весь текст повести А.С. Пушкина «Метель» разбит на 20 логических частей (остановок) [1], каждая из которых заканчивается на интригующем моменте. У каждого студента на парте помимо текста повести должен быть чистый листок бумаги. Студентам дается установка: прикрыть текст белым листом бумаги и читать повесть только по команде преподавателя. Так как данная методика адаптирована для студентов, имеющих знания в области русского языка на II сертификационном уровне, преподаватель предлагает им вдумчивое чтение про себя. После прочтения текста рекомендуется отложить текст. По тому, как студенты поднимут свои глаза от текста, преподаватель может судить о готовности аудитории к дальнейшей работе над текстом. В некоторых случаях возможно чтение фрагментов повести студентами вслух.

Вызовом к прочтению текста служит вопрос, направленный на развитие критического мышления: «Как Вы думаете, о чем пойдет речь в произведении под названием «Метель»? Преподаватель выступает в роли «сборщика информации»: внимательно выслушивает все ответы, не отвергая ни одно из предложенных мнений.

Затем идет чтение текста и работа над вопросами к каждой части. На этом этапе происходит осмысление текста и размышление о прочитанном. Последний вопрос к каждой части: «Как Вы думаете, что произойдет дальше»? служит вызовом к другой части.

Рассмотрим некоторые этапы работы над текстом.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адонина Л.В., Рыжова Н.В., Фисенко О.С., Чернова Н.В. Лингвистическое комментирование повести А.С. Пушкина «Метель» (II сертификационный уровень) / Под общ. ред. О.С. Фисенко. – М.: Издательство «Спутник+», 2014. – 50 с.
2. Корнилова Т.В., Матвеенко В.Э., Фисенко О.С., Чернова Н.В. Компоненты лингводидактической системы обучения иностранных филологов национально-окрашенной лексике с использованием аудиовидеосредств // Вестник МГОУ. – Сер. Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 74-80
3. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 199 с.
 



© 
Н.В. Каргина, О.С. Фисенко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru