viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

О.П. Терехова,  (К.пед.н., доцент каф. строительных технологий, геотехники и экономики строительства Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, Чебоксары)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Этнопедагогические труды
В статье обоснована необходимость организации природоохранного воспитания подрастающего поколения методами народной педагогики. С этой целью проанализированы этнопедагогические труды Г.Н. Волкова, раскрыты традиции чувашского народа по экологическому воспитанию, показана роль и опыт работы созданного по его инициативе НИИ этнопедагогики в ЧГПУ им.И.Я. Яковлева, открытых и руководимых Г. Волковым и сотрудниками созданной им лаборатории этнопедагогики Чувашского РИО этнопедагогических классов по внедрению народных традиций в практику образовательных учреждений Чувашской Республики. В процессе исследования были использованы следующие методы: литературный, сравнительно-исторический, анализ литературы, обобщение полученной информации.

Ключевые слова: Этнопедагогические труды, традиции народа, природоохранительный опыт, любовь к природе, этнопедагогические классы.

 

На современном этапе государственная политика ставит задачу формирования у каждого человека экологической культуры. Большие воспитательные возможности для формирования экологической культуры, национального самосознания, природоохранного сознания и поведения у подрастающего поколения несет в себе многовековой опыт народа и его национальные традиции, которые нашли отражение в этнопедагогических трудах Г.Н. Волкова. В своих фундаментальных трудах академик подчеркивает, что чувашская народная педагогика сохранила и передает из поколения в поколение опыт отношений народа к природе, ее растительному и животному миру, опыт жизни по законам природы и общества. По его мнению, «главным и решающим фактором, объединяющим в единое целое все стороны формирования личности, является природа. Именно она создает гармонию между отдельными элементами воспитания; так как человек сам есть часть природы, то эта гармония имеет особенный смысл» [3, с. 404]. Академик утверждает, что природа влияет на умственное и физическое развитие детей, на воспитание привычки и любви к труду. Находясь на лоне природы, дети видят различные растения, насекомые, животные, в результате они получают знания о разнообразных явлениях в природе, постепенно усваивают причинность многих факторов и явлений природы из окружающей их жизни. Велика эстетическая роль природы. Ребенок, бывая на природе, испытывает чувство радости, наслаждения, под руководством старших оно формируется в чувство изящного и прекрасного.

В книге «Чувашская народная педагогика» Г.Н. Волков пишет: «В совокупность знаний о природе, которые в той или иной степени давались детям чувашских крестьян, входили элементарные сведения по следующим предметам: естествознанию (ботаника с элементами агрономии и зоологии), метеорологии, геологии и географии, математике (элементы арифметики, геометрии и алгебры), физике и астрономии» [7, c. 142]. В примечании автор поясняет: названия этих предметов условные, в них преобладают элементарные сведения по тем или иным отраслям знаний.

Геннадий Никандрович отмечает, что с растениями, насекомыми и животными чувашские дети начинали знакомиться очень рано. В числе первых растений, с которыми они знакомились, были съедобные: тмин, борщовник, щавель и др? Круг известных растений постепенно расширялся во время работы в огороде, саду, на поле, когда со взрослыми ходили в лес за грибами и ягодами и т.п.

В то же время малолетних детей постепенно начинали привлекать к работе по хозяйству. Шести-семилетние дети в огороде имели свои грядки, которые обрабатывали сами под контролем и при помощи старших братьев и сестер. В саду ребенок имел свой кустарник, свое дерево, за которыми ухаживал, следуя в работе примеру старших, учась у них и советуясь с ними» [3, с. 167]. Дети вместе со взрослыми участвовали в уходе за полевыми и огородными растениями, в уборке урожая. Также они наблюдали за жизнью насекомых и животных, например, муравьев, земляных пауков, бабочек-коробочек, божьей коровки, жуков. С раннего детства детей приучали наблюдать за направлением ветра, за заходом солнца, за облаками. В результате такие непринужденные наблюдения детей за природными явлениями, за развитием насекомых, животных, птиц давали им возможность увидеть изменения, происходящие в природе. Так дети постепенно вникали в особенности природы, узнавали пользу животного и растительного мира, понимали необходимость заботы о природе.

В этнопедагогических трудах Г.Н. Волкова подчеркивается, что у чувашского народа в системе подготовки подрастающего поколения к жизни экологическое воспитание занимает важное место, составляет ее основу. Природосообразность в той или иной форме встречается в пословицах и поговорках, а также в сказках, песнях. Профессор Н.И. Ашмарин отмечал: «Значительная часть чувашских песен состоит из двух частей, причем основная мысль, обыкновенно касающаяся различных сторон людских отношений, некоторым образом поясняется аналогией, взятой из природы: «Когда проходим через сад, с треском падают красные яблоки. Когда, прощаясь, жму я руку родным, льются, льются слезы из глаз» [1, с. 45].

Как утверждает Г.Н. Волков, в песнях народом воспеты все деревья и травы, все звери и птицы; «на первом месте культ дуба и обожествление вяза». Рябина, по мнению чувашей, помогала им при изгнании нечистого духа, приносящего вред. Для очищения воды от вредных примесей у родников сажали иву, ольху, которые пропускали глубинную воду через свои корни, и била из родника чистая свежая вода» [7, с. 39].

Ученый-педагог знакомился с работой многих школ республики по экологическому обучению и воспитанию учащихся. В качестве примера приводит опыт работы учителей Больше-Яльчикской средней школы Яльчикского района. В этой школе под руководством Заслуженного учителя Чувашской Республики и РСФСР Е.М. Молоствова создан питомник и дендрарий, где растут деревья, кустарники, цветы, растения почти со всех национальных регионов страны. В течение ряда лет учащиеся работают в питомнике. Школьниками выращено более миллиона саженцев различных древесных пород для полезащитных полос, для лесхозов» [4, с. 39].

Академик придерживался идеи просветителя И.Я. Яковлева о земле, земледелии. Основная идея многих произведений Г.Н. Волкова– «дороже родной земли на свете ничего нет». Эта мысль подтверждается и в сказке «Золотая пылинка»:

«Когда послы из дальней страны после ознакомления с чувашским краем собрались в обратный путь, чуваши попросили их остановиться ненадолго. Подданные чувашского царя снимали башмаки с ног гостей, шелковыми платками тщательно вытирали башмаки и платки, как драгоценность, опять прятали в карманы. Чистые башмаки гостям заботливо надевали. На вопрос послов об этом обычае они ответили: «Для нас в мире нет ничего лучше и дороже нашей страны, родной земли. Эта земля – нам и отец родной, и мать-кормилица, и брат-защитник. Мы не можем дать вам и даже ее пылинки» [5, с. 264].

В этом ответе чувашей мы чувствуем их любовь к родной земле и бережное отношение к ней.

Г.Н. Волков, бывая в разных населенных пунктах, беседовал с жителями, наблюдал, как соблюдаются традиции и обычаи родного народа. Так, в книге «Созвездия земли» он вспоминает о встречах с председателем колхоза им. А. Николаева села Шоршелы, Героем Социалистического Труда Василием Васильевичем Зайцевым. Этот исконный земледелец на колхозных собраниях и в беседах говорил: «Любовь к родной земле – главное в жизни. Где бы ни были, кем бы вы ни стали, не порывайте связи с ней. И пусть дети, внуки тоже помнят об этом. Первая любовь человека – любовь к родной земле, к родной природе» [5, с. 108]. В. Зайцев часто встречался со школьниками, свои мысли, идеи передавал подрастающему поколению.

В главе «Поэтическая педагогика председателя» этой книги он описал возрождение традиций народа, рассказывает об опыте Аркадия Айдака, почти 30 лет возглавлявшего лучший в стране ОПХ «Ленинская искра» Ядринского района ЧР. В его хозяйстве оберегаются вековые дубы, которым поклонялись предки; восстановлены священные родники, десятки озёр; созданы заповедные леса и рощи. В леса возвратились куропатки, кукушки, соловьи [5, с. 126].

Как утверждает Г.Н. Волков, природа – это не только деревья, птицы, животные, но и неодушевленная ее часть: солнце, земля, луна, вода, огонь и т.п., к ним чуваши также относились почтительно, детей приучали к такому же отношению. Он отмечает особенное благоговение чувашей к солнцу: они его очеловечивали (солнце смеется: смотрит: солнце спряталось), отводили ему главное место в существовании природы [6, с. 12].

У чувашей, подчеркивает Г.Н. Волков, «существовало деление людей и животных на четыре возрастные группы: дети, детство, молодежь, молодость, взрослые: зрелость: пожилые: старость? Эта периодизация, сохранившаяся до сих пор, вытекала из требований природосообразности: детство соответствовало весне, пробуждающей природу, молодость – цветущему лету, зрелость – плодородной осени, старость – зиме, когда дремлют многие силы природы» [3, с. 128]. Такая периодизация распространялась на домашних животных и птиц, растений и деревьев [3, с. 129].

В освоении учителями идей народной педагогики, национальных традиций и обрядов по природоохранному воспитанию подрастающего поколения, внедрении идей этнопедагогического наследия ученого-педагога в практику образовательных учреждений республики большую роль играет создание Межреспубликанской Ассоциации «Народная педагогика», инициатором и руководителем которой был академик Г.Н. Волков. Ассоциация ежегодно проводит научно-практические конференции, семинары для исследователей народной педагогики и практически применяющих ее в школе, вузе и внешкольных учреждениях.

Исследователь Р.С. Бозиев в своей статье пишет, что в 2003 году в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева открыт Научно-исследовательский институт этнопедагогики (НИИЭ), который стал «координационным центром этнопедагогических исследований. В структуре НИИЭ созданы и успешно работают следующие лаборатории: «Этнопедагогика и этнокультура в содержании образования», «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы», «Интеграция чувашской культуры в учебно-воспитательный процесс в системе непрерывного образования», «Этнокультурная социализация» [2, С. 25]. Сотрудниками НИИЭ издается серия «Этнопедагогическая библиотека учителя» и «Этнопедагогическая библиотека воспитателя», в которых освещается широкий круг этнопедагогических проблем, связанных с современной системой непрерывного образования: «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа – вуз – система повышения квалификации». Регулярно выпускается «Этнопедагогический ежегодник».

Р.С. Бозиев подчеркивает: «Решение научных проблем НИИЭ обусловило создание этнопедагогического комплекса, включающего базовые школы, дошкольные образовательные учреждения Чувашской Республики, Музей народной педагогики, находящийся в Траковской чувашско-немецкой гимназии. Данный комплекс организован с целью координации научных исследований, направленных на развитие региональной системы непрерывного образования…» [2, С. 25-26]. Он отмечает тесное сотрудничество НИИЭ с культурно-образовательными учреждениями Чувашской Республики, со многими регионами России и СНГ.

В1988 году по рекомендации академика Г.Н. Волкова в Чувашском республиканском институте образования (РИО) открыта лаборатория этнопедагогики, которая проводит исследовательскую работу в созданных в республике этнопедагогических классах: в Шоршелской СОШ Марпосадского района, Кугесьской, Анат-Кинярской, Калайкасинской школах Чебоксарского района, Москакасинской школе Моргаушского района, СОШ №6 г. Чебоксары, в Чувашском национальном лицее с цедью восстановления этнических традиций природоохранного воспитания, формирования национального самосознания [9, с. 242]. В этнопедагогических классах школьники изучают «Этнопедагогику», «Семейную педагогику», «Историю воспитания», «Основы психологии».

Опыт этих школ изучается, обобщается, распространяется, учителя, проходящие курсы в Чувашском республиканском институте образования, знакомятся с работой этих классов, посещают уроки, внеклассные мероприятия, для учителей-курсантов проводят круглые столы, научно-практические конференции.

Для примера приводим опыт работы этнопедагогических классов в Шоршелской средней школе. Учителя, классные руководители в этих классах ведут работу под руководством Г.Н. Волкова и сотрудников лаборатории этнопедагогики Чувашского РИО. Программа «включает следующие направления: использование в учебно-воспитательном процессе национальной школы традиций и обычаев родного края (традиционных праздников, промыслов, ремесел); сбор и обработка фольклорного материала; описание народных праздников, примет, поверий и т.д.» [8, с. 202].

Задачи этнопедагогических классов: раскрыть возможности народного опыта воспитания в условиях национального возрождения; приобщение учащихся к национальной культуре, традициям и обычаям предков, духовным и этническим ценностям родного и других народов. В школе основу системы национального и межнационального воспитания составляет национально-региональный компонент.

Педагогический коллектив Шоршелской школы считает, чтобы учащиеся знали чувашские сказки, легенды, слушали и исполняли народные песни и танцы, могли разобраться в родословной, овладевали умениями и навыками народных ремесел и промыслов. Эта работа проводится, начиная с младших классов. Учителя начальных классов стараются воспитать у младших школьников любовь к родному дому, к родителям, старшим, родному краю. Под руководством учителей дети изучают духовные заповеди И.Я. Яковлева.

В школе создан фольклорный коллектив, учительница через художественное творчество старается воспитать у школьников интерес к старинным чувашским песням, танцам, обычаям и традициям. На базе школы создан социокультурный центр, в его работе участвуют учителя, родители, школьники-участники фольклорного ансамбля.

На основе полученных знаний о народной педагогике на курсах, на семинарах, ознакомившись с работой этнопедагогических классов, с научными трудами по этнопедагогике Г.Н. Волкова, учителя и воспитатели школ республики стараются организовать свою деятельность на основе опыта народной педагогии, стараются воспитать у своих питомцев любовь к родному краю, республике, к окружающей природе, родному народу, родному языку, его традициям и обычаям, знали историю своей деревни.

В кабинетах трудового обучения имеются образцы национальной одежды, народной вышивки, тухья, хушпу, сурпан, образцы резьбы по дереву, лепки и др. На уроках труда учителя учат школьников элементарным навыкам изготовления простейших народных изделий. Также знакомят детей с чувашской вышивкой, объясняют и показывают образцы швов.

Проводятся конкурсы на лучшее оформление альбомов с чувашскими народными песнями, пословицами, поговорками, загадками. Учащиеся читают чувашские народные сказки и инсценируют их. В школах организуются фольклорные ансамбли для начального, среднего и старшего звена. Дети с удовольствием играют в чувашские народные игры.

Школьники знакомятся с историей своей деревни. Проводятся экскурсии по родным местам, знакомятся с народными умельцами и старожилами, которые рассказывают историю деревни, об обычаях и традициях родного народа. В классах оформляют стенд «Родной край».

С целью вовлечения учащихся в практическую природоохранную деятельность учителя организуют субботники, сбор семян лекарственных растений, праздники древонасаждения, «День птиц», «День урожая», привлекают к участию в экологических акциях: «День Земли», «Родники» и др.

Таким образом, на основе проведенного исследования нами выявлено, что научно-педагогическая деятельность Г.Н. Волкова, его этнопедагогические труды вносят большой вклад в экологическое воспитание молодежи. Этнопедагогическое наследие ученого-педагога, научные рекомендации и практические предложения по использованию народных традиций в нравственно-экологическом воспитании молодежи, создание Межреспубликанской Ассоциации «Народная педагогика», НИИ этнопедагогики в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, лаборатория по этнопедагогике при Чувашском РИО, опыт этнопедагогических классов, инициатором создания и руководителем которых является академик Г.Н. Волков, внедряются в практику образовательных учреждений республики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ашмарин, Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. V1/ Н.И. Ашмарин.  Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2000.  214 с.
2.Бозиев Р.С. Инновационная ориентированность вуза – фактор конкурентоспособности педагогического образования //Этнопедагогика в глобальном образовательном пространстве: сб. научных трудов. – Чебоксары: Изд-во «Плакат», 2012. – С. 22-35.
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашей / Г.Н. Волков. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1997 – 341 с.
4. Волков, Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1989.  260 с.
5. Волков, Г.Н. Созвездия земли. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 446 с.
6. Волков Г.Н. Любовь и мир тебе, отшумевшая жизнь (вместо Благословения и Завещания родному народу // Чебоксары: Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2007. – №3– С. 532.
7. Волков, Г.Н. Чувашская народная педагогика / Г.Н. Волков. –Чебоксары : Чуваш. гос. изд-во, 1958. – 264 с.
8. Львова, И.А. Г.Н. Волков – последователь И.Я. Яковлева //Яковлевские чтения по проблемам воспитания детей и молодежи: сб. науч. трудов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 195-203.
9. Харитонов, М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы/ М.Г.Харитонов. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2004. – С. 241-246.
 



© 
О.П. Терехова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru