viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

О.П. Терехова,  (К.пед.н., доцент каф. строительных технологий, геотехники и экономики строительства Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, Чебоксары)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Этнопедагогические труды
В статье обоснована необходимость организации природоохранного воспитания подрастающего поколения методами народной педагогики. С этой целью проанализированы этнопедагогические труды Г.Н. Волкова, раскрыты традиции чувашского народа по экологическому воспитанию, показана роль и опыт работы созданного по его инициативе НИИ этнопедагогики в ЧГПУ им.И.Я. Яковлева, открытых и руководимых Г. Волковым и сотрудниками созданной им лаборатории этнопедагогики Чувашского РИО этнопедагогических классов по внедрению народных традиций в практику образовательных учреждений Чувашской Республики. В процессе исследования были использованы следующие методы: литературный, сравнительно-исторический, анализ литературы, обобщение полученной информации.

Ключевые слова: Этнопедагогические труды, традиции народа, природоохранительный опыт, любовь к природе, этнопедагогические классы.

 

На современном этапе государственная политика ставит задачу формирования у каждого человека экологической культуры. Большие воспитательные возможности для формирования экологической культуры, национального самосознания, природоохранного сознания и поведения у подрастающего поколения несет в себе многовековой опыт народа и его национальные традиции, которые нашли отражение в этнопедагогических трудах Г.Н. Волкова. В своих фундаментальных трудах академик подчеркивает, что чувашская народная педагогика сохранила и передает из поколения в поколение опыт отношений народа к природе, ее растительному и животному миру, опыт жизни по законам природы и общества. По его мнению, «главным и решающим фактором, объединяющим в единое целое все стороны формирования личности, является природа. Именно она создает гармонию между отдельными элементами воспитания; так как человек сам есть часть природы, то эта гармония имеет особенный смысл» [3, с. 404]. Академик утверждает, что природа влияет на умственное и физическое развитие детей, на воспитание привычки и любви к труду. Находясь на лоне природы, дети видят различные растения, насекомые, животные, в результате они получают знания о разнообразных явлениях в природе, постепенно усваивают причинность многих факторов и явлений природы из окружающей их жизни. Велика эстетическая роль природы. Ребенок, бывая на природе, испытывает чувство радости, наслаждения, под руководством старших оно формируется в чувство изящного и прекрасного.

В книге «Чувашская народная педагогика» Г.Н. Волков пишет: «В совокупность знаний о природе, которые в той или иной степени давались детям чувашских крестьян, входили элементарные сведения по следующим предметам: естествознанию (ботаника с элементами агрономии и зоологии), метеорологии, геологии и географии, математике (элементы арифметики, геометрии и алгебры), физике и астрономии» [7, c. 142]. В примечании автор поясняет: названия этих предметов условные, в них преобладают элементарные сведения по тем или иным отраслям знаний.

Геннадий Никандрович отмечает, что с растениями, насекомыми и животными чувашские дети начинали знакомиться очень рано. В числе первых растений, с которыми они знакомились, были съедобные: тмин, борщовник, щавель и др? Круг известных растений постепенно расширялся во время работы в огороде, саду, на поле, когда со взрослыми ходили в лес за грибами и ягодами и т.п.

В то же время малолетних детей постепенно начинали привлекать к работе по хозяйству. Шести-семилетние дети в огороде имели свои грядки, которые обрабатывали сами под контролем и при помощи старших братьев и сестер. В саду ребенок имел свой кустарник, свое дерево, за которыми ухаживал, следуя в работе примеру старших, учась у них и советуясь с ними» [3, с. 167]. Дети вместе со взрослыми участвовали в уходе за полевыми и огородными растениями, в уборке урожая. Также они наблюдали за жизнью насекомых и животных, например, муравьев, земляных пауков, бабочек-коробочек, божьей коровки, жуков. С раннего детства детей приучали наблюдать за направлением ветра, за заходом солнца, за облаками. В результате такие непринужденные наблюдения детей за природными явлениями, за развитием насекомых, животных, птиц давали им возможность увидеть изменения, происходящие в природе. Так дети постепенно вникали в особенности природы, узнавали пользу животного и растительного мира, понимали необходимость заботы о природе.

В этнопедагогических трудах Г.Н. Волкова подчеркивается, что у чувашского народа в системе подготовки подрастающего поколения к жизни экологическое воспитание занимает важное место, составляет ее основу. Природосообразность в той или иной форме встречается в пословицах и поговорках, а также в сказках, песнях. Профессор Н.И. Ашмарин отмечал: «Значительная часть чувашских песен состоит из двух частей, причем основная мысль, обыкновенно касающаяся различных сторон людских отношений, некоторым образом поясняется аналогией, взятой из природы: «Когда проходим через сад, с треском падают красные яблоки. Когда, прощаясь, жму я руку родным, льются, льются слезы из глаз» [1, с. 45].

Как утверждает Г.Н. Волков, в песнях народом воспеты все деревья и травы, все звери и птицы; «на первом месте культ дуба и обожествление вяза». Рябина, по мнению чувашей, помогала им при изгнании нечистого духа, приносящего вред. Для очищения воды от вредных примесей у родников сажали иву, ольху, которые пропускали глубинную воду через свои корни, и била из родника чистая свежая вода» [7, с. 39].

Ученый-педагог знакомился с работой многих школ республики по экологическому обучению и воспитанию учащихся. В качестве примера приводит опыт работы учителей Больше-Яльчикской средней школы Яльчикского района. В этой школе под руководством Заслуженного учителя Чувашской Республики и РСФСР Е.М. Молоствова создан питомник и дендрарий, где растут деревья, кустарники, цветы, растения почти со всех национальных регионов страны. В течение ряда лет учащиеся работают в питомнике. Школьниками выращено более миллиона саженцев различных древесных пород для полезащитных полос, для лесхозов» [4, с. 39].

Академик придерживался идеи просветителя И.Я. Яковлева о земле, земледелии. Основная идея многих произведений Г.Н. Волкова– «дороже родной земли на свете ничего нет». Эта мысль подтверждается и в сказке «Золотая пылинка»:

«Когда послы из дальней страны после ознакомления с чувашским краем собрались в обратный путь, чуваши попросили их остановиться ненадолго. Подданные чувашского царя снимали башмаки с ног гостей, шелковыми платками тщательно вытирали башмаки и платки, как драгоценность, опять прятали в карманы. Чистые башмаки гостям заботливо надевали. На вопрос послов об этом обычае они ответили: «Для нас в мире нет ничего лучше и дороже нашей страны, родной земли. Эта земля – нам и отец родной, и мать-кормилица, и брат-защитник. Мы не можем дать вам и даже ее пылинки» [5, с. 264].

В этом ответе чувашей мы чувствуем их любовь к родной земле и бережное отношение к ней.

Г.Н. Волков, бывая в разных населенных пунктах, беседовал с жителями, наблюдал, как соблюдаются традиции и обычаи родного народа. Так, в книге «Созвездия земли» он вспоминает о встречах с председателем колхоза им. А. Николаева села Шоршелы, Героем Социалистического Труда Василием Васильевичем Зайцевым. Этот исконный земледелец на колхозных собраниях и в беседах говорил: «Любовь к родной земле – главное в жизни. Где бы ни были, кем бы вы ни стали, не порывайте связи с ней. И пусть дети, внуки тоже помнят об этом. Первая любовь человека – любовь к родной земле, к родной природе» [5, с. 108]. В. Зайцев часто встречался со школьниками, свои мысли, идеи передавал подрастающему поколению.

В главе «Поэтическая педагогика председателя» этой книги он описал возрождение традиций народа, рассказывает об опыте Аркадия Айдака, почти 30 лет возглавлявшего лучший в стране ОПХ «Ленинская искра» Ядринского района ЧР. В его хозяйстве оберегаются вековые дубы, которым поклонялись предки; восстановлены священные родники, десятки озёр; созданы заповедные леса и рощи. В леса возвратились куропатки, кукушки, соловьи [5, с. 126].

Как утверждает Г.Н. Волков, природа – это не только деревья, птицы, животные, но и неодушевленная ее часть: солнце, земля, луна, вода, огонь и т.п., к ним чуваши также относились почтительно, детей приучали к такому же отношению. Он отмечает особенное благоговение чувашей к солнцу: они его очеловечивали (солнце смеется: смотрит: солнце спряталось), отводили ему главное место в существовании природы [6, с. 12].

У чувашей, подчеркивает Г.Н. Волков, «существовало деление людей и животных на четыре возрастные группы: дети, детство, молодежь, молодость, взрослые: зрелость: пожилые: старость? Эта периодизация, сохранившаяся до сих пор, вытекала из требований природосообразности: детство соответствовало весне, пробуждающей природу, молодость – цветущему лету, зрелость – плодородной осени, старость – зиме, когда дремлют многие силы природы» [3, с. 128]. Такая периодизация распространялась на домашних животных и птиц, растений и деревьев [3, с. 129].

В освоении учителями идей народной педагогики, национальных традиций и обрядов по природоохранному воспитанию подрастающего поколения, внедрении идей этнопедагогического наследия ученого-педагога в практику образовательных учреждений республики большую роль играет создание Межреспубликанской Ассоциации «Народная педагогика», инициатором и руководителем которой был академик Г.Н. Волков. Ассоциация ежегодно проводит научно-практические конференции, семинары для исследователей народной педагогики и практически применяющих ее в школе, вузе и внешкольных учреждениях.

Исследователь Р.С. Бозиев в своей статье пишет, что в 2003 году в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева открыт Научно-исследовательский институт этнопедагогики (НИИЭ), который стал «координационным центром этнопедагогических исследований. В структуре НИИЭ созданы и успешно работают следующие лаборатории: «Этнопедагогика и этнокультура в содержании образования», «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы», «Интеграция чувашской культуры в учебно-воспитательный процесс в системе непрерывного образования», «Этнокультурная социализация» [2, С. 25]. Сотрудниками НИИЭ издается серия «Этнопедагогическая библиотека учителя» и «Этнопедагогическая библиотека воспитателя», в которых освещается широкий круг этнопедагогических проблем, связанных с современной системой непрерывного образования: «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа – вуз – система повышения квалификации». Регулярно выпускается «Этнопедагогический ежегодник».

Р.С. Бозиев подчеркивает: «Решение научных проблем НИИЭ обусловило создание этнопедагогического комплекса, включающего базовые школы, дошкольные образовательные учреждения Чувашской Республики, Музей народной педагогики, находящийся в Траковской чувашско-немецкой гимназии. Данный комплекс организован с целью координации научных исследований, направленных на развитие региональной системы непрерывного образования…» [2, С. 25-26]. Он отмечает тесное сотрудничество НИИЭ с культурно-образовательными учреждениями Чувашской Республики, со многими регионами России и СНГ.

В1988 году по рекомендации академика Г.Н. Волкова в Чувашском республиканском институте образования (РИО) открыта лаборатория этнопедагогики, которая проводит исследовательскую работу в созданных в республике этнопедагогических классах: в Шоршелской СОШ Марпосадского района, Кугесьской, Анат-Кинярской, Калайкасинской школах Чебоксарского района, Москакасинской школе Моргаушского района, СОШ №6 г. Чебоксары, в Чувашском национальном лицее с цедью восстановления этнических традиций природоохранного воспитания, формирования национального самосознания [9, с. 242]. В этнопедагогических классах школьники изучают «Этнопедагогику», «Семейную педагогику», «Историю воспитания», «Основы психологии».

Опыт этих школ изучается, обобщается, распространяется, учителя, проходящие курсы в Чувашском республиканском институте образования, знакомятся с работой этих классов, посещают уроки, внеклассные мероприятия, для учителей-курсантов проводят круглые столы, научно-практические конференции.

Для примера приводим опыт работы этнопедагогических классов в Шоршелской средней школе. Учителя, классные руководители в этих классах ведут работу под руководством Г.Н. Волкова и сотрудников лаборатории этнопедагогики Чувашского РИО. Программа «включает следующие направления: использование в учебно-воспитательном процессе национальной школы традиций и обычаев родного края (традиционных праздников, промыслов, ремесел); сбор и обработка фольклорного материала; описание народных праздников, примет, поверий и т.д.» [8, с. 202].

Задачи этнопедагогических классов: раскрыть возможности народного опыта воспитания в условиях национального возрождения; приобщение учащихся к национальной культуре, традициям и обычаям предков, духовным и этническим ценностям родного и других народов. В школе основу системы национального и межнационального воспитания составляет национально-региональный компонент.

Педагогический коллектив Шоршелской школы считает, чтобы учащиеся знали чувашские сказки, легенды, слушали и исполняли народные песни и танцы, могли разобраться в родословной, овладевали умениями и навыками народных ремесел и промыслов. Эта работа проводится, начиная с младших классов. Учителя начальных классов стараются воспитать у младших школьников любовь к родному дому, к родителям, старшим, родному краю. Под руководством учителей дети изучают духовные заповеди И.Я. Яковлева.

В школе создан фольклорный коллектив, учительница через художественное творчество старается воспитать у школьников интерес к старинным чувашским песням, танцам, обычаям и традициям. На базе школы создан социокультурный центр, в его работе участвуют учителя, родители, школьники-участники фольклорного ансамбля.

На основе полученных знаний о народной педагогике на курсах, на семинарах, ознакомившись с работой этнопедагогических классов, с научными трудами по этнопедагогике Г.Н. Волкова, учителя и воспитатели школ республики стараются организовать свою деятельность на основе опыта народной педагогии, стараются воспитать у своих питомцев любовь к родному краю, республике, к окружающей природе, родному народу, родному языку, его традициям и обычаям, знали историю своей деревни.

В кабинетах трудового обучения имеются образцы национальной одежды, народной вышивки, тухья, хушпу, сурпан, образцы резьбы по дереву, лепки и др. На уроках труда учителя учат школьников элементарным навыкам изготовления простейших народных изделий. Также знакомят детей с чувашской вышивкой, объясняют и показывают образцы швов.

Проводятся конкурсы на лучшее оформление альбомов с чувашскими народными песнями, пословицами, поговорками, загадками. Учащиеся читают чувашские народные сказки и инсценируют их. В школах организуются фольклорные ансамбли для начального, среднего и старшего звена. Дети с удовольствием играют в чувашские народные игры.

Школьники знакомятся с историей своей деревни. Проводятся экскурсии по родным местам, знакомятся с народными умельцами и старожилами, которые рассказывают историю деревни, об обычаях и традициях родного народа. В классах оформляют стенд «Родной край».

С целью вовлечения учащихся в практическую природоохранную деятельность учителя организуют субботники, сбор семян лекарственных растений, праздники древонасаждения, «День птиц», «День урожая», привлекают к участию в экологических акциях: «День Земли», «Родники» и др.

Таким образом, на основе проведенного исследования нами выявлено, что научно-педагогическая деятельность Г.Н. Волкова, его этнопедагогические труды вносят большой вклад в экологическое воспитание молодежи. Этнопедагогическое наследие ученого-педагога, научные рекомендации и практические предложения по использованию народных традиций в нравственно-экологическом воспитании молодежи, создание Межреспубликанской Ассоциации «Народная педагогика», НИИ этнопедагогики в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, лаборатория по этнопедагогике при Чувашском РИО, опыт этнопедагогических классов, инициатором создания и руководителем которых является академик Г.Н. Волков, внедряются в практику образовательных учреждений республики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ашмарин, Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. V1/ Н.И. Ашмарин.  Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2000.  214 с.
2.Бозиев Р.С. Инновационная ориентированность вуза – фактор конкурентоспособности педагогического образования //Этнопедагогика в глобальном образовательном пространстве: сб. научных трудов. – Чебоксары: Изд-во «Плакат», 2012. – С. 22-35.
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашей / Г.Н. Волков. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1997 – 341 с.
4. Волков, Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1989.  260 с.
5. Волков, Г.Н. Созвездия земли. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 446 с.
6. Волков Г.Н. Любовь и мир тебе, отшумевшая жизнь (вместо Благословения и Завещания родному народу // Чебоксары: Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2007. – №3– С. 532.
7. Волков, Г.Н. Чувашская народная педагогика / Г.Н. Волков. –Чебоксары : Чуваш. гос. изд-во, 1958. – 264 с.
8. Львова, И.А. Г.Н. Волков – последователь И.Я. Яковлева //Яковлевские чтения по проблемам воспитания детей и молодежи: сб. науч. трудов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 195-203.
9. Харитонов, М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы/ М.Г.Харитонов. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2004. – С. 241-246.
 



© 
О.П. Терехова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru