viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.В. Скатова,  (Аспирант каф. словесности и культурологии, Нижегородский институт развития образования Нижний Новгород, РФ)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Проектная деятельность
В статье рассматривается проблема системного подхода к проектной деятельности в дошкольном образовании, определяется понятие «проектная деятельность», вводится термин «режим проектной деятельности», описывается опыт работы в режиме проектной деятельности на примере дошкольных классов Калькуттской международной школы, Индия (Calcutta International School).

Ключевые слова: Проектная деятельность, режим проектной деятельности, дошкольное образование, педагоги.

 

Несмотря на то, что проектная деятельность достаточно давно и широко применяется в работе с дошкольниками в России, она остается недостаточно изученной. Это косвенно подтверждают частые  неточности в употреблении и подмена таких понятий, как проектная деятельность, метод проектов, проектирование. Особенно актуальны вопросы обеспечения системности при планировании и проведении проектной деятельности. Педагогам приходится на практике многому учиться, постоянно отвечая себе на вопрос «Как правильно это сделать?»

Проектная деятельность основана на педагогических идеях Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля, философской теории Дж.Дьюи,  психологических исследований XIX – начала XX веков (В.Прейер, Д.Селли, Б.Отто, О.Деклори и др.)[4] Проектная деятельность развивается в рамках личностного и деятельностного подходов (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин), а также компетентностного подхода (А. Л. Андреев, Л. Н. Боголюбов, Э.Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.)

Распространение метода проектов и проектной деятельности в различных областях и сферах деятельности в начале ХХ века приводит к смешению этих понятий.

Впервые применительно к педагогике определение методу проектов дает В.Кильпатрик: «Это метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». [4] Способности, необходимые для работы по методу проектов, формируются только в младшем и среднем школьном возрасте. Это способность к словесному обобщению, способность к целеполаганию, к самостоятельному планированию деятельности, способность к разработке средств практического преобразования действительности (создание плана, схемы и др.), произвольность поведения и др. Т.е. понятия «метод проектов» и «проектная деятельность» близки, но не могут считаться тождественными.

Что же понимается под «проектной деятельностью»? Чем отличается содержание этого понятия работы с детьми для дошкольного и младшего школьного возраста? Рассмотрим это с точки зрения различных авторов (Н. Е. Вераксы и А. Н. Вераксы,  Н. А. Семеновой, В. А. Деркунской).

Н. А. Семенова определяет проектную деятельность младших школьников как «активную творческую деятельность учащихся, имеющих конкретную цель, определенную структуру, направленную на получение заранее прогнозируемого продукта. В начальной школе реализуется под руководством педагога».[5]

Деркунская В. А. дает такое определение понятию проектной деятельности дошкольников: «это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта», «это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать».[3]

Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса отмечают, что проектная деятельность дошкольников – «форма взаимодействия ребенка и взрослого», осуществляется «в пространстве возможностей, где нет заданных норм», «предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла».[1]

Анализируя опыт Л. К. Шлегер, впервые в России использовавшей проектную деятельность с дошкольниками, установлено, что сущность проектной деятельности составляет «обучение посредством делания» («Teaching by doing»).  Для достижения своих целей проектная деятельность объединяет игровую, исследовательскую, творческую, познавательную, продуктивную и другие виды деятельности дошкольников.

Таким образом, проектная деятельность – специально организованное взаимодействие ребенка и взрослого, направленное на развитие детской творческой, познавательной и исследовательской активности посредством осуществления совместных общих дел (проектов). В данном случае под «проектом» мы понимаем результат проектной деятельности.

Основываясь на базовых педагогических принципах последовательности и преемственности, обучение проектной деятельности и непосредственно проектная деятельность дошкольников требуют системного подхода. Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса указывают на необходимость  планирования проектной деятельности [1, 28].

По данным опроса, проведенного в апреле 2014 года среди педагогов  нескольких* дошкольных образовательных  учреждений города Москвы в рамках профессиональной деятельности автора, только 42% респондентов отвечают, что используют проектную деятельность в своей работе с дошкольниками регулярно, и частота ее использования меняется в зависимости от темы работы, 40% педагогов указывают, что осуществляют проектную деятельность  2-4 раза в год.

* ГБОУ детский сад №1510, ГБОУ детский сад №77, ГБОУ детский сад №1891, ГБОУ детский сад № 1938.Результаты опроса готовятся к печати.

Ответы, относящиеся к эпизодическому использованию («иногда», «раз в год», «буду использовать первый раз») дают 18% педагогических работников. Выявлено, что периодичность использования проектной деятельности педагогами разная и  по отдельным учреждениям.

Таким образом, если образовательная программа не несет в своем глубинном содержании проектной деятельности, то последняя становится лишь дополнительной, иногда нежелательной нагрузкой,  как для педагогов, так и для детей, и полноценно используется только самыми активными и творческими педагогами. Проектная деятельность предполагает сложные системные изменения во всем образовательном процессе [1, 28], но ее возможности и предметная универсальность заставляют продолжать поиск решений по ее использованию.

Для обсуждения указанной проблемы при использовании проектной деятельности возникает необходимость ввести термин «режим проектной деятельности».

Понимая «режим», как «установленный порядок» [2], можно сказать, что  режим проектной деятельности – порядок планирования, создания необходимых условий и осуществления образовательной деятельности, соединяющий проектную деятельность со структурой образовательного процесса для достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей.

Перед практикующими педагогами стоит проблема  определения места проектной деятельности в образовательном процессе, что может быть достигнуто при грамотном планировании непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, в игре, на прогулке. По частоте использования проектная деятельность бывает эпизодической (разовые проекты), циклической и постоянной.

Периодичность использования проектной деятельности напрямую влияет на ее эффективность. Определение оптимального режима проектной деятельности зависит от готовности педагогов и администрации образовательной организации.

Взаимодействие с родителями в процессе проектной деятельности, с учетом возможного отсутствия у родителей необходимых  знаний об этом виде деятельности и возможного формального выполнения проектных работ, должно быть важным, но не ведущим.

Режим проектной деятельности в работе с дошкольниками не увеличивает количество занятий, а изменяет содержание и характер деятельности детей в группе и на прогулке.  

Обращаясь к истокам проектной деятельности и ее использования  в работе с детьми дошкольного возраста, мы находим яркие примеры построения эффективного режима проектной деятельности [4]. Обучение «посредством делания», лежащее в основе проектной деятельности, органично психологии детского развития и используется в настоящее время во многих школах во всем мире.

Рассмотрим практическое применение режима проектной деятельности на примере работы дошкольных групп Калькуттской международной школы в Индии (Calcutta International School) [7]. Дошкольная ступень (Primary Department), включающая 110 учеников с 3 до 5 лет, работает по программе «Кембридж Примари» («Cambridge Primary»)[8] и является неотъемлемой частью структуры школы, обеспечивая преемственность в обучении. Учителя школы проходят тренинги в университетах Индии, при Британской миссии, обмениваются опытом на электронной платформе (Edmodo).

Изучая информацию, предоставленную госпожой Маджумдар, координатором дошкольного отделения,  программу и учебный план, сравнивая и анализируя расписания образовательной деятельности этой и других школ*, работающих по программе «Кембридж Примари», знакомясь с фото- и видеоматериалами занятий и детскими работами, мы наблюдаем, как органично проектная деятельность проникает в образовательный процесс,  его структуру и наполняет его содержанием.

* Delhi public school, South City International school (Калькутта, Индия).

Дошкольная ступень состоит из трех возрастных уровней: младший дошкольный класс (3-4 года, Pre-Nursery), средний дошкольный класс (4-5 лет, Nursery) и старший дошкольный класс(5-6 лет, Upper-Nursery). Занятия проходят ежедневно с понедельника по пятницу с 8-25 до 11-20 в младшем дошкольном классе и до 12-40 в старшем дошкольном классе. Продолжительность занятий от 20 до 40 минут.

До начала занятий 30 минут уделяется приему детей. Это время организационного периода (Zero Period)  для занятий по выбору, индивидуальных и групповых бесед.

Содержание деятельности «нулевого периода» изменяется по дням недели и постепенно усложняется. Если в самой младшей группе это – «Новости», «Расскажи и покажи», «Прогулки на природе» и два дня в неделю тема занятия оставляется на  выбор учителя, то в группе детей старшего возраста закрепляется форма проведения – «в круге» или «кружок» (CircleTime). К «Новостям» и «Прогулке на природе» добавляется «Декламация», «Ассамблея», «Ролевые игры».

Тематический подход (Thematic approach) – распространение темы на несколько учебных предметов - обеспечивает межпредметную (междисциплинарную) интеграцию. Тематическое обучение (тематический принцип) заложен в используемой программе.

Межпредметные темы в младшем дошкольном классе (Pre-Nursery): «Я сам», «Моя школа»,  «Мой дом»,  «Моя семья», «Мое тело», «Пять чувств», «Мой сад», «Формы и цвета», «Игрушки», «Животные», «Транспорт»,  «Люди, которые помогают нам», «День и ночь», «Времена года»,  «Фестивали» (изучение традиционной культуры), «Хорошие привычки питания», «Хорошие манеры», «Чрезвычайные ситуации и как реагировать».

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет, Nursery) – это, главным образом,  «Животный мир», «Мир насекомых», «Фрукты и овощи», «Жизнь под водой», «Солнечная система», «Времена года», международные  и национальные праздники Индии.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет, Upper-Nursery) в дополнение к общешкольным темам предлагается подробное изучение тем «Растения», «Человек и животные», «Свойства материала», «Энергия», «Звук». Используя проектную деятельность как способ организации своих исследований, дети совместно с педагогами учатся искать ответы на вопросы, собирая данные наблюдений, учатся строить план своей работы, спрашивать, обсуждать варианты решений, делать прогнозы, выбирать способы действия, учатся следовать  инструкции,  записывать этапы работы и строить модели.

Интегрированные темы, предусмотренные учебным планом, объединяют содержание учебных предметов дня или более длительного временного отрезка (периода) в единую целенаправленную деятельность детей и педагога. Учитель имеет возможность варьировать наполнение, длительность и продукт/презентацию проекта. Продолжительность проектной работы зависит от темы.  Минимальное время – две недели, например, для темы «День Земли».

Госпожа Маджумдар отмечает, что проектная деятельность  в дошкольном возрасте очень продуктивна, т.к. дети учатся в процессе делания. Дети делают творческие папки по проектной деятельности, украшают их  в своем стиле. Проектная работа наполнена различными видами деятельности: поделки, ассамблеи, привлечение для встреч с детьми родителей или экспертов.

Приведем пример использования проектной работы, проводимой в течение учебного дня  для ознакомления с цветом. На первоначальном этапе для каждого цвета выделяется отдельный день. Накануне «Синего дня» дети получают задание прийти в этот день в одежде синего цвета и принести что-то синее (игрушку, книгу и т.д.) Осуществляя прием детей утром, педагог, так же одетый в синее, беседует индивидуально с детьми, дети рассказывают, что они принесли с собой, какое у них настроение и самочувствие. Мотив синего цвета, моря и морских обитателей повторяется и на занятиях (английский язык, ролевые игры, речевое развитие, математика и аппликация). Подобная работа проводится и по изучению зеленого цвета. Кульминационным моментом здесь является занятие по исследованиям окружающего мира (EVS – environ mental studies), когда дети совместно с педагогом практически получают зеленый цвет путем смешивания синего и желтого цветов. Итоговая тема по этому циклу - «Радуга».

Примером режима проектной работы является   тема о жизни растений и животных. Её продолжительность – один месяц, в течение которого дети осуществляют поиск различных фактов по теме. Обсуждения сочетаются с продуктивными видами деятельности – поделки, папки. Также используются прогулки в школьном саду, проездки на школьном автобусе в зоологический сад. Проводятся презентации, выставки, ассамблеи.

Междисциплинарная работа строится и по другим темам: «Мой дом» - итогом является презентация совместно нарисованного плана своего дома, «Моя семья» - составление родословной своей семьи и др.

Для подведения итогов проектной работы проводится выставка (ассамблея) – отчетное мероприятие, когда дети представляют другим классам и педагогам что-то по теме своей работы - показывают свои материалы, рассказывают стихи или поют. По итогам учебного года готовится и выпускается общешкольная «Книга года», где представляются результаты работы учеников – фотографии, рассказы, сочинения, рисунки и т.д.

Таким образом, проектная деятельность и метод проектов – различные понятия, они не являются синонимами. Применительно к дошкольному образованию необходимо использовать  термин «проектная деятельность», в основе которого лежит принцип «обучения посредством делания».

Режим проектной деятельности должен формироваться на основе тематического междисциплинарного принципа размещения  учебного материала в рамках образовательной программы.

На практическом примере установлено, что образовательные возможности режима проектной деятельности позволяют, не увеличивая учебной нагрузки,  качественно изменить характер и структуру образовательного процесса для достижения лучшего результата.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986.
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012.
4. Скатова Е. В. Проектная деятельность в дошкольном образовании: возвращаясь к истокам. Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Т. А. Семенова. – М.: Издательство «Спутник +», 2014. – с. 76-80.
5. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе// Вестник ТГПУ. – 2012 . – № 11. – С . 209-211.
6. Stephen С. Looking for Theory in Preschool Education. Springer Science+Business Media B.V. 2012, 227 – 238.
7. Калькуттская международная школа в Индии (Calcutta International School) www.calcuttais.edu.in (дата обращения 25.02.2016)
8. Программа Cambridge Primary URL: www.cie.org.uk (дата обращения 25.02.2016)
 



© 
Е.В. Скатова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru