viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Е.В. Скатова,  (Аспирант каф. словесности и культурологии, Нижегородский институт развития образования Нижний Новгород, РФ)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Проектная деятельность
В статье рассматривается проблема системного подхода к проектной деятельности в дошкольном образовании, определяется понятие «проектная деятельность», вводится термин «режим проектной деятельности», описывается опыт работы в режиме проектной деятельности на примере дошкольных классов Калькуттской международной школы, Индия (Calcutta International School).

Ключевые слова: Проектная деятельность, режим проектной деятельности, дошкольное образование, педагоги.

 

Несмотря на то, что проектная деятельность достаточно давно и широко применяется в работе с дошкольниками в России, она остается недостаточно изученной. Это косвенно подтверждают частые  неточности в употреблении и подмена таких понятий, как проектная деятельность, метод проектов, проектирование. Особенно актуальны вопросы обеспечения системности при планировании и проведении проектной деятельности. Педагогам приходится на практике многому учиться, постоянно отвечая себе на вопрос «Как правильно это сделать?»

Проектная деятельность основана на педагогических идеях Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля, философской теории Дж.Дьюи,  психологических исследований XIX – начала XX веков (В.Прейер, Д.Селли, Б.Отто, О.Деклори и др.)[4] Проектная деятельность развивается в рамках личностного и деятельностного подходов (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин), а также компетентностного подхода (А. Л. Андреев, Л. Н. Боголюбов, Э.Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.)

Распространение метода проектов и проектной деятельности в различных областях и сферах деятельности в начале ХХ века приводит к смешению этих понятий.

Впервые применительно к педагогике определение методу проектов дает В.Кильпатрик: «Это метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». [4] Способности, необходимые для работы по методу проектов, формируются только в младшем и среднем школьном возрасте. Это способность к словесному обобщению, способность к целеполаганию, к самостоятельному планированию деятельности, способность к разработке средств практического преобразования действительности (создание плана, схемы и др.), произвольность поведения и др. Т.е. понятия «метод проектов» и «проектная деятельность» близки, но не могут считаться тождественными.

Что же понимается под «проектной деятельностью»? Чем отличается содержание этого понятия работы с детьми для дошкольного и младшего школьного возраста? Рассмотрим это с точки зрения различных авторов (Н. Е. Вераксы и А. Н. Вераксы,  Н. А. Семеновой, В. А. Деркунской).

Н. А. Семенова определяет проектную деятельность младших школьников как «активную творческую деятельность учащихся, имеющих конкретную цель, определенную структуру, направленную на получение заранее прогнозируемого продукта. В начальной школе реализуется под руководством педагога».[5]

Деркунская В. А. дает такое определение понятию проектной деятельности дошкольников: «это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта», «это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать».[3]

Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса отмечают, что проектная деятельность дошкольников – «форма взаимодействия ребенка и взрослого», осуществляется «в пространстве возможностей, где нет заданных норм», «предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла».[1]

Анализируя опыт Л. К. Шлегер, впервые в России использовавшей проектную деятельность с дошкольниками, установлено, что сущность проектной деятельности составляет «обучение посредством делания» («Teaching by doing»).  Для достижения своих целей проектная деятельность объединяет игровую, исследовательскую, творческую, познавательную, продуктивную и другие виды деятельности дошкольников.

Таким образом, проектная деятельность – специально организованное взаимодействие ребенка и взрослого, направленное на развитие детской творческой, познавательной и исследовательской активности посредством осуществления совместных общих дел (проектов). В данном случае под «проектом» мы понимаем результат проектной деятельности.

Основываясь на базовых педагогических принципах последовательности и преемственности, обучение проектной деятельности и непосредственно проектная деятельность дошкольников требуют системного подхода. Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса указывают на необходимость  планирования проектной деятельности [1, 28].

По данным опроса, проведенного в апреле 2014 года среди педагогов  нескольких* дошкольных образовательных  учреждений города Москвы в рамках профессиональной деятельности автора, только 42% респондентов отвечают, что используют проектную деятельность в своей работе с дошкольниками регулярно, и частота ее использования меняется в зависимости от темы работы, 40% педагогов указывают, что осуществляют проектную деятельность  2-4 раза в год.

* ГБОУ детский сад №1510, ГБОУ детский сад №77, ГБОУ детский сад №1891, ГБОУ детский сад № 1938.Результаты опроса готовятся к печати.

Ответы, относящиеся к эпизодическому использованию («иногда», «раз в год», «буду использовать первый раз») дают 18% педагогических работников. Выявлено, что периодичность использования проектной деятельности педагогами разная и  по отдельным учреждениям.

Таким образом, если образовательная программа не несет в своем глубинном содержании проектной деятельности, то последняя становится лишь дополнительной, иногда нежелательной нагрузкой,  как для педагогов, так и для детей, и полноценно используется только самыми активными и творческими педагогами. Проектная деятельность предполагает сложные системные изменения во всем образовательном процессе [1, 28], но ее возможности и предметная универсальность заставляют продолжать поиск решений по ее использованию.

Для обсуждения указанной проблемы при использовании проектной деятельности возникает необходимость ввести термин «режим проектной деятельности».

Понимая «режим», как «установленный порядок» [2], можно сказать, что  режим проектной деятельности – порядок планирования, создания необходимых условий и осуществления образовательной деятельности, соединяющий проектную деятельность со структурой образовательного процесса для достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей.

Перед практикующими педагогами стоит проблема  определения места проектной деятельности в образовательном процессе, что может быть достигнуто при грамотном планировании непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, в игре, на прогулке. По частоте использования проектная деятельность бывает эпизодической (разовые проекты), циклической и постоянной.

Периодичность использования проектной деятельности напрямую влияет на ее эффективность. Определение оптимального режима проектной деятельности зависит от готовности педагогов и администрации образовательной организации.

Взаимодействие с родителями в процессе проектной деятельности, с учетом возможного отсутствия у родителей необходимых  знаний об этом виде деятельности и возможного формального выполнения проектных работ, должно быть важным, но не ведущим.

Режим проектной деятельности в работе с дошкольниками не увеличивает количество занятий, а изменяет содержание и характер деятельности детей в группе и на прогулке.  

Обращаясь к истокам проектной деятельности и ее использования  в работе с детьми дошкольного возраста, мы находим яркие примеры построения эффективного режима проектной деятельности [4]. Обучение «посредством делания», лежащее в основе проектной деятельности, органично психологии детского развития и используется в настоящее время во многих школах во всем мире.

Рассмотрим практическое применение режима проектной деятельности на примере работы дошкольных групп Калькуттской международной школы в Индии (Calcutta International School) [7]. Дошкольная ступень (Primary Department), включающая 110 учеников с 3 до 5 лет, работает по программе «Кембридж Примари» («Cambridge Primary»)[8] и является неотъемлемой частью структуры школы, обеспечивая преемственность в обучении. Учителя школы проходят тренинги в университетах Индии, при Британской миссии, обмениваются опытом на электронной платформе (Edmodo).

Изучая информацию, предоставленную госпожой Маджумдар, координатором дошкольного отделения,  программу и учебный план, сравнивая и анализируя расписания образовательной деятельности этой и других школ*, работающих по программе «Кембридж Примари», знакомясь с фото- и видеоматериалами занятий и детскими работами, мы наблюдаем, как органично проектная деятельность проникает в образовательный процесс,  его структуру и наполняет его содержанием.

* Delhi public school, South City International school (Калькутта, Индия).

Дошкольная ступень состоит из трех возрастных уровней: младший дошкольный класс (3-4 года, Pre-Nursery), средний дошкольный класс (4-5 лет, Nursery) и старший дошкольный класс(5-6 лет, Upper-Nursery). Занятия проходят ежедневно с понедельника по пятницу с 8-25 до 11-20 в младшем дошкольном классе и до 12-40 в старшем дошкольном классе. Продолжительность занятий от 20 до 40 минут.

До начала занятий 30 минут уделяется приему детей. Это время организационного периода (Zero Period)  для занятий по выбору, индивидуальных и групповых бесед.

Содержание деятельности «нулевого периода» изменяется по дням недели и постепенно усложняется. Если в самой младшей группе это – «Новости», «Расскажи и покажи», «Прогулки на природе» и два дня в неделю тема занятия оставляется на  выбор учителя, то в группе детей старшего возраста закрепляется форма проведения – «в круге» или «кружок» (CircleTime). К «Новостям» и «Прогулке на природе» добавляется «Декламация», «Ассамблея», «Ролевые игры».

Тематический подход (Thematic approach) – распространение темы на несколько учебных предметов - обеспечивает межпредметную (междисциплинарную) интеграцию. Тематическое обучение (тематический принцип) заложен в используемой программе.

Межпредметные темы в младшем дошкольном классе (Pre-Nursery): «Я сам», «Моя школа»,  «Мой дом»,  «Моя семья», «Мое тело», «Пять чувств», «Мой сад», «Формы и цвета», «Игрушки», «Животные», «Транспорт»,  «Люди, которые помогают нам», «День и ночь», «Времена года»,  «Фестивали» (изучение традиционной культуры), «Хорошие привычки питания», «Хорошие манеры», «Чрезвычайные ситуации и как реагировать».

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет, Nursery) – это, главным образом,  «Животный мир», «Мир насекомых», «Фрукты и овощи», «Жизнь под водой», «Солнечная система», «Времена года», международные  и национальные праздники Индии.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет, Upper-Nursery) в дополнение к общешкольным темам предлагается подробное изучение тем «Растения», «Человек и животные», «Свойства материала», «Энергия», «Звук». Используя проектную деятельность как способ организации своих исследований, дети совместно с педагогами учатся искать ответы на вопросы, собирая данные наблюдений, учатся строить план своей работы, спрашивать, обсуждать варианты решений, делать прогнозы, выбирать способы действия, учатся следовать  инструкции,  записывать этапы работы и строить модели.

Интегрированные темы, предусмотренные учебным планом, объединяют содержание учебных предметов дня или более длительного временного отрезка (периода) в единую целенаправленную деятельность детей и педагога. Учитель имеет возможность варьировать наполнение, длительность и продукт/презентацию проекта. Продолжительность проектной работы зависит от темы.  Минимальное время – две недели, например, для темы «День Земли».

Госпожа Маджумдар отмечает, что проектная деятельность  в дошкольном возрасте очень продуктивна, т.к. дети учатся в процессе делания. Дети делают творческие папки по проектной деятельности, украшают их  в своем стиле. Проектная работа наполнена различными видами деятельности: поделки, ассамблеи, привлечение для встреч с детьми родителей или экспертов.

Приведем пример использования проектной работы, проводимой в течение учебного дня  для ознакомления с цветом. На первоначальном этапе для каждого цвета выделяется отдельный день. Накануне «Синего дня» дети получают задание прийти в этот день в одежде синего цвета и принести что-то синее (игрушку, книгу и т.д.) Осуществляя прием детей утром, педагог, так же одетый в синее, беседует индивидуально с детьми, дети рассказывают, что они принесли с собой, какое у них настроение и самочувствие. Мотив синего цвета, моря и морских обитателей повторяется и на занятиях (английский язык, ролевые игры, речевое развитие, математика и аппликация). Подобная работа проводится и по изучению зеленого цвета. Кульминационным моментом здесь является занятие по исследованиям окружающего мира (EVS – environ mental studies), когда дети совместно с педагогом практически получают зеленый цвет путем смешивания синего и желтого цветов. Итоговая тема по этому циклу - «Радуга».

Примером режима проектной работы является   тема о жизни растений и животных. Её продолжительность – один месяц, в течение которого дети осуществляют поиск различных фактов по теме. Обсуждения сочетаются с продуктивными видами деятельности – поделки, папки. Также используются прогулки в школьном саду, проездки на школьном автобусе в зоологический сад. Проводятся презентации, выставки, ассамблеи.

Междисциплинарная работа строится и по другим темам: «Мой дом» - итогом является презентация совместно нарисованного плана своего дома, «Моя семья» - составление родословной своей семьи и др.

Для подведения итогов проектной работы проводится выставка (ассамблея) – отчетное мероприятие, когда дети представляют другим классам и педагогам что-то по теме своей работы - показывают свои материалы, рассказывают стихи или поют. По итогам учебного года готовится и выпускается общешкольная «Книга года», где представляются результаты работы учеников – фотографии, рассказы, сочинения, рисунки и т.д.

Таким образом, проектная деятельность и метод проектов – различные понятия, они не являются синонимами. Применительно к дошкольному образованию необходимо использовать  термин «проектная деятельность», в основе которого лежит принцип «обучения посредством делания».

Режим проектной деятельности должен формироваться на основе тематического междисциплинарного принципа размещения  учебного материала в рамках образовательной программы.

На практическом примере установлено, что образовательные возможности режима проектной деятельности позволяют, не увеличивая учебной нагрузки,  качественно изменить характер и структуру образовательного процесса для достижения лучшего результата.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986.
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012.
4. Скатова Е. В. Проектная деятельность в дошкольном образовании: возвращаясь к истокам. Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Т. А. Семенова. – М.: Издательство «Спутник +», 2014. – с. 76-80.
5. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе// Вестник ТГПУ. – 2012 . – № 11. – С . 209-211.
6. Stephen С. Looking for Theory in Preschool Education. Springer Science+Business Media B.V. 2012, 227 – 238.
7. Калькуттская международная школа в Индии (Calcutta International School) www.calcuttais.edu.in (дата обращения 25.02.2016)
8. Программа Cambridge Primary URL: www.cie.org.uk (дата обращения 25.02.2016)
 



© 
Е.В. Скатова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru