viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

И.Л. Михайлов,  (Военно-инженерный институт Сибирского федерального университета, г. Красноярск)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Подготовка солдат запаса в гражданских ВУЗах
В статье рассматривается проблема подготовки солдат запаса в гражданских ВУЗах, обладающих высокой военно-профессиональной компетентностью. Исследуется основной показатель результативности подготовки солдат запаса – его подготовленность к выполнению военно-профессиональных функций. В результате проведенного анализа автором выделены следующие критерии подготовленности: мотивационная, операционально-процессуальная и результативная. Раскрыто содержание каждого из этих критериев – их параметры. Приведены результаты мониторингового исследования уровня подготовленности студентов Сибирского федерального университета, обучающихся по программе военно-учетной специальности «Радиоэлектронная борьба».

Ключевые слова: Подготовка солдат запаса в гражданских ВУЗах, военно-профессиональные компетенции, подготовленность, военно-профессиональная деятельность, критерии оценки подготовленности.

 

Современные преобразования в военной сфере обусловливают потребность в военных специалистах не только с высоким уровнем профессиональной подготовки, но  и умеющим анализировать постоянно меняющиеся военно-технические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в условиях учебно-боевой подготовки. Поэтому важной задачей ВУЗов является выпуск профессионально компетентного военного специалиста, в том числе солдата запаса.

Солдат запаса должен обладать высокой военно-профессиональной компетентностью, выступающей как  базовое, интегральное качество личности военного специалиста.

Следует отметить, что в данном случае, под профессиональной компетентностью мы  понимаем, с одной стороны, интегральную характеристику, определяющую способность солдата запаса как военного специалиста решать военно-профессиональные задачи «возникающие в реальной ситуации учебной и боевой деятельности, используя знания, профессиональный и  жизненный опыт» [1]. С другой стороны, военно-профессиональную компетентность как результат профессиональной подготовки в гражданском ВУЗе – профессионального становления, профессионального обучения и профессионального воспитания [2]. Критериями результативности подготовки солдат запаса как военных специалистов в данном случае выступает уровень развития компетенций [3] или подготовленность солдат запаса к выполнению военно-профессиональных функций.

На основе анализа ряда работ, в которых рассматриваются проблемы профессиональной подготовки, мы  считаем, что наиболее полно дает определение категории «подготовленность» И. Ю. Гуртовенко. Категория «подготовленность» им представлена как наличие запаса необходимых знаний, навыков, опыта в какой-либо определенной области, приобретенных путем систематического обучения чему-либо или изучения чего-либо [4].

Исходя из этого определения, можно выделить  следующие атрибуты категории  подготовленность: необходимые знания,  навыки, опыт.

Подготовленность (профессионализм) – это наиболее общая характеристика специалиста, то есть его оценка в общем. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», подготовленность  к выполнению определенного вида профессиональной деятельности  характеризуют  уровень знаний, умений, навыков и компетенций [5].

Учитывая особенности профессиональной деятельности и сущность понятия «подготовленность», под подготовленностью солдат запаса к военно-профессиональной деятельности вслед за В.С. Лазаревым будем понимать совокупность качеств солдат запаса, определяющих направленность на развитие собственной военно-профессиональной деятельности, а также способность выявлять актуальные проблемы этой деятельности [6].

Под критериями оценки результатов подготовленности мы понимаем признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности солдат запаса. Параметры определяются как средства качественной или количественной оценки критериев [7].

Таким образом, подготовленность специалиста, солдата запаса к  профессиональной деятельности определяется сформированностью  мотивации, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств [8], необходимых для качественного решения задач в профессиональной деятельности.

В результате проведенного анализа с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности, опираясь на исследования  В. Н. Смирнова [9], Н. Н. Богдана [10], И. Ю. Гуртовенко [4] и др. нами выделены следующие  критерии подготовленности солдата запаса к военно-профессиональной деятельности:

  • мотивационный – критерий, раскрывающий направленность, мотивы, ценности, потребности военно-профессиональной  подготовки;
  • операционально-процессуальный – критерий, отражающий знания, навыки, умения, опыт субъекта;
  • результативный – критерий, определяющий результаты подготовленности солдата запаса в гражданских ВУЗах.

 Каждый из этих критериев раскрывает одну из главных сторон исследуемого процесса, дающий возможность установить степень соответствия качества подготовленности будущих солдат запаса требованиям Министерства обороны российской Федерации.  Содержанием  критериев являются  параметры, исходя  из степени выраженности которых определяется низкий, средний и высокий уровни профессиональной подготовленности.

Параметры определялись на основе социально-деятельностного и личностного подходов к уровню подготовленности будущих солдат запаса к  военно-профессиональной деятельности.

          Имея в виду тот факт, что мотивационный критерий отражает мотивы, интересы, потребности, направленность профессиональной подготовки студентов по военно-учетным специальностям, нами были определены основные показатели этого критерия:

  • целенаправленность военно-профессиональной подготовки будущих солдат запаса;
  • потребность студентов в получении военно-профессиональных знаний, навыков и умений по конкретной военно-учетной специальности;
  • творчество и инициатива студентов при подготовке к занятиям по учебным дисциплинам военно-учетной специальности;
  • моральное удовлетворение студентов ВУЗов военно-профессиональной подготовкой;
  • стремление студентов к военно-специальному самообразованию;
  • интерес студентов, проходящих подготовку по военно-учетной специальности к учебным занятиям.

          Основные показатели этого критерия подготовленности солдат запаса в гражданских ВУЗах и их параметры приведены в табл. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дилманюк Л. В. Формирование военно-профессиональной компетенции в процессе обучения в военно-учебных заведениях / Л. В. Дилманюк // Казань: Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 5 – 6. – С. 29–35.
2. Протасов А. Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.08 / А. Н. Протасов; рук. работы Г. И. Железовская. – Саратов, 2007. – 23 с.
3. Соколов И. Ю. Качество подготовки специалистов в техническом ВУЗе и технология обучения: учебное пособие / И. Ю. Соколов, Г. П. Кабанов. – Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 203 с.
4. Гуртовенко И. Ю. Теоретический анализ понятия «профессиональная готовность» / И. Ю. Гуртовенко // Социосфера. - 2011. - № 4. – С. 73-77.
5. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ.
6. Лазарев В. С. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: «Круглый стол» / В. С. Лазарев. // Педагогика. – 2013. – № 3. – С. 104 – 106.
7. Лебединцев В. Б. Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ: дис. … канд. пед. наук 13.00.01 / В. Б. Лебединцев; рук. работы В. А. Адольф. – Красноярск : КГПУ, 2008. – 212 с.
8. Ильина Н. Ф. Профессиональное становление педагога в инновационном комплексе: дис. … канд. пед. наук 13.00.08 / Н.Ф. Ильина; рук. работы В. А. Адольф. – Красноярск: КГПУ, 2006. – 198 с.
9. Смирнов В. Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях / В. Н. Смирнов. - М. : Академия, 2007. - 256 с.;
10. Богдан Н. Н. Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие / Н. Н. Богдан Е. В. Болганова; РАНХ и ГС, Сибирский институт управления. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2013. – 128 с.
 



© 
И.Л. Михайлов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru