viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.В. Колоцей,  (Аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Самостоятельная учебная деятельность
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием самостоятельной учебной деятельности студентов колледжа на основе проблемного подхода. Приводятся результаты анализа научной литературы по теме исследования. Обращается внимание на важность роли проблемного подхода при обучении студентов колледжа экологическим дисциплинам. Приводятся примеры конкретных проблемных ситуаций, используемых автором при преподавании различных экологических дисциплин. Представлены результаты исследования, проведенного в Петровском колледже среди студентов первого и второго курса. Эксперимент был направлен на выявление степени развития самостоятельности у участников учебного процесса. Данные, полученные в результате эксперимента, позволяют предположить, что исследовании проблемы развития самостоятельной учебной деятельности студентов является актуальным.

Ключевые слова: Самостоятельная учебная деятельность, студенты колледжа, самостоятельная работа, проблемный подход.

 

В  настоящее время происходит отход от  классической образовательной парадигмы, основанной на передаче обучаемому  знаний, умений и навыков, к новой, предполагающей передачу, прежде всего, способов действий[2]. Основной задачей среднего профессионального образования становится подготовка специалиста, способного применять знания в разных ситуациях, умеющего быстро переключаться с одного способа деятельности на другой и самостоятельно и ответственно принимать квалифицированные решения.

Решение данной задачи становится возможным благодаря применению проблемного подхода к обучению студентов, который открывает широкие возможности для достижения новых образовательных результатов.

Проблемный подход является традиционным для отечественной педагогики. Под проблемным подходом  к обучению понимают организацию образовательного процесса, который характеризуется активной и самостоятельной познавательной деятельностью учащихся по решению проблемных задач и разрешению проблемных ситуаций. При проблемном обучении познавательная деятельностьучащихся направлена на развитие мыслительных способностей,овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.

Сущность проблемного подхода к обучению достаточно полно отражают идеи и взгляды американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи, который считал, что важнейшим условием успешности обучения является проблемное изложение учебного  материала и активная познавательная деятельность учащихся[3].

Особое значение  при проблемном обучении имеют идеи о роли противоречия в процессе диалектического познания, раскрытые философами Э.В. Ильенковым, В.В. Ильиным. Психологические основы проблемного обучения были опредлены А.В. Брушлинским,  Т.В. Кудрявцевым, А.М. Матюшкиным, Т.И. Шамовой. Разработкой вопросов применения проблемного обучения в теории и практике обучениязанимались такие известные педагоги, как В. Оконь, В.А. Крутецкий, М.И. Махмутов, И.Я.Лернер и другие.

Проблемному характеру изложения содержания экологического образования, когда проблему можно рассматривать как особую единицу содержания, дано обоснование в исследованиях С.В. Алексеева, Н.Д. Андреевой, Д.С. Ермакова, И.Д. Зверева, Г.С. Камериловой, И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, И.Т. Суравегиной и др. Благодаря такому подходу к рассмотрению структуры содержания экологического образования в процессе обучения становится возможным следующее: расширение спектра видов учебной и исследовательской деятельности студентов, проявление положительных эмоциональных и эстетических качеств, развитие самостоятельности и ответственности, что в свою очередь служит социализации и профессионализации личности студента.

Следует отметить, что после повышенного внимания к исследованиям  проблем экологического образования  в 1990-2000 г.г., сегодня в нашей стране существенно снизилось понимание значимости экологии как учебного предмета не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональном образовании. Практика обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования свидетельствует о необходимости повышенного внимания к проблемам экологического образования, обладающего огромным образовательным и воспитательным потенциалом.

В настоящее время согласно учебным планам, реализуемым учреждениями среднего профессионального образования на основе современных образовательных стандартов, на внеаудиторную самостоятельную работу студентов, изучающих экологические дисциплины, выделено около 30% времени. Гораздо  меньше времени отводится на аудиторные лабораторные и практические работы по экологии, что определяет высокую долю автономности студентов  при их  выполнении.

Таким образом,  для развития социальных и профессиональных качеств личности студентов совершенно очевидной становится необходимость усиления доли самостоятельной учебной работы, в особенности при обучении экологическим дисциплинам, содержание которых имеет явно выраженный проблемный характер. Развитию самостоятельной учебной деятельности студентов способствует проблемный подход к процессу обучения, который обеспечивает формирование поисковых и исследовательских умений, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Изучение таких дисциплин, как экология, общая экология, экологические основы природопользования предполагает ознакомление с большим количеством самых разных экологических проблем: от глобальных, имеющих планетарный масштаб, до локальных, касающихся проблем конкретных территорий или акваторий. Содержание экологических дисциплин позволяет эффективно применять различные методические приемы проблемного обучения, например: столкновение противоречий практической деятельности, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, изучение явления с различных позиций, выявление противоречия и поиск его самостоятельного разрешения, решение задач исследовательского характера, рациональность способа решения проблемы и др.

Поскольку содержание экологических дисциплин имеет проблемный характер и практически любую экологическую проблему можно рассматривать как своеобразную единицу содержания, то и образовательный процесс принимает рисунок проблемного обучения. В качестве примера можно привести включенные в содержание экологических дисциплин проблемы:загрязнение воздушной и водной среды, загрязнение почв, виды загрязненияокружающей среды (радиационное, химическое, тепловое, шумовое), сохранение биологического разнообразия, утилизация и переработка твердых бытовых и промышленных отходов и многие другие.

Самостоятельная работа студентов по решению заданий, включающих рассмотрение сущности и причин экологических проблем и требующих поиска решений, предоставляет реальные возможности студентам выражать и отстаивать собственную точку зрения, сравнить ее и обсуждатьс мнением других. Для подготовки к выполнению таких заданий студентам необходимо осуществить самостоятельнуюработу по поиску и отбору информации,ее обработке и систематизации. При этом поиск источников  информации может быть организован как самостоятельная работа студентов либо как работа по ссылкам, указанным преподавателем.

Современный образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования предполагает перенос значительной части содержания изучаемой дисциплины на самостоятельное изучение.Это требует систематического применения методов и технологий, включающих студентов в самостоятельную познавательную деятельность.

При изучении экологических дисциплин можно создавать проблемные ситуации и выводить студентов на самостоятельное решение некоторых проблемных вопросов, как на уроках, так и во внеаудиторной учебной деятельности. В частности, при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» возможна следующая постановка проблемного вопроса: «Распространенным является известное выражение, что тропические леса являются «легкими планеты». Однако это утверждение является неверным. Объясните, почему?». Для поиска ответа на этот вопрос студенты включаются в поиск информации, используя при этом различные источники учебной, научной и научно-популярной литературы. В результате этого поиска и обработки информации они самостоятельно формулируют выводы о космической роли растений, выявляя значение поверхности океана и лесов разного типа в обогащении атмосферного воздуха кислородом. В итоге после коллективного обсуждения и анализа предлагаемых выводов студенты приходят примерно к такому ответу: «Основным источником кислорода на Земле являются леса умеренных широт, так как низкие температуры в зонах произрастания этих лесов обусловливают медленное разложение органических веществ. В результате в неразложившейся подстилке, гумусе почв и торфе болот остаются депонированными огромные массы детрита, и, соответственно, аккумулированного углерода. Объемы произведенного этими экосистемами кислорода на 60—70% превышают его затраты на окисление органики и, таким образом, они поддерживают высокие концентрации кислорода в атмосфере и являются «легкими планеты. В тропических же лесах скорость протекания биохимических процессов высока, и значительная часть производимого кислорода расходуется на окисление». Кроме того,  леса умеренных широт занимают на планете большую площадь по сравнению с тропическими лесами».

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Басов В.М. Задачи по экологии и методика их решения: Учебное пособие. Изд.2-е испр. и дополн. – М: Издательство ЛКИ,2007.- 160 с.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов ; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». - М.: ОПЦ «Интер», 1996. - 541 с.: ил. .
3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи ; пер. с анг. Н. М. Никольской; под ред. Н. Д. Виноградова. - М.: Совершенство, 1997. - 204 с. - (Классики психологии).
 



© 
Е.В. Колоцей, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru