viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

М.С. Калинина,  (К.пед.н., доцент, каф. романской филологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»)

В.А. Цыбанёва,  (К.пед.н., доцент, зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания ГАУ ДПО «Волгоградской государственной академии последипломного образования»)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Педагогическая компетентность
В настоящей публикации рассмотрена экспликация понятий: компетенция, компетентность, педагогическая компетентность учителя иностранных языков (ИЯ); проанализирован компонентный состав и критерии оценки уровня сформированности педагогической компетентности учителя иностранных языков в рамках последипломного образования.

Ключевые слова: Педагогическая компетентность, учителя ИЯ, профессиональный стандарт «Педагог», технологическая карта урока ИЯ, критерии оценки, уровня сформированности, педагогической компетентности учителя ИЯ.

 

Введение профессионального стандарта «Педагога» [2] должно, определенным образом, повлиять на изменения стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и центрах повышения квалификации. Рассуждая в этом направлении, Е.А. Ямбург отмечает, что этот документ призван «раскрепостить педагога, дать импульс его развитию» [9, с. 89-90]. В связи с этим повышается ответственность за результаты труда педагога, предъявляются новые требования к его педагогической компетентности, квалификации, предлагаются критерии их оценки.

В данной статье речь пойдет о педагогической компетентности (ПК) учителя иностранных языков (ИЯ), становление которой происходит на протяжении всей его профессиональной деятельности и подтверждается соответвующей категорией на основании аттестации педагогического работника. Думается, что введение профессионального стандарта педагога повлечет за собой изменения в области понимания содержания ПК и её компонентного состава.

В рамках настоящей публикации мы предлагаем рассмотреть особенности формирования ПК учителей ИЯ – слушателей Волгоградской государственной академии последипломного образования (ВГАПО), определить её компонентный состав, уровень её развития в соответствии с перечнем предложенных нами критериев.  

Начиная рассуждать в данном направлении, рассмотрим характеристики «ключевых» понятий, без которых изложение этого вопроса было бы не полным.

Аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) [6, с. 5-6]. Отметим, что оценка профессиональной деятельности аттестуемого зависит, прежде всего, от его компетентности, позволяющей успешно решать различные функциональные задачи. Рассмотрим это понятие более подробно.

В теории и практике общего и профессионального образования ПК определяется как теоретическая и практическая готовность человека к выполнению определенной деятельности. Аналогичную трактовку мы находим в Лингводидактическом энциклопедическом словаре А.Н. Щукина: «компетентность – это способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных навыков и умений» [5, с. 117-118]. В свою очередь, смежное понятие – компетенция, в более широком понимании рассматривается этим же источником как «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием»; а при детальном рассмотрении как «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности, на основе приобретенных знаний, навыков и умений» [5, с. 117-118]. Анализируя эти понятия, мы можем отметить, что компетентность – это свойство личности, которое базируется на компетенции, она, если можно так сказать, «надпредметна», представляет собой «продукт», результат педагогической деятельности, а компетенция – его компонент, составляющая, «проявляющая себя» на этапе её становления и развития.

Схожее определение исследуемого понятия мы находим у И. В. Гришиной. По мнению исследователя, ПК – это явление, сущность которого определяется как совокупность нескольких составляющих: знаний, опыта, качеств личности педагога, позволяющих ему эффективно осуществлять педагогическую деятельность, организовывать процесс педагогического общения и предполагающих его личностное развитие и совершенствование  [3, с.10].

Из числа существующих определений ПК предлагаем взять за основу определение, которое зафиксировано в профессиональном стандарте педагогической деятельности. Под компетентностью следует понимать «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [6, с. 7].

Следуя логике изложения материала, рассмотрим компонентный состав ПК. Так, Н.Ф. Кузьмина выделяет пять видов компетентности, обеспечивающих основу профессионально-педагогической деятельности педагога. Мы конкретизируем предложенную исследователем классификацию для учителя, осуществляющего свою профессиональную деятельность в области иноязычного образования, и определим: 1) специальную или профессиональную компетентность в предметной области; 2) методическую компетентность; 3) социально-психологическую компетентность; 4) дифференциально-психологическую компетентность; 5) аутопсихологическую компетентность [4].

Однако, размышляя далее о структуре ПК учителя ИЯ, мы предлагаем взять за основу компонентный состав ПК, который зафиксирован в нормативных документах, регламентирующих работу аттестационных комиссий. Итак, структуру ПК учителя ИЯ составляют  шесть взаимосвязанных компетентностей: 1) в области личностных качеств учителя ИЯ; 2) в постановке целей и задач педагогической деятельности; 3) в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности; 4) в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений; 5) в обеспечении информационной основы педагогической деятельности; 6) в организации педагогической деятельности [6, с. 14-32].

Поскольку основная цель обучения ИЯ заключается в  формировании у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции в единстве её составляющих и их способности к межкультурной коммуникации, а учитель ИЯ, зачастую выступает в роли «проводника», «транслятора» этой компетенции, считаем  необходимым доработать предложенный компонентный состав ПК учителя ИЯ, включив в него седьмой компонент – компетентность в обеспечении коммуникативной основы педагогической деятельности учителя ИЯ. Оценка уровня развития каждой компетентности производится в соответствии с определенными критериями – умениями.

Следует отметить, что на основании данной структуры ПК на кафедре иностранных языков и методики их преподавания (ИЯиМП) ВГАПО были созданы компетентностные портреты учителей ИЯ различных квалификационных категорий. В рамках данной публикации мы проанализируем уровень сформированности ПК учителей ИЯ, аттестующихся на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую квалификационную категории.

В статье 76 «Дополнительное профессиональное образование» ФЗ №273 [1] установлено назначение дополнительного профессионального образования, которое направлено на «удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Само же дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)».

Согласно вышеуказанной статье, содержание программы повышения квалификации, в рамках которой учителя ИЯ совершенствуют и (или) развивают новую компетенцию, должно отвечать ряду требований, одним из которых является учёт профессионального стандарта.

Так, по итогам курсовой подготовки по дополнительным профессиональным программам кафедра ИЯиМП предлагает своим слушателям письменное испытание – составление технологической карты урока ИЯ в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО. Оценка письменной работы производится в соответствии с критериями, позволяющими, в том числе, оценить уровень сформированности каждого субкомпонента в составе ПК учителя ИЯ. Необходимо заметить, что технологическая карта урока представляет графическое отображение сценария урока, в котором заложены методы работы обучающихся и возможности вариативного развития урока, что, по нашему мнению, способствует определению уровня сформированности ПК учителя ИЯ и её составляющих. Более того, в технологической карте четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока [8, с. 27-30]. Однако в рамках нашей статьи мы остановимся более подробно на критериях оценки уровня сформированности заявленных компетентностей.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 10 октября 2013 г. № 544н)
3. Гришина, И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования: Монография – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С.10.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н.В. Кузьмина. – М.: АПН, 1990. – 149 с.
5. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц /А.Н. Щукин.- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008.- 746, [6] с.; [150] фот.
6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
7. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. – С.197-198.
8. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – С. 27-30.
9. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – c.175
 



© 
М.С. Калинина, В.А. Цыбанёва, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru