viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

М.С. Калинина,  (К.пед.н., доцент, каф. романской филологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»)

В.А. Цыбанёва,  (К.пед.н., доцент, зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания ГАУ ДПО «Волгоградской государственной академии последипломного образования»)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Педагогическая компетентность
В настоящей публикации рассмотрена экспликация понятий: компетенция, компетентность, педагогическая компетентность учителя иностранных языков (ИЯ); проанализирован компонентный состав и критерии оценки уровня сформированности педагогической компетентности учителя иностранных языков в рамках последипломного образования.

Ключевые слова: Педагогическая компетентность, учителя ИЯ, профессиональный стандарт «Педагог», технологическая карта урока ИЯ, критерии оценки, уровня сформированности, педагогической компетентности учителя ИЯ.

 

Введение профессионального стандарта «Педагога» [2] должно, определенным образом, повлиять на изменения стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и центрах повышения квалификации. Рассуждая в этом направлении, Е.А. Ямбург отмечает, что этот документ призван «раскрепостить педагога, дать импульс его развитию» [9, с. 89-90]. В связи с этим повышается ответственность за результаты труда педагога, предъявляются новые требования к его педагогической компетентности, квалификации, предлагаются критерии их оценки.

В данной статье речь пойдет о педагогической компетентности (ПК) учителя иностранных языков (ИЯ), становление которой происходит на протяжении всей его профессиональной деятельности и подтверждается соответвующей категорией на основании аттестации педагогического работника. Думается, что введение профессионального стандарта педагога повлечет за собой изменения в области понимания содержания ПК и её компонентного состава.

В рамках настоящей публикации мы предлагаем рассмотреть особенности формирования ПК учителей ИЯ – слушателей Волгоградской государственной академии последипломного образования (ВГАПО), определить её компонентный состав, уровень её развития в соответствии с перечнем предложенных нами критериев.  

Начиная рассуждать в данном направлении, рассмотрим характеристики «ключевых» понятий, без которых изложение этого вопроса было бы не полным.

Аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) [6, с. 5-6]. Отметим, что оценка профессиональной деятельности аттестуемого зависит, прежде всего, от его компетентности, позволяющей успешно решать различные функциональные задачи. Рассмотрим это понятие более подробно.

В теории и практике общего и профессионального образования ПК определяется как теоретическая и практическая готовность человека к выполнению определенной деятельности. Аналогичную трактовку мы находим в Лингводидактическом энциклопедическом словаре А.Н. Щукина: «компетентность – это способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных навыков и умений» [5, с. 117-118]. В свою очередь, смежное понятие – компетенция, в более широком понимании рассматривается этим же источником как «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием»; а при детальном рассмотрении как «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности, на основе приобретенных знаний, навыков и умений» [5, с. 117-118]. Анализируя эти понятия, мы можем отметить, что компетентность – это свойство личности, которое базируется на компетенции, она, если можно так сказать, «надпредметна», представляет собой «продукт», результат педагогической деятельности, а компетенция – его компонент, составляющая, «проявляющая себя» на этапе её становления и развития.

Схожее определение исследуемого понятия мы находим у И. В. Гришиной. По мнению исследователя, ПК – это явление, сущность которого определяется как совокупность нескольких составляющих: знаний, опыта, качеств личности педагога, позволяющих ему эффективно осуществлять педагогическую деятельность, организовывать процесс педагогического общения и предполагающих его личностное развитие и совершенствование  [3, с.10].

Из числа существующих определений ПК предлагаем взять за основу определение, которое зафиксировано в профессиональном стандарте педагогической деятельности. Под компетентностью следует понимать «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [6, с. 7].

Следуя логике изложения материала, рассмотрим компонентный состав ПК. Так, Н.Ф. Кузьмина выделяет пять видов компетентности, обеспечивающих основу профессионально-педагогической деятельности педагога. Мы конкретизируем предложенную исследователем классификацию для учителя, осуществляющего свою профессиональную деятельность в области иноязычного образования, и определим: 1) специальную или профессиональную компетентность в предметной области; 2) методическую компетентность; 3) социально-психологическую компетентность; 4) дифференциально-психологическую компетентность; 5) аутопсихологическую компетентность [4].

Однако, размышляя далее о структуре ПК учителя ИЯ, мы предлагаем взять за основу компонентный состав ПК, который зафиксирован в нормативных документах, регламентирующих работу аттестационных комиссий. Итак, структуру ПК учителя ИЯ составляют  шесть взаимосвязанных компетентностей: 1) в области личностных качеств учителя ИЯ; 2) в постановке целей и задач педагогической деятельности; 3) в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности; 4) в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений; 5) в обеспечении информационной основы педагогической деятельности; 6) в организации педагогической деятельности [6, с. 14-32].

Поскольку основная цель обучения ИЯ заключается в  формировании у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции в единстве её составляющих и их способности к межкультурной коммуникации, а учитель ИЯ, зачастую выступает в роли «проводника», «транслятора» этой компетенции, считаем  необходимым доработать предложенный компонентный состав ПК учителя ИЯ, включив в него седьмой компонент – компетентность в обеспечении коммуникативной основы педагогической деятельности учителя ИЯ. Оценка уровня развития каждой компетентности производится в соответствии с определенными критериями – умениями.

Следует отметить, что на основании данной структуры ПК на кафедре иностранных языков и методики их преподавания (ИЯиМП) ВГАПО были созданы компетентностные портреты учителей ИЯ различных квалификационных категорий. В рамках данной публикации мы проанализируем уровень сформированности ПК учителей ИЯ, аттестующихся на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую квалификационную категории.

В статье 76 «Дополнительное профессиональное образование» ФЗ №273 [1] установлено назначение дополнительного профессионального образования, которое направлено на «удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Само же дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)».

Согласно вышеуказанной статье, содержание программы повышения квалификации, в рамках которой учителя ИЯ совершенствуют и (или) развивают новую компетенцию, должно отвечать ряду требований, одним из которых является учёт профессионального стандарта.

Так, по итогам курсовой подготовки по дополнительным профессиональным программам кафедра ИЯиМП предлагает своим слушателям письменное испытание – составление технологической карты урока ИЯ в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО. Оценка письменной работы производится в соответствии с критериями, позволяющими, в том числе, оценить уровень сформированности каждого субкомпонента в составе ПК учителя ИЯ. Необходимо заметить, что технологическая карта урока представляет графическое отображение сценария урока, в котором заложены методы работы обучающихся и возможности вариативного развития урока, что, по нашему мнению, способствует определению уровня сформированности ПК учителя ИЯ и её составляющих. Более того, в технологической карте четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока [8, с. 27-30]. Однако в рамках нашей статьи мы остановимся более подробно на критериях оценки уровня сформированности заявленных компетентностей.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 10 октября 2013 г. № 544н)
3. Гришина, И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования: Монография – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С.10.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н.В. Кузьмина. – М.: АПН, 1990. – 149 с.
5. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц /А.Н. Щукин.- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008.- 746, [6] с.; [150] фот.
6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
7. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. – С.197-198.
8. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – С. 27-30.
9. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – c.175
 



© 
М.С. Калинина, В.А. Цыбанёва, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru