viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Т.Л. Засельская,  (Соискатель, Курский государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Исихазм
Представленная Вашему внимания статья посвящена проблеме Средневекового образования, а также личности прп. Нила Сорского, который вошел в историю как человек, сумевший возродить традиции исихазма. Автор анализирует его духовный поиск и отношение через призму антропологии к человеку, который рассматривается как единство души и тела.

Ключевые слова: Исихазм, монастырь, антропология, духовно- нравственное воспитание, Средние века.

 

В  условиях модернизации системы образования Российской Федерации особое значение приобретает изучение отечественной педагогической традиции. На протяжении многих веков Русская Православная Церковь оказывала глубокое влияние на жизнь общества и государства, играла ведущую роль в духовном учительстве, воспитании, обучении и образовании народа. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе на данном этапе развития, сделали возможным приобщение к родной, национальной культуре.  

Потребность духовно-нравственного возрождения российского общества в настоящее время стало общепризнанной. В связи с этим, особенно важным становится расширение общего и педагогического кругозора, формирование квалифицированного педагогического мышления, которое невозможно без более полного знакомства с историей педагогической теории и практики. Средние века – это огромный и насыщенный период в истории человеческой культуры. На протяжении всего средневекового периода актуальными оставались вопросы трудового воспитания, морали, нравственности, поиска целей и средств, принципов влияния на мировоззрение и систему ценностей. Лучшие достижения средневековья продолжают жить и в последующей жизни, они - неотъемлемая часть общечеловеческого сознания. Однако, все еще малоизученными остаются педагогические взгляды многих представителей духовной мысли Московской Руси, создавших прочные фундаментальные основы системы отечественного образования и просвещения.

Важнейшей особенностью средневекового воспитания и образования была тесная взаимосвязь с монастырем, который являлся важнейшим духовно культурным и образовательным учреждением Руси.

Особое место, которое занимает прп. Нил в исихастской духовно-культурной традиции, обусловлено во многом тем, что он относится к двум культурно-историческим «мирам» — афоно-византийскому и русскому. Он выучился и сформировался как духовно-нравственная личность в исихастской среде преимущественно на Афоне; как выдающийся наставник, достигший высокого уровня совершенства, он реализовался на Руси. Афонский патерик, который включил в себя житие св. Нила, говорит о его «учительстве» и о том, что «многим потребны были» его «мысли, которые собраны и систематически изложены» святым старцем [1, с.348-350].

Аскетико-педагогическое учение прп. Нила не укладывается в рамки его «писаний», но выявляется также на примерах его деятельности, на практике его жизни (жития). На основе опыта воспитательной деятельности прп. Нила Сорского и его письменных трудов, житийных сведений, исторических данных об укладе жизни в Нило-Сорском скиту, редакторско-составительских работ старца, творческой деятельности его учеников и собеседников, творческого наследия его духовных учителей и предшественников — известных деятелей исихазма нами была реконструирована его педагогическая концепция, которая строится на евангельских принципах, его личном опыте достижения высших ступеней исихастской практики и является дальнейшим развитием педагогических идей святых отцов.

Разумеется, старец-монах не занимался специально написанием научно-педагогического трактата, но именно в силу вышеуказанной глубинной связи его аскетическое учение о духовно-нравственном совершенствовании и его реализация в практике воспитания нужно считать имплицитной педагогикой. Используя мысль С. С. Хоружего, можно утверждать, что учение прп. Нила о духовно-нравственном совершенствовании, находясь в общем русле исихастской традиции, является «зашифрованной» педагогикой, но выражается не на языке педагогических понятий, а на языке аскезы, на языке «умного делания» (2, с.160-161).

Понятие «воспитание» в учении прп. Нил раскрывается в широком смысле — как целостный процесс восстановления нарушенного грехопадением естественного состояния человека и его восхождение к совершенству для подготовки к жизни вечной. Восхождение, движение, путь совершается синергийно действием Божественной энергии («вседействием Бога», «споспешением» святых, по словам прп. Нила (4, с.53)) при усилиях человека, наделенного свободной и сознательной волей (при сознательной работе над собой, «внимании себе», самоисправлении, перевоспитании, которое менее точно называют самовоспитанием).

Концепция Нила содержит все основные компоненты педагогической системы: цель, принципы, содержание, средства, методы, результаты.

Цель – воспитание по образу и подобию Божию, путь – всестороннее совершенствование по образу Божию: «будьте совершенны, как совершенен есть Отец Ваш Небесный» (Мф. 5: 42-48), восхождение ученик к Богу. Раскрытие образа Божия в себе является необходимым условием «совлечения ветхого человека». Опираясь на свободную волю и личный труд восприятия «новозаветной реальности» и исполнения христианских заповедей, человек встает на путь всестороннего духовного развития и совершенствования.

Отсюда общая задача — очищение души от греховных мыслей и страстей, исправление жизни и приобретении высоких духовно-нравственных качеств: послушания, смирения, терпения, беззлобия, любви. Среди главных основ воспитания — правильное вероучение, твердая вера и любовь к Богу, церковная традиция.

В систему задач воспитания (самовоспитания) прп. Нил включал всё то, что относится к противоборству грехам и к приобретению добрых качеств: право мудрствовать (т. е. правильно мыслить) и благочестно жить;  «делать все, что в силах, для благоугождения» Богу; поступать, «как благоугодно Богу и полезно для души»; «что похвально, честно и добродетельно, о том думать и то делать, мудрым бывая в благом, всякое же зло ненавидя»; искоренять все дурное и насаждать все доброе; «вести борьбу со страстями», «изменять мысли на благие», «добродетели по возможности совершать». По мысли прп. Нила, воспитывает человека Сам Бог через «питание» его «вседейственной благодатью.

Собственно педагогическим компонентом воспитания (воспитанием в узком смысле) является духовное руководство благодати Божией, которое для воспитуемого реализуется в основном двумя способами: через самостоятельное исследование «слова Божия» (3, с. 55), «Божественных Писаний», патристического опыта аскезы или через наставления и пример «духоносного» старца, говорящего и действующего на основании «слова Божия». Наставник «окормляет» свое чадо, т. е. создает наилучшие условия для его воспитания, как-то: организует правильный строй жизни, учит истинам веры и нравственным заповедям, формирует необходимые навыки, назидает, направляет, помогает в работе над собой и др. Педагогические действия наиболее интенсивны на начальных этапах восхождения. Совершенные (т. е. приблизившиеся к святости) уже «не требуют научения» педагогов, как говорят св. отцы, и «водятся благодатью» самостоятельно. По словам прп. Нила, их «мысль… наставлением наставляется силою иною, а не сама наставляет» (7, с.117); «ум путеводится, а не путеводитель» (6, с.44).

Педагогический процесс также совершается синергийно: наставник в своей деятельности укрепляется Божественной энергией и восходит к совершенству вместе с воспитуемыми.

Самовоспитание (самоисправление), волевые усилия человека, направленные на самовоспитание — важнейшая часть процесса воспитания, без которой он не может быть успешен. При эксплицировании системы прп. Нила нужно различать методы и средства осуществления педагогических воздействий от соответствующих компонентов самовоспитания.

Под «духовно-нравственным воспитанием» в рамках христианской традиции прп. Нил Сорский понимает «слияние» общей жизни человека с Богом-Троицей под воздействием благодати Святого духа и постепенное приобщение к духовным идеалам.

Принципы и сущностные свойства воспитания в системе прп. Нила соответствуют принципам аскетико-антропологической системы христианства в целом. Главные из них были рассмотрены выше (гл. 1). Перечислим их еще раз: холистичность; — природосообразность; — трансцендентность цели (непрерывность (бесконечность); — теоцентричность; — церковность; — синергийность; — двусторонность; — христианская гуманность.

Он обосновывает следующие основополагающие педагогические принципы: принцип уважения личности учащегося, принцип приоритета духовного воспитания над обучением, принцип опоры на положительные примеры, принцип соответствия воспитательного процесса возрастным особенностям обучающихся, духовно-антропологический принцип и принцип соответствия воспитания индивидуальным особенностям учащихся. Все учение прп. Нила пронизывает принцип синергийности. Причем «Божественному вседействию» он придает решающее значение в деле воспитания.

Воспитанию по прп. Нилу присущи характерные черты, которые обуславливаются личными предпочтениями педагога определенных направлений деятельности, аскетических приемов, а также его личными качествами. Среди характерных признаков процесса воспитания, организованного прп. Нилом, особый упор на «исследование Божественных Писаний», «внутреннее делание» и «разумность».

Одной из характерных черт педагогики прп. Нила можно считать ярко выраженную направленность на самовоспитание (самоисправление) и «со-воспитание» всех участников процесса, что при постоянном внутреннем стремлении к поставленной цели обеспечивало непрерывное духовно-нравственное возрастание воспитанников и самого педагога, поскольку «за спасение этих [воспитуемых] и тех [наставников] Господь от нечистот избавил» (7, с.85). Так, в своем «Предании» прп. Нил отметил, что составил «писание душеполезное для себя» и для «подобных ему, находящихся в чину учимых». Прп. Нил избегал называть скитян своими учениками, но считал их «братиями своими присными», которые одного с ним нрава, и совоспитанниками (7, с.200-201). Такое «самоустранение» можно назвать особым аскетико-педагогическим приемом для предоставления исключительной «возможности действовать Богу» (6, с.497): «надо предоставлять это Богу: в силах ведь Бог исправить их» (7, с.235).

Отмечая специфику педагогической концепции Нила Сорского, в тоже время следует подчеркнуть, что она развивалась в русле христианской педагогики. Опора на «исследование Божественных Писаний», «внутреннее делание» и «разумность» относятся не только к сорской системе воспитания, но являются общими принципами аскетико-педагогического патристического учения.

Подлинно христианский характер носят и компоненты его системы. Прежде всего прп. Нил указывает идеал воспитания: «Один… у нас Учитель — Господь Иисус Христос, Сын Божий, давший нам Божественные Писания, и святые апостолы, и преподобные отцы, научившие и научающие спасению человеческий род, поскольку они все прежде сами сделали благое и тому иных научили» (7, с.83). «Господь Бог наш Иисус Христос… чему научил, то и сотворил, нам образ подав, да и мы подражателями этому будем, сколько есть сил» (Там же, с.147).

Раскрытие образа Божия в себе является необходимым условием «совлечения ветхого человека». Опираясь на свободную волю и личный труд восприятия «новозаветной реальности» и исполнения христианских заповедей, человек встает на путь всестороннего духовного развития и совершенствования. Целостное понимание иерархии Бог–человек–мир определяет возможность осознания человеком Высшей реальности бытия - Бога. Духовно-нравственное становление и развитие понимается как процесс и результат формирования высших свойств личности. Старец использует опыт святых отцов и разрабатывает способ осмысления духовного развития человека, достигаемого в процессе воспитания и определяемого им как полное раскрытие духовных сил, способностей, заложенных Творцом в человеке.

В личности Иисуса Христа выражен онтологический идеал совершенства, единый для педагогов и воспитуемых, а в личностях Божией Матери и святых — пример достижения общей цели процесса совершенствования. Поэтому прп. Нил призывает «хоть в малом подражателями быть» «блаженных отцов», «сколько есть силы, надо уподобляться и подражать приснопамятным и блаженным отцам» (Там же, с.131).

Целью воспитания (cамовоспитания), как и всей христианской жизни, является формирование «совершенного человека», достижение святости, или, по прп. Нилу, «желанное спасение души» в «вечной жизни и непреходящем житии» (7 с.83, 225). «Жизни вечной сподобиться, и быть жилищем Христа, и Святым Духом исполниться, чтобы смочь принести плоды Духа, чисто и непорочно исполнять заповеди Господни», — такую цель поставляет прп. Нил (Там же, с.186-187).

Значение педагогического учения прп. Нила не ограничивается сферой монашества. Оно полезно и применимо для  мирян. Труды прп. Нила и его учеников оказали решающее воздействие на формирование системы педагогических взглядов славянофилов и русских религиозных философов XX века. Духовные последователи прп. Нила «второй волны» – святитель Игнатий Брянчанинов, преподобные Паисий Величковский и Серафим Саровский, Феофан Вышенский Затворник, Митрофан Воронежский, Оптинские старцы, носители евангельской, христианской истины, в своих трудах развили идеи прп. Нила. Внутреннее совершенствование рассматривалась ими как основная детерминанта понимания абсолютной ценности человеческой жизни.

Концепция духовно-нравственного воспитания прп. Нила и в целом его опыт построения воспитательной системы основывается на онтологических принципах и могут с успехом применяться на современном этапе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афонский патерик: В 2 ч. 7-е изд. М., 1897. Ч. 1. 558 с.
2. Хоружий С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке: Избр. ст. М.; Клин, 2004. 167 c.
3. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. Собр. сочинений. Т. V.– М.: Ковчег, 2006. 398 c.
4. Нил Сорский, прп. Предание о жительстве скитском. СПб., 1852. 286 с.
5. Нил Сорский, прп. Предание о жительстве скитском. СПб., 1852. 286 с.
6. Новиков Н. М. Путь умного делания: В 4 т. 2-е изд. М., 2011. Т. 1. 928 с.; М., 2006. Т. 2. 816 с.; М., 2008. Т. 3. 1008 с.
7. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / Изд. подг. Г. М. Прохоров. 3-е изд. СПб., 2011. 424 с.
8. Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и Устав его о жительстве скитском.2-е изд. – М., 1886, Русского Афонского Пантелеймонова монастыря.
 



© 
Т.Л. Засельская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru