viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Т.Л. Засельская,  (Соискатель, Курский государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Исихазм
Представленная Вашему внимания статья посвящена проблеме Средневекового образования, а также личности прп. Нила Сорского, который вошел в историю как человек, сумевший возродить традиции исихазма. Автор анализирует его духовный поиск и отношение через призму антропологии к человеку, который рассматривается как единство души и тела.

Ключевые слова: Исихазм, монастырь, антропология, духовно- нравственное воспитание, Средние века.

 

В  условиях модернизации системы образования Российской Федерации особое значение приобретает изучение отечественной педагогической традиции. На протяжении многих веков Русская Православная Церковь оказывала глубокое влияние на жизнь общества и государства, играла ведущую роль в духовном учительстве, воспитании, обучении и образовании народа. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе на данном этапе развития, сделали возможным приобщение к родной, национальной культуре.  

Потребность духовно-нравственного возрождения российского общества в настоящее время стало общепризнанной. В связи с этим, особенно важным становится расширение общего и педагогического кругозора, формирование квалифицированного педагогического мышления, которое невозможно без более полного знакомства с историей педагогической теории и практики. Средние века – это огромный и насыщенный период в истории человеческой культуры. На протяжении всего средневекового периода актуальными оставались вопросы трудового воспитания, морали, нравственности, поиска целей и средств, принципов влияния на мировоззрение и систему ценностей. Лучшие достижения средневековья продолжают жить и в последующей жизни, они - неотъемлемая часть общечеловеческого сознания. Однако, все еще малоизученными остаются педагогические взгляды многих представителей духовной мысли Московской Руси, создавших прочные фундаментальные основы системы отечественного образования и просвещения.

Важнейшей особенностью средневекового воспитания и образования была тесная взаимосвязь с монастырем, который являлся важнейшим духовно культурным и образовательным учреждением Руси.

Особое место, которое занимает прп. Нил в исихастской духовно-культурной традиции, обусловлено во многом тем, что он относится к двум культурно-историческим «мирам» — афоно-византийскому и русскому. Он выучился и сформировался как духовно-нравственная личность в исихастской среде преимущественно на Афоне; как выдающийся наставник, достигший высокого уровня совершенства, он реализовался на Руси. Афонский патерик, который включил в себя житие св. Нила, говорит о его «учительстве» и о том, что «многим потребны были» его «мысли, которые собраны и систематически изложены» святым старцем [1, с.348-350].

Аскетико-педагогическое учение прп. Нила не укладывается в рамки его «писаний», но выявляется также на примерах его деятельности, на практике его жизни (жития). На основе опыта воспитательной деятельности прп. Нила Сорского и его письменных трудов, житийных сведений, исторических данных об укладе жизни в Нило-Сорском скиту, редакторско-составительских работ старца, творческой деятельности его учеников и собеседников, творческого наследия его духовных учителей и предшественников — известных деятелей исихазма нами была реконструирована его педагогическая концепция, которая строится на евангельских принципах, его личном опыте достижения высших ступеней исихастской практики и является дальнейшим развитием педагогических идей святых отцов.

Разумеется, старец-монах не занимался специально написанием научно-педагогического трактата, но именно в силу вышеуказанной глубинной связи его аскетическое учение о духовно-нравственном совершенствовании и его реализация в практике воспитания нужно считать имплицитной педагогикой. Используя мысль С. С. Хоружего, можно утверждать, что учение прп. Нила о духовно-нравственном совершенствовании, находясь в общем русле исихастской традиции, является «зашифрованной» педагогикой, но выражается не на языке педагогических понятий, а на языке аскезы, на языке «умного делания» (2, с.160-161).

Понятие «воспитание» в учении прп. Нил раскрывается в широком смысле — как целостный процесс восстановления нарушенного грехопадением естественного состояния человека и его восхождение к совершенству для подготовки к жизни вечной. Восхождение, движение, путь совершается синергийно действием Божественной энергии («вседействием Бога», «споспешением» святых, по словам прп. Нила (4, с.53)) при усилиях человека, наделенного свободной и сознательной волей (при сознательной работе над собой, «внимании себе», самоисправлении, перевоспитании, которое менее точно называют самовоспитанием).

Концепция Нила содержит все основные компоненты педагогической системы: цель, принципы, содержание, средства, методы, результаты.

Цель – воспитание по образу и подобию Божию, путь – всестороннее совершенствование по образу Божию: «будьте совершенны, как совершенен есть Отец Ваш Небесный» (Мф. 5: 42-48), восхождение ученик к Богу. Раскрытие образа Божия в себе является необходимым условием «совлечения ветхого человека». Опираясь на свободную волю и личный труд восприятия «новозаветной реальности» и исполнения христианских заповедей, человек встает на путь всестороннего духовного развития и совершенствования.

Отсюда общая задача — очищение души от греховных мыслей и страстей, исправление жизни и приобретении высоких духовно-нравственных качеств: послушания, смирения, терпения, беззлобия, любви. Среди главных основ воспитания — правильное вероучение, твердая вера и любовь к Богу, церковная традиция.

В систему задач воспитания (самовоспитания) прп. Нил включал всё то, что относится к противоборству грехам и к приобретению добрых качеств: право мудрствовать (т. е. правильно мыслить) и благочестно жить;  «делать все, что в силах, для благоугождения» Богу; поступать, «как благоугодно Богу и полезно для души»; «что похвально, честно и добродетельно, о том думать и то делать, мудрым бывая в благом, всякое же зло ненавидя»; искоренять все дурное и насаждать все доброе; «вести борьбу со страстями», «изменять мысли на благие», «добродетели по возможности совершать». По мысли прп. Нила, воспитывает человека Сам Бог через «питание» его «вседейственной благодатью.

Собственно педагогическим компонентом воспитания (воспитанием в узком смысле) является духовное руководство благодати Божией, которое для воспитуемого реализуется в основном двумя способами: через самостоятельное исследование «слова Божия» (3, с. 55), «Божественных Писаний», патристического опыта аскезы или через наставления и пример «духоносного» старца, говорящего и действующего на основании «слова Божия». Наставник «окормляет» свое чадо, т. е. создает наилучшие условия для его воспитания, как-то: организует правильный строй жизни, учит истинам веры и нравственным заповедям, формирует необходимые навыки, назидает, направляет, помогает в работе над собой и др. Педагогические действия наиболее интенсивны на начальных этапах восхождения. Совершенные (т. е. приблизившиеся к святости) уже «не требуют научения» педагогов, как говорят св. отцы, и «водятся благодатью» самостоятельно. По словам прп. Нила, их «мысль… наставлением наставляется силою иною, а не сама наставляет» (7, с.117); «ум путеводится, а не путеводитель» (6, с.44).

Педагогический процесс также совершается синергийно: наставник в своей деятельности укрепляется Божественной энергией и восходит к совершенству вместе с воспитуемыми.

Самовоспитание (самоисправление), волевые усилия человека, направленные на самовоспитание — важнейшая часть процесса воспитания, без которой он не может быть успешен. При эксплицировании системы прп. Нила нужно различать методы и средства осуществления педагогических воздействий от соответствующих компонентов самовоспитания.

Под «духовно-нравственным воспитанием» в рамках христианской традиции прп. Нил Сорский понимает «слияние» общей жизни человека с Богом-Троицей под воздействием благодати Святого духа и постепенное приобщение к духовным идеалам.

Принципы и сущностные свойства воспитания в системе прп. Нила соответствуют принципам аскетико-антропологической системы христианства в целом. Главные из них были рассмотрены выше (гл. 1). Перечислим их еще раз: холистичность; — природосообразность; — трансцендентность цели (непрерывность (бесконечность); — теоцентричность; — церковность; — синергийность; — двусторонность; — христианская гуманность.

Он обосновывает следующие основополагающие педагогические принципы: принцип уважения личности учащегося, принцип приоритета духовного воспитания над обучением, принцип опоры на положительные примеры, принцип соответствия воспитательного процесса возрастным особенностям обучающихся, духовно-антропологический принцип и принцип соответствия воспитания индивидуальным особенностям учащихся. Все учение прп. Нила пронизывает принцип синергийности. Причем «Божественному вседействию» он придает решающее значение в деле воспитания.

Воспитанию по прп. Нилу присущи характерные черты, которые обуславливаются личными предпочтениями педагога определенных направлений деятельности, аскетических приемов, а также его личными качествами. Среди характерных признаков процесса воспитания, организованного прп. Нилом, особый упор на «исследование Божественных Писаний», «внутреннее делание» и «разумность».

Одной из характерных черт педагогики прп. Нила можно считать ярко выраженную направленность на самовоспитание (самоисправление) и «со-воспитание» всех участников процесса, что при постоянном внутреннем стремлении к поставленной цели обеспечивало непрерывное духовно-нравственное возрастание воспитанников и самого педагога, поскольку «за спасение этих [воспитуемых] и тех [наставников] Господь от нечистот избавил» (7, с.85). Так, в своем «Предании» прп. Нил отметил, что составил «писание душеполезное для себя» и для «подобных ему, находящихся в чину учимых». Прп. Нил избегал называть скитян своими учениками, но считал их «братиями своими присными», которые одного с ним нрава, и совоспитанниками (7, с.200-201). Такое «самоустранение» можно назвать особым аскетико-педагогическим приемом для предоставления исключительной «возможности действовать Богу» (6, с.497): «надо предоставлять это Богу: в силах ведь Бог исправить их» (7, с.235).

Отмечая специфику педагогической концепции Нила Сорского, в тоже время следует подчеркнуть, что она развивалась в русле христианской педагогики. Опора на «исследование Божественных Писаний», «внутреннее делание» и «разумность» относятся не только к сорской системе воспитания, но являются общими принципами аскетико-педагогического патристического учения.

Подлинно христианский характер носят и компоненты его системы. Прежде всего прп. Нил указывает идеал воспитания: «Один… у нас Учитель — Господь Иисус Христос, Сын Божий, давший нам Божественные Писания, и святые апостолы, и преподобные отцы, научившие и научающие спасению человеческий род, поскольку они все прежде сами сделали благое и тому иных научили» (7, с.83). «Господь Бог наш Иисус Христос… чему научил, то и сотворил, нам образ подав, да и мы подражателями этому будем, сколько есть сил» (Там же, с.147).

Раскрытие образа Божия в себе является необходимым условием «совлечения ветхого человека». Опираясь на свободную волю и личный труд восприятия «новозаветной реальности» и исполнения христианских заповедей, человек встает на путь всестороннего духовного развития и совершенствования. Целостное понимание иерархии Бог–человек–мир определяет возможность осознания человеком Высшей реальности бытия - Бога. Духовно-нравственное становление и развитие понимается как процесс и результат формирования высших свойств личности. Старец использует опыт святых отцов и разрабатывает способ осмысления духовного развития человека, достигаемого в процессе воспитания и определяемого им как полное раскрытие духовных сил, способностей, заложенных Творцом в человеке.

В личности Иисуса Христа выражен онтологический идеал совершенства, единый для педагогов и воспитуемых, а в личностях Божией Матери и святых — пример достижения общей цели процесса совершенствования. Поэтому прп. Нил призывает «хоть в малом подражателями быть» «блаженных отцов», «сколько есть силы, надо уподобляться и подражать приснопамятным и блаженным отцам» (Там же, с.131).

Целью воспитания (cамовоспитания), как и всей христианской жизни, является формирование «совершенного человека», достижение святости, или, по прп. Нилу, «желанное спасение души» в «вечной жизни и непреходящем житии» (7 с.83, 225). «Жизни вечной сподобиться, и быть жилищем Христа, и Святым Духом исполниться, чтобы смочь принести плоды Духа, чисто и непорочно исполнять заповеди Господни», — такую цель поставляет прп. Нил (Там же, с.186-187).

Значение педагогического учения прп. Нила не ограничивается сферой монашества. Оно полезно и применимо для  мирян. Труды прп. Нила и его учеников оказали решающее воздействие на формирование системы педагогических взглядов славянофилов и русских религиозных философов XX века. Духовные последователи прп. Нила «второй волны» – святитель Игнатий Брянчанинов, преподобные Паисий Величковский и Серафим Саровский, Феофан Вышенский Затворник, Митрофан Воронежский, Оптинские старцы, носители евангельской, христианской истины, в своих трудах развили идеи прп. Нила. Внутреннее совершенствование рассматривалась ими как основная детерминанта понимания абсолютной ценности человеческой жизни.

Концепция духовно-нравственного воспитания прп. Нила и в целом его опыт построения воспитательной системы основывается на онтологических принципах и могут с успехом применяться на современном этапе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афонский патерик: В 2 ч. 7-е изд. М., 1897. Ч. 1. 558 с.
2. Хоружий С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке: Избр. ст. М.; Клин, 2004. 167 c.
3. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. Собр. сочинений. Т. V.– М.: Ковчег, 2006. 398 c.
4. Нил Сорский, прп. Предание о жительстве скитском. СПб., 1852. 286 с.
5. Нил Сорский, прп. Предание о жительстве скитском. СПб., 1852. 286 с.
6. Новиков Н. М. Путь умного делания: В 4 т. 2-е изд. М., 2011. Т. 1. 928 с.; М., 2006. Т. 2. 816 с.; М., 2008. Т. 3. 1008 с.
7. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / Изд. подг. Г. М. Прохоров. 3-е изд. СПб., 2011. 424 с.
8. Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и Устав его о жительстве скитском.2-е изд. – М., 1886, Русского Афонского Пантелеймонова монастыря.
 



© 
Т.Л. Засельская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru