Л.К. Гребенкина, (Д.пед.н., профессор Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина)
И.Н. Булимова, (Аспирант Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина)
Серия «Гуманитарные науки» # 3 2016
|
|||||
Современная общеобразовательная школа приступила к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в котором сформулированы функции, цель, содержание и требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования [3]. Важнейшими функциями, раскрывающими сущность образовательного стандарта, являются функции социального регулирования, гуманизации образования, управления и повышения качества. В данном документе комплекс условий определяет общую направленность требований на развитие личности учащегося и её способностей, овладение компетентностями, составляющими основу ориентации в мире профессий, осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности. В документе подчёркивается, что «методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся» [4, с. 2–3]. Перед педагогическими коллективами школ поставлена задача формирования у учащихся мотивации к образованию и самообразованию в течение всей жизни, умение работать с информацией и вести самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность, формировать у них базовую культуру личности и исследовательскую компетентность. Учитывая актуальность и значимость данной проблемы, был изучен понятийный аппарат, определена сущность и содержание исследовательской компетентности как составной образовательной компетентности выпускника школы. Это позволило определить исследовательскую компетентность как интегративную характеристику личности, которая включает знания, умения, качества, способности, опыт проведения исследований и определяет готовность ученика к самостоятельной исследовательской деятельности (умение наблюдать, вести поиск информации, выделять проблему и находить оптимальные пути ее решения). Структура исследовательской компетентности школьника включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный (устойчивый и осознанный интерес к исследованиям, понимание личностной и социальной значимости исследовательской компетентности); когнитивный (знания о методологическом аппарате исследования, методах научного познания); субъектно-деятельностный (овладение учениками исследовательскими, коммуникативными, ИКТ-компетенциями); рефлексивный (умение анализировать сам процесс исследования, проблему и пути ее решения, полученные результаты); социальный (связь исследований учеников с социумом, их активное участие в природоохранной работе, исследовательская жизненная позиция, готовность к социальному взаимодействию). В ходе исследования на основе теоретического анализа научной литературы и опытно-экспериментальной исследовательской работы в школе № 63 г. Рязани была разработана и апробирована практико-ориентированная модель формирования исследовательской компетентности учащихся старших классов на примере изучения. При её разработке учитывался комплекс методологических принципов и подходов: (принципы – целостности и систематичности, преемственности и интегративности, сотрудничества и взаимодействия, самостоятельности и ответственности); (подходы – гуманистический, компетентностный, системно-деятельностный, аксиологический, креативный, личностно-ориентированный, интегрированный). Базовым был выбран системно-деятельностный подход, который предполагает использование в образовательном процессе исследовательских, проектных, интегративых технологий. Использование данного подхода позволило создать педагогические условия для успешной реализации творческого потенциала личности учащегося и сориентировало педагогов не только на передачу определенного объема знаний, но и на то, чтобы научить школьников учиться, подходить к решению разных проблем с исследовательской позиции. В итоге приоритетным становится развитие личности ученика-исследователя на основе овладения им универсальными учебными действиями – познавательными, регулятивными, коммуникативными (овладение учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-информационными, учебно-коммуникативными умениями и навыками) [2, с. 202–208]. Задача учителя – помочь школьникам в этом сложном образовательно-исследовательском процессе. На уроках необходимо знакомить их с методологическим аппаратом исследования, учить работать с информацией, полученной из разных источников, формировать у школьников умение работать с графиками, таблицами, выяснять закономерности, учить моделировать на урочных и внеурочных занятиях. Важными становятся не только сами по себе знания, но и способы их получения и применения. Формирование у школьников универсальных учебных действий и исследовательской компетентности – это взаимосвязанные процессы, которые успешно проходят в индивидуальной, парной, групповой исследовательской деятельности учащихся. Особенно эффективно этот процесс проходит в малых группах, при взаимодействии субъектов образовательного процесса, в котором идет взаимообогащение знаниями, разными точками зрения на решение той или иной проблемы, у школьников развивается познавательный интерес. Желание включиться в исследовательскую деятельность. С позиций системно-деятельностного подхода ученик является субъектом деятельности, который ориентирован на самообразование, активную позицию в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС общего среднего образования. Принципиально значимым для развития субъектности ученика является ценностно-смысловая самоорганизация поведения, ценностное самоопределение учащегося. Установление субъект-субъектных отношений в образовательном процессе способствует межличностному взаимодействию учеников с учителем-научным руководителем, в ходе которого происходит трансляция ценностей, что влияет на становление ценностных ориентаций каждого школьника. Всё это требует использования аксиологического подхода: необходимости признания самоценности ученика, его индивидуальности, развития у него устойчивого интереса к исследованиям, формированию исследовательских умений, необходимых в учебно-познавательной деятельности; создания креативной среды для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. В свою очередь всё это требует применения гуманистического подхода: выстраивания взаимоотношений учителя и учеников на субъект-субъектной основе, взаимопонимания, доверия, сотрудничества и сотворчества, педагогической поддержки. Учитель, как правило, работая в зоне ближайшего развития школьника, опирается на освоенные им знания и умения, необходимые в исследованиях, оказывает помощь при возникновении у них затруднений, проводит диагностику уровней сформированности компонентов исследовательской компетентности. Ученик, в свою очередь с учетом своих интересов вместе с учителем разрабатывает индивидуальную траекторию своей исследовательской деятельности, что требует применения личностно-ориентированного подхода. Отсюда следует, что реализация системно-деятельностного подхода к формированию исследовательской компетентности школьников требует интеграции с аксиологическим, гуманистическим, креативным, личностно ориентированным, компетентностным подходами. Использование методологических подходов позволило определить ряд педагогических условий эффективного формирования исследовательской компетентности: актуализация субъектной позиции учащихся; интеграция урочной и внеурочной исследовательской деятельности; использование элементов исследовательского обучения; поэтапное формирование исследовательской компетентности; наличие в школе благоприятной креативной среды и готовность педагогов к формированию исследовательской компетентности школьников. Рассмотрим содержание и пути реализации каждого из них в условиях современного школьного образования.
Следует отметить, что учащихся необходимо готовить к проведению самостоятельных исследований на внеурочных занятиях по специально разработанным программам учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, проводить исследовательский тренинг. Там, где позволяет содержание изучаемого материала, учитель планирует изучение темы на уроках и продолжение изучения её в ходе самостоятельных учебных исследований школьниками после уроков. Исследование проблемы на уроке, заинтересовавшей учеников, часто становится продолжением во внеурочной деятельности: в научном обществе, на кружке, факультативе, где школьники приобретают не только новые для себя знания и умения, но и опыт разновозрастного сотрудничества. Общение с представителями науки является для школьников источником культурных ценностей, способствует социальному и нравственному становлению их личности. Универсальные учебные действия, сформированные во внеурочной деятельности, помогают учащимся достичь успехов в учебной, а в будущем и профессиональной деятельности. Итак, организация целостного педагогического процесса на основе самостоятельной работы исследовательского характера в малых группах, включение школьников в индивидуальные исследования является эффективным средством активизации их мыслительной исследовательской деятельности, актуализации их субъектного исследовательского опыта. Использование элементов исследовательского обучения в нашем опыте предусматривает организацию интегрированной самостоятельной исследовательской деятельности учеников на уроке и внеурочных занятиях с применением следующих методов обучения: эвристического, проблемно-поискового, исследовательского, проектного, игровых, интерактивных: «Культурно-исторический аналог», «Сопровождающее обучение», которые позволяют поставить школьников, в позицию исследователей, а учитель, играет роль помощника-консультанта. Поэтапное формирование исследовательской компетентности учащихся на основе интегрированных программ в урочной и внеурочной деятельности предусматривает: 1. формирование базы исследовательской компетентности – системы знаний, развития умений, необходимых в исследовательской и проектной деятельности, исследовательской жизненной позиции по отношению к миру (в основной школе); 2. овладения элементами исследовательской компетентности, совершенствования знаний и умений, необходимых для исследований, накопления опыта исследовательской и проектной деятельности, подход к проблемам с исследовательской жизненной позиции в разных ситуациях (в старшей школе). В ходе решения проблемы поэтапного формирования исследовательской компетентности школьников были разработаны интегрированные программы внеурочной деятельности для учащихся 8-10 классов: «Первые шаги в исследовании», «Школа ученика-исследователя», факультатив «Исследователи», направленные на формирование мотивации к самостоятельному научному познанию, приобретению методологических знаний и умений, необходимых в исследовательской деятельности. В итоге при соблюдении принципов последовательности, преемственности и учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов у учащихся складывался опыт самостоятельных исследований и совершенствовалась исследовательская компетентность. Наличие в школе благоприятной креативной среды и готовность педагогов к формированию исследовательской компетентности школьников. Эффективному формированию исследовательской компетентности школьников, их самореализации способствовала креативная среда: создание системы исследовательской деятельности учеников, использование элементов исследовательского обучения на уроках и занятиях во внеурочной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, совместное творчество учителя, учеников, родителей; конкурсы, олимпиады, конференции, презентации лучших проектов на заседаниях школьного научного общества, т.е. среды, которая побуждала учеников к творческому саморазвитию и самосовершенствованию. Как известно, педагогам для успешного сопровождения исследовательской деятельности учеников и формирования у них исследовательской компетентности, необходима соответствующая подготовка. С этой целью в школе было организовано научно-методическое сопровождение, которое включало в себя индивидуальные консультации учителей, участвующих в эксперименте, регулярно проводились заседания творческой группы, мастер-классы, тренинги, семинары, курсы повышения квалификации педагогов по теме «Формирование исследовательской компетентности у школьников» на базе Рязанского института развития образования. Была создана методическая копилка и подготовлено методическое пособие «Растим учеников-исследователей». Таким образом, исследовательская компетентность школьника является одним из важнейших результатов среднего общего образования. Формирование исследовательской компетентности способствует дальнейшему образованию и самообразованию, саморазвитию учеников, их социализации, что помогает им адаптироваться в условиях быстро меняющегося современного общества. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в условиях современной школы процесс формирования исследовательской компетентности учащихся должен проходить на основе интеграции урочной и внеурочной исследовательской деятельности с использованием разных форм интеграции. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
© Л.К. Гребенкина, И.Н. Булимова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |