viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Н.Е. Горская,  (К.псих.н., доцент, каф. иностранных языков № 1 (для технических специальностей), Иркутский национальный исследовательскиий технический университет)

В.Е. Глызина,  (К.филолог. н., доцент, каф. иностранных языков, Байкальский государственный университет экономики и права)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Личностные компетенции
Обосновывается актуальность представленной темы, подчеркивается необходимость уделять внимание в учебном процессе не только предметным компетенциям, но и личностным, которые являются базовыми. Подчеркивается не только теоретический, но и практический интерес к данной проблеме в связи с формированием профессионального «Образа Я», который понимается как динамическая система представлений профессионала о себе как субъекте профессиональной деятельности. Представлены различные точки зрения исследователей на данную проблему. Описываются два крайних типа такой локализации: интернальный и экстернальный, а также степень их выраженности. Уделяется внимание особенностям формирования профессионального самосознания в юношеском возрасте. Подчеркивается, что локус контроля в профессиональной сфере охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижения человеком конкретных целей. Используется методика «Опросник уровня субъективного контроля» Е.Ф.Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М.Эткинда, разработанная, исходя из иерархической структуры системы регуляции поведения, включающая в себя обобщенный показатель индивидуального УСК (уровень субъективного контроля, инвариантный к частным показателям деятельности), два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций и ряд ситуационно-специфических показателей. Представлены результаты исследования УСК студентов в области профессиональной сферы. Делается вывод о том, что знания об особенностях личностно-профессионального самосознания студентов позволяет расширить теоретические представления о закономерностях их развития в процессе обучения в вузе, позволяют моделировать процесс их обучения на основе парадигмы личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: Личностные компетенции, самосознание, «Образ Я», интернальность, экстернальность, профессиональная сфера.

 

Oдной из важнейших задач современного образования  является подготовка ответственного, критически мыслящего молодого человека, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации. Научно-технические кадры  являются главной дви- жущей силой экономического роста. По мнению экспертов ООН, наибольший вклад в темпы прироста экономического потенциала страны дают специалисты с высшим профессиональным образованием [10]. Однако становление личности обучающихся  в вузах успешно осуществляется лишь в том случае, если в процессе обучения в вузе у него формируется потребность в  умении использовать  научное содержание для выработки дисциплинарной и целостной картины процесса решения познавательной и профессиональной задачи, а также стремление и способность к личностно-профессиональному росту. Решение данных задач обеспечивает высокое качество подготовки специалистов. В связи с этим, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения выделяет не только компетенции ориентированные на предметы, такие как:  знания, умения, навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные различным предметным областям, но и,  в первую очередь, общие личностные компетенции, которые являются базовыми в образовательном процессе. При этом предметные компетенции находятся в прямой зависимости от общих, которые должны являться инструментом освоения первых. Также одним из особенных конкурентных преимуществ выпускника является наличие у него развитых социальных компетенций, в том числе умения правильно использовать свои преимущества перед другими [3]. Изучением конкурентоспособности студентов, выпускников и специалистов занимаются многие ученые России, предлагая свои опреде- ления понятия конкурентоспособности. Конкурентоспособность рассматривается и как способность человека выдержать конкуренцию по сравнению с аналогичным объектом, и как совокупность характеристик личности, таких как направленность, компетентность и гибкость, и как способность объекта отвечать определенным требованиям. [11]. Учитывая вышеизложенное, необходимо пробуждение интереса к исследованию проблемы самореализации личности обучающихся вузов, включающей в себя различные механизмы и формы ее проявления (самоопределение, самоутверждение, самоконтроль, самообразование, саморазвитие). Для оценки эффективности функционирования вуза актуальным является изучение становления самосознания студентов и возможности их личностно-профессионального роста в процессе обучения. Под личностно-профессиональным ростом мы понимаем активизацию психологического потенциала личности, ее интеллектуальных, умственных, эмоциональных и волевых ресурсов, необходимых для успешного овладения образовательными программами в вузе и успешного выполнения будущей профессиональной деятельности. Одной из задач нашего исследования  было – выявить особенности УСК в области профессиональной сферы у студентов и проследить их личностно-профессиональный рост в процессе обучения.          Проблема самосознания является междисциплинарной и традиционно рассматривается в философии, социологии, психологии. К ее исследованию было приковано   пристальное внимание многих ученых: Ч.Х.Кули, Дж. Мида, З.Фрейда, В.Вундта, А.Маслоу, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С.Кона, И.И.Чесноковой, В.В.Столина, С.Л.Рубинштейна [5]. По мнению большинства авторов, самосознание – это сложнейшее интегративное свойство личности, направленное на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения. Подход к решению психологических вопросов проблемы самосознания и использование возможных методов ее исследования всегда находится в непосредственной зависимости от общефилософской позиции, которой определяется та или иная психологическая концепция [8], [17], [5], [6], [4], [14], [7], [13].

Многие психологи считают, что  юношеский возраст является  одним из важнейших периодов в развитии личности, ее профессионального и творческого потенциала. Практически все отечественные  психологи считают юность критическим периодом формирования самосознания. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированности и устойчивости «Образа Я» всегда тесно связаны с развитием интеллекта. В этом отношении ранняя юность также знаменует собой определенный рубеж.

Важным аспектом любого исследования индивидуальности всегда оставалось структурирование личности как субъекта деятельности. Для понимания особенностей «организации» активно действующего субъекта и внутренних «механизмов», направляющих его деятельность, важно представление его как некоторой целостности. Так, упрощенная модель структуры личности может состоять из таких элементов как: общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки; система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности (высший уровень диспозиционной иерархии) и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида. Система ценностных ориентаций формируется, как правило,  на основе высших социальных потребностей личности [2].

Профессиональная направленность является наиболее значимой потребностью в юношеском возрасте. Значительное число работ посвящено изучению профессионального самосознания (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, П.А. Шавир,  Б.Г. Парыгин, В.П. Козиев, Л.И. Божович, М. М.Бахтин), так как профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфично по своему содержанию. Если в общем сознании человек осознает себя как личность, играющую роль во всевозможных видах жизнедеятельности, то в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности [9], [5], [18], [4], [6].

Одной из важнейших социально-психологических характеристик является степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных отношений, в способе разрешения кризисных ситуаций семейного производственного характера, в отношении к своему здоровью и т.д.

Актуальность этой проблематики обуславливает необходимость разработки экспериментально-психологической методики, которая позволила бы сравнительно быстро и эффективно оценивать сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и  была бы пригодной для применения в  психодиагностики, в контексте  профотбора, семейной консультации и т.д.    

Впервые подобные методы были разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является так называемая  шкала локуса контроля ДЖ.Роттера, широко применяемая в американской психологии и в настоящее время. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях: существуют два крайних типа такой локализации: интернальный и экстернальный. Данная интегральная характеристика самосознания, связывающей чувство ответственности и готовность к активным переживаниям «Я», получила название «локус контроля»  [17]. Локус контроля рассматривается нами в связи с феноменом личностной зрелости. Для исследования УСК студентов мы использовали методику  «Опросник уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда, выявляющий характеристики мировоззрения личности [3].

Авторы опросника разработали его, исходя из иерархической структуры системы регуляции поведения. Методика представляет собой глубокое и разностороннее исследование локализации контроля личности - качество, характеризующее склонность приписывать ответственность за  результаты своей деятельности  собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля), либо внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля). В первом случае человек считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются результатом его собственной деятельности. Интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность. Они последовательны и продуктивны в ситуациях, связанных с риском,  проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное, легкодоступное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага.

Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружающих, другие люди и т.д. Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами контроля [8], [16], [12]. Принадлежность человека к определенному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения, тесно связан с социальной ответственностью, с осознанием человеком смысла, целей в жизни. Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интернальность может быть разной степени выраженности: минимальной, средней и максимальной.

Исследуя локус контроля у студентов, для нас важным было выявить уровень обобщенного показателя локуса контроля (шкала общей интернальности (Ио), а также специфический показатель, имеющий отношение к конкретной ситуации, возникающей в профессиональной сфере (Ип). Локус контроля играет  большую роль в профессиональной сфере.  Область производственных отношений охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижения человеком конкретных целей.

Наше исследование проводилось в сравнительном плане. Так, были обследованы студенты, поступившие на коммерческой основе (I группа) и те, кто прошел конкурсный отбор и учатся на бюджетной основе (II группа). Результаты исследования показали, что обследованные студенты обеих групп относятся к экстерналам и интерналам и  имеют разные уровни обобщенного показателя локуса контроля (Ио), а также разные показатели по шкале в области профессиональной сферы (Ип): минимальный, средний и максимальный.

В выборке студентов, которые учатся на коммерческой основе, выявлено преобладание интерналов над экстерналами (81,3%). Однако большая часть студентов   (34,6%) имеют минимальные показатели УСК по шкале общей интернальности. Студенты, имеющие максимальный уровень обобщенного показателя локуса контроля встречаются не часто (18,2%).

Принято считать, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Чем выше показатели интернальности  исследуемого, тем более вероятно, что он чувствует себя «хозяином собственной судьбы». Чем ниже показатели интернальности, т.е. чем ближе человек к полюсу внешнего локуса контроля или экстернальности, тем менее он уверен в себе и больше нуждается в психологической помощи. К таким относится большинство первой группы. Эти данные говорят о  недостаточной самостоятельности большинства студентов   в решении различного рода жизненных задач.  Можно констатировать, что такие студенты отличаются неуверенностью  в себе  и обладают невысоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. 

Экстернальный тип выявляют 18,7% студентов от общей выборки.   Внешний локус контроля, по существу, означает снятие субъектом ответственности за  происходящее с ним с самого себя, она возлагается на окружающих людей, судьбу, случай, обстоятельства. В психологическом отношении экстерналы более тревожны, подвержены депрессии и склонны к агрессии, менее доброжелательны, терпимы и популярны в группе. Склонность к внешнему локусу контроля проявляется также в неуверенности в своих способностях, неуравновешенности, стремлении отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок. Принято считать, что лица, которые относятся к экстерналам, являются социально незрелыми и неустойчивыми личностями.

Несколько другая картина наблюдается в группе студентов, которые учатся на бюджетной основе. Так, большая часть студентов (36,4%) выявляет средние показатели УСК общей интернальности. Среди студентов второй группы чаще встречаются такие, которые имеют максимальные показатели (24,3%). Минимальные показатели УСК общей интернальности выявляют 21,8% студентов. Количество студентов, относящихся к экстернальному типу, составляет 19,3% от общего числа испытуемых. 

Таким образом, сравнительный анализ данных УСК по общей шкале (Ио) показал, что существуют некоторые различия у студентов первой и второй группы. Большое число студентов, учащихся на  коммерческой основе характеризуется низкими показателями, в то время как студенты, прошедшие конкурсный отбор – средними. Однако, в обеих группах интерналы преобладают над экстерналами. Выявленные различия являются достоверными (р=0,04).

Далее мы проанализировали результаты исследования УСК в области профессиональной деятельности. Как показали результаты, основная часть студентов, учащихся на коммерческой основе (61,2%) имеют минимальные показатели в этой области. Низкие показатели по шкале  характеризуют личность, затрудняющуюся в объяснении причин и способов достижения того или иного результата, реже склонны к возложению на себя какой – либо ответственности. Количество студентов, которые характеризуются высокими показателями, составляет всего 11%. Высокие показатели по шкале в  области профессиональных отношений характеризуют личность, понимающую, что получаемые результаты зависят от качества действий. В профессиональной деятельности такие личности чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя.  Высокие показатели также говорят о склонности к проявлению инициативы в сфере социальных отношений на производстве. Это касается отношений «по вертикали» – с руководителями, также и «по горизонтали» – с равными по статусу коллегами. Среди студентов первой группы, которые учатся на коммерческой основе, средние показатели выявляют 27,8% от общей выборки.

Можно предположить, что большинство студентов, поступившие на коммерческой основе, имеют недостаточно развитые навыки обеспечения процесса профессиональной деятельности. Низкие показатели по шкале интернальности в области профессиональных отношений также могут свидетельствовать о  субъективном неудовлетворении перспективами в профессиональной деятельности, в возможности устройства на работу и продвижении по службе, поскольку выбирали свою будущую профессию неосознанно.

Несколько другая картина наблюдается во второй  группе студентов. Так, у большинства (55,9%) выявлены максимальные показатели в области профессиональных отношений. Низкие показатели выявляют всего 10,8% от общего числа студентов. Также достаточно большой процент студентов (29%) имеют средние показатели.

Таким образом, нами выявлены существенные различия  у студентов обеих выборок в уровне субъективного контроля по шкале интернальности в сфере производственных отношений. Различия между выборками  в показателях УСК в сфере производственных отношений являются достоверными (р= 0,03).

Как показало наше исследование, в процессе обучения в вузе у студентов обеих групп происходят положительные изменения в показателях УСК общей интернальности. Положительные изменения в показателях УСК общей интернальности могут свидетельствовать о личностном росте студентов. В процессе получения знаний они  приобретают уверенность в  себе и в своем будущем. На изменение показателей УСК  в сфере производственных отношений студентов положительное влияние оказывает производственная практика, которая пробуждает интерес к будущей деятельности, вселяет в студентов уверенность в том,  что по окончании вуза они будут востребованы на рынке труда. Однако следует отметить, что личностно-профессиональный рост у студентов, учащихся на коммерческой основе несколько замедлен и носит неравномерный, дискретный характер. Значительные положительные изменения у них наблюдаются только на старших курсах обучения. У студентов, которые учатся на бюджетной основе становление характеризуется большей согласованностью изменения  структурных компонентов самосознания.

Исследования профессионального самосознания студентов в процессе обучения позволяют расширить теоретические представления о закономерностях развития личности в студенческом возрасте, дополняют имеющиеся данные об их становлении в период обучения в вузе, открывают возможности для оптимизации образовательного процесса, обеспечивая единство формирования личности и становление общества в целом. Выявленные у студентов личностно-психологические особенности, позволяют реально контролировать и направлять процесс развития профессионального самосознания, что необходимо для разработки дифференцированного подхода к их обучению.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бажин Е.В. и др. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.В.Бажин \\ Психол. журн. - 1984. - Т.5, № 3. - С.152-162.
2. Белан М.А Организация смыслового компонента в структуре инновационного потенциала личности / М.А. Белан // Известия ИГЭА (БГУЭП). – 2014 – №6.
3. Винокуров М.А. Макаренко Е.А. Развитие социальных компетенций как конкурентного преимущества выпускника вуза / М.А. Винокуров, Е.А. Макаренко // Известия ИГЭА. – 2011 – №5.
4. Вяткин А.П. Модификация “Я-концепции” у студентов в процессе обучения / А.П. Вяткин // Известия ИГЭА. – 2013 – №3 .
5. Горская Н.Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационно сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.Е. Горская . – Иркутск, 2004. – 162 с. .
6. Горская Н.Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационно сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: автореф… на соиск. уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.Е. Горская. – Иркутск. – 2004. – 19 с. .
7. Кон И.С. Открытие Я. / И.С. Кон. – М..: Политиздат, 1978. - С.72-73. .
8. Кондаков И.М., Нилонец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / И.М. Кондаков, М.Н. Нилонец // Психол.журн. - 1995. - Т.16, №1. – С.43-50. .
9. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1993. – 190 с. .
10. Малютина С. А., Пензина О. Н. Предпочтения абитуриентов в выборе профессии: вчера и сегодня / С.А. Малютина, О.Н. Пензина // Известия ИГЭА. – 2014 – №2 .
11. Озерникова Т.Г. Конкурентоспособность работника: понятия, исследо- вания, управление / Т.Г. Озерникова, Н.Н. Даниленко, С.В. Кравцевич. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. — 256 с. .
12. Пантилеев С.Р., Стомен В.В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация школы I-Е Дж. Роттера / С.Р. Пантилеев, В.В. Стомен // Практикум по психодиагностике. – М., 1988. – С.131-134.
13. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286с. .
14. Терехова Т. А. Профессиональная психодиагностика : учеб. пособие / Т. А. Терехова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 348 с. .
15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144с. .
16. Randall H. Deniality of disability and internal control of reinforcement // J. of Consulting and clinical Psychology. 1968. V.32.P.72 -75. .
17. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external of enforcement // Psychol. Monol., 1966. V80. P.1-28. .
18. Glyzina V. and Gorskaya N. Middle-East Journal of Scientific Research 13 (Socio-Economic Sciences and Humanities): 34-37, 2013 ISSN 1990-9233
© IDOSI Publications, 2013
DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2013.13.sesh.1407 Level of Subjective Control (LSC) in the Area of Interpersonal Relations as One of the Fundamental Needs of the Individual.
 



© 
Н.Е. Горская, В.Е. Глызина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru