viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Чжэн Цзелань,  (Каф. теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

БРИКС
БРИКС как новый механизм сотрудничества на международной арене, играет все более заметную роль. Это объединение стран в какой-то степени отличается от других международных организаций, в данной статье обсуждается исторический контекст формирования БРИКС, ее особенности, а также анализируются проблемы и вызовы, стоящие перед ней в будущем.

Ключевые слова: БРИКС, формирование, особенности, проблем, Новый международный порядок, экономический рост, КНР, РФ, Индия, ЮАР, Бразилия.

В  последние годы сотрудничество стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), с каждым годом укрепляется и привлекает все большее внимание мира. Как представители быстро развивающихся экономик, эти страны являются движущей силой экономического роста всего мира, особенно, после мирового экономического кризиса 2009 г. Доля ВВП развитых стран во главе с США в мире постепенно сокращается и развивающиеся экономики вносят все больший вклад в восстановление мировой экономики.. Роль членов БРИКС растет на мировой арене и их сотрудничество уже давно вышло за рамки только экономики. В этом и заключается актуальность данной статьи.

I. Формирование механизма БРИКС: процесс и исторический контекст

В 2001 г. главный экономист корпорации Голдман Сакс Джим О'Нил (Jim O'Neil) написал доклад с заглавием «Мир нуждается в лучшем кирпиче экономики», в котором он  использовал БРИК (в английском языке «brick» значит «кирпич») как аббревиатуру стран - Бразилии, России, Индии и КНР [1]. В докладе был сделан прогноз о том, что страны БРИК в будущем станут экономиками с самым быстрым темпом экономического роста во всем мире.

В октябре 2003 г. экономисты в докладе «Мечтать со странами БРИКС: путь к 2050 г.» подробно изложили вероятное будущее БРИК и мировой экономики. По его мнению, страны БРИК войдут в лидеры глобальной экономики к 2050 г., при этом, КНР, США, Индия, Япония, Бразилия и Россия станут крупнейшими шестью экономиками мира. Обстановка мировой экономики кардинально изменится по сравнению с текущим ситуацией [2].

В декабре 2005 г. в докладе корпорации Голдман Сакс «На столько стабилен БРИК» автор рационально анализировал все предпосылки реализации предыдущего прогноза и реальные пути развития стран БРИК. Аналитик полагал, что в целом страны БРИК оказывают на мир все более растущее влияние в различных областях и необходимо позволить им больше участвовать в принятии решений мировых экономических вопросов. На протяжении нескольких лет, корпорация Голдман Сакс выпустила ряд докладов о БРИК, мировое сообщество также начало признавать важное значение стран БРИК в мировой экономике.

В целях защиты своих интересов, как представители быстро развивающихся экономик, члены БРИК также выражали готовность укреплять сотрудничество на разных мероприятиях в ответ на глобальный финансовый кризис, реформирование международного экономического порядка, а также в участии в глобальном процессе переговоров по климату. Встреча четырех стран на уровне министров иностранных дел прошла в 2006 г. на полях сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. В июне 2009 г. главы стран БРИК провели первый официальный саммит в Екатеринбурге, по итогам которого принято совместное заявление лидеров БРИК. В апреле 2010 г., лидеры четырёх стран провели второй официальный саммит в Бразилии и опубликовали «Совместное заявление». Механизм сотрудничества БРИК первоначально формировался. В ноябре 2010 г. во время саммита G-20 в Сеуле, ЮАР официально заявила о желании присоединиться к БРИК. В декабре 2010 г. все члены БРИК согласились о принятии ЮАР как полноправного члена механизма сотрудничества. Таким образом, страны БРИК превратились в страны БРИКС. Присоединение ЮАР способствует повышению экономических и торговых обменов и политического сотрудничества БРИК с африканским континентом [3].

В апреле 2011 г., главы стран БРИКС собрались в Китае и провели третий официальный саммит. Председатель КНР Ху Цзиньтао выступил с речью под названием «Смотреть на будущее и стремиться к совместному процветанию», государства-члены опубликовали совместную декларацию. В этом документе разработаны план сотрудничества стран БРИКС на разных уровнях и в разных областях [4].

Это означает, что БРИКС уже стала превращаться из экономической концепции в реальный механизм сотрудничества и начал формироваться механизм постоянных встреч, в том числе, и встреч глав стран, заседаний министров, торгово-экономических форумов и т.д. На заседаниях разных уровней обсуждаются вопросы, связанные с интересами государств-членов и БРИКС постепенно становится платформой защиты интересов развивающихся стран. Страны БРИКС активно участвуют в глобальном политическом и экономическом управлении в целях дальнейшего повышения голоса развивающихся стран в международных делах, поощрении и расширении  сотрудничества между государствами-членами в широком спектре вопросов. Цель сотрудничества стран-членов БРИСК заключается в том, чтобы добиться сбалансированного развития и совместного процветания с развитыми странами, а не в конфронтации с ними.

Формирование БРИКС обусловлено многосторонними факторами. В ХХI веке международная обстановка переживает глубокие изменения, такие как, экономическая глобализация, политическая многополяризация, демократизация международных отношений и разнообразие моделей развития. Контакты и обмены среди разных стран углубляются. Хотя политические институты, модели развития стран отличаются друг от друга, но сотрудничество и совместное процветание постепенно становится общим консенсусом стран БРИКС.

После третьей индустриальной революции, в частности, после вступление человечества в ХХI век, быстро развивающаяся наука и техника сильно способствует развитию производительности, Интернет, контейнерная доставка стимулируют разделение труда в международном масштабе. Экономические связи между странами и регионами также углубляются за счет процесса глобализации, что является объективной тенденцией мирового экономического развития. Как региональные державы, страны БРИКС представляют собой движущую силу экономики региона, также играют важную роль в её стабилизации, поэтому объединение БРИКС вполне соответствует тенденции развития мировой экономики. К тому же, экономическая глобализация является длительным и сложным процессом, и ни одна супердержава, ни развитые страны не могут его контролировать. В этом процессе необходимо участие развивающихся стран и объединение их сил. Экономическая глобализация приводит и к политической многополяризации.

После распада СССР в мире осталась только одна супердержава – США, одновременно другие страны или объединение стран, например, как ЕС, Россия, Япония, Китай  набирают силы и становятся новыми полюсами. С развитием экономики влияние Индии, Бразилии и ЮАР также усиливается, в какой-то степени они становится главными полюсами своих регионов. Однако, по отдельности эти страны не смогут создать равный диалог с развитыми странами и не смогут оказывать свое влияние на мир в целом. В этом и заключается причина объединения стран БРИКС. По мере усиления экономик стран БРИКС и укрепления сотрудничества, им непременно надо развивать сотрудничество в политической сфере. С усилением развивающихся стран, все больше стран требуют демократизации международных отношений, т.е они хотят, чтобы старый международный порядок, который характеризуется доминированием сильных стран и послушание слабых стран, превратился в новый международный порядок, в основе которого лежит независимость, равноправие, взаимовыгода и взаимоуважение. В целях создания такого порядка необходимо установить эффективный механизм, по которому суверенные страны и союзы стран могут вести равноправные консультации и сотрудничество, смогут решать важные для мира и региона проблемы мирным путём в соответствии с Уставом ООН, с принципами и общепризнанными нормами, регулирующими международные отношения.

В рамках формирующегося нового международного порядка, любые страны, несмотря на размер территории, богатство, численность населения, все должны быть равными членами международного сообщества и иметь право на равное участие в международных делах, и любые страны не имеют права вмешиваться во внутренние дела других стран, или навязывать свою волю другим. И это представляет собой предпосылку, причину и идею создания механизма сотрудничества БРИКС. У стран БРИКС разные условия для развития, так и разные модели развития. Существует большая разница между государствами, и в природных условиях, и в экономических условиях, так что  модели развития разных стран и разных наций происходит по-разному.

Развивающиеся страны не должны копировать модели развития западных стран, а должны искать подходящий собственный путь, исходя из исторических реалий своих стран. Соответственно, развитые страны тоже не должны навязывать свою модель развития другим странам. Быстрый экономический рост после финансового кризиса 2009 г. вполне доказывает, что страны БРИКС способны найти себе подходящие модели развития. На той же основе, государства-члены могут вести диалоги и сотрудничество на площадке БРИКС и обмениваться опытом.

II. Особенности механизма сотрудничества стран БРИКС

Состав членов и механизм сотрудничества БРИКС обладают особыми характеристиками. В механизме работы БРИКС воплощается интеграция многостороннего сотрудничества и двустороннего сотрудничества, и причины становления и развития сотрудничества БРИКС заключаются не только в координации интересов внутри государств-членов, но и во внешних силах, которые стимулируют объединение и развитие БРИКС. С совершенствованием механизма сотрудничества, БРИКС станет новым моделью политического, экономического и культурного сотрудничества между развивающимися экономиками, выступит в качестве новой платформой для координации интересов и разрешения международных конфликтов.

В отличие от других международных региональных организаций, государства-члены БРИКС находятся в широком географическом распределении - в Азии, Европе, Южной Америке и Африке, и у стран БРИКС существуют различные государственные институты, особенности национальной истории и пути развития. С точки зрения механизма кооперации, страны БРИКС давно вышли из «бумажного» экономического термина, организуют очередные заседания для открытых диалогов на высшем уровне, стремятся к сотрудничеству в разных областях. А с точки зрения форм сотрудничества, в рамках БРИКС сосуществуют и двусторонние, и многосторонние переговоры, организация уделяет важное значение диалогу и общению, применяет усилие к созданию единой позиции и урегулированию своих разногласий. Темы обсуждения охватывают все аспекты, включая политику, экономику и все остальные вопросы, стоящие перед мировым сообществом. БРИКС не является организацией, ограничивающей страны механизмом диалога. Такой принцип работы и гибкость лежат в основе дальнейшего развития механизма сотрудничества.

Сотрудничество между странами БРИКС основано на существующих общих интересах, но различие в политических институтах, в степени экономического развития, в геополитических положениях все-таки приводит к определённым разногласиям между членами БРИКС, совершенствование механизмов сотрудничества между членами будет укреплять взаимное политическое доверие, углублять экономические и торговые обмены, и разрешать конфликты интересов. К тому же, на фоне глобализации, для решения общих международных проблем тоже необходимо международное сотрудничество. Развивающиеся страны в ​​целях укрепления обменов и сотрудничества в решении глобальных вопросов создали механизмы сотрудничества БРИКС, так что основной функцией и важной целью организации является координация по важным международным политическим и экономическим проблемам. Возникновение и совершенствование механизма сотрудничества БРИКС предоставляет важную платформу для  координирования позиций, повышения голоса государств-членов на  международных многосторонних переговорах, форумах и саммитах, и защиты общих интересов развивающихся стран, например, в вопросах энергетической безопасности, окружающей среды, климатическим переговорам ООН, реформе международной финансовой системы, реформе ООН, борьбе с терроризмом, разоружению и нераспространению ядерного оружия и т.д. Однако механизм сотрудничества БРИКС не является инструментом конфронтации с другими странами или международными блоками, а важным способом формирования справедливого, беспристрастного, сбалансированного и рационального международного политического и экономического порядка.

Другой чертой БРИКС является сосуществование сотрудничества и конкуренции между государствами-членами. С 2009 г. после мирового экономического кризиса, охватившего весь мир, между быстро развивающимися странами появилось желание реформирования нового международную политического и экономического порядка за счет использования механизма открытого сотрудничества БРИКС, как платформы межконтинентального сотрудничества. В политической сфере, регулярные встречи лидеров усиливают политическое доверие между странами, устранить или уменьшить недоразумение или недопонимание между странами, причинами которых могут быть большое расстояние и различие в политических институтах, в моделях экономического развития и т.д. В экономической сфере, сотрудничество в торговли и инвестиционных проектах способствует общему развитию пяти стран, содействует достижению стабильного роста в мировой экономике. Например, Китай и Россия уже подписали крупное соглашение в области энергетики, которое обеспечивает экономическое развитие обеих стран. В финансовой сфере страны БРИКС активно продвигают реформу международного финансового порядка и осуществляют прямую конвертацию национальных валют. В сфере международных вопросов, у стран БРИКС схожее мнение о международном порядке и они уже создали механизм регулярных встреч министров иностранных дел, чтобы совместно отвечать на общие вызовы, например, экологические проблемы. 

Однако, из-за различия во внутренней экономической структуре и модели экономического развития, конкуренция между странами БРИКС и даже конфликт интересов неизбежны. И это в основном проявляется в экономической сфере, например, и Китай и Индия – крупные экспортеры трудоемкой продукции, как поставщики, между обеими странами очевидна конкуренция на международном рынке, а как импортеры, у обеих стран есть спрос на российские энергетику и оружие. Между Китаем и Индией также бывают торговые трения, и Бразилия часто выражает недовольство курсовой политикой Китая. В целях сбалансирования сотрудничества и конкуренции в здоровом состоянии и поддерживание совместного развития всех стран, пяти странам необходимо координировать интересы путем дипломатических и других средств, искать почву для сотрудничества, несмотря на существующие разногласия.

Ⅲ. Существующие проблемы БРИКС

Возникновение и развитие механизма сотрудничества БРИКС, безусловно, обозначают желание развивающихся стран играть более важную роль и защищать свои интересы на международной арене, что и привлекает внимание всего мира. Однако надо обращать внимание на то, что существуют определённые проблемы, которые могут препятствовать дальнейшему развитию механизму сотрудничества стран БРИКС.

Механизм сотрудничества в основном проявляется в очередных саммитах глав и регулярных встречах министров стран-членов. До конца 2016 г.. страны БРИКС уже запланировали 7 очередные саммитов.

Однако публикуемые декларации стран БРИКС в основном посвящаются совместным позициям по конкретным вопросам, и до сих пор страны еще не подписали документов о институционном режиме механизма сотрудничества, так, что можно сказать, в большой степени БРИКС представляет себя как клуб и участие в нем носит добровольный характер. По этой причине, какое значение сотрудничеству в рамках БРИКС уделяют страны-члены, во многом зависит от интересов конкретной страны и желания руководителей государств идти на сотрудничество. А интересы конкретной страны могут отличаться в разных временах, к тому же, в государствах-членах после выборов приходят к власти лидеры, представляющие интересы разных политических группировок, в этом и заключается нестабильность механизма сотрудничества БРИКС.

Голоса стран БРИКС на международной арене еще недостаточно, чтобы установить новый международный порядок. Несмотря на то, что влияние стран уже повысилось по сравнению с предыдущим временем и пять стран пытаются создавать новый порядок, особенно в ключевых вопросах, таких как  финансы, курсовая политика и т.д. На данном этапе БРИКС еще не в силе установить международные нормативные документы для новой мировой финансовой системы, урегулировать международные конфликты и т.д.

Стоит отметить, что отношения между странами далеко не так крепки.  У стран есть сильное желание сотрудничать в экономико-финансовой сфере, а желание сотрудничать в политике, особенно, в геополитике не так сильно, потому что страны БРИКС находятся на разных континентах, и их геополитические интересы не всегда совпадают. А без единства в политике, плодотворное экономическое сотрудничество не всегда достигается.

Внутри стран тоже существуют немало проблем, препятствующим их развитию. Пять стран, как быстро развивающиеся экономики, сильно опираются на рабочие силы, энергетику или сырье. А с усложнением экономической ситуации в мире, темп экономического роста нескольких стран БРИКС либо прекращается, либо замедляется. Все это оказывает негативное влияние на экономические потенциалы стран БРИКС, одновременно и на экономическое сотрудничество между ними.

Подведя итоги, у механизма сотрудничества БРИКС свои особенности. Механизм сотрудничества между развивающимися странами отражает их желание установить более справедливый международный политический и экономический порядок, и повысить свое влияние на текущую мировую политику. Однако, стоит отметить, что у этого механизма есть проблемы, которые могут быть барьерами для развития сотрудничества. В целях дальнейшего развития странам стоит обращать внимание на существующие проблемы и преодолеть препятствия, чтобы стремиться к совместному процветанию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Neill Jim. Building Better Global Economic BRICs[R].GoldmanSachs&Co Global Economics Paper, No.66,2001.
2. W.Dominic Roopa Purushothaman.Dreaming WithBRICs:The Path to 2050 [R].Goldman Sachs&Co Global Economics Paper, No.99, 2003.
3. Справка о БРИКС, сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://www.ved.gov.ru/mdb/international_org/brics_certificate/.
4. Третий очередной саммит БРИКС в Китае: смотреть на будущее и стремиться к совместному процветанию, сайт новости Китая, http://www.chinanews.com/gn/2011/04-14/2972867.shtml
5. Ван Юйхуа, Чжаопин, Характеристики, проблемы механизма сотрудничества БРИКС и советы к КНР, «Управление современной экономикой», 2011(11), с.24-28
 



© 
Чжэн Цзелань, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru