viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

М.А. Цветкова,  (Судебный участок №1 Московского судебного района, г. Н. Новгород)

А.А. Стряпихина,  (Институт пищевых технологий и дизайна, г. Н. Новгород)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Содержание
В статье исследуется порядок назначения и выплаты алиментов в брачно-семейном законодательстве СССР, раскрываются особенности решения вопросов алиментирования с момента прихода большевиков в 1917 г. к власти вплоть до падения советского режима. Авторы отмечают, что в ходе становления советской юридической мысли был изменен как перечень лиц, которые имели право на получение алиментов, так и условия назначения, порядок взыскания и размер алиментов. Авторами предложена периодизация правового регулирования алиментных обязательств в СССР, основу которой составляет значение факта регистрации брака при принуждении родителя к уплате алиментов.

Ключевые слова: Содержание, алименты, брак, семья, родители, дети.

После прихода в 1917 г. большевиков к власти  были внесены существенные изменения в сферу брачно-семейных отношений. Законным браком стал признаваться только гражданский  (светский) брак, в семье было признано равноправие полов, введен свободный развод, отменена сословность. Пересмотру подверглись и правовые основы взаимодействия родителей и детей, в том числе вопросы выплаты алиментов.

Примечательно, что в первых советских декретах и кодексах термин «алименты» не встречался, вместо него употребляли слово «содержание». Введение термина «алименты» характерно для законодательных актов и правовой литературы второй половины XX в.

Первоначально советская нормативно-правовая база не предусматривала прямую зависимость уплаты содержания на ребенка от факта регистрации брака. Незарегистрированные браки были типичным явлением 1920–1930-х гг. Данное положение стало следствием общего революционного духа эпохи, борьбы со старыми порядками, отказом от религии, а также бытовой неустроенности и экономической разрухи. Некоторые общественно-политические деятели (И. Арманд, А. Коллонтай) открыто пропагандировали идеи свободной любви и отказа от брака.

Социальные функции государства по охране прав внебрачных детей нашли отражение в Декрете ВЦИК СНК РСФСР от 18.12.1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который уравнял детей брачных с внебрачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям [1, ст.10].

Отцом и матерью ребенка записывались лица, подавшие заявления. В случае неподачи отцом внебрачного ребенка указанного заявления, матери ребенка предоставлялось право судебным порядком доказать отцовство [1, ст.10].

Вопросы установления отцовства были более подробно рассмотрены в Кодексе об Актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г. Особенностью данного документа являлось то, что при невозможности установить отца внебрачного ребенка суд получал право возлагать расходы на его содержание на всех сожителей матери [5, ст. 144].

Спустя несколько лет правительство отказалось от такого подхода к решению вопроса о содержании внебрачных детей. В соответствии с Кодексом законов о браке, семье и опеке 1926 г. при установлении отцовства суд признавал одного из мужчин. Отец ребенка обязан был участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержание ребенка, а также матери ребенка в течение её беременности и шестимесячного срока после родов [3, ст.31].

При расторжении брака родителям предоставлялось право самим решить, кто из них и в какой мере будет нести издержки по содержанию и воспитанию детей [5, ст.166]. При отсутствии между родителями соглашения вопрос о дальнейшем содержании детей переносился в местный суд  [5, ст.167]. Кроме того, в Кодексе об Актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г. содержалось положение о том, что лишение родительских прав не освобождало родителей от издержек на содержание детей [5, ст.169].

Алиментные обязательства в СССР касались не только содержания детей, но и родителей, супругов, бывших супругов, а также нуждающихся или нетрудоспособных родственников. Однако если Декрет ВЦИК СНК РСФСР «О расторжении брака» от 19.12.1917 г. закрепил одностороннюю обязанность мужа содержать  жену после расторжения брака [2, ст.8, 9], то Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г. устанавливал взаимные обязательства супругов по содержанию друг друга. В статье 107 данного документа было установлено, что «нуждающийся (т.е. не имеющий прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имеет право на получение содержания от другого супруга, если последний в состоянии оказывать ему поддержку». [5, ст.107].

С введением в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г., некоторые вопросы алиментирования были разрешены иначе. В частности, произошло уравнение фактических брачных отношений с зарегистрированными браками, а, следовательно, правом на получение содержания, как во время брака, так и по прекращении брака, стали пользоваться также лица, фактически состоящие в брачных отношениях, хотя и не зарегистрированных, если они признавали друг друга супругами или же факт брачных отношений между ними признан судом [3, ст.11, 12]. Кроме того, с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. выплата алиментов супругу после прекращения брака была ограничена одним годом после прекращения брака [3, ст. 15], в то время как по Кодексу об Актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г. бывший супруг мог получать алименты без ограничения срока.

Детям вменялось в обязанность доставлять содержание своим лишившимся трудоспособности и нуждавшимся родителям, [3, ст. 49; 5, ст. 163].

Новеллой законодательства стало закрепление в ст. 172 Кодексе об Актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г. алиментных обязательств по отношению к нуждающимся, т.е. не имеющим прожиточного минимума и нетрудоспособным родственникам по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородным и неполнородным братьям и сестрам. Указанная обязанность возникала при условии, если нуждающиеся в содержании  лица не могли получать содержания от супруга, детей или родителей ввиду отсутствия их или несостоятельности [5, ст. 173].Таким образом, кодекс давал более широкое толкование понятия состава семьи, не ограничивая его только супругами, родителями и детьми.

Подходы к решению вопроса о размере алиментов на протяжении советского периода различались. В первые годы правительство приняло решение согласовать сумму содержания с размером прожиточного минимума, что нашло отражение в ст.162  Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г.: «обязанность содержания лежит на родителях в равной мере и размер выдаваемого ими содержания определяется в зависимости от их материального положения, но сумма, затрачиваемая каждым из родителей, не может быть менее половины прожиточного минимума для ребенка, установленного в данной местности» [5, ст. 162].

Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 11 июня 1928 г. «О мероприятиях, обеспечивающих реальное взыскание алиментов» ввело обязанность лиц, с которых присуждены алименты, сообщать о перемене местожительства и места работы по найму, а также об увеличении заработка или дохода как лицу, в пользу которого присуждены алименты, или его опекуну, так и лицам и учреждениям, производящим взыскания (судебным исполнителям или учреждению, в котором работает плательщик алиментов) [11, ст. 1].

Во второй четверти ХХ в. был введен новый порядок выплаты алиментов. Постановлением ЦИК ССР и № 65 и СНК СССР N 1134 от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» был введен минимум алиментных сумм, подлежащих уплате на содержание ребенка. Если ранее алименты определялись судом в каждом конкретном случае исходя из материального положения сторон, то с принятием данного документа был установлен фиксированный размер взыскания: на содержание одного ребенка взыскивалась одна четверть получаемой заработной платы ответчика, на содержание двух детей - одна треть и на содержание трех и больше детей - половина заработной платы ответчика [12, ст. 309]. Данный порядок лежит в основе современной системы взыскания алиментов.

По мере укрепления советской государственности пересматривались  вопросы правового регулирования брака и семьи. В середине 1930-х гг. было увеличено внимание к таким социальным проблемам, как повышение рождаемости, надлежащее воспитание подрастающего поколения. Укрепление семьи стало рассматриваться как важнейшее условие решения данных задач и обеспечения благоприятного социального климата в обществе в целом.  Сложная внешнеполитическая обстановка в конце 1930-х гг., начало Великой Отечественной войны на время отодвинули эти вопросы, однако уже в конце войны были внесены существенные изменения в брачно-семейном законодательстве.

Согласно Указу от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия – звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» провозглашалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, предусмотренные кодексами законов о браке, семье и опеке союзных республик [14, ст. 19]. Было отменено право матери обращаться в суд с иском о взыскании алиментов и установлении отцовства к лицу, с которым она не состояла в зарегистрированном браке.

Данный указ способствовал сохранению многих семей, связи которых были нарушены или ослаблены условиями войны, предотвратил судебный ошибки при установлении отцовства, прекратил возможность предъявления безосновательных исков [7, с. 57].

Но отношение населения к данному документу было неоднозначным. После его принятия сложилась такая ситуация, когда у внебрачного ребенка не было не только никаких имущественных прав по отношению к своему отцу, но и отсутствовало право на имя отца [10, с. 65].

С целью защиты прав детей как наиболее социально уязвимой категории населения уже в 1960 - е гг. данная практика была пересмотрена. В 1968 г. был принят общесоюзный семейно-правовой акт «Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик», который стал основой Кодекса о браке и семье 1969  г. Названные документы возродили  и закрепили порядок (добровольный и судебный) и условия установления отцовства в отношении детей, рожденных вне брака, а соответственно, и право отыскивать алименты с отца ребенка, рожденного вне брака.

Кодекс РСФСР о браке и семье 1969 г. наряду с удержанием в долях вводил взыскание алиментов в твердой денежной сумме, при условии, что родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок, либо когда часть заработка этот родитель получает в натуре, а также в других случаях, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку (доходу) родителя невозможно или затруднительно. [4, ст. 71]  Кроме этого, с принятием данного документа стали действовать нормы о возможности уменьшения размера установленной доли алиментов при наличии у родителя других детей, а также изменения размера алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, если материальное или семейное положения родителя изменилось. [4, ст. 75].

В целях оптимизации процесса уплаты алиментов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 г. «Об улучшении порядка взыскания алиментов на содержание детей» было разрешено удерживать средства на содержание детей не только на основании решения суда или постановления народного судьи, но и по письменному заявлению лица, изъявившего желание добровольно платить алименты, поданному администрации предприятия или учреждения по месту работы [15, ст. 1].

 Особенностью данного указа стало то, что для борьбы со злостными уклоняющимися от уплаты алиментов гражданами в милиции стали производить отметку (запись) в их паспортах о том, что эти лица обязаны в соответствие с решением суда или постановлением народного судьи к уплате алиментов [15, ст. 5].

Т.о., правовое регулирование алиментных обязательств в СССР прошло несколько этапов: с 1917 г. по 1944 г. факт регистрации брака не имел значения при принуждении родителя к уплате алиментов; с 1944  г. по 1967 гг. заключение брака стало обязательным условием для возникновения алиментных обязательств; с 1967 г. до конца советского периода регистрация брака вновь перестала быть препятствием при возникновении прав внебрачных детей на получение содержания. Данная практика была заимствована и брачно-семейным законодательством Российской Федерации.

Особенностями правового регулирования алиментных обязательств в СССР по сравнению с предшествующим царским периодом стало: закрепление алиментных обязанностей лиц, лишенных родительских прав, установление алиментных обязательств по отношению к нуждающимся и нетрудоспособным родственникам; введение фиксированного размера алиментов и принципа взаимного алиментирования бракоразведенных супругов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Декрет ВЦИК СНК РСФСР от 18.12.1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»/ СУ РСФСР № 11. Отдел I. .
2. Декрет ВЦИК СНК РСФСР «О расторжении брака» от 19.12. 1917 г./ СУ РСФСР № 76-77. Отдел I. .
3. Кодекс законов о браке, семье и опеке, принятым Постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г./ СПС Консультант плюс.
4. Кодекс о браке и семье 1969 г. / СПС Консультант плюс.
5. Кодекс об Актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г. / СПС Консультант плюс.
6. Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России: исторические уроки и современные проблемы// История государства и права. – 2012. – №3. – С.12-14. .
7. Масевич М.Г. Некоторые вопросы кодификации семейного законодательства// Советское государство и право. – 1958. – №11. – С. 56-64.
8. Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик 1968 г. / СПС Консультант плюс .
9. Палькина Т.Н. История регулирования и развития личных неимущественных отношений в семейном праве РФ// Семейное и жилищное право. – 2009. – №5. – С. 12-16.
10. Пергамент А.И. Правовое положение внебрачных детей должно быть изменено// Советское государство и право. – №1956. – №9. – С.65-72.
11. Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 11 июня 1928 г. «О мероприятиях, обеспечивающих реальное взыскание алиментов» / СПС Консультант плюс.
12. Постановление ЦИК ССР и № 65 и СНК СССР N 1134 от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»/ СЗ СССР. 1936. №34. .
13. Сверлов Г.М. Развитие советского семейного права (основные моменты)// Советское государство и право. – 1947. –№102. – С.98-112.
14. Указ от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия – звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» / СПС Консультант плюс
15. Указ Президиума верховного совета СССР от 21 июля 1967 г. «Об улучшении порядка взыскания алиментов на содержание детей» / СПС Консультант плюс
16. Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья [Электронный ресурс]URL:http://ecsocman.hse.ru/data/777/532/1216/010_Iz_rukopisnogo_naslediya.pdf (дата обращения 25.07.2015)
 



© 
М.А. Цветкова, А.А. Стряпихина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru