viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

С.А. Рогатко,  (К.ист.н., Член Российского комитета по истории и философии, науки и техники)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Правовая и нормативная база
В статье дается анализ законотворческой и законодательной деятельности в России в пореформенное время в области кооперативного движения касающегося отраслевого развития в сельском хозяйстве и переработке. Исследуется правовая и нормативная база трех основных кооперативных направлений: мелкого кредита, производственные, перерабатывающие и сбытовые (артели, кооперативы, товарищества, общества и т.п.) и потребительские товарищества разных видов. Также дается анализ возникновения и развития нормативных актов ( уставов, договоров. соглашений) в основных сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслях.

Ключевые слова: Правовая и нормативная база, мелкий кредит, производственные, перерабатывающие и потребительские товарищества, отраслевые кооперативные образования, кооперативные уставы, договора.

В  исследовании этого вопроса  важно структурировать данную  проблему  по основным направлениям.  Как известно, и об этом достаточно подробно писали многие  исследователи [1,2,3,4,5,6], кооперативное движение во второй половине XIX- нач.XX вв. подразделялось на  три основные направления: финансовое (ссудо-сберегательные товарищества), производственные, перерабатывающие  и сбытовые (артели, кооперативы, товарищества, общества т.п.) и потребительские товарищества разного толка. Все эти организации имели различную степень и уровень взаимодействия, но одну  прочную интеграционную природу - взаимопомощь всех членов  конкретной организации в обеспечении поставленных задач. Отраслевое кооперативное движение развивалось именно на базе этих фундаментальных направлений. Для их полноценной и законной деятельности конечно же была необходима правовая и нормативная база, которая начала зарождаться во второй половине 90-х гг.XIX в. как общая для всех отраслей сельскохозяйственного производства и переработки и частная для некоторых отраслевых специализаций.

После известных событий 1891-92 г. гг. связанных с неурожаем и голодом, правительство все больше рассматривала вопросы связанные с кооперацией и главным образом с производственным земледельческим процессом крестьянского сословия. Всем становилось очевидно, что не хватает мелкого кредита субсидирующего один из главных производственных процессов - земледельческий, не говоря уже об остальных отраслях хозяйствования - скотоводстве, рыболовстве и переработке всех видов сельскохозяйственного сырья. Не помогали даже всякого рода "прасолы", "шабаи"  и "кулаки", которые выполняя посреднические функции между производителями и рынком,   всячески старались субсидировать производство, что порой приводило к искажению самой идеи финансирования сельскохозяйственного процесса и закабалению беднейших слоев крестьянства со стороны различного рода "сельских финансистов".

В ходе межведомственного взаимодействия у властей родилась идея организации кредитных учреждений по типу "союзов заемщиков", которые отождествлялись с "добровольными или приуроченными к хозяйственным и административным общественным единицам", т.е. и кооперативные и сословно-общественные заведения. [6] Эта идея была заимствовано, как и многие кооперативные идеи, из Запада. Прусский священник Райффейзен, который  ввел в 40-х гг. XIX в. в немецкой деревни ссудные товарищества, по словам Чаянова  " в основу своего кредитного союза хозяйств положил начало круговой и взаимной ответственности всех членов союза всем своим достоянием по обязательствам союза." [4] Российские власти были не далеки от этого, с разницей лишь в том, что государство брало на себя обязательства помогать создавать кредитные товарищества с помощью бюджетных средств. Так в дополнении  к  Уставу Государственного  Банка от 6 июня 1892 г. [7]  1 июня  1895 г. было принято "Положение об учреждениях мелкого кредита". [8] В положении говорилось: "Учреждение мелкого кредита (ст.1) имеет целью доставление малодостаточным лицам, сельским или станичным обществам, а также товариществам, артелям и другим подобным союзам, действующим на основании  утвержденных для них уставов и правил или на основании письменных договоров,  -  возможности: а) получать на необременительных условиях ссуды для удовлетворения хозяйственных потребностей, и б) помещать сбережения для приращения процентов" [8, Ст.2]. Как видим за этой краткой лаконичной  формулировкой в пункте "а)"  государство подразумевало широкий спектр финансовых услуг, конкретизирую  лишь только одну услугу ( пункт "б"). Это давало также возможность для бюрократических проволочек  и отказов со стороны банковских чиновников. Возможно поэтому финансирование крестьянских хозяйств, особенно бедных в конце 90-х гг.,  не выглядело уж настолько эффективным. В связи с этим и после очередных событий в стране (неурожайные 1901-1902 г.г., анализ Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902 г. ) [9] правительство сочло необходимым  в июне 1904 г. издать "Положение об учреждениях мелкого кредита" в новой редакции, по которой: "Учреждения мелкого кредита имеют целью облегчать сельским хозяевам, земледельцам, ремесленникам и промышленникам, равно как образуемым артелям, товариществам, а также волостным, сельским и станичным обществам и крестьянским товариществам производство хозяйственных оборотов и улучшений, а также приобретение инвентаря, - снабжением их необходимыми для того денежными средствами на банковых основаниях и принятием на себя посредничества по их оборотам". [10] Кроме уже определенных в законе 1895 г. учреждений мелкого кредита: 1) кредитные товарищества,2) ссудо-сберегательные товарищества и кассы и 3) сельские, волостные или станичные банки и кассы [11, Ст.1], в новом законе 1904 г. к учреждениям мелкого кредита также относились: 1) вспомогательные и сберегательные кассы бывших государственных крестьян, 2) сельские банки и 3) другие тому подобные учреждения, предназначенные для указанной в ст. 1 цели. [10, Ст.2]  То есть государство задействуя земский потенциал, явно пыталось расширить возможности финансирования крестьянского производственного процесса. В мае 1905 г. Государственный  Совет  посчитал необходимым, что для образования основных капиталов учреждений мелкого кредита необходимо  кроме государственных и земских средств привлекать средства от общественных и частных учреждений, а также частных лиц. [11] Таким образом в финансовую кооперацию были допущен общественный и частный капитал, что  конечно же с одной стороны расширяло возможности кредитования нуждающихся крестьян, а с другой - вносило в  некоторые сельские ссудо-сберегательные кассы элемент финансовой состязательности между государством, земством,  частными и общественными учреждениями.

Все эти законодательные акты были одинаково направлены на развитие всех отраслей сельского хозяйство, если не считать выделения в особое направление финансирования закупок сельскохозяйственного инвентаря, что было вполне объяснимо в связи с расширением деловой активности земских складов сельскохозяйственной техники. В сентябре 1905 г. Министерством Финансов был  учрежден  "Образцовый устав кредитного товарищества" по которому кредитное товарищество "имело целью облегчить своим членам-товарищам  производство хозяйственных оборотов и улучшений, а также приобретение инвентаря, посредствам выдачи ссуд и принятия на себя посредничества по хозяйственным оборотам товарищества." [12] В то  же время 14 сентября 1905 г. с подобной целью Минфином был учрежден и Образцовый Устав о Ссудо-сберегательном товариществе.[12] Одновременно в том же ведомстве разработаны правила о ссудах, обеспеченных движимым имуществом: 1) принимаемым товариществом на хранение и 2) оставляемым в пользование заемщиком [3, С.284-285.], а также правила для выдачи кредитными товариществами, на средства Государственного Банка, ссуд под залог хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. [3, С.286-292.]  Характерно, что совместно с Государственным Банком ( Управлением по делам мелкого кредита) российскими  Страховыми  Обществами  были выработаны условия, которые предоставляли ряд льгот по страхованию хлебных залогов в кредитных товариществах. [ 3 С.292.] Все эти нормативные документы позволяли  конкретизировать статьи закона об учреждениях мелкого кредита для его точного исполнения, а главное предоставляли более широкий спектр той помощи, которую оказывали как отдельным крестьянским хозяйствам, так и кооперативным организациям. К 1 октября 1903 г. в России было зарегистрировано 936 ссудо-сберегательных и 340 кредитных товариществ. [ 6, С.73]  Всех же кредитных товариществ, главным образом крестьянских к 1917 г. насчитывалось не менее 15 000 с числом членов в 10 млн. человек, в отличии например от Германии, где таких товариществ было к этому времени около 20 000. [13] Такой показатель говорил о том, что стремление крестьянина к среднему и зажиточному уровню, которые как раз и  пользовались коммерческим кредитом в товариществах,  было в России достаточно высоким.

Действовавшие стихийно образованные разного рода кооперативные образования начиная с 70-х гг. XIX  в. и позднее в 80-90-е гг. не имели полноценной законодательной и правовой базы. Первыми  кооперативными организациями,  после мелкого кредита, кем правительство сочло нужным заняться были потребительские общества, которые ранее рассматривались  властями наравне с благотворительными учреждениями. [14] Поэтому 13 мая 1897 г. совместно с членами различных обществ был разработан и утвержден  "Нормальный" устав  потребительских обществ. [15] Главной целью потребительских обществ было "доставление своим членам по возможно дешевой цене или по умеренным рыночным ценам различных предметов  потребления и домашнего обихода и предоставление своим членам возможности из прибыли от операций общества делать сбережения." Как видим цель главная потребительских обществ в совместных закупках различного рода товаров не имело ничего общего с  сельскохозяйственным производством вообще, а тем более с отраслевой  специализацией. Средства общества складывались из оборотного капитала ( вступительные и паевые взносы  и займы) и запасного капиталов ( ежегодные отчисления от прибылей).  С развитием количественного и качественного составов сельских потребительских обществ, возможности их возрастали. Это позволяло уже 1910-е гг. некоторым сельским обществам направлять часть средств на социальные нужды. Например, Кулыжный утверждал, что "потребительские общества Черниговской губ., обороты которых значительно меньше среднего оборота для сельских обществ России, через три года своего существования дают возможность селу на полученные, благодаря обществу, сбережения, уходившие раньше в карманы торговцев, содержать в селе школу." [1, C.78]

Намного ближе к производственной сельскохозяйственной сфере стояли сельскохозяйственные товарищества и общества.  "Нормальный"  устав товариществ  по инициативе ИМОСХ  был разработан в МЗ и ГИ  30 июня 1897 г. [16] Главная  цель сельскохозяйственных товариществ состояла в том, чтобы всячески помогать сельским хозяевам " в приобретении  необходимых им продуктов потребления и всех вообще требующихся в сельскохозяйственной промышленности  предметов, а также в выгодном сбыте произведений их хозяйств в сыром или переработанном виде, устраивая, в случае надобности, сельскохозяйственные производства для переработки сырых продуктов местных хозяев." Кроме этого товарищества могли выдавать своим членам ссуды под обеспечение товарами, которые принимались на комиссию для продажи, а также получать ссуды под те же товары в различных кредитных учреждениях, а также исполнять всякие поручения своих членов. То есть товарищества представляли из себя вполне универсальные кооперативные образования, в которых совмещались кредитные, производительные, сбытовые  и потребительские функции. Средства товарищества формировались из операционных и запасных капиталов. Членами их могли стать как землевладельцы,  арендаторы, управляющие  помещичьими имениями, так и  "вообще лица, а также общества и учреждения занимающиеся сельским хозяйством в районе действия товарищества". Специальных оговорок на отраслевую специализацию в уставе прописано не было, что делало его универсальным для всех отраслевых производств.

Сельскохозяйственные общества возникли еще до 1861 г. в виде помещичьих ассоциаций для научных практических исследований и пропаганды передовых агрономических знаний. С изменением землеустроительной политики, с развитием крестьянских хозяйств, с появлением на рынке боле широкого спектра  производителей и торговцев, у правительства возникла идея создания местных сельскохозяйственных обществ, которые бы на практике применяли накапливающийся опыт в отдельных  местностях со своими укладами, природно-климатическими и землеустроительными особенностями. Так  разработанный в МЗ и ГИ и поддержанный в Комитете Министров 13 февраля 1898 г. Высочайше  было  утверждено положение об издании Нормального  Устава местных сельскохозяйственных обществ, который был введен после утверждения МЗ и ГИ в действие 28 февраля 1898 г. [17]  В законе говорилось, что "местные сельскохозяйственные общества могут ставить своею задачею содействие: или сельскому хозяйству вообще, или отдельным его отраслям, с соответствующим в этом последнем случае, изменением той части Устава, где излагаются цель общества и способы ее осуществления. "[ 17, Ст.II] По  Уставу  согласно  раздела  I. "Цель общества и способы ее осуществления, его права и обязанности" в  §2 для достижения целей обществу предоставлялось право: 1) изучать положение различных отраслей сельского хозяйства и выяснять хозяйственные нужды и потребности, путем совместного обсуждения относящихся сюда вопросов на периодически созываемых собраниях своих членов, на сельскохозяйственных беседах и съездах, а также снаряжать экспедиции и экскурсии как для обозрения хозяйств своих членов, так и вообще для всякого рода сельскохозяйственных исследований." [18] Как видим  Общество могло изучать положение различных отраслей теоретическими и практическими методами. Далее в Уставе конкретизировались с помощью каких механизмов можно добиваться  поставленных целей: "3) заботиться о выработке наиболее правильных способов ведения хозяйства, производя испытания приемов культур, принятых в других местностях, как в России, так и за границей; для распространения  тех из них, которые окажутся полезными для местных хозяев, устраивая конкурсы земледельческих машин, орудий, упряжек и т.п., учреждая опытные станции и поля, фермы, сады и питомники и проч.,..." [18, п.3] А также 4) "способствовать хозяевам в правильной постановке их сельскохозяйственных предприятий полезными указаниями и рекомендациями и принимать на себя посредничество по снабжению хозяев нужными в хозяйстве предметами и по сбыту произведений их хозяйств, открывая с этой целью справочно-коммисионные бюро, сельскохозяйственные склады и т.п. и 5) устраивать выставки. аукционы и поощрять труды и заслуги на сельскохозяйственном поприще присуждением медалей и других почетных наград." [ 18, пп.4 и 5.] Членами Общества могли быть любые совершенно летние лица занимающиеся или интересующиеся сельским хозяйством. Членские взносы были достаточно умеренными: вступительный 25 коп, затем в кассу общества члены ежегодно вносили 1 руб., а также можно было внести сразу 25 руб., что давало право пожизненного звания действительного члена Общества [19]. Таким образом Нормальный Устав местных сельскохозяйственных обществ впервые уделил  внимание властей именно отраслевому изучению на местах, выработав и предоставив членам обществ весь спектр теоретических и практических способов, форм и методов работы по этому направлению.

Артельные образования, как одна из распространенных форм крестьянской и ремесленной кооперации реально сложились еще в конце 60-х гг. в Америке и Европе. Об этом достаточно подробно писал Н.В. Верещагин , описывая артельные сыроварни в Америке. [20] В России артели  в дореформенное время, а также и в после реформенное в 70-90-е гг. вели свою деятельность не имея единого законодательного положения, которое  бы отображало  все многообразие  их деятельности в различных отраслях сельского хозяйства и переработки. Как отмечал А.П. Корелин в своем труде: "...все нормативные акты об артелях были разбросаны по всему Своду законов Российской империи и отдельные их статьи часто совершенно не согласовались  между собой, не охватывая всех видов и форм ассоциаций подобного рода ...  многие из них вообще действовали на договорной основе или на основе обычного права, их внутренняя жизнь никак не регулировалась, статус не был определен.[ 6, С.82.] Поэтому во второй половине 90-х гг.  в министерстве было сформировано особое совещание по этому вопросу, которое к 1899 г. разработало проект закона об артелях трудовых или трудовых товариществах. Именно он лег в основу Высочайше утвержденного Положения от 1 июня 1902 г. [21] В Положении говорилось, что " артелью трудовою признается товарищество, образовавшееся для производства определенных работ или промыслов, а также для отправления служб и должностей, личным трудом участников, за общий их счет и с круговою их порукою." [21,Ст.1] Под этой формулировкой власти понимали широкий спектр артельной  профессиональной кооперации: от кустарных промыслов до земледельческих, сельскохозяйственных работ, где главной особенностью должно было быть личное трудовое участие участника артели. То есть закон не предусматривал отраслевой специализации. Поэтому в дальнейшем артельщики для конкретизации своей профессиональной деятельности пользовались либо письменными договорами на основании Устава Торгового [22] либо Положением  1895 г. об учреждении мелкого кредита. [8, Ст.2] Однако и в них также четко не прописывались отраслевые особенности. Скорее всего тенденция к универсализму в  законотворческой деятельности было главным  в работе  Государственного Совета и Министерства финансов.  Поэтому,  земству на местах приходилось не совсем просто разобраться в поступавших из центра законах, когда касалось дело правового статуса  конкретной артели. Как отмечал народник и публицист Фаресов А.И. "Часто в следствии  незнакомства самой администрации с артельным законодательством, она препятствует возникновению этих артелей по простому письменному соглашению в волостном правлении, а требует особо утвержденных уставов. Были случаи, что артели успевали разориться прежде, чем выяснялся вопрос об их праве." [23] В своем труде автор приводит пример Артельного договора для земледельческих артелей, где в Ст.1  говорится: "Всю нашу землю наделенную и арендную, какая имеется у нас в настоящее время или будет впоследствии, весь рабочий скот и все земледельческие орудия и вообще все наше хозяйство соединим в одно для общего и совместного пользования всей артели, не оставляя ничего для себя; все артельное имущество есть собственность всей артели, - никто без согласия артели не может распоряжаться им; отдельного хозяйства не должно быть ни коим образом ни у кого из нас, - все должно быть общее" [23, С.22]. Обобществлению также подлежал скот. Далее в договоре в Ст.4. прописывалось:  "Весь урожай артельного посева в один избранный нами артельный двор и после молотьбы зерно распределяется следующим образом: 1) оставляется на посев и харчи; 2) на уплату артельных долгов; 3) для запаса на всякий случай, если урожай позволит; 4) остальной хлеб распределяется между всеми членами артели по числу рабочих душ - (полных рабочих, полурабочих и треть - рабочих); причем из причитающихся долей отдельным членам артели высчитывается необходимое количество на пополнение долгов их собственно артели; за частные же долги каждого члена артели, артель не отвечает. Для нашей выгоды вся артель продает свой хлеб сообща, а не отдельно каждый или совместно с другими артелями, в одной партии, - чем больше партия хлеба, тем больше цену можно взять." [23, C.23] В договоре также прописывались статьи относящиеся к общему артельному двору, вспомогательной кассе для пополнения запасного капитала артели,  возможности создать вместе с другими артелями потребительскую артель для закупки различных товаров, а также должность артельного старосты. Как правило такой договор  заключалось между крестьянами  не менее чем на пять лет, что давало возможность на практике получить реальную, трудовую интеграцию земледельцев на самых тесных, взаимовыгодных условиях. Договор подписывался местным волостным правлением или нотариусом , после чего артель являлась законной.

Чаянов А.В. под трудовые земледельческие артели подкладывал наукообразный термин "интегральная сельскохозяйственная кооперация", что по мнению многих авторов кооперативного движения  рассматривалось как "единственной совершенной формой кооперации, рассматривая другие формы только как постепенное к ней приближение". [4, С. 301-302.]

Реформы 1906 г. в сфере крестьянского землепользования и развития новой, хуторско-отрубной системы хозяйствования вызвали у правительства интерес к начавшейся  по всей стране интеграции мелких хозяйств в разных отраслях. Это послужило для разработки в   Главном Управлении Земледелия и Землеустройства (ГУЗиЗ) нормативной базы для такой кооперации. Так 18 ноября 1908 г. Товарищем Главноуправляющего  ГУЗиЗ  был подписан Нормальный  Устав мелких сельскохозяйственных товариществ. [24] Основной целью мелких товариществ было: "1) приобретение нужных в сельском хозяйстве предметов, а также в сбыте сельскохозяйственных произведений и в технической обработке их в устраиваемых и содержимых на общий счет заведениях, и 2) в улучшении хозяйств членов товарищества путем совместного обсуждения и приведения в исполнение соответствующих мер".  Товарищества организованные по этому уставу  создавались главным образом для сбыта и переработки продуктов сельского хозяйства: зерновых хлебов, молочных продуктов, яиц, плодов и овощей, для устройства товарищеских мельниц, просорушек, маслобойных, крахмальных заводов и проч.  Учредителями такого товарищества могли быть 6-8 местных крестьян. Если товарищество  было большое (например 50 членов), то ежегодный членский взнос устанавливался в размере 10 руб., при этом в § 10 Устава говорилось, что 1/10 часть этого взноса  отчисляется на составление оборотного капитала товарищества, остальная часть взносов расходуется на текущие нужды. [24, С.5] Разрешение на открытие подобных товариществ давали губернаторы.   По уставу 1908 г. сельскохозяйственные товарищества имели право принимать в число своих членов другие сельскохозяйственные товарищества,  а также и вступать в более крупные товарищества. [24, С.8] Таким образом Нормальный Устав 1908 г. создавал более конкретную нормативную базу для создания отраслевой кооперации.

Разные кооперативные образования (артели, кооперативы, товарищества) устраивались по артельному договору или по уставу о сельскохозяйственных товариществах, который  будущие кооператоры всегда могли получить в Совете кооперативных съездов. Уставы товариществ или кооперативов  в каждой конкретной отрасли  вырабатывались при Советах Съездах представителей, например льняного дела или мукомольного, или Отделом сельской экономии и сельскохозяйственной статистики МЗ и ГИ, в дальнейшем ГУЗиЗ. Так,  например, Устав Товарищества виноградарей собственников южного берега Крыма был разработан  в Отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистики и утвержден Министром земледелия и Государственных имуществ 5 июля 1896 г. [25] Товарищество имело "целью содействовать развитию виноградарства и виноделия на южном берегу Крыма, для чего оно озабочивается: а) распространением южнобережских вино, б) организациею, на правильных началах, выдержки и сбыта вина и побочных продуктов виноградарства и виноделия, и в) распространением улучшенных приемов виноградной культуры и ухода за вином." [25, §1.] В уставе также подробно прописывались:  состав Товарищества, права и обязанности членов, средства товарищества, управление делами Товарищества (собрания, правление, наблюдательный комитет, приемная комиссия), распределение прибылей, разбор споров по делам Товарищества, ответственность и прекращение действий его. По такому принципу разрабатывались практически все уставы  специализированных товариществ  в той или иной отрасли. Например, в проекте 1898 г. Киевского товарищества пчеловодов и шелководов главной целью было : "приобретение и сбыт продуктов пчеловодства и шелководства в сыром или переработанном виде, устраивая в случае надобности  для этой цели: пасеки, шелководни и технические производства. Товарищество имеет право устраивать фабрики и заводы для окончательной переработки продуктов пчеловодства и шелководства". [26] Кроме этого товарищество имело право выдавать и получать ссуды под обеспечение продуктами пчеловодства и шелководства.

Наиболее полным с точки зрения современных на тот исторический период всех возможностей развития, деятельности и прав считается принятое Временным правительством 20 марта 1917 г. и введенное в действие с 1 мая "Положение о кооперативных товариществах и их союзах". [27] Кстати, это основной закон о кооперации с некоторыми изменениями и дополнениями действовал в СССР вплоть до конца 1930-х гг. Согласно этого нормативного документа "к  числу кооперативных товариществ принадлежит: товарищества кредитные и ссудо-сберегательные; потребительные общества; товарищества для производства, по совместной закупке, сбыту, транспорту и хранению товаров, для совместного пользования средствами производства, для переработки продуктов хозяйства, страховые, для совместного приобретения и пользования землей, строительные; общества для удовлетворения жилищных нужд; трудовые и биржевые артели, а равно и другие подобные товарищества и общества и товарищества смешанных типов". [27, Гл.1] Теперь для учреждения кооператив не требовалось разрешение власти. При этом вновь созданное товарищество заносилось в общероссийский реестр товариществ, а выработанный  устав   в трех экземплярах предоставлялся окружному суду по месту пребывания правления товарищества, другой отправлялся учредителям. В месячный срок окружной суд либо регистрировал товарищество, либо давал мотивированный отказ от регистрации и внесения в реестр. О состоявшемся  внесении товарищества в реестр окружной суд публиковал в "Сенатских ведомостях."  То есть устранялась разрешительная функция государства в виде произвола местных чиновников по отношению к кооперативным образованиям, а узаконивалась лишь уведомительная. Закон  разрешал товариществам вступать в уже созданные союзы и образовывать новые. Отрицательно стороной закона было то, что в Положении больше всего уделялось потребительской кооперации, как наиболее распространенной в стране в ущерб иным видам. Положение также давало  возможности для созыва местных и региональных кооперативных съездов на вполне законных основаниях исключая административные препятствия. Также в Положение давался список сведений из 14 пунктов, по которым теперь  разрабатывались  стандартные  уставы товариществ. Создававшиеся позже  специализированные  товарищества в конкретных отраслях  конечно руководствовались этим  Положением. Например, в ГУзиЗ был выработан Устав сельскохозяйственного плодово-овощного товарищества и другие уставы. [28]

Таким образом, начавшийся в середине 90-х гг.XIX в. процесс формирования законодательной и нормативной базы для развития кооперативного движения в России к 1917 г. вышел на вполне современный уровень  всех видов интеграции, правовой  основы и стандартизации нормативных документов, что кончено же не могло не отразиться на взаимодействии членов  кооперативных организаций. Если учесть, что  многие кооперативы, особенно в молочной промышленности, имели 1910 -е гг. своем  в составе представителей различных  порой конкурирующих в социальном и экономическом плане сословий.  При этом надо сказать, что власти так и не смогли выработать специализированного кооперативного  закона, который бы касался непосредственно сельскохозяйственных отраслей и переработки.  В законотворчестве приветствовалась скорее корпоративная, видовая направленность (имеется ввиду производство, сбыт, кредитование, потребительская составляющая) чем отраслевая.  Хотя если быть до конца объективным, то  законодателям не хватало профессионализма в области  аграрного  и промышленного законодательного мышления, чтобы в общих законах более детально прописать отраслевые различия и возможности. Лишь нормативные документы ( Уставы, договора, соглашения и пр.). которые разрабатывались  в министерствах и ведомствах на основе общих кооперативных законов  более способствовали  правовой обеспеченности отраслевых кооперативных образований, что конечно же благоприятным образом сказывалось на отраслевом развитии в целом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кулыжный А.Е. Деревенская кооперация. Пг.,1918;
2. Кулыжный А.Е. Союзы и крестьянство. (Справочник по кооперации). Полтава,1913;
3. Тотомианц В.Ф. Сельскохозяйственная кооперация. очерки с приложением уставов. Изд.2- е. СПб.,1911;
4. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации Крестьянской Кооперации.М.,1919;
5. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации.М.,1989;
6. Корелин А.П. Кооперация и кооперативное движение в России 1860-1917 гг.М.,2009. и другие.
7. 3ПСЗ. Т.XIV. № 10767. - Июня 6. Высоч. утв. Устав Государственного Банка.
8. 3ПСЗ. Т.XV. №11756. - Июня 1. Высоч. утв. Положение об учреждениях мелкого кредита.
9. Львов Н. Н. и Стахович А. А.. Нужды деревни по работам комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Т.1-2. СПб., 1904.
10. 3ПСЗ Т.XXIV. Ч.1. № 24737 - Июня 7. Высоч. утвержд. Положение об учреждениях мелкого кредита. Ст.1.
11. 3ПСЗ. Т.XXV. Ч.1. № 26311. - Мая 30. Высоч. утв. мнение Гос. Сов. ( Собр. Узак. 1905 г. Июля 15, Отд.1., ст.1084) - О разрешении учреждениям мелкого кредита получать ссуды на образование основных капиталов от общественных и частных учреждений, а также частных лиц.
12. Собр. Узак.и Расп. Прав. от 9 декабря 1905 г. № 51.
13. Степанов И. Кооперация в земледелии и в промышленности. М.,1917. С.7.
14. См.: СЗРИ. Т.XIII. Устав об общественном призрении. Ст.443.
15. Устав потребительских обществ 13 мая 1897 г. СПб.,1897.
16. СЗРИ. Т. XII. Ч.2. Устав Сельского хозяйства. Ст.45-46 ( по продолж.1906 г.)
17. 3ПСЗ. Т.XVIII. Ч.1. № 15032. - Февраля 13. Высоч. утв. положение Комитета Министров (Собр. Узак.1898 г. Июня 16, ст.894.) - Об утверждении Нормального Устава для местных сельскохозяйственных Обществ.
18. 3ПСЗ. Т.XVIII. Ч.2.(Штаты и табели). Утвержденный, 28 Февраля 1898 года, Министерством Земледелия и Государственных Имуществ Нормальный устав для местных сельскохозяйственных обществ. Разд..I. §2. п.1
19. Устав сельскохозяйственных обществ 28 февраля 1898 года. Спб.,1898.
20. Верещагин Н.В. Артельные сыроварни в Новом Свете. СПб.,1870.
21. 3ПСЗ. Т.XXII. Ч.1. № 21550. - Июня 1. Высоч. утв.Положение об артелях трудовых.
22. СЗРИ. Т.X. Ч.1. Ст.1528-1530; Т.XI, Ч.II. Ст.89-91. Устава Торгового.
23. Фаресов А.И. Земледельческая и ремесленная кооперация в России.СПб.,1902. С.9.
24. Как основать и вести сельскохозяйственное товарищество по нормальному уставу 18-го ноября 1908 г.Харьков,1910.С.3.
25. Устав Товарищества виноградарей-собственников Южного берега Крыма.Одесса,1896.
26. Проект устава Киевского Товарищества пчеловодов и шелководов. Киев.,1898.
27. Положение о кооперативных товариществах и их союзах. Собр. Узак. 1917 г. 1 Отд., № 72. Ст.414. Разд.1. Гл.1
28. Устав Товарищества сельскохозяйственного плодово-овощного товарищества. М. б.г.
 



© 
С.А. Рогатко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru