viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

П.Ф. Рагимова,  (К.ист.н., доцент исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Россия
Статья посвящена анализу становления и развития форм государственной власти в Узбекистане в эпохи имперской России, СССР и постсоветских лет. Автор последовательно рассматривает этапы и содержание этого процесса, его общие и особенные черты. Исследование осуществляется в контексте общих политических и социально-экономических проблем Узбекистана.

Ключевые слова: Россия, Туркестанский край, Узбекистан, государственность, политический режим, оппозиция.

Формирование узбекского этноса началось после Великого переселения народов и арабского завоевания VII–VIII вв. на основе смешения иранских и более поздних тюркских племен в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Арабы, которые принесли народам Средней Азии мусульманскую религию и письменность, оказали значительное влияние на дальнейшее развитие региона. Вскоре после их изгнания на территории современного Узбекистана усилилось государство Хорезм, к концу XII в. подчинившее себе всю Среднюю Азию. Однако империя хорезмшахов была уничтожена Чингисханом в начале XIII столетия, в дальнейшем на ее территории правили Чингизиды, а в конце XIV в. – выходец одного из местных племен Тамерлан (Тимур), ставший одним из величайших завоевателей в мировой истории. Он разгромил Золотую Орду и распространил свою власть на всю Центральную Азию, сделав своей столицей древний Самарканд (правил в 1369–1415 гг.).

На рубеже XIV–XV вв. Тамерлан создал гигантскую империю, в состав которой вошли Средняя Азия, часть Причерноморья, территории современных Ирана и Афганистана, ряд областей северной Индии. В правление Тамерлана Средняя Азия пережила новый расцвет, во многом связанный с восстановлением утраченного во время татаро-монгольского нашествия караванного пути. Самарканд превратился в столицу тимуридского государства, но после смерти Тамерлана созданная им держава распалась, подобно империям Александра Македонского и Чингисхана. В XVI–XVIII вв. на территории большей части Средней Азии сложилось три соперничавших между собой государства: Хивинское ханство, Бухарский эмират и Кокандское ханство в Ферганской долине. В их состав входили также земли киргизов (Коканд), таджиков (Бухара и частично Коканд), туркмен (Хива и Бухара), но господствующий слой во всех трех государствах составлял узбекский этнос [1, c. 113].

В 60–70-х гг. XIX в. среднеазиатские территории были присоединены к Российской империи и стали называться Туркестанским генерал-губернаторством (с 1886 г. – Туркестанским краем). Бухара и Хива были сохранены в качестве автономно самоуправляемых территорий империи, поскольку их властители – хан хивинский и эмир бухарский – признали себя подданными русского императора. Кокандское ханство после неудачного восстания было упразднено и включено в состав внутренних владений империи в виде Сырдарьинской, Самаркандской и Ферганской областей. В состав генерал-губернаторства вошли также южные области нынешнего Казахстана, а его центром стал Ташкент – бывшая столица Кокандского ханства.

Россия преследовала в этом регионе свои имперские интересы, однако ее колониальная политика проводилась с учетом особенностей и традиций местного населения. В целях более четкого административно- хозяйственного подчинения присоединенных территорий на начальном этапе было принято решение сохранить низовые звенья местной системы управления, а также существовавшую систему налогообложения [2, с. 8]. 12 июня 1886 г. было утверждено «Положение об управлении Туркестанским краем» [3, с. 1], целью которого главным образом была регламентация системы землепользования в регионе. В остальном российское влияние на жизнь и быт местного населения было довольно ограниченным. В сельской местности Туркестана на низовом уровне сохранилась структура прежней местной администрации, судебные дела остались в сфере компетенции беков и кадиев. При участии коренного населения функционировали такие общественные органы, как волостные, и сельские чрезвычайные собрания.  Однако все вопросы, связанные с выборами, утверждением и деятельностью должностных лиц нижнего звена, находились под жестким контролем представителей колониальной администрации [3, с. 6].

В 1916 г. на территории генерал-губернаторства произошло крупное восстание под предводительством Амангельды Иманова, жестоко подавленное правительственными войсками. В ходе революции и гражданской войны в России на V съезде советов края 30 апреля 1918 г. было провозглашено образование Туркестанской АССР в составе РСФСР. С утверждением в Туркестане советской власти была проведена национализация земли, воды, банковской системы, железных дорог и промышленности, что не могло не встретить сопротивления со стороны местного населения.

 В истории Хорезма народным героем остается правитель Хорезма Джунаид-хан, который оказывал отчаянное сопротивление новой власти. В конце 1919 г. его войско и помогавшие хорезмийцам казаки и белогвардейские отряды были разбиты Красной Армией. Джунаид-хан был вынужден отступить, но, собравшись с силами, вскоре опять перешел в наступление. В январе 1924 г. под его знаменем находилось от 10 до 15 тыс. человек, а среди командного состава было немало белых офицеров. После ряда поражений Джунаид-хан решил сдаться представителям советского командования, но период его «смирения» был непродолжительным. В сентябре 1927 г. он снова поднял восстание, но вновь потерпел поражение  и с уцелевшими сторонниками ушел за границу, через которую его отряды совершали рейды на советскую территорию вплоть до 1932 г. [4, с. 9].

После подавления организованного и широкомасштабного сопротивления советской власти в апреле 1920 г. была создана Хорезмская Народная Советская Республика, в сентябре – Бухарская Народная Советская Республика, а в октябре 1924 г. была образована Узбекская Советская Социалистическая республика, в состав которой вошли несколько уездов и волостей Самаркандской, Сырдарьинской и Ферганской областей, а также некоторые части Хорезмской и Бухарской НСР. Кроме того, до 1929 г. в Узбекскую ССР входила Таджикская АССР [5, с. 543]. В довоенные и послевоенные годы в Узбекистане были проведены индустриализация и коллективизация. В период Великой Отечественной войны в Узбекистан было эвакуировано около ста предприятий и более 1 млн граждан. В послевоенные годы в Узбекистане продолжалась политика индустриализации, активно строились новые промышленные предприятия. В период «застоя» среди остальных республик Средней Азии Узбекистан занимал первое место по производству хлопка, который культивировался на 80–85% орошаемых земель. Из-за нехватки посевных площадей под продовольственные культуры даже возник дефицит продуктов питания. Погоня за увеличением урожаев хлопка породила практику приписок, которые охватили все районы и хозяйства Узбекистана. Все эти явления привели к обострению экономических и социальных проблем в республике.

Непоследовательная национальная политика советского руководства, проводившаяся на протяжении многих десятилетий, привела к распаду Советского Союза и образованию Содружества независимых государств (СНГ). Уже в августе 1991 г. Узбекистан объявил о своей независимости, а 1 сентября 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о независимости. 29 декабря 1991 г. на общенародных выборах президентом страны был избран бывший первый секретарь Коммунистической партии Узбекистана И.А. Каримов, который сохраняет свой пост до настоящего времени. За долгие годы правления Каримова в Узбекистане утвердился авторитарный режим его личной власти, парламент и политические партии полностью контролируются исполнительной властью, всякая оппозиция в стране подавлена, а ее лидеры находятся в эмиграции.

В период перестройки и распада СССР в республике возникли оппозиционные партии и движения разных направлений. В 1988 г. была создана первая оппозиционная политическая организация «Бирлик» («Единство»), основу которой составила интеллигенция. В феврале 1990 г. представители умеренного крыла образовали новую политическую организацию «Эрк» («Свобода). В противовес оппозиционному «Бирлику» власти создали проправительственную партию «Ватантараккиети» («Прогресс Отечества»). В конце 1992 – начале 1993 гг. были арестованы и привлечены к суду по статьям за оскорбление чести и достоинства президента многие видные деятели оппозиции. В декабре 1992 г. Совет министров потребовал от всех общественных организаций и политических партий пройти перерегистрацию. Партия «Ватантараккиети» прошла перерегистрацию, а «Бирлик» и «Эрк» получили отказ, что вызвало отъезд ряда оппонентов Каримова из Узбекистана. Но гораздо большую роль в обществе стало играть исламское движение, представлявшее серьезную угрозу для правительства. Первый раз исламисты открыто заявили о себе ещё 3 февраля 1989 г. во время демонстрации в Ташкенте, подготовленной партией «Ислам и демократия». В период распада СССР стало расти идейное и политическое влияние таких исламистских группировок, как «Адолат» (Справедливость), «Товба» («Покаяние»), «Ислам лашкарлари» («Воины ислама»), «Таблих» («Общество по распространению веры»), «Нур» («Свет»). Они требовали создания исламского государства и введения шариата в качестве основы законодательства. На местах ими стали предприниматься активные попытки создания властных структур, альтернативных государственным учреждениям. Так, например, члены «Адолат» организовали в Намангане патрулирование улиц и базаров, в ходе которого задерживали всех подозрительных «стражам исламского порядка» лиц. Они требовали «справедливого» распределения товаров, активно осуждали «спекуляцию», чем привлекали симпатии населения.

Деятельность этих движений на первых порах не встретила противодействия со стороны властей. Однако, когда в декабре 1991 г. на митинге в Намангане члены «Адолат» потребовали провозглашения ислама государственной религией, отношение к исламистам стало меняться. Распространявшаяся исламизация вызвала серьезную тревогу у руководства страны, представителей официального духовенства, выступавшего против распространения «неоханбалитского» течения ислама, представителей этнических меньшинств и европеизированной интеллигенции, опасавшейся взрыва религиозного фанатизма.

В 1991 г. Наманган почти превратился в независимую от Ташкента территорию под управлением исламистов. От приехавшего в город Каримова лидер «Адолата» Тахир Юлдашев потребовал поклясться на Коране, что он введет в конституцию нормы шариата, и президент был вынужден дать такую клятву. В начале 1990-х гг., подобно главам соседних постсоветских стран, Каримов стремился к достижению определенного компромисса с религией, чтобы ускорить процесс легитимизации как независимости, так и его собственной власти. При этом он пытался использовать исламскую идеологию и исламистов как альтернативу светской национал-демократической оппозиции. Для того времени были характерны правительственные заявления о вековой принадлежности Узбекистана к исламскому миру, о духовной роли ислама в обществе, поощрялось строительство новых мечетей, много говорилось о перспективности «турецкой модели».

Однако Каримов достаточно быстро пришел к выводу о необходимости восстановления государственного контроля над религией и противодействия исламским фундаменталистам. Последовательно проводя светскую политику, власть в законодательном порядке запрещает религиозным организациям заниматься политикой и держит их под жестким контролем. Президент считает исламский фундаментализм опасностью для государства и жестко пресекает все его проявления. Начавшаяся в 1992 г. в Таджикистане гражданская война подтолкнула Каримова к кардинальному изменению государственной религиозной политики. Руководство Узбекистана в союзе с Россией активно поддержало Народный фронт Таджикистана во главе с Эмомали Рахмоновым, обеспечив ему победу в борьбе с Объединённой таджикской оппозицией.

8 декабря 1992 г. была принята Конституция Республики Узбекистан, зафиксировавшая светский характер государства. Запрещалось создание и деятельность политических партий, созданных по религиозному признаку, пропаганда религиозной исключительности, разжигание межрелигиозной розни и т. д. В том же году был создан Комитет по делам религий при Кабинете министров, призванный осуществлять строгий контроль над религиозной жизнью. Вскоре была прекращена деятельность ряда исламистских организаций, в том числе узбекского филиала Исламской партии возрождения.

Главным противником Каримова выступило Исламское движение Узбекистана (ИДУ), пытавшееся развернуть борьбу против государственной власти. ИДУ, чья штаб-квартира с 1996 года базировалась в Кабуле, начала террористическую деятельность в Узбекистане, что вызвало ответные репрессии со стороны властей и соответствующее ужесточение законодательства. В 1998 г. состоялся первый процесс над обвиняемыми в причастности к исламистской партии «Хизбут-Тахрир», ставящей целью создание мусульманского халифата в Центральной Азии. Исламисты ИДУ в 1999 г. совершили серию терактов, в т. ч. у резиденции Каримова и у здания правительства. В августе 1999 г. ими был организован «Баткенский рейд» – переброска тысячи боевиков из Таджикистана в Ферганскую долину, где их ждали готовые поднять восстание местные исламисты. В 2004 г. ИДУ совершило в Ташкенте и Бухаре несколько терактов. Особенно крупными были беспорядки 12–13 мая 2005 г. в Андижане, организованные движением «Акромия», связанным с «Хизбут-Тахрир». Жестокое подавление мятежа в Андижане привело к резкому ухудшению отношений Узбекистана с Западом и последующей временной переориентации Ташкента на Москву.

В экономике Узбекистана сохранен приоритет государственного регулирования, законодательно разрешен лишь малый бизнес. Вся крупная промышленность и 80% сельского хозяйства находятся в руках государства. Экономический кризис, начавшийся после распада Союза и рыночных реформ, в наименьшей степени затронул Узбекистан по сравнению с другими республиками: падение национального дохода не превысило 20%, а уже в 2001 г. он достиг уровня советского периода. 15 ноября 1993 г. в Узбекистане для защиты внутреннего рынка от избыточной рублёвой массы были введены временные денежные знаки – «сумы» образца 1992 года (т.н. сум-купоны), и только 1 июля 1994 г. страна перешла на национальную валюту «сум». Благодаря открытию новых месторождений нефти, сохранению контроля государства над топливно-энергетическим комплексом и рациональной экономической политике правительства Каримова (бюджетное финансирование обрабатывающей промышленности и привлечение в нее зарубежных инвестиций), была восстановлена работа построенных еще в советское время заводов, стали создаваться новые предприятия с участием иностранных компаний. Однако уровень жизни в республике остаётся низким, существует безработица, часть населения находится за чертой бедности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хандорин В.Г. Страны СНГ и Балтии: курс лекций. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 165 с.
2. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором гофмейстером графом К.К. Паленом. Сельское управление: Руcское и туземное. СПб.: Сенат тип., 1910. 226 с.
3. Положение об управлении Туркестанского края. Т. II. Ч. 2. [Свода законов]. СПб.: Гос. тип., 1886. 45 с.
4. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором гофмейстером графом К.К. Паленом. Уездное управление. СПб.: Сенат. тип., 1910. 168 с.
5. Галаганов З.П. Межнациональные отношения в СССР. Часть I: От Сталина до Горбачева. Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 1996. 75 с.
6. Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Том 2: Азия. М.: Аспект Пресс, 2012. 599 с.
 



© 
П.Ф. Рагимова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru