viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.Г. Делегеоз,  (К.ист.н., доцент, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Общеобразовательная школа
В статье на материалах Иркутской области представлены особенности функционирования и развития системы общеобразовательной, средней специальной и высшей школы в чрезвычайных условиях мобилизационного развития. Подготовка к войне, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., послевоенный восстановительный период и начало «холодной войны» внесли свои коррективы в ход истории страны. Вся жизнь общества, в том числе и система образования, были подчинены нуждам этого времени. В этот период и школа, и профессиональные учебные заведения функционировали в чрезвычайных условиях, требовавших максимальной мобилизации людских, технических и материальных ресурсов в соответствии с теми задачами, которые решала страна.

Ключевые слова: Общеобразовательная школа, профессиональное образование, безграмотность, система образования, учительство, модернизация, развитие, Иркутская область.

Oбразование и воспитание имеют непреходящую ценность, поскольку школа приобщает подрастающее поколение к культуре, накопленной многими предшествующими поколениями, готовит человека к профессиональной деятельности, способствует формированию национального самосознания. Уже в силу этих обстоятельств история народного образования всегда будет привлекать внимание исследователей. Деятельность государства в образовательном процессе, воспитании и обучении граждан страны в последнее время становится более активной. Одновременно с этим все чаще в информационном пространстве озвучивается мысль о том, что в России  пришло время мобилизации [2, 3, 11]. Такой подход вполне оправдан с позиции нынешнего социально-экономического состояния страны. В связи с этим растет интерес к опыту СССР периода 30-40-х гг. XX в., когда в кратчайшие сроки была осуществлена модернизация страны, позволившая не только выиграть самую страшную в истории человечества войну, но и восстановить разрушенное войной хозяйство, укрепиться на новых территориях, приобрести геополитической статус сверхдержавы.  

Автор рассматривает особенности развития и функционирования народного образования Иркутского региона в один из самых драматичных периодов советской истории – 1937-1953  гг., период подготовки к войне, военного периода, восстановления народного хозяйства и укрепления позиций советского государства на новых пространствах, чему тогдашнее руководство страны придавало чрезвычайно важное значение. Это – особый период от начала перевода экономики на военное положение до перехода всей экономики государства в режим мобилизационного развития в связи с напряженной внешней обстановкой и возможностью военных столкновений.

Признаками мобилизационной экономики являются высокий рост базовых отраслей и военной промышленности, государственное распределение ресурсов и продуктов производства, искусственное ценообразование, нормированное потребление, жесткая производственная дисциплина, регламентация всех сфер жизни, а также идеологическая цензура, внесудебное карательное право, определенная изоляция от внешнего мира. Именно эти ее черты в наибольшей степени проявились в период 1937-1953 гг.

Важнейшей составляющей модернизации являлось воспитание и образование граждан. В конце 1930-х – начале 1950-х гг. СССР продемонстрировал всему миру опыт создания широкой образовательной базы в стране (всеобуч, образование взрослых, обучение неграмотных и малограмотных) и создал четкую образовательную систему, основанную на принципе преемственности ступеней обучения.

В эти годы перед школой стояла задача привлечения максимального количества граждан к получению образования (хотя бы начального). Также для защиты страны требовались высококлассные специалисты, способные за считанные годы подготовить ее к победе в войне: не только и не столько военные, а техники и инженеры. Следует напомнить, что к 1937 г. лишь половина населения страны Советов имела начальное образование, т.е. умела читать и писать. В условиях нависшей угрозы руководство СССР уделяло особое внимание укреплению духа советского народа. С этой точки зрения, обращение к этому опыту, выявление особенностей образовательного и воспитательного процесса в чрезвычайных условиях мобилизационного развития является актуальной  задачей исторической науки.

Автор не ставит задачу во всем объеме проанализировать количественные параметры, характеризующие развитие системы народного образования Иркутской области. Главное заключается в том, чтобы рассмотреть тенденции и процессы в системе народного образования в условиях мобилизации всех сил государства в период 1937-1953 гг. Заявленная тема актуальна и сегодня не только теоретически и познавательно. Ее практический аспект важен и необходим в современных условиях для понимания места и роли школы и учителей в формировании мировоззрения подрастающего поколения в сложнейших социально-экономических и политических условиях.

Основными проблемами советской школы накануне Великой отечественной войны в являлись включение в образовательный процесс всех детей школьного возраста, повышение качества образования, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

На протяжении 1930-40-х годов остро стояла проблема привлечения в школы детей и молодёжи, которые в силу разных причин не посещали занятия и не получали образование. Проблема осложнялась материальными трудностями многих семей, нехваткой интернатов. В период 1937-1945 гг. в Иркутской области свыше 3 тысяч детей не посещали школу по разным причинам (отдаленность школы, нехватка одежды и обуви и др.) [7, С. 82]. Подготовка к каждому учебному году проходила в регионе крайне слабо: ремонт и строительство школ были развернуты в период августа, финансовые организации задерживали финансирование отделов народного образования, укомплектование школ учителями начиналось после начала учебного года, особенно в отдаленных районах. Обеспечение учебниками и наглядными пособиями для полного удовлетворения спроса школ не велось [9, С. 231].

Вместе с тем имелись в области школы, где в этот период велась активная воспитательно-методическая работа, была обеспечена 100-процентная успеваемость (средняя школа Иркутского района, Охачинская школа Тулунского района, начальная школа Балаганского района, средняя школа Эхирит-Булагатского района) [9, С. 231].

Война и временная вражеская оккупация ряда территорий тяжело отразились на состоянии советской школы, серьезно затормозили осуществление Закона о всеобщем обязательном семилетнем обучении. Однако в экстремальных условиях военного времени школа, органы народного образования, в том числе и Иркутской области, настойчиво работали над осуществлением всеобуча, повышением идейно-теоретического уровня и качества обучения и воспитания учащихся, привлечением их к общественно полезному труду в помощь фронту [8, С. 468]. Являясь мощной тыловой базой страны в экономическом отношении, Сибирь представляла собой гигантский пространственный резерв, практически неуязвимый для противника. Это обстоятельство в немалой степени обусловило эвакуацию в Сибирь (в частности в Иркутскую область) промышленных предприятий, учреждений культуры и образования из прифронтовой полосы.

В послевоенный период в условиях перехода экономики и всего уклада жизни на мирные рельсы органы власти проявляли особую заботу о восстановлении и дальнейшем развитии системы народного образования. Уже в первом послевоенном 1945-1946 учебном году была проведена большая работа по уточнению и упорядочению сети школ, учету детей, подлежащих обучению, (что в значительной мере осложнялось в связи с реэвакуацией населения), по освобождению, ремонту и оборудованию школьных зданий, используемых не по назначению.

К началу 1950-х годов в решении проблемы «всеобуча» удалось значительно продвинуться вперед [10, С. 8]. Наиболее интенсивно развивались семилетние (увеличилось общее число по области на 126%) и средние (рост на 86%) школы. Общее количество учащихся по области в указанный период увеличилось на 6%. При этом контингент учащихся в начальной школе сократился на 28%. Значительно возросло количество учеников на третьей ступени обучения (средняя школа), достигнув 18,1 тысяч человек, т.е. в 2,3 раза (230%). Это можно объяснить социальными факторами: в школы пошли дети, родившиеся в годы войны, и молодежь, не получившая образование до войны.

По сравнению с 1937-1938  учебным годом в 1952-1953  учебном году общее число школ возросло в 1,4 раза, а число учащихся в них увеличилось в 8 раз. Непропорциональный рост контингента учащихся и школьного строительства обострил проблему нехватки школьных помещений. За указанный период количество школ увеличилось только в 4,7 раза, тогда как контингент учащихся вырос почти в 11 раз. Следовательно, проблема школьного строительства при высоких показателях застройки и введения школ в эксплуатацию до войны решена не была.

В целом органы власти в этот период, в силу объективных причин, ослабили контроль за субъектами образовательной деятельности.

В исследуемый период остро стояла проблема ликвидации неграмотности и малограмотности среди населения Иркутской области, вовлечения взрослого населения области в образовательный процесс. Властями государства был разработан и утвержден комплекс мер по ликвидации безграмотности среди взрослого населения.

За предвоенный период в Иркутской области было обучено 62363 неграмотных и 78022. Накануне войны в образовательный процесс было включено 39% неграмотного и 37,5% малограмотного населения Иркутской области. В Иркутске общий контингент взрослых учащихся за период 1937-1940 гг. достиг 25,6 тысяч человек. К 1939 г. проблема неграмотности в Иркутской области была в основном решена [5, С. 293].

В рассматриваемые годы изменился и возрастной состав учащихся. С введением всеобщего обязательного начального, а затем и семилетнего обучения подростки стали учиться в массовых школах, а число учащихся в школах неграмотных и малограмотных в возрасте до 16 лет сокращалось.

Проблема повышение образовательного уровня взрослого населения решалась методами активизации процесса вовлечения учащихся в школы рабочей и сельской молодежи Иркутской области в 1937-1953 гг.

В годы Великой Отечественной войны значительная часть подростков по разным причинам (массовая эвакуация из прифронтовых районов, потеря кормильца, необходимость работать, чтобы помочь семье, и др.) оставили школы, не закончив семи классов. Важная роль в руководстве работой органов народного образования отводилась вовлечению в школы молодежи, которая в годы войны не смогла получить образование. С целью активизации этой работы бюро обкома ВКП (б) в сентябре 1949 г. рекомендовало партийным органам считать организацию школ рабочей и сельской молодежи наиболее важным и перспективным направлением работы.

Деятельность правительства в системе профессионально-технического образования была направлена на усиление подготовки профессиональных кадров и развитие тех форм работы, которые бы позволили в нужном количестве подготовить квалифицированных рабочих и других специалистов народного хозяйства в условиях мобилизационного социализма. Например,  система начального и среднего профессионального образования была дифференцирована в соответствии с потребностями народного хозяйства и с учетом интересов молодежи.

В Иркутской области было создано 19 техникумов (советской торговли, 2 сельскохозяйственных, кооперативный, горный, зооветеринарный и др.), 6 педагогических училищ (Черемховское, Нижнеудинское, Тулунское, Киренское, Иркутское, Боханское), 2 медицинские школы, 4 рабочих факультета, где ежегодно обучалось около 5 тысяч человек [4, С. 25]. Если в 1940 г. выпуск молодых специалистов средней квалификации в Иркутской области составил 3200 человек, то в 1953 г. он вырос в 2 раза и достиг 6500 человек.

Накануне войны в Иркутске находились следующие ВУЗы: ИГУ имени А.А. Жданова, ИГМИ, ИФЭИ, горно-металлургический институт, педагогический институт, институт железнодорожного транспорта, коммунистический университет, промышленная академия и др. Численность студентов на 1 сентября 1938 г. составила 5339.

Поступательное развитие высшего образования Иркутской области нарушило начало Великой Отечественной войны. В первые же месяцы войны сменили учебу и работу в ВУЗе на винтовки более 400 студентов и научных работников Иркутских институтов [1].

Задачи послевоенного развития экономики Иркутской области и страны в целом выдвинули на первый план проблему ускорения темпов подготовки специалистов высшей квалификации. Например, в Иркутском государственном университете имени А.А. Жданова в послевоенное время была расширена подготовка специалистов по естественным и общественным наукам [4, С. 26].

Система подготовки педагогических кадров определила направления учебной и воспитательной работы учителей Иркутской области по оптимизации учебного процесса, развитию познавательной активности учащихся, введению технических средств обучения. Следует также отметить, что возникшие в этот период в педагогической науке и школьной практике плодотворные идеи в силу сложившегося  стиля руководства народным образованием и не получили достаточного развития и не оказали влияния на массовую практику (например, дифференциация обучения, коммунарская методика воспитательной работы).

В течение указанного периода потребность в учительских кадрах возрастала. Общее число учителей выросло в 1,8 раза: с 5829 в 1937-1938 учебном году до 10555 в 1952 - 1953 учебном году [10, С. 9]. Но при этом в школы вливалась большая масса учителей без достаточного общеобразовательного уровня и педагогической квалификации. В школах Иркутской области в 1940 г. работало только 1755 учителей, имеющих высшее образование (16.6% от общего числа). Неполное высшее образование имели 2602 человека (24.7%). 5737 работников школ (54.4 %) получили среднее педагогическое и общее среднее образование. Без профессионального образования в школе работал 461 учитель (4.4 %).

Низкий общеобразовательный уровень учителей и отсутствие у них педагогической подготовки являлись главным препятствием в повышении качества учебной работы. При этом подготовка педагогических кадров до начала 1930-х годов осуществлялась только через педагогический факультет Иркутского университета.

Проблема восстановления сети педагогических учебных заведений в Иркутской области, укрепления их учебно-материальной базы и увеличения контингентов студентов рассматривалась в числе неотложных и важнейших задач и после окончания Великой Отечественной войны.

Системе повышения квалификации педагогическими работниками была представлена Иркутским институтом усовершенствования учителей, созданным в 1930 г. Он совместно с ВУЗами проводил повышение квалификации педагогических работников разных специальностей, ежегодно охватывая до 450 человек [6, С. 337].

В период 1937-1953 гг. одной из ведущих форм повышения квалификации работников системы образования стало заочное обучение при педагогических учебных заведениях, через которое прошли многие тысячи учителей и которое не потеряло своей актуальности и сегодня. По данным ИРТАСС на 1 октября 1939 г. 600 учителей Иркутской области было зачислено на заочное отделение Иркутского педагогического училища. Но лишь 314 человек (52%) приступили к обучению, из которых успешно сдали экзамены только 29% (90 человек).

 Такая низкая популярность заочного образования в Иркутской области связана в первую очередь с низкой организацией работы на местах, отсутствием сведений о педагогических училищах. Тем не менее ситуация с педагогическими кадрами постепенно нормализовалась благодаря работе местных органов власти.

В 1937-1953 гг. перед системой народного образования стояла задача привлечения максимального количества граждан к получению образования (хотя бы начального). Решая поставленную задачу, советское руководство стремилось создать оптимальные условия для всеобуча: строительство школьных зданий, материально-техническое оснащение школы, подготовка педагогических кадров для работы в школах.

По сравнению с 1937-1938  учебным годом в 1952-1953  учебном году общее число школ возросло в 1,4 раза, а число учащихся в них увеличилось в 8 раз. Рост контингента и ВУЗов, и техникумов, и педучилищ составил от 16 до 50 (в 3 раза) и соответственно учащихся с 5165 до 46225 человек, т.е. 9 раз.

Послевоенный период в истории школьного образования отмечен возвратом к проблемам, которые были обозначены в 1937 г.: семилетний всеобуч и совершенствование учебной работы. Эти проблемы были закономерны, т. к. война внесла свои коррективы в планы руководства страны относительно образования. Теперь это требовало дополнительных мер и средств для возвращения детей в школы и обучения взрослых, не успевших получить образование до войны.

Многие современные тенденции в сфере образования в значительной степени являются следствием всего предыдущего социально-культурного развития нашей страны, в первую очередь, деятельности советской системы образования, советской школы. Ретроспективное изучение процессов, происходивших в области образования в период 1937-1953 гг., приобретает особое значение для более глубокого осмысления и таких социально-культурных явлений сегодняшнего времени, как снижение качества образования, негативное отношение молодежи к советскому прошлому страны, отсутствие правовой культуры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев С.М. Система образования Иркутской области (1917 – 1956 гг.): опыт, проблемы, решения: Дис. …канд. ист. наук. – Иркутск, 2003. – 269 с.
2. Баканов С.А. Мобилизационная модель развития советского общества: проблемы теории и историографии // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 18 (309). 2013. С. 87-92. .
3. Воронцов С.А., Белоусов В.Т. О возможности реализации мобилизационного типа развития России в XXI в. // Власть. Вып. № 5. 2015. С. 23-28. .
4. Делегеоз Е.Г. Cистема профессионального образования Иркутской области в условиях мобилизационного развития страны (1937-1953 гг.) // Наука и культура России : VIII международная научно-практическая конференция / редкол.: А.В. Ковтунов. – Самара : СамГУПС, 2011. – С. 25-27. .
5. Делегеоз Е.Г. Ликвидация безграмотности в Иркутской области // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2009. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 293-296. .
6. Делегеоз Е.Г. Система переподготовки и повышения квалификации работников образования Иркутской области (1937-1953гг.) // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2012. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. – С. 336- 340. .
7. Делегеоз Е.Г. Общеобразовательная школа в первые годы существования Иркутской области // Культура. Наука. Образование. № 2 (19). 2011. С. 78-84. .
8. Делегеоз Е.Г. Особенности работы школы в условиях войны (на примере Иркутской области) // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2015. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – С. 467-471. .
9. Делегеоз Е.Г. Школа и партийное руководство в воспитании подрастающего поколения (на примере Иркутской области. 1937-1953 гг.) // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2006. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. – С. 230-232. .
10. Меньшиков Л.П. Народное образование Иркутской области в 1937 – 1997 гг.: учебное пособие. – Иркутск, 1997. -53с. .
11. Морозов Н.М. Мобилизационный путь развития российской цивилизации // Вестник Томского государственного университета. История. Вып. № 2 (14). 2011. С. 175-184.
 



© 
Е.Г. Делегеоз, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru