viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.Г. Делегеоз,  (К.ист.н., доцент, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»)

Серия «Гуманитарные науки» # 3  2016

Общеобразовательная школа
В статье на материалах Иркутской области представлены особенности функционирования и развития системы общеобразовательной, средней специальной и высшей школы в чрезвычайных условиях мобилизационного развития. Подготовка к войне, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., послевоенный восстановительный период и начало «холодной войны» внесли свои коррективы в ход истории страны. Вся жизнь общества, в том числе и система образования, были подчинены нуждам этого времени. В этот период и школа, и профессиональные учебные заведения функционировали в чрезвычайных условиях, требовавших максимальной мобилизации людских, технических и материальных ресурсов в соответствии с теми задачами, которые решала страна.

Ключевые слова: Общеобразовательная школа, профессиональное образование, безграмотность, система образования, учительство, модернизация, развитие, Иркутская область.

Oбразование и воспитание имеют непреходящую ценность, поскольку школа приобщает подрастающее поколение к культуре, накопленной многими предшествующими поколениями, готовит человека к профессиональной деятельности, способствует формированию национального самосознания. Уже в силу этих обстоятельств история народного образования всегда будет привлекать внимание исследователей. Деятельность государства в образовательном процессе, воспитании и обучении граждан страны в последнее время становится более активной. Одновременно с этим все чаще в информационном пространстве озвучивается мысль о том, что в России  пришло время мобилизации [2, 3, 11]. Такой подход вполне оправдан с позиции нынешнего социально-экономического состояния страны. В связи с этим растет интерес к опыту СССР периода 30-40-х гг. XX в., когда в кратчайшие сроки была осуществлена модернизация страны, позволившая не только выиграть самую страшную в истории человечества войну, но и восстановить разрушенное войной хозяйство, укрепиться на новых территориях, приобрести геополитической статус сверхдержавы.  

Автор рассматривает особенности развития и функционирования народного образования Иркутского региона в один из самых драматичных периодов советской истории – 1937-1953  гг., период подготовки к войне, военного периода, восстановления народного хозяйства и укрепления позиций советского государства на новых пространствах, чему тогдашнее руководство страны придавало чрезвычайно важное значение. Это – особый период от начала перевода экономики на военное положение до перехода всей экономики государства в режим мобилизационного развития в связи с напряженной внешней обстановкой и возможностью военных столкновений.

Признаками мобилизационной экономики являются высокий рост базовых отраслей и военной промышленности, государственное распределение ресурсов и продуктов производства, искусственное ценообразование, нормированное потребление, жесткая производственная дисциплина, регламентация всех сфер жизни, а также идеологическая цензура, внесудебное карательное право, определенная изоляция от внешнего мира. Именно эти ее черты в наибольшей степени проявились в период 1937-1953 гг.

Важнейшей составляющей модернизации являлось воспитание и образование граждан. В конце 1930-х – начале 1950-х гг. СССР продемонстрировал всему миру опыт создания широкой образовательной базы в стране (всеобуч, образование взрослых, обучение неграмотных и малограмотных) и создал четкую образовательную систему, основанную на принципе преемственности ступеней обучения.

В эти годы перед школой стояла задача привлечения максимального количества граждан к получению образования (хотя бы начального). Также для защиты страны требовались высококлассные специалисты, способные за считанные годы подготовить ее к победе в войне: не только и не столько военные, а техники и инженеры. Следует напомнить, что к 1937 г. лишь половина населения страны Советов имела начальное образование, т.е. умела читать и писать. В условиях нависшей угрозы руководство СССР уделяло особое внимание укреплению духа советского народа. С этой точки зрения, обращение к этому опыту, выявление особенностей образовательного и воспитательного процесса в чрезвычайных условиях мобилизационного развития является актуальной  задачей исторической науки.

Автор не ставит задачу во всем объеме проанализировать количественные параметры, характеризующие развитие системы народного образования Иркутской области. Главное заключается в том, чтобы рассмотреть тенденции и процессы в системе народного образования в условиях мобилизации всех сил государства в период 1937-1953 гг. Заявленная тема актуальна и сегодня не только теоретически и познавательно. Ее практический аспект важен и необходим в современных условиях для понимания места и роли школы и учителей в формировании мировоззрения подрастающего поколения в сложнейших социально-экономических и политических условиях.

Основными проблемами советской школы накануне Великой отечественной войны в являлись включение в образовательный процесс всех детей школьного возраста, повышение качества образования, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

На протяжении 1930-40-х годов остро стояла проблема привлечения в школы детей и молодёжи, которые в силу разных причин не посещали занятия и не получали образование. Проблема осложнялась материальными трудностями многих семей, нехваткой интернатов. В период 1937-1945 гг. в Иркутской области свыше 3 тысяч детей не посещали школу по разным причинам (отдаленность школы, нехватка одежды и обуви и др.) [7, С. 82]. Подготовка к каждому учебному году проходила в регионе крайне слабо: ремонт и строительство школ были развернуты в период августа, финансовые организации задерживали финансирование отделов народного образования, укомплектование школ учителями начиналось после начала учебного года, особенно в отдаленных районах. Обеспечение учебниками и наглядными пособиями для полного удовлетворения спроса школ не велось [9, С. 231].

Вместе с тем имелись в области школы, где в этот период велась активная воспитательно-методическая работа, была обеспечена 100-процентная успеваемость (средняя школа Иркутского района, Охачинская школа Тулунского района, начальная школа Балаганского района, средняя школа Эхирит-Булагатского района) [9, С. 231].

Война и временная вражеская оккупация ряда территорий тяжело отразились на состоянии советской школы, серьезно затормозили осуществление Закона о всеобщем обязательном семилетнем обучении. Однако в экстремальных условиях военного времени школа, органы народного образования, в том числе и Иркутской области, настойчиво работали над осуществлением всеобуча, повышением идейно-теоретического уровня и качества обучения и воспитания учащихся, привлечением их к общественно полезному труду в помощь фронту [8, С. 468]. Являясь мощной тыловой базой страны в экономическом отношении, Сибирь представляла собой гигантский пространственный резерв, практически неуязвимый для противника. Это обстоятельство в немалой степени обусловило эвакуацию в Сибирь (в частности в Иркутскую область) промышленных предприятий, учреждений культуры и образования из прифронтовой полосы.

В послевоенный период в условиях перехода экономики и всего уклада жизни на мирные рельсы органы власти проявляли особую заботу о восстановлении и дальнейшем развитии системы народного образования. Уже в первом послевоенном 1945-1946 учебном году была проведена большая работа по уточнению и упорядочению сети школ, учету детей, подлежащих обучению, (что в значительной мере осложнялось в связи с реэвакуацией населения), по освобождению, ремонту и оборудованию школьных зданий, используемых не по назначению.

К началу 1950-х годов в решении проблемы «всеобуча» удалось значительно продвинуться вперед [10, С. 8]. Наиболее интенсивно развивались семилетние (увеличилось общее число по области на 126%) и средние (рост на 86%) школы. Общее количество учащихся по области в указанный период увеличилось на 6%. При этом контингент учащихся в начальной школе сократился на 28%. Значительно возросло количество учеников на третьей ступени обучения (средняя школа), достигнув 18,1 тысяч человек, т.е. в 2,3 раза (230%). Это можно объяснить социальными факторами: в школы пошли дети, родившиеся в годы войны, и молодежь, не получившая образование до войны.

По сравнению с 1937-1938  учебным годом в 1952-1953  учебном году общее число школ возросло в 1,4 раза, а число учащихся в них увеличилось в 8 раз. Непропорциональный рост контингента учащихся и школьного строительства обострил проблему нехватки школьных помещений. За указанный период количество школ увеличилось только в 4,7 раза, тогда как контингент учащихся вырос почти в 11 раз. Следовательно, проблема школьного строительства при высоких показателях застройки и введения школ в эксплуатацию до войны решена не была.

В целом органы власти в этот период, в силу объективных причин, ослабили контроль за субъектами образовательной деятельности.

В исследуемый период остро стояла проблема ликвидации неграмотности и малограмотности среди населения Иркутской области, вовлечения взрослого населения области в образовательный процесс. Властями государства был разработан и утвержден комплекс мер по ликвидации безграмотности среди взрослого населения.

За предвоенный период в Иркутской области было обучено 62363 неграмотных и 78022. Накануне войны в образовательный процесс было включено 39% неграмотного и 37,5% малограмотного населения Иркутской области. В Иркутске общий контингент взрослых учащихся за период 1937-1940 гг. достиг 25,6 тысяч человек. К 1939 г. проблема неграмотности в Иркутской области была в основном решена [5, С. 293].

В рассматриваемые годы изменился и возрастной состав учащихся. С введением всеобщего обязательного начального, а затем и семилетнего обучения подростки стали учиться в массовых школах, а число учащихся в школах неграмотных и малограмотных в возрасте до 16 лет сокращалось.

Проблема повышение образовательного уровня взрослого населения решалась методами активизации процесса вовлечения учащихся в школы рабочей и сельской молодежи Иркутской области в 1937-1953 гг.

В годы Великой Отечественной войны значительная часть подростков по разным причинам (массовая эвакуация из прифронтовых районов, потеря кормильца, необходимость работать, чтобы помочь семье, и др.) оставили школы, не закончив семи классов. Важная роль в руководстве работой органов народного образования отводилась вовлечению в школы молодежи, которая в годы войны не смогла получить образование. С целью активизации этой работы бюро обкома ВКП (б) в сентябре 1949 г. рекомендовало партийным органам считать организацию школ рабочей и сельской молодежи наиболее важным и перспективным направлением работы.

Деятельность правительства в системе профессионально-технического образования была направлена на усиление подготовки профессиональных кадров и развитие тех форм работы, которые бы позволили в нужном количестве подготовить квалифицированных рабочих и других специалистов народного хозяйства в условиях мобилизационного социализма. Например,  система начального и среднего профессионального образования была дифференцирована в соответствии с потребностями народного хозяйства и с учетом интересов молодежи.

В Иркутской области было создано 19 техникумов (советской торговли, 2 сельскохозяйственных, кооперативный, горный, зооветеринарный и др.), 6 педагогических училищ (Черемховское, Нижнеудинское, Тулунское, Киренское, Иркутское, Боханское), 2 медицинские школы, 4 рабочих факультета, где ежегодно обучалось около 5 тысяч человек [4, С. 25]. Если в 1940 г. выпуск молодых специалистов средней квалификации в Иркутской области составил 3200 человек, то в 1953 г. он вырос в 2 раза и достиг 6500 человек.

Накануне войны в Иркутске находились следующие ВУЗы: ИГУ имени А.А. Жданова, ИГМИ, ИФЭИ, горно-металлургический институт, педагогический институт, институт железнодорожного транспорта, коммунистический университет, промышленная академия и др. Численность студентов на 1 сентября 1938 г. составила 5339.

Поступательное развитие высшего образования Иркутской области нарушило начало Великой Отечественной войны. В первые же месяцы войны сменили учебу и работу в ВУЗе на винтовки более 400 студентов и научных работников Иркутских институтов [1].

Задачи послевоенного развития экономики Иркутской области и страны в целом выдвинули на первый план проблему ускорения темпов подготовки специалистов высшей квалификации. Например, в Иркутском государственном университете имени А.А. Жданова в послевоенное время была расширена подготовка специалистов по естественным и общественным наукам [4, С. 26].

Система подготовки педагогических кадров определила направления учебной и воспитательной работы учителей Иркутской области по оптимизации учебного процесса, развитию познавательной активности учащихся, введению технических средств обучения. Следует также отметить, что возникшие в этот период в педагогической науке и школьной практике плодотворные идеи в силу сложившегося  стиля руководства народным образованием и не получили достаточного развития и не оказали влияния на массовую практику (например, дифференциация обучения, коммунарская методика воспитательной работы).

В течение указанного периода потребность в учительских кадрах возрастала. Общее число учителей выросло в 1,8 раза: с 5829 в 1937-1938 учебном году до 10555 в 1952 - 1953 учебном году [10, С. 9]. Но при этом в школы вливалась большая масса учителей без достаточного общеобразовательного уровня и педагогической квалификации. В школах Иркутской области в 1940 г. работало только 1755 учителей, имеющих высшее образование (16.6% от общего числа). Неполное высшее образование имели 2602 человека (24.7%). 5737 работников школ (54.4 %) получили среднее педагогическое и общее среднее образование. Без профессионального образования в школе работал 461 учитель (4.4 %).

Низкий общеобразовательный уровень учителей и отсутствие у них педагогической подготовки являлись главным препятствием в повышении качества учебной работы. При этом подготовка педагогических кадров до начала 1930-х годов осуществлялась только через педагогический факультет Иркутского университета.

Проблема восстановления сети педагогических учебных заведений в Иркутской области, укрепления их учебно-материальной базы и увеличения контингентов студентов рассматривалась в числе неотложных и важнейших задач и после окончания Великой Отечественной войны.

Системе повышения квалификации педагогическими работниками была представлена Иркутским институтом усовершенствования учителей, созданным в 1930 г. Он совместно с ВУЗами проводил повышение квалификации педагогических работников разных специальностей, ежегодно охватывая до 450 человек [6, С. 337].

В период 1937-1953 гг. одной из ведущих форм повышения квалификации работников системы образования стало заочное обучение при педагогических учебных заведениях, через которое прошли многие тысячи учителей и которое не потеряло своей актуальности и сегодня. По данным ИРТАСС на 1 октября 1939 г. 600 учителей Иркутской области было зачислено на заочное отделение Иркутского педагогического училища. Но лишь 314 человек (52%) приступили к обучению, из которых успешно сдали экзамены только 29% (90 человек).

 Такая низкая популярность заочного образования в Иркутской области связана в первую очередь с низкой организацией работы на местах, отсутствием сведений о педагогических училищах. Тем не менее ситуация с педагогическими кадрами постепенно нормализовалась благодаря работе местных органов власти.

В 1937-1953 гг. перед системой народного образования стояла задача привлечения максимального количества граждан к получению образования (хотя бы начального). Решая поставленную задачу, советское руководство стремилось создать оптимальные условия для всеобуча: строительство школьных зданий, материально-техническое оснащение школы, подготовка педагогических кадров для работы в школах.

По сравнению с 1937-1938  учебным годом в 1952-1953  учебном году общее число школ возросло в 1,4 раза, а число учащихся в них увеличилось в 8 раз. Рост контингента и ВУЗов, и техникумов, и педучилищ составил от 16 до 50 (в 3 раза) и соответственно учащихся с 5165 до 46225 человек, т.е. 9 раз.

Послевоенный период в истории школьного образования отмечен возвратом к проблемам, которые были обозначены в 1937 г.: семилетний всеобуч и совершенствование учебной работы. Эти проблемы были закономерны, т. к. война внесла свои коррективы в планы руководства страны относительно образования. Теперь это требовало дополнительных мер и средств для возвращения детей в школы и обучения взрослых, не успевших получить образование до войны.

Многие современные тенденции в сфере образования в значительной степени являются следствием всего предыдущего социально-культурного развития нашей страны, в первую очередь, деятельности советской системы образования, советской школы. Ретроспективное изучение процессов, происходивших в области образования в период 1937-1953 гг., приобретает особое значение для более глубокого осмысления и таких социально-культурных явлений сегодняшнего времени, как снижение качества образования, негативное отношение молодежи к советскому прошлому страны, отсутствие правовой культуры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев С.М. Система образования Иркутской области (1917 – 1956 гг.): опыт, проблемы, решения: Дис. …канд. ист. наук. – Иркутск, 2003. – 269 с.
2. Баканов С.А. Мобилизационная модель развития советского общества: проблемы теории и историографии // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 18 (309). 2013. С. 87-92. .
3. Воронцов С.А., Белоусов В.Т. О возможности реализации мобилизационного типа развития России в XXI в. // Власть. Вып. № 5. 2015. С. 23-28. .
4. Делегеоз Е.Г. Cистема профессионального образования Иркутской области в условиях мобилизационного развития страны (1937-1953 гг.) // Наука и культура России : VIII международная научно-практическая конференция / редкол.: А.В. Ковтунов. – Самара : СамГУПС, 2011. – С. 25-27. .
5. Делегеоз Е.Г. Ликвидация безграмотности в Иркутской области // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2009. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 293-296. .
6. Делегеоз Е.Г. Система переподготовки и повышения квалификации работников образования Иркутской области (1937-1953гг.) // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2012. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. – С. 336- 340. .
7. Делегеоз Е.Г. Общеобразовательная школа в первые годы существования Иркутской области // Культура. Наука. Образование. № 2 (19). 2011. С. 78-84. .
8. Делегеоз Е.Г. Особенности работы школы в условиях войны (на примере Иркутской области) // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2015. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – С. 467-471. .
9. Делегеоз Е.Г. Школа и партийное руководство в воспитании подрастающего поколения (на примере Иркутской области. 1937-1953 гг.) // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2006. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. – С. 230-232. .
10. Меньшиков Л.П. Народное образование Иркутской области в 1937 – 1997 гг.: учебное пособие. – Иркутск, 1997. -53с. .
11. Морозов Н.М. Мобилизационный путь развития российской цивилизации // Вестник Томского государственного университета. История. Вып. № 2 (14). 2011. С. 175-184.
 



© 
Е.Г. Делегеоз, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru