viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Л.Ю. Фетисова,  (Соискатель, Тюменский государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Толерантность
Данная статья посвящена проблеме формирования толерантности молодого поколения в условиях роста социальной напряженности в современном обществе посредством иноязычной культуры. В педагогической практике акцент нужно делать на создание определенных благоприятных условий для процесса формирования толерантности. Обучение диалогу культур является важным фактором для развития толерантной личности студента.

Ключевые слова: Толерантность, личностное развитие, иностранный язык, диалог культур, восприятие.

 

Согласно Декларации принципов толерантности, понятие «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций.

Можно предположить, что принцип толерантности является фундаментальным, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Следуя принципу толерантности, человечество может эффективно взаимодействовать и вести диалог с представителями других культур на бесконфликтной основе. Чтобы достичь желаемого результата, у учащихся необходимо формировать не только языковые умения, но и определенные личностные качества. К таким личностным качествам необходимо, прежде всего, отнести межкультурную толерантность, т.е. способность понимать, принимать культурные особенности представителя другой культуры, видя в нем носителя иных ценностей, иной логики мышления, иных форм поведения и тем самым избегать межкультурного конфликта.  [1]

Педагогический контент данного явления столь многопланов, что до сих пор ученые, педагоги не выработали единого взгляда на содержательное наполнение данного понятия, поскольку данное понятие используется в различных областях знаний: этике, психологии, политике, философии, медицине, теологии, педагогике и др.

Актуализация толерантности зависит от усилий самого человека, наличия у него социально активной позиции, подлежит ли он целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и самовоспитания (А.А. Гусейнов, Д.В. Зиновьев, П.Ф. Комогоров, А.А. Реан, В.А. Ситаров, П.Ф. Степанов, и др.) [8]

По мнению Е.В. Обориной, в педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, родовое существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие. [4]

Следует отметить, что именно процесс обучения иностранным языкам способствует формированию толерантности. Так как под целью обучения иностранным языкам следует понимать формирование личности учащегося, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне, следовательно, в связи с этим, языковое образование диктует необходимость формировать у учащегося готовность и способность жить и работать в меняющемся мире с его проблемами, успешно осуществлять различные формы общения с представителями иной культуры.

Мы не можем не согласиться с тем фактом, что от содержания и направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. И, по мнению педагогов, современной задачей образования является ориентация на человека и его развитие.

По мнению методистов, для формирования межкультурной толерантности при обучении иностранным языкам необходимо проводить целенаправленное педагогическое воздействие по развитию признаков когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов межкультурной толерантности. При этом необходимо соблюдать принцип личностно ориентированной направленности обучения.  

Для достижения цели, а именно формирования межкультурной толерантности, процесс обучения иностранным языкам должен иметь творческую составляющую и должен носить деятельностный  характер, который состоит в признании того, что развитие личности происходит не только в процессе  обучения и воспитания, но и в процессе взаимодействия с общественной средой, т. е. в созидательной деятельности самих учащихся.

Известно, что формирование межкультурной толерантности при обучении иностранному языку как средству межкультурного общения возможно лишь тогда, когда обучение приближено к реальному общению.  Учащихся необходимо обучать толерантному коммуникативному поведению, которое связано с формированием вежливости, навыков речевого этикета, политкорректности и культуры общения. Это означает – обучение формулам вежливого обращения, а именно умению дать эмоциональную оценку (выразить радость, удовольствие, симпатию, расположение, удовлетворение, интерес, одобрение, умение успокоить кого-либо), умение выразить согласие, поощрение к действию, предложение помощи, приглашение, принятие приглашения и т. д. [1]

Обучение диалогу культур студентов является весьма сложной задачей, поскольку предполагает, восприятие иноязычной культуры. Соответственно, возникает вопрос, какова технология обучения, способствующая эффективному восприятию инокультуры. Как отмечает С. Сторти: «Мы говорим о приобщении к культуре, но в действительности, мы приобщаемся не к культуре, а к поведению. Культура, система верований и ценностей, разделяемая определенной группой людей, является абстракцией, которая может быть оценена интеллектуально, но на самом деле именно поведение мы ощущаем как наиболее основное проявление культуры» [9, 119].

Для того, чтобы уровень знаний иностранного языка студентов соответствовал требованиям профессиональной практики, важно охватить следующие разделы: лексический состав, который необходим для успешной коммуникации на иностранном языке; знание соответствующих грамматических правил; умения, навыки общения на иностранном языке; параязыковые и невербальные особенности общения на иностранном языке; особенности изучаемой культуры другого народа, включая страноведение и культуру повседневного общения; сравнение с соответствующими особенностями родной культуры. [2]

Для того, чтобы процесс обучения имел положительный результат, преподаватель должен использовать самые разнообразные формы и методы обучения и воспитания.

Необходимость формирования толерантности возникает с самых первых дней обучения, поскольку студенты, поступившие на учебу, являются представителями  разных микросоциумов, с разным жизненным опытом. Начиная с первого курса, важно обучать студентов критически относиться к своим взглядам, принимать других как значимых и ценных и быть толерантными к ним, что в свою очередь, способствует развитию положительного микроклимата в группе, развитию сотрудничества и гармонизации отношений.

Содержание воспитания толерантной личности активно разрабатывается современными учеными. Например, Е.И. Пассов считает основным содержанием воспитания следующие аспекты: воспитание иммунитета к национализму, шовинизму и т.п.; воспитание чувства патриотизма, желания достойно представлять свою страну, готовности защитить ее; воспитание понимания исторической роли народа (страны изучаемого языка) в международной жизни, уважения и доброго отношения к стране и ее народу, к его истории и традициям и т.д.; воспитание убежденности в преимуществах общечеловеческих ценностей; воспитание правильного отношения к ценностям истинным и мнимым. [5]

Подводя итог сказанному, следует отметить, что укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности необходимо в школах и университетах, в рамках неформального образования. И что, как не иноязычная культура, по мнению Е.В. Соловьевой, способна играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности, в умении представлять свою страну и ее культуру с учетом возможностей межкультурной интерференции, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их с помощью адекватных средств речевого взаимодействия; в деле формирования человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях образовательной и культурной интеграции. Иноязычная культура играет огромную роль в деле готовности студентов конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в зависимость от чужих приоритетов; в расширении профессионального опыта общения с представителями других культур; в овладении формами сотрудничества, обеспечивающими бесконфликтное, кооперативное общение с представителями инокультуры, в умении добиваться взаимопонимания; в развитии способности к иноязычной коммуникации без ущемления национального достоинства других людей. [8]

Следовательно, формирование толерантной личности студентов высшей школы средствами иностранного языка  предполагает становление нового ментального сознания, включающего наличие системы позитивных установок на межличностное общение и взаимодействие на основе диалога культур.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алешина А.И. Аксиологический подход к формированию межкультурной толерантности при обучении иностранным языкам:// Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки: материалы всероссийской научно-практической конференции/ А.И. Алешина. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – С. 1157-1163
2. Васильева А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка: // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заочн. науч. конф./ Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой — Пермь: Меркурий, 2011. — Т. II. С. 52-53
3. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. - № 4. - с. 48 - 60.
4. Оборина Е. В. Педагогический аспект феномена толерантности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 27-29.
5. Пассов Е.И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования / Е.И. Пассов. – Липецк. – 1998. – С. 67.
6. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. – 2001. – № 11–12. – С. 36–40
7. Ситарам К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, Когделл Р. // Человек. – 1992. - №5. – С. 106.
8. Тюлепаева Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. ... канд. пед. н. - Челябинск, 2011. - 26 с.
9. Storti C. The Art of Crossing Cultures. – Yarmouth, Maine: Intercultural Press, 1989. – 375 S.
 



© 
Л.Ю. Фетисова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru