viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

М.Ю. Титкова,  (Аспирант, Московский городской педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Экспериментальное обучение
В статье показывается процесс организации экспериментального обучения по развитию коммуникативных умений учащихся 5 класса и проверяется гипотеза об эффективности игровых технологий; рассматриваются требования, содержание, объем и основные цели обучения предмету в программе по русскому языку; сравниваются результаты констатирующего и итогового экспериментов в контрольном и экспериментальном классах и делается вывод о достаточно высоких результатах экспериментального обучения.

Ключевые слова: Экспериментальное обучение, коммуникативные умения, проверка гипотезы, констатирующий и итоговый эксперименты, результат обучения.

 

При анализе результатов экспериментального обучения, естественно, следует учитывать начальный уровень сформированности коммуникативных умений (актуальный уровень речевого развития) у школьников и динамику развития этих умений.

В целях установления актуального уровня и анализа динамики речевого развития у пятиклассников мы провели констатирующий, обучающие и итоговый эксперименты. Для проведения экспериментов были использованы материалы программных письменных работ – изложений и сочинений – и матрица текста, разработанная Е. В. Архиповой [1, с. 265–267] и дополненная нами в соответствии с предметом нашего исследования. Прослеживались следующие уровни речевого развития: текстовый, лексический и грамматический. Сравним результаты констатирующего и итогового экспериментов в контрольном и экспериментальном классах и сделаем вывод о результатах экспериментального обучения.

В рамках констатирующего эксперимента мы изучили государственные документы, определяющие методику обучения русскому языку в начальной школе, – стандарт и программу, провели анкетирование среди пятиклассников и учителей русского языка и литературы и учителей начальной школы, изучили  результаты изложения и сочинения. Таким образом мы уточнили, какие коммуникативные умения приобретаются учениками в начальной школе, какие упражнения (виды работ) вызывают затруднения у пятиклассников и какое направление работы по развитию речи школьников вызывает затруднения в работе учителей, констатировали средний (средний, ближе к низкому) общий уровень речевого развития пятиклассников и в контрольном (Кусп=0,62), и в экспериментальном (Кусп=0,59) классах (коэффициент успешности написания изложения или сочинения (Кусп) определяется как отношение количества набранных баллов к максимально возможному количеству баллов по матрице текста: Кусп=0,71–1 – высокий уровень; Кусп=0,51 – 0,7 – средний уровень; Кусп=0,5 и ниже – низкий (неудолетворительный) уровень). Проведенный констатирующий эксперимент позволил нам сделать необходимые методические выводы и сформулировать рабочую гипотезу нашего исследования: Подготовка пятиклассников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме будет более успешной, чем в массовой практике, если в процессе обучения русскому языку применять игровые педагогические технологии, рассчитанные на развитие коммуникативных умений – в первую очередь, в области лексики и синтаксиса текста [7, с. 21–32].

Далее для проверки нашей гипотезы мы разработали свой вариант игровой технологии развития коммуникативных умений учащихся 5 класса и применяли этот вариант в процессе обучения русскому языку в экспериментальном 5 классе с последующим анализом результатов в рамках итогового эксперимента в 6 классе, т. е. через год. Кроме того, для экспериментального класса были введены внеурочные занятия по русскому языку.

По условиям эксперимента в контрольном классе  продолжалось обучение по традиционной методике и без внеурочных занятий.

И в контрольном, и в экспериментальном классах дети обучались по «Государственному стандарту общего образования по русскому языку» (2004) по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и др. (научный редактор Н. М. Шанский).

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» «Государственного образовательного стандарта» в программе определяются «Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс V класса».

Уточним, какие коммуникативные умения приобретаются учениками в 5 классе. В «Требованиях…» программы указано, что «к концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками <…>.

Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями» [3, с. 15–16].

В соответствии с требованиями стандарта в программе определяются содержание, объем, а также основные цели обучения предмету. Мы обратили внимание на то, что (1) в программе не предполагается сочетание курсов русского языка и риторики (как это предполагалось в программе «Школа 2100» авторского коллектива Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и О. В. Прониной (научные руководители А. А. Леонтьев, Ш. А. Амонашвили), по которой обучались дети в начальной школе [3, с. 3–7]) [2], но специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса (34 ч для 5 класса); (2) темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи [3, с. 6]; (3) обязательной составной частью работы по развитию речи является работа над языковыми [речевыми. – М. Т.] ошибками [3, с. 8]. Поэтому нельзя сказать, что программа не создает условия для успешной работы по развитию речи, в том числе по развитию коммуникативных умений. Но «разные коллективы учащихся, – как объясняют авторы программы, – по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса» [3, с. 10]. Мы использовали эту возможность, когда распределяли время на программные темы для уроков в экспериментальном классе. О введении внеурочных занятий для этого класса мы уже говорили.

В процессе экспериментального обучения для проверки отдельных положений гипотезы мы провели два обучающих эксперимента. Первый обучающий эксперимент подтвердил эффективность использования иллюстрации в процессе работы с текстом изложения (Кусп=0,77) [6, с. 91–99; 8, с. 45–56], второй обучающий эксперимент подтвердил эффективность использования «Словаря оригинальных литературных “находок”» в процессе работы над сочинением (Кусп=0,75) [7, с. 265–275; 8, с. 57–72].

В рамках итогового эксперимента мы изучили результаты изложения «По серому насту сани идут легко…» (по тексту М. А. Булатова и В. И. Порудоминского) [3, с. 34] и сочинения «Первый раз в музее» [3, с. 99], – так как эти работы проводятся в 6 классе в начале учебного года и проверяют коммуникативные умения, приобретенные в 5 классе.  Кроме того, эти работы знакомы многим учителям, которые преподают у шестиклассников.

Приведем основные результаты проверки изложения и сочинения (результаты итогового эксперимента) (см. табл. 1).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архипова Е. В. Проблемы речевого развития младших школьников: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 1998.
2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Программа «Русский язык» / Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://school2100.com
3. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100» [Электронный ресурс] // Начальная школа плюс До и После, № 9. М.: Баласс, 2002. С. 3−7; Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://school2100.com
4. Образовательный стандарт начального образования по русскому языку / Российский образовательный портал [Офиуциальный сайт]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
5. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Шанский Н. М. – М.: Просвещение, 2008.
6. Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы над изложением на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013, С. 91–99;
7. Титкова М. Ю. Игровая педагогическая технология развития коммуникативных умений школьников: вопрос и вариант решения // Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5−8 классы). – Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 21–32.
8. Титкова М. Ю. Особенности языка художественного текста как средство наглядности в процессе работы над сочинением на уроках развития речи // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания: межвузовский сборник статей. Вып. 3. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 265–275;
9. Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5−8 классы). – Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 57–72.
10. Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5−8 классы). – Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 45–56.
 



© 
М.Ю. Титкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru