viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

М.Ю. Титкова,  (Аспирант, Московский городской педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Экспериментальное обучение
В статье показывается процесс организации экспериментального обучения по развитию коммуникативных умений учащихся 5 класса и проверяется гипотеза об эффективности игровых технологий; рассматриваются требования, содержание, объем и основные цели обучения предмету в программе по русскому языку; сравниваются результаты констатирующего и итогового экспериментов в контрольном и экспериментальном классах и делается вывод о достаточно высоких результатах экспериментального обучения.

Ключевые слова: Экспериментальное обучение, коммуникативные умения, проверка гипотезы, констатирующий и итоговый эксперименты, результат обучения.

 

При анализе результатов экспериментального обучения, естественно, следует учитывать начальный уровень сформированности коммуникативных умений (актуальный уровень речевого развития) у школьников и динамику развития этих умений.

В целях установления актуального уровня и анализа динамики речевого развития у пятиклассников мы провели констатирующий, обучающие и итоговый эксперименты. Для проведения экспериментов были использованы материалы программных письменных работ – изложений и сочинений – и матрица текста, разработанная Е. В. Архиповой [1, с. 265–267] и дополненная нами в соответствии с предметом нашего исследования. Прослеживались следующие уровни речевого развития: текстовый, лексический и грамматический. Сравним результаты констатирующего и итогового экспериментов в контрольном и экспериментальном классах и сделаем вывод о результатах экспериментального обучения.

В рамках констатирующего эксперимента мы изучили государственные документы, определяющие методику обучения русскому языку в начальной школе, – стандарт и программу, провели анкетирование среди пятиклассников и учителей русского языка и литературы и учителей начальной школы, изучили  результаты изложения и сочинения. Таким образом мы уточнили, какие коммуникативные умения приобретаются учениками в начальной школе, какие упражнения (виды работ) вызывают затруднения у пятиклассников и какое направление работы по развитию речи школьников вызывает затруднения в работе учителей, констатировали средний (средний, ближе к низкому) общий уровень речевого развития пятиклассников и в контрольном (Кусп=0,62), и в экспериментальном (Кусп=0,59) классах (коэффициент успешности написания изложения или сочинения (Кусп) определяется как отношение количества набранных баллов к максимально возможному количеству баллов по матрице текста: Кусп=0,71–1 – высокий уровень; Кусп=0,51 – 0,7 – средний уровень; Кусп=0,5 и ниже – низкий (неудолетворительный) уровень). Проведенный констатирующий эксперимент позволил нам сделать необходимые методические выводы и сформулировать рабочую гипотезу нашего исследования: Подготовка пятиклассников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме будет более успешной, чем в массовой практике, если в процессе обучения русскому языку применять игровые педагогические технологии, рассчитанные на развитие коммуникативных умений – в первую очередь, в области лексики и синтаксиса текста [7, с. 21–32].

Далее для проверки нашей гипотезы мы разработали свой вариант игровой технологии развития коммуникативных умений учащихся 5 класса и применяли этот вариант в процессе обучения русскому языку в экспериментальном 5 классе с последующим анализом результатов в рамках итогового эксперимента в 6 классе, т. е. через год. Кроме того, для экспериментального класса были введены внеурочные занятия по русскому языку.

По условиям эксперимента в контрольном классе  продолжалось обучение по традиционной методике и без внеурочных занятий.

И в контрольном, и в экспериментальном классах дети обучались по «Государственному стандарту общего образования по русскому языку» (2004) по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и др. (научный редактор Н. М. Шанский).

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» «Государственного образовательного стандарта» в программе определяются «Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс V класса».

Уточним, какие коммуникативные умения приобретаются учениками в 5 классе. В «Требованиях…» программы указано, что «к концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками <…>.

Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями» [3, с. 15–16].

В соответствии с требованиями стандарта в программе определяются содержание, объем, а также основные цели обучения предмету. Мы обратили внимание на то, что (1) в программе не предполагается сочетание курсов русского языка и риторики (как это предполагалось в программе «Школа 2100» авторского коллектива Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и О. В. Прониной (научные руководители А. А. Леонтьев, Ш. А. Амонашвили), по которой обучались дети в начальной школе [3, с. 3–7]) [2], но специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса (34 ч для 5 класса); (2) темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи [3, с. 6]; (3) обязательной составной частью работы по развитию речи является работа над языковыми [речевыми. – М. Т.] ошибками [3, с. 8]. Поэтому нельзя сказать, что программа не создает условия для успешной работы по развитию речи, в том числе по развитию коммуникативных умений. Но «разные коллективы учащихся, – как объясняют авторы программы, – по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса» [3, с. 10]. Мы использовали эту возможность, когда распределяли время на программные темы для уроков в экспериментальном классе. О введении внеурочных занятий для этого класса мы уже говорили.

В процессе экспериментального обучения для проверки отдельных положений гипотезы мы провели два обучающих эксперимента. Первый обучающий эксперимент подтвердил эффективность использования иллюстрации в процессе работы с текстом изложения (Кусп=0,77) [6, с. 91–99; 8, с. 45–56], второй обучающий эксперимент подтвердил эффективность использования «Словаря оригинальных литературных “находок”» в процессе работы над сочинением (Кусп=0,75) [7, с. 265–275; 8, с. 57–72].

В рамках итогового эксперимента мы изучили результаты изложения «По серому насту сани идут легко…» (по тексту М. А. Булатова и В. И. Порудоминского) [3, с. 34] и сочинения «Первый раз в музее» [3, с. 99], – так как эти работы проводятся в 6 классе в начале учебного года и проверяют коммуникативные умения, приобретенные в 5 классе.  Кроме того, эти работы знакомы многим учителям, которые преподают у шестиклассников.

Приведем основные результаты проверки изложения и сочинения (результаты итогового эксперимента) (см. табл. 1).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архипова Е. В. Проблемы речевого развития младших школьников: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 1998.
2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Программа «Русский язык» / Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://school2100.com
3. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100» [Электронный ресурс] // Начальная школа плюс До и После, № 9. М.: Баласс, 2002. С. 3−7; Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://school2100.com
4. Образовательный стандарт начального образования по русскому языку / Российский образовательный портал [Офиуциальный сайт]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
5. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Шанский Н. М. – М.: Просвещение, 2008.
6. Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы над изложением на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013, С. 91–99;
7. Титкова М. Ю. Игровая педагогическая технология развития коммуникативных умений школьников: вопрос и вариант решения // Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5−8 классы). – Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 21–32.
8. Титкова М. Ю. Особенности языка художественного текста как средство наглядности в процессе работы над сочинением на уроках развития речи // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания: межвузовский сборник статей. Вып. 3. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 265–275;
9. Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5−8 классы). – Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 57–72.
10. Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5−8 классы). – Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 45–56.
 



© 
М.Ю. Титкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru