viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.В. Солодкая,  (К.пед.н., доцент, Березниковский филиал ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», БФ ПГНИУ)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена мало исследованной проблеме развития элементарной экономической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья. В ней рассматривается понятие элементарная экономическая компетентность. Представлены результаты анкетирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, подросток, школа, элементарная экономическая компетентность.

 

Современный подросток живет в реалиях рыночных отношений и осваивает их, без понимания сущности и значения. Окружающая подростка среда, пронизанная экономическими отношениями, развивает склонности бездумного потребления материальных благ, формирует потребительские мотивы экономического поведения, порой безответственного; стихийно развивается экономическая активность без развитого экономического сознания. Школьное образование обладает потенциалом для развития ценностей экономической культуры. Проблема формирования ценностей экономической культуры в школьные годы актуальна в отечественном образовании, т.к. долгие десятилетия ей не уделялось необходимого внимания.

Относя к ключевым понятиям исследования понятия компетентность (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) и компетенция (лат. competentia – принадлежность по праву), разведём их, разделяя взгляды исследователей (А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, и др.). Первое предполагает осведомленность на основе необходимых знаний и свидетельствует о том, что компетентный человек – знающий, сведущий в определенной области и имеющий право по своим знаниям или полномочиям решать, делать что-либо. Второе предполагает наличие полномочий учреждений или лица, а также круг вопросов, в которых данное лицо, обладая полномочиями, их решает. Понятия компетентность и компетенция имеют общее содержание (совокупность знаний, умений, способностей), но отличаются функциональным характером (компетенция предполагает исполнение конкретной деятельности) [6].

Остановимся на сущности компетентностного подхода в школьном образовании, подчеркнем: проведённый теоретический анализ приводит к выводу о том, что экономическая компетентность подростков реально может быть лишь элементарной, первоначальной. Поскольку элементарное (лат. elementarius – первоначальная, простейшая) не имеет четко выраженных границ, постольку изначально предполагается достижение подростками разного уровня элементарной экономической компетентности в процессе реализации педагогического потенциала пропедевтики [6].

Определим ключевое понятие исследования.

Элементарная экономическая компетентность подростков (ЭЭК) – интегративное качество личности, ориентирующейся в основополагающих ценностях экономических отношений для личности, государства и общества, овладевающей первоначальными знаниями и умениями для достижения готовности к решению экономических вопросов в образовании и в жизни на основе ответственного экономического поведения [6].

Поскольку стремление к экономической (хозяйственной) активности имманентно человеческой природе, постольку возникает опасность дезориентации, особенно подростков (в силу ограниченного жизненного и образовательного опыта) в ценностях и нормах экономической культуры. Это может проявляться открыто или скрытно в неуважительном отношении к той или иной форме собственности, к коммерческому успеху других людей, принятии или непринятии «уравниловки», стремлении к предпринимательству или, наоборот, боязнь включаться в коммерческие отношения, а также в развитии потребительского отношения к вещам, окружающим людям (сверстникам, родителям), к государству и обществу в целом.

Проблемы обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья сегодня являются одними из самых актуальных.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [3].

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию[2].

Остановимся на результатах, полученных с помощью анкетного опроса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для  обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15 VII вида.

Сокращенное наименование учреждения: МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 VII вида.
Анкетный опрос проводился в 2015-2016 учебном году.
Было опрошено 34 подростка из 8 классов.

Круг вопросов, который предлагался, доступен обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Анкета «Какой я расчётливый?», с помощью которой выявляли проблему видения подростками экономических проблем и понимание необходимости ответственного экономического поведения в жизненных ситуациях.

Например, выключать электрический свет, когда в нём нет необходимости, тем более уходя из дома; или проверять, хорошо ли закрыт кран, не течёт ли без надобности вода. Речь идёт о необходимости экономии ресурсов, о бережливости, расчётливости и в целом, об ответственном экономическом поведении в быту.

Были получены следующие результаты. Из 34 учащихся – 27 (79%), когда на улице светло, и они уходят из дома, проверяют, выключен ли свет, из них 17 человек (50%) озабочены вопросом экономии электрической энергии, потому что каждая семья за неё платит в соответствии с показателями счётчика, значит,  не оплачивать лишнее. Были и такие ответы: потому что родители будут ругать за не выключенный свет, даже накажут; некоторых пугают, что может быть замыкание, пожар. Только один учащийся не придаёт этому значения.

Анализ ответов подростков позволил нам сделать вывод о том, что проблема экономии электроэнергии осознаётся ими на утилитарном (utilitas – польза, выгода) уровне. За ним стоит стремление извлечь выгоду, иметь пользу, что соответствует сущности экономических отношений. Это стимулируется внешним фактором – семье придётся больше заплатить, страхом беды, наказания со стороны родителей. Не обвиняя подростков в этом, заметим, что многие взрослые действуют подобно. И одинаково – дети и взрослые, за редким исключением – не выключают свет в общественном коридоре, подъезде, в офисе, на улице (даже если выключатель им доступен).

Свидетельством правильности данного обобщения стали ответы подростков и по поводу экономии воды. Полученные результаты позволяют говорить о том, что мало учащихся задумывается о расчётливости, экономности. Всего 9 человек (26,47%) проверяют, хорошо ли закрыт кран, из них 4 учащихся написали о том, что поставлены счётчики воды - придется много платить, а ещё 4 человека - из-за боязни потопа, один учащийся не пояснил.

Интерпретируя полученные факты, можно сделать вывод о необходимости экономической пропедевтики для подростков,  поднять их уровень с низкого – утилитарного к прагматическому (греч. pragma – действие, практика), свидетельствующему о практической пользе, диктуемой эколого-экономическим пониманием бережного отношения к природе, в частности, к таким жизненно ценным энергетическим ресурсам, как вода и электроэнергия. И выше – к духовно-нравственному, сакральному (от лат. sacer (sacri) – священное) уровню, связанному с коэволюционными представлениями о мире и человеке, с ноосферным (В. И. Вернадский) мышлением и сознанием, пониманием человека как космического существа, умеющего быть не разрушителем, благоговеющего перед жизнью, умеющего жить в единстве с природой. В целом это движение от экологического императива к нравственному.

Диагностируя уровни ЭЭК подростков, выявляем, что многие далеки от вопросов семейного бюджета. Но всё же 12 человек (35%) так или иначе, участвуют в его обсуждении. 22 подростка (64,7%) не принимают участие.

Полученные результаты наводят на мысль о том, что это предпосылка развития у подростков социального инфантилизма, ведь деньги они тратят. Выясним отношение подростков к карманным деньгам. Так, из 34 подростков 20 человек (58,8%) в целом не озабочены вопросами учёта своих карманных денег. Однако 13 подростков (38%) ведут учет своих карманных денег. Не ответил на данный вопрос 1 человек (2,9%).

Для расширения получаемой информации провели в этом же учебном году ещё один анкетный опрос. Были опрошены эти же подростки.

Блок заданий, который мы применяли, был нацелен на выявление поведенческих отношений.

Остановимся на некоторых заданиях и анализе ответов 8-классников.

Ситуация 1: Обычно днём, когда светло, в школьных классах на уроках и переменах горит свет. Кто, по-твоему, за этим должен следить?

Некоторые учащиеся писали не одного, а двух человек, которые должны следить.

За тем, чтобы в светлое время этого не было, должны следить считают 25 подростков – учителя, 6 человек - технички, 5 учащихся - директор, 2 подростка – завхоз, и 1 –  учащиеся.

Ситуация 2: Для празднования Нового года на городской площади каждый год устанавливают ёлку. По-твоему, гирлянда на ёлке должна гореть всё время или только в тёмное время суток?

30 подростков (88%) считают, что только в тёмное время суток.

Ситуация 3: Некоторые семьи учитывают количество использованной горячей и холодной воды, ставят счётчики. При этом говорят, что установка счётчика может быстро окупиться. В твоей семье установлен счётчик расхода горячей и холодной воды? Если да, можешь обосновать значимость этого, если нет, какие доводы приведёшь родителям в пользу установки счётчика.

24 подростка (71 %) отметили, что надо устанавливать счётчики воды, как и электроэнергии, это выгодно семье. Школьники уверены в необходимости экономии воды, так сохраняются бюджетные средства семьи. Это определённая динамика в ЭЭК подростков, но пока они ещё не связывают проблему экономии воды с пониманием её как ценного природного ресурса.

Ситуация 4: Некоторые люди рассчитывают, какой тариф им более выгоден для общения по сотовому телефону. Ты задумываешься над этим? Напиши свой расчёт.

21человек (62%) отметили, что выбирают лучший для них тариф. Из полученных результатов видно, что школьники задумываются об экономии семейных денежных средств, сравнивают тарифы и выбирают более экономный, т. е. становятся более рачительными, ответственными в экономической активности.

Растёт интерес школьников к экономическим вопросам, но значительная их часть не озабочена требованиями к соблюдению нравственных норм в экономическом пространстве. Подростки с самых ранних лет получают негативный поведенческий опыт в вопросах экономического потребления, что затрудняет становление экономического сознания и поведения. Культ наживы, отношение к деньгам как к средству достижения целей любым путем («деньги не пахнут»), навязываемые безнравственными взрослыми в средствах массовой информации, деструктивны для неокрепших детских душ и несложившихся ценностных ориентиров. Раннее знакомство с экономическими вопросами в контексте нравственных норм, регулирующих экономическое поведение, создает необходимые педагогические условия для моделирования ценностного нравственного экономического поведения уже при изучении пропедевтических экономических курсов.

Не все подростки умеют пояснять свои ответы. При выполнении подобных заданий подростки учатся видеть экономические проблемы.

Анализируя результаты, приходим к выводу о необходимости длительной целенаправленной работы по решению экономических ситуаций, которая приведёт к развитию ЭЭК обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуем классным руководителям разработать и проводить классные часы, на которых знакомить подростков с ограниченными возможностями здоровья с элементарными экономическими понятиями.

Классным руководителям следует применять в своей работе игровые и ситуативно-творческие формы.

Остановимся на роли экскурсий как средства развития ЭЭК обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Например, экскурсия в Центр занятости дает возможность познакомиться с острой социальной проблемой и более подробно понять функции этого заведения, должностные обязанности сотрудников, получить точные данные по своему району и населённому пункту, понять социальную ориентированность данного учреждения и задуматься над сложностью социально-экономических жизненных проблем.

Посещение банка, расширяет представления об экономическом пространстве и функциях данного заведения как составной части финансового механизма экономики.

Овладевая экономическими знаниями, подростки становятся экономически компетентнее и приобретают умения применять экономические знания в жизни. Развитие ЭЭК подростков с ограниченными возможностями здоровья - одно из важных условий их успешной социализации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 192 с.
2. Данилова Л. М. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gscoumt.ucoz.ru/publ/osnovnye_principy_organizacii_vospitatelnoj_raboty_s_detmi_s_ovz/1-1-0-13
3. Законы России. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/2/
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И. А. Зимняя — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm
6. Солодкая Н. В. Развитие элементарной экономической компетентности подростков в образовательном процессе: дис … канд. пед. наук: 13.00.01. – Тюмень, 2012. – 148 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru›journal/2005/1212.htm
 



© 
Н.В. Солодкая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru