viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

М.Г. Петрова,  (К.пед.н., доцент, Якутский экономико-правовой институт, филиал Академии труда и социальных отношений)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Языковая политика
Статья посвящена вопросам языковой политике в Республике Саха (Якутия); изучению и преподаванию современных языков для межкультурной коммуникации: государственным, родным и иностранным языкам; изучению взаимодействующих культур; иноязычному образованию; многоязычной и поликультурной компетенции; коммуникативному подходу к преподаванию иностранного языка.

Ключевые слова: Языковая политика, современные языки, многоязычная и поликультурная компетенция, иноязычное образование, коммуникативный подход к преподаванию языка и культуры.

 

Подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности в интерактивном обществе, в котором многие национальные вопросы требуют глобального осмысления и совместного решения для возрождения и сохранения богатого исторического, природного, культурного  наследия, стало приоритетным направлением в национальной системе образования в Республике Саха (Якутия). Очевидным становится тот факт, что без содействия развитию чувства взаимопонимания, уважения к языкам и традициям малых народов, терпимости, высокой нравственности и духовности нельзя предотвратить ксенофобии и агрессивного отношения к представителям других национальностей и переселенцам из других регионов или стран; без глубокого понимания культуры, образа и стиля жизни каждого народа, много лет проживающих в одном территориальном пространстве, не удастся обеспечить инновационное развитие республики в целом. Взаимное понимание во всех областях повседневной жизни может быть достигнуто лишь тогда, когда с  раннего возраста до преклонных лет каждый человек будет изучать языки и историю своей родины, чтобы из поколения в поколение передавать ценный опыт быта, занятий, обычаев, нравов, этических правил и семейных отношений. И как важно научить современную молодежь приобретать информацию о мире, обогащать себя самостоятельно новыми знаниями о том, что происходит в странах изучаемого языка, активно включаться в международные программы и проекты, конкурсы и спорт.

Скорость происходящих событий, которые последовали с момента вступления Российской Федерации на путь инновационного развития в политике, экономике, а, следовательно, и в образовании, потребовало обновления и модернизации нормативно-правовых документов, являющихся фундаментом образовательных программ обучения государственным, официальным и иностранным языкам с использованием методик, развивающих многоязычную личность. Существует универсальный документ – Европейский языковой портфель (ЕЯП), в котором могут быть зафиксированы достижения и опыт изучения любого языка и межкультурного общения.  Нельзя не отметить ту большую роль, которую сыграли Рекомендации Совета Европы и программа «Современные языки», разработанная Советом Европы, в создании национальных концепций и программ обучения языкам в условиях формирующегося многоязычия в большинстве регионов Российской Федерации. Республика Саха (Якутия) одна из первых в Российской Федерации приняла ряд законодательных актов, провозглашающих возрождение языков коренных народов, укрепление государственных языков – языка саха и русского языка, изучения иностранных языков как средства международного общения, развития культурной языковой личности, воспитания гражданина республики и гражданина мира.

Принятие законодательных актов базируется на научных знаниях о многоязычии и поликультурности и их влияния на языковую политику в регионе, о межкультурной коммуникации и межкультурном обучении, что являлось предметом исследований отечественных, включая ученых республики, и зарубежных ученых, разрабатывающих новые подходы к осуществлению преподавания языков и культур.

Вопросы языковой политики в Республике Саха (Якутия) регулируются Конституцией РФ, Федеральным Законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственных языках Российской Федерации», Законом РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Конституцией Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 111-3 № 243-111 «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и иными актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В контексте общенациональной языковой политики в соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2002 г. N 456 разработана подпрограмма «Языковое образование школьников», в которой обозначены пути развития иноязычного образования в общеобразовательных учреждениях. Организация обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях основана на федеральных государственных образовательных стандартах, закрепивших положение о том, что иностранный язык способствует личностному, профессиональному и культурному становлению будущего специалиста, овладению социокультурной, социальной и общекультурной компетенциями. 

Принятие и реализация государственной программы Республики Саха (Якутия) "Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы" является важным этапом языковой политики и языкового планирования в республике.

В соответствии с языковой политикой развиваются три направления в языковом образовании: обучение государственным языкам (якутскому и русскому языкам); обучение родным языкам народов Севера; обучение иностранным языкам (см. рисунок 1.).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 года №1335-IV "О культуре"
2. Государственная программа Республики Саха (Якутия): "Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 года N 962
3. Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 года № 968
4. Подпрограмма «Повышение роли государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)», разработанном к государственной программе Республики Саха (Якутия) "Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы
5. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2002 г. N 456 разработана подпрограмма «Языковое образование школьников»
6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург, 2001
7. Ощепкова В.В. Формирование культурной языковой компетентности в процессе изучения иностранного языка. Интернет и изучение иностранного языка. Сборник материалов международной научной конференции / Москва, 2014.
8. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностр. языки в школе. 2001. № 3.
9. Супрунова Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе / Педагогика.-2011.-№4.- С.16-28.
10. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: что это такое?// Иностранные языки в школе. – 2006. – №4.
11. Филлипов Г.Г. Опыт работы СВФУ по сохранению и развитию языков и культуры народов Республики Саха (Якутия) // Наука и образование в ХХI веке: роль университета в инновационном развитии региона : тезисы докладов международной конференции, г. Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. - 252 с.
12. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы Текст. / В. Б. Игнатьева, С. В. Абрамова, А. А. Павлов и др. Новосибирск : Наука, 2000. — 277 с.
13. Byram M. (1997) Cultural Studies and Foreign Language Education. Clevedon, Multilingual Matters
14. Council of Europe (1998) Language learning for European citizenship: final Report on the Project, Strasbourg, Council of Europe
15. Council of Europe (2002) European language portfolio: proposals for development. Strasburg, Council of Europe
16. Language Learning Strategies in Teaching Foreign Languages in the Republic of Sakha (Yakutia)//Middle-East Journal of Scientific Research 21 (1), 2014 - 18-22 (Scopus, в соавторстве с В.В.Григорьевой).
17. Recommendation CM / Rec (2008)7 of the Committee of Ministers to member States on the use of the Council of Europe’s Common European Framework of Reference for Languages (CEFR) and the promotion of plurilingualism, 2 July 2008. Strasbourg: Council of Europe, 2008.
18. Schneider G., Lenz P. European Language Portfolio: Guide for Developers. Strasbourg: Council of Europe, 2001.
 



© 
М.Г. Петрова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru