viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.Е. Митин,  (Аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Система образования
В статье анализируется комплекс педагогических условий нравственного воспитания подростков – участников хореографического коллектива в учреждениях культуры; подчеркнуто, что ведущая роль в процессе духовно-нравственной консолидации российского общества принадлежит системе культурного образования, которую следует рассматривать как базовый компонент прогрессивного развития любого общества, который реализует механизм трансляции накопленных знаний и культурных ценностей от поколения к поколению. Творческие коллективы и учреждения культуры, в частности – детские и подростковые, должны стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школьных, государственных и муниципальных учреждениях культуры должна быть сфокусирована не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь российского школьника. Автор характеризует комплекс факторов, определяющих сущность нравственного воспитания подростков в условиях модернизирующегося общества, раскрывает сущность педагогических условий эффективной организации нравственного воспитания подростков в учреждениях культуры, конкретно – в хореографических коллективах. Акцентировано внимание на том, что формирование ценностной сферы составляет аксиологическую основу мировоззрения личности, благодаря которому биологический человек превращается в человека социального, он осмысливает окружающий мир и свое место в этом мире. Указано, что мировоззрение детерминирует моральные, этические, эстетические поступки людей, их мысли и нравственную степень реализации этих мыслей в поступки.

Ключевые слова: Система образования, подросток, культура, нравственность, духовность, мировоззрение, ценности, хореографический коллектив, духовно-культурный продукт, жизнетворчество.

 

Нынешний период в российской истории и образовании – время исторически обусловленной смены ценностных вех и мировоззренческих ориентиров. 90-е годы прошедшего века характеризуются для РФ как значимыми, позитивными переменами, так и комплексом негативных явлений, неизбежных для стран демократического транзита, переживающих период бурных социально-политических трансформаций. Естественно, что любого рода масштабные социальные явления оказывают негативное воздействие на общественную нравственность, активизируют контрпродуктивные тенденции, снижают уровень гражданского самосознания, отрицательно влияют на отношение людей к обществу, отечественной истории, государству, закону и труду, общепринятым нормам и ценностям общественных взаимоотношений.

Не будет преувеличением сказать, что в период ревизии ценностных ориентиров нарушаются духовные скрепы общества, девальвируются жизненные ориентиры и ценности молодежи, деформируются исторически оформленные духовные принципы, моральные нормы и нравственные установки. В итоге у российских граждан демонтирована система прежних, сформированных советской идеологией, ценностных ориентиров, но пока еще не сформирована новая, консолидирующая россиян в единую духовно-культурную и социально-историческую общность.

В послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркивается, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [1].

Необходимо подчеркнуть, что ведущая роль в процессе духовно-нравственной консолидации российского общества принадлежит системе образования, которую следует рассматривать как базовый компонент прогрессивного развития любого общества, который реализует механизм трансляции накопленных знаний и культурных ценностей от поколения к поколению. Новая российская школа, школьные творческие коллективы и учреждения культуры (в частности – детские и подростковые) должны стать важнейшим синергийным фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школьных, государственных и муниципальных учреждениях культуры должна быть сфокусирована не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь российского школьника.

Следует учитывать, что ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к чувственно-ценностному и духовно-нравственному развитию, а также гражданскому воспитанию. В то же время, отмечают классики педагогической науки, недочеты становления и воспитания в данный период практически невозможно компенсировать в последующие годы жизни. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой эмоциональной стабильностью, при этом особый смысл имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал Л.С. Выготский, – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [2. с. 385].

Научно обоснованным признан факт, что именно у подростков впервые проявляется интерес к своему внутреннему миру, который реализуется в самоуглубленном размышлении над своими эмоциями, в рефлексии; в кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и окружающему миру, в негативизме, неопределенности, переоценке и ревизии авторитетов, идеалов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, формируется личность, поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного и культурного пространства, которая создавала бы условия для насыщения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особенная роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на создание чувственно-мотивационной сферы личности [3].

Учитывая вышеизложенное, фактически можно говорить о наличии комплекса факторов, определяющих сущность нравственного воспитания подростков в условиях модернизирующегося общества:

1. поддержание в указанном процессе духовных традиций и нравственного арсенала отечественной культуры;
2. педагогическая обеспеченность направления и содержания процесса нравственного воспитания подростков на формирование результативного механизма саморегуляции;
3. конкордантность (согласованность) рациональной и эмоциональной составляющих в сознании и поведении подростка;
4. индивидуальный и дифференцированный подход к подросткам при реализации организованных форм деятельности в условиях учреждений культуры (детских), с акцентом на духовность и нравственность;
5. помещение в центр внимания субъекта педагогической интеракции как недетерминированной величины, которая конвергирует в собственном сознании различные культурные потоки в данное время и в конкретной специфической ситуации;
6. актуализация идентичности современного человека, которая складывается из множества компонентов и является их результирующей, соответственно – задача состоит в том, чтобы выявить линии напряжения и силовые поля;
7. опора на искусство, философию и духовность, как основные источники нравственного воспитания, суть которого – в привитии формирующемуся человеку особого миропонимания, на базе которого будет основываться индивидуальное мировоззрение.

В контексте избранной нами темы следует подчеркнуть, что современную ситуацию, сложившуюся в нравственно-духовного, и особенно – художественно-эстетического воспитания, допустимо характеризовать как близкую к неблагоприятной. Реальность сурова – в силу различных, порой объективных, семья и школа не выполняют в должной мере функций передачи детям и подросткам общечеловеческих и национальных ценностей, без которых процесс их жизненного творчества нельзя рассматривать как насыщенный и полноценный. Существует сфера, в которой жизнетворчество подростка может проявиться максимально, где раскрывается его интеллектуальный, нравственный и духовный потенциал. Эта сфера – искусство, именно в нем основой жизненного творчества является прекрасное, актуализация которого осуществляется посредством деятельности творческих коллективов разных видов искусства [4].

Необходимо указать, что в процессе становления российского общества важную роль играют общественные объединения различного типа, в том числе – детские творческие объединения самых разных направлений: театральные, эстрадно-цирковые, изобразительного искусства и скульптуры, вокальные, хореографические. Принимая в них участие, подростки приобретают жизненный опыт, навыки социальных контактов со сверстниками и взрослыми, получают уроки нравственного поведения, совершенствуют физическое тело, психику и духовную сферу. Также участие в творческих объединениях играет роль фактора отвлечения подростка от асоциального поведения, деструктивных интенций и конформистских настроений.

Мы склонны согласиться с теми исследователями, которые утверждают, что моральный опыт, дополненный знаниями и умениями делать оптимальный выбор в ситуациях моральной поливариантности, составляет тот базис, на котором созидается нравственная личность и осуществляется ее развитие. Разного рода деятельность учреждений культуры, в частности – детских, следует рассматривать как системообразующую основу педагогических условий нравственного воспитания подростков, реализуемая как культурно-досуговая деятельность в сфере свободного времени и внешкольной культурно-воспитательной работы. Воспитательные возможности учреждений культуры активизируются по мере того, как развивается и совершенствуется творческий коллектив, с учетом разновозрастного состава и временного характера групп, а также особенностей организации воспитательной работы в учреждениях культуры на принципах индивидуализации и дифференциации [5].

Логика рассмотрения заявленной проблемы формирует подход, в рамках которого обоснованным следует признать обращение к характеристикам педагогических условий эффективной организации нравственного воспитания подростков в учреждениях культуры.

         1. Готовность художественных руководителей к осуществлению нравственного воспитания подростков в творческих коллективах является одним из условий эффективности воспитательной работы в данной сфере. Педагог-хореограф организует подготовку занимающихся к творческой деятельности, направленной на нравственное развитие личности. Ход подготовки предполагает несколько этапов. Первый этап – это период до начала занятий в творческом коллективе; второй этап охватывает непосредственное участие подростка в творческом коллектив, при этом дифференцируются и индивидуализируются личностные проявления. Третий этап – интерполяция активности занимающегося на другие сферы деятельности, что предполагает «морально-этическую оценку и осмысление предшествующего опыта и роли. Применение накопленного морального опыта и изменение роли позволяет каждому…творчески выразить себя в новой ситуации, что становится основой для формирования моральных качеств личности и их проявление в новых ситуациях деятельности и общения» [5, с.12].

         2. Нравственное воспитание подростков в детских хореографических коллективах осуществляется значительно эффективнее в процессе постановки сюжетных хореографических композиций с нравственным содержанием, которые должны способствовать развитию этической и эстетической рефлексии занимающихся. Это могут быть танцы, поставленные по мотивам русских народных сказок, эпоса народов России, авторских сказок, других литературных источников. Воспитательная ценность таких хореографических постановок определяется тем, насколько они могут способствовать:

а) развитию эстетического чутья, пониманию истинных ценностей искусства;
б) способности к сопереживанию, восхищению красотой природы и человека;
в) представлениям о добре и зле, счастье, искренности, верности, бескорыстии, цели и смысле жизни;
г) выработке уважения к своему народу, его истории, будущему.

         3. Ценностно-ориентированный подход потенцирует индивидуальный интерес подростков к нравственной проблематике, затронутой в хореографических постановках. Закономерно и этиологично в пределах теорий, связанных с постановкой проблемы человека, его сущности, особенностей существования, актуализируются вопросы ценностных ориентаций, определяющих цель человеческой жизни. Поскольку мир ценностей лежит в сфере субъектно-объектных отношений, постольку он определяется качественными характеристиками носителя ценности.

         4. Важным педагогическим условием продуктивного нравственного воспитания подростков в творческих хореографических коллективах следует признать наличие некоего «ключа» для поиска основ духовного становления человека. Таким ключом можно считать определенные символы человеческой реальности, как «внутренний мир», «внутреннее Я», «самость». Опираясь на тесную взаимосвязь понятий «духовность» и «субъект», представляется возможным установить прямую зависимость между уровнями развития этих характеристик как у личности, так и у социальной группы (творческого коллектива).

         5. Создание духовно-насыщенной культурно-воспитательной среды путем организации активного взаимодействия подростка с элементами духовной культуры общества как системы ценностей через творческий (в нашем случае – хореографический) коллектив. Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, развития и деятельности, которые оказывают определяющее влияние на формирование и совершенствование личности. Культурно-воспитательная среда (как элемент социальной) создает возможности для творческой деятельности, свободного развития личности, ее духовного созидания. Для формирования духовно богатой личности в условиях творческого коллектива (хореографического), взаимосвязи в педагогическом процессе должны быть основательно пронизаны духовным содержанием.

         6. Актуализация критического мышления подростков-участников творческих (хореографических) коллективов. Организация педагогического процесса на основе общепринятых культурных ценностей, мировой и российской культуры не только способствуют общему, духовно-культурному развития личности, но и позволяет сформировать собственную культурно-воспитательную среду и создавать индивидуальный духовно-культурный продукт. Нельзя не согласиться с мыслью великого педагога С. Гессена, который утверждал, что настоящее образование заключается не в передаче новому поколению того готового содержания, которое являет собой особенность «образовывающего» поколения, или только в придании того движения, поддерживая которое, оно могло бы выработать свое новое содержание культуры [6].

В данном контексте значительную актуальность приобретает тезис о том, что духовность или, наоборот – бездуховность характеризуют жизнь и духовный мир человека с аксиологической (ценностной) точки зрения. Следует подчеркнуть, что формирование ценностной сферы составляет аксиологическую основу мировоззрения личности, благодаря которому биологический человек превращается в человека социального, он осмысливает окружающий мир и свое место в этом мире. Мировоззрение детерминирует моральные, этические, эстетические поступки людей, их мысли и нравственную степень реализации этих мыслей в поступки. Иными словами, уровень нравственности человека проявляется в индивидуальной системе ценностных ориентаций, характерных для данной личности.

Логика изучения указанной проблемы формирует подход, в рамках которого обоснованным видится обращение к теме ценностей, которые предлагается в данном контексте рассматривать как объективные, долговременные аксиологические критерии содержания культурно-воспитательных процессов.

Благодаря ценностям, человеческое существование выходит за рамки потребностей и интересов, за рамки того, что необходимо для жизни, и того, что удобно, выгодно и эффективно в данный момент времени. Именно благодаря приобщению к миру ценностей, жизнь индивидуума наполняется конкретным смыслом и содержанием. По мнению философа С. Костючкова «Система ценностей – важнейший компонент политической и социальной жизни общества. Это мир знаний, благодаря которому личность приобщается  к чему-то более важному и перпетуальному, нежели его собственное эмпирическое существование, это окультуренная и передающаяся из поколения в поколение с помощью совокупности условных знаков – символов, констелляция чувств, эмоций и идей, существенно-значимых для данного общества»[7, с. 57].

Существует весьма основательная научная позиция относительно того, что система ценностей выполняет чрезвычайно важную функцию как в бытии человеческого сообщества, так и в жизни отдельной личности. Главное ее назначение состоит в том, что с ее помощью определяются критерии, позволяющие разграничить добро и зло, пользу и вред, вечное и сиюминутное, истину и ложь. Это задача безусловных ценностей, составляющих основу современной социально-политической жизни, движущей силой развития общества служат ценности, имеющие жизненно-важное значение. Благодаря системе ценностных ориентиров в обществе формируются мотивы индивидуального и группового поведения, намечаются цели и определяются пути их достижения.

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что ценностно-ориентированный подход к процессу нравственного воспитания подростков, участвующих в хореографических творческих коллективах имеет возможности продуктивного осуществления при условии создания педагогических условий, способствующих формированию гармонично развитой, духовной личности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Путин В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации / В. Путин // Официальный сайт президента России, 28.04.2007; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2007/04/125339.shtml.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский; [под ред. Д.Б. Эльконина]. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
3. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис. на соискание научн. степени доктора пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика» / Т.И. Петракова. – М, 1999. – 39 с.
4. Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания: автореф. дис. на соискание научн. степени канд. искусствоведения: 24.00.01 «Теория и история культуры» / Э.В. Сытова. – Ярославль, 2001. – 20 с.
5. Гарифуллина Р.С. Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях: автореф. дис. на соискание научн. степени канд. пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика» / Р.С. Гарифуллина. – Казань, 2003. – 20 с
6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен; [отв. ред. и сост. П.В. Алексеев]. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.
7. Костючков С.К. Гражданское общество: ориентация на общечеловеческие и национальные ценности в контексте гармонизации социальных отношений / С.К. Костючков // Вестник российского университета дружбы народов. – 2010. – №2. Серия Политология. – С. 55-60.
 



© 
В.Е. Митин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru