viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

М.Г. Кузьмин,  (Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Познавательная активность
В статье речь идет об электронном учебнике как инструменте повышения уровня познавательной активности студентов. Автор отмечает преимущества, которые дают компьютерные технологии в образовательном процессе, и педагогические условия их использования. В тексте также дается определение электронного учебника, как понимает его автор на основе существующий определений в литературе. Также в статье идет речь о требованиях, предъявляемых к электронным учебникам, и делается вывод о необходимой структуре электронного учебника для удовлетворения этих требований.

Ключевые слова: Познавательная активность, электронный учебник, структура электронного учебника, требования к электронному учебнику, компьютерные средства обучения.

 

В  ряде отечественных и зарубежных исследований указывается, что обуче­ние с использованием компьютерных технологий позволяет мотивировать позна­вательную деятельность обучаемого, вовлекая его в активный мыслительный процесс и развивая творческие способности [1, 2]. В мировом образовательном пространстве общепризнана роль компьютеров в обуче­нии, поскольку компьютерно-информационные технологии дают значительный дидактический эффект [3].

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия чело­века и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий в обучении приобретают сегодня особую актуальность. Как показывает практика, фронтальная форма работы и ориентация на среднего студента, в настоящее время, не оправдывают себя, и приводят к потере интереса к происходящему на занятиях у способных студентов. Еще хуже дело обстоит с не мотивированными студентами, по существу у них пропадает желание включаться в активный учебный процесс. Индивидуальная работа студента за компьютером или другим информационно-коммуникационным устройством (смартфон, планшет, электронная книга) создаст ситуацию успеха при выполнении заданий, предусмотренных учебной программой, где каждый сможет работать с оптимальной для него нагрузкой и не чувствовать влияния окружающих.

В различных исследованиях, проводимых педагогами, отмечается, что компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения, потому что компьютер значи­тельно расширяет возможности предъявления учебной информации. А применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды [4].

По мнению В.В. Кручинина, компьютерные средства обучения можно разделить на: обучающие программы, тестирующие программы, тренажер­ные программы, моделирующие программы, интегрированные программы. В группу обучающих программ входят автоматизированные учебные курсы, электронные учебники, электронные справочники и энциклопедии [5].

По нашему мнению, в обучении студентов важную роль должны играть элек­тронные учебники. Благодаря использованию современных информационных компьютерных технологий, они способны решать задачи, свойственные, как традиционным учебникам, так и задачам, выполняемым преподавателем. Электронный учебник представляет собой учебно-методический комплекс, способствующий значительному облегчению процесса усвоения материала. Синтез текста с имитацией диалога, обогащение мультимедийными и интерактивными компонентами позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Учеными доказано, что кривая обучения среднего обучающегося по таким учебникам в 2-5 раз выше. При­чем, способность к запоминанию повышается с 35% до 85% [5].

В разных источниках электронные учебники определяют как:

  • совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музы­кальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронный учебник может быть исполнен на любом элек­тронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети [6];
  • систематизированный материал по соответствующей научно- практической области знаний, обеспечивающий творческое и активное овла­дение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Электронные учебники должны отличаться высоким уровнем испол­нения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, нагляд­ностью, логичностью и последовательностью изложения [7];
  • систематически изложенная учебная дисциплина или ее раздел, часть, соответствующие государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденные в качестве данного вида издания [8];
  • электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, и официально утвержденное в качестве данного вида издания [9];
  • текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одно­го его фрагмента к другому, в соответствии с некоторой иерархией фраг­ментов [10].

В нашей работе, под электронным учебником понимается программный продукт, предоставляющий систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний и сопутствующую информацию, частично или полностью заменяющий или дополняющий классический учебник.

Электронный учебник будет определять содержание и последователь­ность обучения, координировать действия участников учебного процесса. Самое главное - он может служить основой для самообразования. Электронный учебник должен предоставлять учащемуся оптимальное сочетание различных способов работы над курсом, состоящее в чередовании изучения теории, разбора примеров, методов и отработки навыков решения типовых задач, проведения самостоятельных исследований.

При проектировании и создании электронного учебника необходимо осуществлять тщательную проработку материалов. Материалы могут отби­раться либо из учебных пособий по данной дисциплине, либо основываться на соответствующих лекциях курса.

В ряде исследований указывается, что в существующих электронных учебниках уровень проявления педагогического и мотивационного аспектов, а также общий худо­жественный уровень изученных цифровых ресурсов достаточно низок. Низкие показатели выявляются в оформлении текстовых информационных компонентов. Ситуация усугубляется явной предрасположенностью к тексто­вой форме передачи учебного материала. [11].

По мнению A.B. Апарина, необходимо, чтобы применяемые на занятиях электронные учебники были технологически и операционально доступны, тогда не придется каждый раз объяснять алгоритм работы с тем или иным программным продуктом, а затраты времени на достижение определенной дидакти­ческой цели будут минимальны. Кроме того, использование компьютерных технологий в процессе обучения должно демонстрировать их эффективность в сравнении с другими средствами познания, формируя у студентов потребность в их применении. Синтез текста с имитацией диалога, обогащение мультимедий­ными эффектами (графика, анимация, звуковое сопровождение) позволят повы­сить эффективность образовательного процесса.

Таким образом, можно выдвинуть ряд требований, предъявляемых к электронному учебнику. Выявление и анализ этих требований, как правило, производится с помощью системного анализа.

Все требования можно подразделить на несколько групп:

  • Психолого-педагогические.
  • Инженерно-психологические.
  • Технологические.
  • Медицинские.
  • Научно-педагогические.

Психолого-педагогические требования, в целом, будут определять эффективность учебного процесса. Электронный учебник должен отвечать физиологическим и психологическим особенностям обучаемого та­ким как: память, темперамент, реакция, физическое и умственное развитие, возраст, зрение, слух. Также электронный учебник должен основываться на деятельностном подходе в формировании психики, эрудиции и нравственных качеств, обеспечивая, тем самым, постоянную и положительную мотивацию деятельности студента.

Инженерно-психологические требования определяют интерфейс между пользователем и электронным учебником. Здесь требования будут следующими: простота работы с электронным учебником, дружелюбный интерфейс и комфортный интерфейс (Юзабилити).

Технологические требования электронного учебника определяют инте­рактивное изложение учебной информации, с взаимными ссылками на раз­личные части материала учебника. Учебно-информационный материал элек­тронного учебника необходимо четко иерархически структурировать по со­держанию. Базовый уровень иерархии будет отражать основные понятия и концепции предметной области. Более высокие уровни последовательно детализировать и конкретизировать эти понятия [12].

К медицинским требованиям относят факторы электронного учебника, которые влияют на здоровье обучаемого. Эти требования не только опреде­ляют влияние компьютера на обучаемого, но и влияние самого электронного учебника. Прежде всего, это касается зрения, психики и нервной системы.

Опираясь на научно-педагогические требования к электронному учеб­нику, сформулированные Г.М. Коджаспировой и К.В. Петровым, можно выя­вить, что электронный учебник будет являться гарантом формирования у учащихся систематических прочных и осмысленных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную сис­тему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность [13].

Если первые четыре группы требований носят скорее технический характер, то научно-педагогические требования предъявляются больше к содержанию и структуре электронного учебника.

Совершенно понятно, что электронный учебником должен содержать не только текст учебного материала, но и разнообразные мультимедийные, гипертекстовые и другие компоненты, отличающие электронный учебник от традиционного. Как правило, материал дисциплин естественнонаучного цикла можно без труда дополнить видеозаписями опытов, интерактивными моделями, графиками и прочими довольно зрелищными и интересными элементами. Однако, с гуманитарными науками все гораздо сложнее. Большая часть учебного материала здесь– это текст, описание абстрактных и не материальных вещей, кроме того, гуманитарное знание носит не формализованный характер, что усложняет систему проверки знаний. Поэтому изложение материала и, соответственно, структура электронного учебника по гуманитарной дисциплине требуют к себе особенного внимания со стороны разработчиков.

По нашему мнению, для выполнения вышеизложенных требований при создании электронного учебника по гуманитарным дисциплинам целесообразно разбивать материал на следующие модули:

  • План работы
  • Учебный материал
  • Система контроля и проверки знаний
  • Дополнительный справочно-учебный материал

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Компьютерные технологии в науке, практике и образовании: Тр. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф., 28 окт., 2004 г. / Отв. редактор A.A. Тихомиров. — Самара: Сам. гос. техн. ун-т, 2004. — 227 с.
2. Компьютерные технологии в обучении студентов строительных и архитектурных специальностей: Тезисы докладов 4-ой региональной научно- методической конференции / Под ред. С.И. Чикоты. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2000. – 63 с.
3. Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учеб пособие для студентов вузов. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 508 с.
4. Кузьмина H.H. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения ее продуктивности: дисс. кандидата педагог, наук : 13.00.03 / Кузьмина Наталья Николаевна. — Екатеринбург: 2002. — 148 с.
5. Кречетников К.П. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2002. - № 4. - С. 48-55
6. Зимина О. В. Рекомендации по созданию электронного учебника/ О.В. Зимина, А.И. Кириллов URL: http://www.academiaxxi.ru/
7. Соловов A.B. Организационные и эргономические аспекты электронного обучения [Текст]: Учеб. пособие. - Самара: Изд-во СГАУ, 2007. — 69 с.
8. Уваров А.Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов.- М.: Унив. кн., 2008. - 175 с.
9. Шевченко Е.М. Компьютер в учебно-воспитательном процессе. — Волгоград: Перемена, 1999. — 312 с.
10. Белицын И.В. Лекционный мультимедийный комплекс как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся: дисс. кандидата педагог, наук: 13.00.02 / Белицын Игорь Владимирович. - Барнаул. 2003. - 159 с. ил.
11. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисципл. — Астрахань: АГТУ, 1999. - 71 с.
12. Кречетников К.П. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2002. - № 4. - С. 48-55
13. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии [Текст]. - М.: Высшая школа, 1972. - 174 с.
14. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд- во УРАО. - 1999.-220 с.
15. Шелехова О.В. Формирование проективных умений студентов при использовании компьютерных технологий: дисс. кандидата педагог, наук : 13.00.01 /Шелехова Ольга Васильевна — Иркутск. 2004.-177с.
16. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Смысл. Академия, 2006. — 332 с.
 



© 
М.Г. Кузьмин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru