viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

М.Г. Кузьмин,  (Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Познавательная активность
В статье речь идет об электронном учебнике как инструменте повышения уровня познавательной активности студентов. Автор отмечает преимущества, которые дают компьютерные технологии в образовательном процессе, и педагогические условия их использования. В тексте также дается определение электронного учебника, как понимает его автор на основе существующий определений в литературе. Также в статье идет речь о требованиях, предъявляемых к электронным учебникам, и делается вывод о необходимой структуре электронного учебника для удовлетворения этих требований.

Ключевые слова: Познавательная активность, электронный учебник, структура электронного учебника, требования к электронному учебнику, компьютерные средства обучения.

 

В  ряде отечественных и зарубежных исследований указывается, что обуче­ние с использованием компьютерных технологий позволяет мотивировать позна­вательную деятельность обучаемого, вовлекая его в активный мыслительный процесс и развивая творческие способности [1, 2]. В мировом образовательном пространстве общепризнана роль компьютеров в обуче­нии, поскольку компьютерно-информационные технологии дают значительный дидактический эффект [3].

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия чело­века и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий в обучении приобретают сегодня особую актуальность. Как показывает практика, фронтальная форма работы и ориентация на среднего студента, в настоящее время, не оправдывают себя, и приводят к потере интереса к происходящему на занятиях у способных студентов. Еще хуже дело обстоит с не мотивированными студентами, по существу у них пропадает желание включаться в активный учебный процесс. Индивидуальная работа студента за компьютером или другим информационно-коммуникационным устройством (смартфон, планшет, электронная книга) создаст ситуацию успеха при выполнении заданий, предусмотренных учебной программой, где каждый сможет работать с оптимальной для него нагрузкой и не чувствовать влияния окружающих.

В различных исследованиях, проводимых педагогами, отмечается, что компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения, потому что компьютер значи­тельно расширяет возможности предъявления учебной информации. А применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды [4].

По мнению В.В. Кручинина, компьютерные средства обучения можно разделить на: обучающие программы, тестирующие программы, тренажер­ные программы, моделирующие программы, интегрированные программы. В группу обучающих программ входят автоматизированные учебные курсы, электронные учебники, электронные справочники и энциклопедии [5].

По нашему мнению, в обучении студентов важную роль должны играть элек­тронные учебники. Благодаря использованию современных информационных компьютерных технологий, они способны решать задачи, свойственные, как традиционным учебникам, так и задачам, выполняемым преподавателем. Электронный учебник представляет собой учебно-методический комплекс, способствующий значительному облегчению процесса усвоения материала. Синтез текста с имитацией диалога, обогащение мультимедийными и интерактивными компонентами позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Учеными доказано, что кривая обучения среднего обучающегося по таким учебникам в 2-5 раз выше. При­чем, способность к запоминанию повышается с 35% до 85% [5].

В разных источниках электронные учебники определяют как:

  • совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музы­кальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронный учебник может быть исполнен на любом элек­тронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети [6];
  • систематизированный материал по соответствующей научно- практической области знаний, обеспечивающий творческое и активное овла­дение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Электронные учебники должны отличаться высоким уровнем испол­нения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, нагляд­ностью, логичностью и последовательностью изложения [7];
  • систематически изложенная учебная дисциплина или ее раздел, часть, соответствующие государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденные в качестве данного вида издания [8];
  • электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, и официально утвержденное в качестве данного вида издания [9];
  • текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одно­го его фрагмента к другому, в соответствии с некоторой иерархией фраг­ментов [10].

В нашей работе, под электронным учебником понимается программный продукт, предоставляющий систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний и сопутствующую информацию, частично или полностью заменяющий или дополняющий классический учебник.

Электронный учебник будет определять содержание и последователь­ность обучения, координировать действия участников учебного процесса. Самое главное - он может служить основой для самообразования. Электронный учебник должен предоставлять учащемуся оптимальное сочетание различных способов работы над курсом, состоящее в чередовании изучения теории, разбора примеров, методов и отработки навыков решения типовых задач, проведения самостоятельных исследований.

При проектировании и создании электронного учебника необходимо осуществлять тщательную проработку материалов. Материалы могут отби­раться либо из учебных пособий по данной дисциплине, либо основываться на соответствующих лекциях курса.

В ряде исследований указывается, что в существующих электронных учебниках уровень проявления педагогического и мотивационного аспектов, а также общий худо­жественный уровень изученных цифровых ресурсов достаточно низок. Низкие показатели выявляются в оформлении текстовых информационных компонентов. Ситуация усугубляется явной предрасположенностью к тексто­вой форме передачи учебного материала. [11].

По мнению A.B. Апарина, необходимо, чтобы применяемые на занятиях электронные учебники были технологически и операционально доступны, тогда не придется каждый раз объяснять алгоритм работы с тем или иным программным продуктом, а затраты времени на достижение определенной дидакти­ческой цели будут минимальны. Кроме того, использование компьютерных технологий в процессе обучения должно демонстрировать их эффективность в сравнении с другими средствами познания, формируя у студентов потребность в их применении. Синтез текста с имитацией диалога, обогащение мультимедий­ными эффектами (графика, анимация, звуковое сопровождение) позволят повы­сить эффективность образовательного процесса.

Таким образом, можно выдвинуть ряд требований, предъявляемых к электронному учебнику. Выявление и анализ этих требований, как правило, производится с помощью системного анализа.

Все требования можно подразделить на несколько групп:

  • Психолого-педагогические.
  • Инженерно-психологические.
  • Технологические.
  • Медицинские.
  • Научно-педагогические.

Психолого-педагогические требования, в целом, будут определять эффективность учебного процесса. Электронный учебник должен отвечать физиологическим и психологическим особенностям обучаемого та­ким как: память, темперамент, реакция, физическое и умственное развитие, возраст, зрение, слух. Также электронный учебник должен основываться на деятельностном подходе в формировании психики, эрудиции и нравственных качеств, обеспечивая, тем самым, постоянную и положительную мотивацию деятельности студента.

Инженерно-психологические требования определяют интерфейс между пользователем и электронным учебником. Здесь требования будут следующими: простота работы с электронным учебником, дружелюбный интерфейс и комфортный интерфейс (Юзабилити).

Технологические требования электронного учебника определяют инте­рактивное изложение учебной информации, с взаимными ссылками на раз­личные части материала учебника. Учебно-информационный материал элек­тронного учебника необходимо четко иерархически структурировать по со­держанию. Базовый уровень иерархии будет отражать основные понятия и концепции предметной области. Более высокие уровни последовательно детализировать и конкретизировать эти понятия [12].

К медицинским требованиям относят факторы электронного учебника, которые влияют на здоровье обучаемого. Эти требования не только опреде­ляют влияние компьютера на обучаемого, но и влияние самого электронного учебника. Прежде всего, это касается зрения, психики и нервной системы.

Опираясь на научно-педагогические требования к электронному учеб­нику, сформулированные Г.М. Коджаспировой и К.В. Петровым, можно выя­вить, что электронный учебник будет являться гарантом формирования у учащихся систематических прочных и осмысленных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную сис­тему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность [13].

Если первые четыре группы требований носят скорее технический характер, то научно-педагогические требования предъявляются больше к содержанию и структуре электронного учебника.

Совершенно понятно, что электронный учебником должен содержать не только текст учебного материала, но и разнообразные мультимедийные, гипертекстовые и другие компоненты, отличающие электронный учебник от традиционного. Как правило, материал дисциплин естественнонаучного цикла можно без труда дополнить видеозаписями опытов, интерактивными моделями, графиками и прочими довольно зрелищными и интересными элементами. Однако, с гуманитарными науками все гораздо сложнее. Большая часть учебного материала здесь– это текст, описание абстрактных и не материальных вещей, кроме того, гуманитарное знание носит не формализованный характер, что усложняет систему проверки знаний. Поэтому изложение материала и, соответственно, структура электронного учебника по гуманитарной дисциплине требуют к себе особенного внимания со стороны разработчиков.

По нашему мнению, для выполнения вышеизложенных требований при создании электронного учебника по гуманитарным дисциплинам целесообразно разбивать материал на следующие модули:

  • План работы
  • Учебный материал
  • Система контроля и проверки знаний
  • Дополнительный справочно-учебный материал

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Компьютерные технологии в науке, практике и образовании: Тр. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф., 28 окт., 2004 г. / Отв. редактор A.A. Тихомиров. — Самара: Сам. гос. техн. ун-т, 2004. — 227 с.
2. Компьютерные технологии в обучении студентов строительных и архитектурных специальностей: Тезисы докладов 4-ой региональной научно- методической конференции / Под ред. С.И. Чикоты. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2000. – 63 с.
3. Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учеб пособие для студентов вузов. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 508 с.
4. Кузьмина H.H. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения ее продуктивности: дисс. кандидата педагог, наук : 13.00.03 / Кузьмина Наталья Николаевна. — Екатеринбург: 2002. — 148 с.
5. Кречетников К.П. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2002. - № 4. - С. 48-55
6. Зимина О. В. Рекомендации по созданию электронного учебника/ О.В. Зимина, А.И. Кириллов URL: http://www.academiaxxi.ru/
7. Соловов A.B. Организационные и эргономические аспекты электронного обучения [Текст]: Учеб. пособие. - Самара: Изд-во СГАУ, 2007. — 69 с.
8. Уваров А.Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов.- М.: Унив. кн., 2008. - 175 с.
9. Шевченко Е.М. Компьютер в учебно-воспитательном процессе. — Волгоград: Перемена, 1999. — 312 с.
10. Белицын И.В. Лекционный мультимедийный комплекс как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся: дисс. кандидата педагог, наук: 13.00.02 / Белицын Игорь Владимирович. - Барнаул. 2003. - 159 с. ил.
11. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисципл. — Астрахань: АГТУ, 1999. - 71 с.
12. Кречетников К.П. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2002. - № 4. - С. 48-55
13. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии [Текст]. - М.: Высшая школа, 1972. - 174 с.
14. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд- во УРАО. - 1999.-220 с.
15. Шелехова О.В. Формирование проективных умений студентов при использовании компьютерных технологий: дисс. кандидата педагог, наук : 13.00.01 /Шелехова Ольга Васильевна — Иркутск. 2004.-177с.
16. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Смысл. Академия, 2006. — 332 с.
 



© 
М.Г. Кузьмин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru