viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

А.В, Качалов,  (К.пед.н., доцент, Уральский государственный университет путей сообщения)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Самостоятельность
Современная высшая школа в связи с поставленными перед ней задачами, определяющими активизацию потенциальных возможностей студентов, делает акцент на формировании самостоятельности будущих специалистов. Обусловленность такого подхода продиктована возрастающим объемом, необходимых для усвоениям знаний, компетенций, необходимостью овладения студентами умениями, обеспечивающими самостоятельное приобретение и усвоение ими знаний, в последующем востребованных в профессиональной деятельности. Очевидно, что современному обществу требуются образованные специалисты, способные самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность, прогнозировать их влияние на реальность, критически оценивать явления и события. В этом аспекте формирование творческой самостоятельности студентов приобретает актуальность и необходимость разрешения существующих противоречий между настоятельной необходимостью формирования данного феномена и разработкой путей, форм и методов, позволяющих достичь сформированности творческой самостоятельности как интегрального качества личности.

Ключевые слова: Самостоятельность, творческая самостоятельность, проектная деятельность.

 

В  толковом словаре  русского языка самостоятельность определяется как способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.  Это «свойство личности, предполагающее независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения,  ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно» [4].

В целом самостоятельность как качество личности  связано с умением субъекта ставить перед собой цели, характеризуется как результат деятельности и в соответствии с целями умение определять направление своей деятельности для их достижения собственными силами [3].

Творческая самостоятельность как сложное структурное образование предстает как слагаемые самостоятельности и творчества, в которых функционально прослеживаются способность самостоятельно планировать свою деятельность и использовать  различные способы приобретения учебно-профессиональных умений и навыков, способность испытывать удовлетворение от процесса и результатов осуществления самостоятельной творческой деятельности.

Творческая самостоятельность  с одной стороны, интегрирует в себе элементы других видов самостоятельности (познавательной, исследовательской, функциональной), с другой – проявляется в этих видах самостоятельности, характеризуется при этом способностью самостоятельно ставить цели творческой деятельности, актуализировать необходимые знания и способы ее достижения, корректировать свои действия и соотносить полученный результат с поставленной целью [5,С. 11].

Учитывая структурный состав творческой самостоятельности, в котором мы выделили мотивационно-ценностный компонент (отношение к творчеству как необходимости и ценности профессиональной деятельности), операционно-деятельностный компонент (самостоятельное планирование творческой деятельности, умение использовать приемы реализации творчества в профессиональной деятельности), рефлексивный компонент (построение образа Я в творческой профессиональной деятельности, самооценка, рефлексивное позиционирование) можно определить результативность сформированности творческой самостоятельности.  

Исследователи в этом аспекте указывают на  приобретение студентами умений самоанализа полученных результатов в ходе познавательной и учебно-профессиональной деятельности, их сопоставления с   заданной   целью; умений анализировать   достижения и недостатки в процессе деятельности; умений анализировать опыт профессионалов с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приёмов самоорганизации творческой самостоятельности в контекст будущей профессиональной деятельности; умений на основе анализа достигнутых результатов выдвигать гипотезы и обосновывать   задачи, способы их решения [1]; делается акцент на сформированность  профессионального интереса, отношения к образованию как ценности, способности самостоятельно планировать свою деятельность, стремление к рефлексии [5,   С. 16]; в сформированности творческой самостоятельности результативными показателями выделяются умения саморегуляции, находить условия для собственной самореализации [7].   

Для достижения результативности сформированности творческой самостоятельности студентов необходим адекватный выбор моделей, методов, приемов ее формирования и одним из таких  условий выступает включенность студентов в проектно-творческую деятельность. Проектно-творческая деятельность студентов представляет собой вид самостоятельной деятельности  (учебной, научной,  практической), в основе которой  лежит   выполнение  профессионально-творческих заданий.

Обоснованием организации проектно-творческой деятельности явились ее функциональные возможности в формировании творческой самостоятельности, а именно: развитие творческой активности и самостоятельности, развитие рефлексии, развитие умений применять знания на практике, умение планировать собственную деятельность, принимать обоснованные решения, анализировать ход и результат проектно-творческой деятельности [2].

Особенностью проектно-творческой деятельности в формировании творческой самостоятельности студентов мы видим в ее процессуальности, когда наиболее значимым является не столько результат, сколько сам процесс самостоятельной творческого проектирования, где творческие возможности студентов проявляются на уровне субъектности, проецируемой на творческую активность,  профессиональную компетентность, способность применять полученные знания для решения профессиональных задач.

В качестве средства  организации проектно-творческой деятельности студентов выступает метод проектов, который функционально обеспечивает высокий уровень интеллектуального развития, творчество, компетентность, опережающую направленность обучения [8, С. 6].

Метод проектов предполагает решение выдвинутой проблемы на основе использования   разнообразных методов, средств обучения, а также на его основе осуществляется   интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [6].

 Метод проектов мы рассматриваем  как комплексный обучающий метод, в основе которого реализуется индивидуальный подход, создается  возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности и творчество при выполнении заданий.

Проектно-творческая деятельность на основе применения проектного метода включает проблемные, исследовательские, поисковые задания, предполагает  анализ ситуаций профессиональной направленности, решение ситуационных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью, организацию поисковой и исследовательской деятельности все они направлены на самостоятельное приобретение знаний, коллективное творческое видение проблемы, развитие профессиональной компетенции, развитие творческой активности студентов.

Формирование творческой самостоятельности на основе метода проектов осуществлялось на примере реализации содержания педагогических дисциплин через творческую деятельность каждого студента в ходе разработки и реализации проекта, использования приемов взаимообучения, обучения в парах, малых группах. Это позволило студентам   совместно обсуждать решение задачи, выполнять творческие задания, совместно работать над проектами.    

Доминирующими в формировании творческой самостоятельности студентов явились  творческие проекты, характеризующиеся не столько детальной разработкой структуры проекта, сколько подчинением логики и интересам студента, как субъекта этой деятельности, но вместе с тем содержат требования к планируемым результатам и форме их представления.

При разработке творческого проекта  нами взяты за основу  следующие этапы:

  • подготовительный: студентам предстоит обосновать проблему и актуальность проекта, определить его цели, задачи и результаты, которые будут получены, спланировать, определить форму и вид презентации выполненного проекта;
  • творческой самореализации этап: осуществляется систематизация собранного материала, оформление творческого проекта;
  • заключительный этап: защита и презентация проекта, рефлексия.

Результатом творческого проектирования являются проекты, которые предстают как реальные продукты, полученные в результате самостоятельной деятельности, и обладающие  признаками объективной новизны, с одной стороны, а с другой – направлены на профессиональное развитие студентов.   

Любая форма представления творческого проекта требует четко продуманной структуры – плана содержательного наполнения.

В нашем исследовании таковыми формами представления творческих проектов явилось проектирование сценария видеофильма (например, «Ребенок в мире взрослых»), программы праздника (например, «День лицеиста»), репортажа (например, «Жизнеутверждающие стратегии образования»),  проектирование публичного дискурса (например, «Культура, традиции, образование»), проектирование тематической экспедиции (например, «Образование и региональные молодежные ценности») и т.д.

В процессе организации проектно-творческой деятельности уделялось внимание работе  студентов в микрогруппах, позволяющей вовлечь студентов в творческий процесс по различным направлениям проблем образования. Студенты разрабатывали творческие проекты  по проблемам современного образования, которые рассматривались на научно-практических дискурсах вуза: например, «Творческая образовательная среда вуза как фактор формирования конкурентоспособной личности учителя», разработка проекта по заказу  общеобразовательной организации: « Анонс конкурсов-туров  для учащихся школы-лицея». В этом проекте студенты   представили творческий проект «Воспитательный калейдоскоп», в котором отражены рубрики «Культ наличности знаний», «Настоящий мужчина», «Запретная зона», «Портрет педагогических понятий» и др.

Студентам необходимо составить план предъявленной формы творческого проекта,  сформулировать свои идеи, высказать их в конкретном виде, структурировать проект в соответствии с темой, целью, задачами, подготовить проект к презентации и защите, собственной рефлексии полученного результата. Самостоятельная деятельность по разработке творческих проектов включала самостоятельную работу по изучению научной литературы, справочной литературы, методической литературы, анализ теоретического материала, анализ опыта профессионалов, подготовку презентационного материала.

Отметим, что в ходе разработки творческого проекта не требовалось четкого алгоритма действий, речь идет об инвариантности, взаимозаменяемости различных способов перехода к следующему проектному шагу. Студентам предоставлялось право выбора способа выполнения творческого проекта. Со стороны преподавателя консультации и помощь  осуществлялись лишь в той степени, в которой не позволили снизить самостоятельности и инициативы студента.

Неисключением  в организации проектно-творческой деятельности явилось акцентирование внимания на творческой самореализации студентов, что предусматривало написание творческих сочинений,  выступления с научными докладами, тезисами, дебатами. В основе такой деятельности с одной стороны реализуется возможность формировать у студентов проектные умения, составлять элементы творческих проектов, а с другой -  идет смещение от индивидуальной к деятельности в группе, осознание студентами роли сотрудничества в команде.

Оценка творческих проектов включала презентативность проекта, творческие параметры, содержательное наполнение, эстетика оформления результатов творческого исследования, умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность содержания проекта, генерирование новых идей, возможных путей поиска решений, оформления результатов, владение культурой защиты и аргументации проекта.

 Включение студентов в проектно-творческую деятельность показало, что она способствует формированию ценностных ориентиров будущей профессиональной деятельности, способностей применять полученные знания при решении конкретных проблем, накапливается личный опыт творческой деятельности. Проектно-творческая деятельность ставит студента в активную субъектную позицию, в которой  проявляются способность осуществления самостоятельной творческой деятельности, рефлексия способов собственной творческой деятельности, ее самостоятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань, 1996. – 567 с.
2. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Москва НИИ школьных технологий, 2004.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.176 с.
4. Кон И. С. Психология самостоятельности// Педагогика здоровья. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
5. Морозова С.И. Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов: Автореф. дис. …канд.пед.наук, Брянск, 2008. – 26с. С. 11.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. Академия. — 1999.
7. Речкина Т.Д. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной деятельности студентов педвузов //Педагогический альманах» № 3,4 – 2002.
8. Сауренко Н.Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа Автореф. дисс. кан. пед. наук Москва 2004. – 26с. С. 6.
 



© 
А.В, Качалов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru