viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Г.А. Игнатьева,  (Д.пед.н., профессор, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»)

В.В. Николина,  (Д.пед.н., профессор, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»)

О.В. Тулупова,  (К.пед.н., доцент, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Социокультурный подход
В статье представлены результаты исследования условий и механизмов становления нового педагогического профессионализма в современном контексте социально-экономического развития. Осуществлена попытка охарактеризовать и типологизировать социокультурные предпосылки и эффекты профессионального развития педагогов в условиях дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: Социокультурный подход, философская парадигма универсализма, педагогический профессионализм, профессиональное развитие педагогов, дополнительное профессиональное образование.

 

Введение

В современных условиях социально-экономического развития именно сфера образования остается одной из немногих сфер, способных конструктивным образом воздействовать на процессы развития социальной и культурной жизни людей. Современное образование - как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций, подчеркивают авторы доклада «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики», - создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов. Именно оно выступает первым звеном инновационной цепочки «образование - исследования - венчурные проекты - массовое освоение инноваций» [2, с. 34].

По утверждению В.И. Слободчикова, образование является системообразующим фактором и социального развития (обеспечивая развитие всех сущностных сил человека, образование делает его способным к самообразованию, а, следовательно, и к саморазвитию, а посредством этого и к преобразованию всех сторон природного, социального, технологического и т.п. окружения человека), и общекультурного развития (являясь механизмом связывания нацело определенной общности людей и воспроизведением способа их жизни, обеспечивает передачу и сохранение основных норм, ценностей, идеалов, традиций, укладов жизни во времени) [14, с.25-34].

Ключевым ресурсом и одновременно фактором эффективности любых образовательных реформ был и остается – кадровый ресурс. При этом сегодня утверждается необходимость выхода за пределы узкотехнологического, можно сказать, монопредметного понимания профессиональной деятельности педагога в область выделения особой социальной характеристики личности педагога, соответствующей современным требованиям поликультурного, междисциплинарного, вариативного, многополюсного образования – универсальности. Универсальность в этом контексте можно рассматривать как ключевую интегративную характеристику профессионализма современного педагога, которая выражается в готовности и способности решать профессиональные проблемы на междисциплинарном уровне (в смежных областях гуманитарного научного знания, то есть знания о человеке и процессах его образования и развития), в способности быть успешным в различных видах профессиональной педагогической деятельности, а, самое главное, в способности преобразовывать саму образовательную реальность с помощью собственных педагогических средств.

В основу построения социокультурного вектора развития педагогического профессионализма нами положена философская парадигма универсализма, строящаяся на основе систематизации философского и научного знания, представленная следующими учениями:

1. «Универсальная картина мира», трактуемая в русле методологии философского и социокультурного познания немецкого философа Эдмунда Гуссерля, как рефлексия, направленная на жизненный мир; как результат восприятия жизненного мира, детерминированный особенностями и природой этноса, ее породившего; как явление, обладающее помимо специфических особенностей культурными универсалиями бытования, обусловленных универсальными ценностями и смыслами как основаниями для личностных ориентаций [5].

2. «Идея постижения единства мира через различные формы познавательного синтеза», согласно которой ни одна из форм познавательного опыта не является абсолютной ценностью для человека и общества, а, значит, утверждается необходимость создания новой, многомерной парадигмы, основывающейся на результатах всех познавательных форм: философских, научных, вненаучных; традиционных и нетрадиционных концепциях (В.Л. Обухов) [11].

3. Концепция «гуманистического универсализма», строящаяся на основе диалектико-материалистического представления о всеединстве, утверждающая ответственность человека перед Универсумом. Человеческая сущность наиболее адекватно характеризуется как потенциальная универсальность высшей после Универсума степени, которая исторически актуализируется не в индивиде, а в роде Универсум человека и включает ряд микроуниверсумов, в т ч универсум проблем и универсум деятельностей человека [3].

4. Концепция синергетики и самоорганизации, позиционируемая как «глобальный эволюционизм» или «универсальная теория эволюции», дающая единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций (И.Р. Пригожин, Г. Хакен, Н.Н. Моисеев и др.) [10].

Основная часть

Опираясь на положения философской парадигмы универсализма, мы определяем педагогический профессионализм как сложную динамическую систему, суть развития которого понимается как изменение состояния данной системы при ее взаимодействии с универсальной профессиональной средой (под которой мы рассматриваем среду дополнительного профессионального образования), что ведет к возникновению новой структуры с обновленными функциями.

Сегодня традиционные темы смысла и структуры современного профессионализма педагогических работников должны быть кардинально переосмыслены в контексте ключевых документов, связанных с процессами «ре» или «пере» нормирования образования в условиях завершения перехода России к рыночной экономической системе – Федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [1].

В комплексе общих условий модернизации образования социокультурные условия и факторы являются ключевыми для осмысления происходящих в развитии педагогического профессионализма процессов и выработки жизнеспособных решений. Категория «социокультурное» – это не просто смысловой контекст, но реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы [15, с. 53].

Учитывая явно проявляющиеся в современном социально – гуманитарном знании тенденции к междисциплинарной интеграции и теоретическому синтезу различных областей знания, «ставящими своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений» [12, с. 16], в основу разработки условий и механизмов развития педагогического профессионализма в условиях дополнительного профессионального образования нами положен социокультурный подход.

Данный подход выражает единство и взаимосвязь трех компонентов или аспектов социального познания – социально-философского, социологического и антропологического, объединяя тем самым их познавательные и методологические возможности [12, с. 305-307].

Социально - философский аспект представлен, прежде всего, социально - философскими основаниями, в частности, представлениями о цикличности общественного развития, изначальной многомерности и многообразии явлений и процессов социального мира и пр. Это предполагает, в первую очередь, выделение и комплексное изучение институциональных и вне институциональных сторон социальной жизни. При этом культура рассматривается как мир человека, основная предпосылка или условие возникновения и существования институциональных (стандартизированных и нормативно узаконенных) структур социальной организации, а личность – как предпосылка формирования ее вне институциональных структур.

Антропологический аспект акцентирует внимание, во-первых, на выявлении и описании «высших» родовых сил человека как основы его вне институциональных изменений и процессов, коренящихся в глубинах человеческой природы. Во-вторых, антропологический ракурс означает вместе с тем рассмотрение культуры как способа саморазвития субъектов и пространства их свободной самореализации. Человек выражает и реализует свою родовую сущность при помощи универсальных способов и образцов деятельности, совокупность которых чаще всего именуется культурой.

В соответствии с представленным пониманием социокультурного подхода нами были выявлены следующие группы социокультурных предпосылок развития педагогического профессионализма в условиях дополнительного профессионального образования.

1. Первая группа социокультурных предпосылок связана с социокультурной миссией образования. Специфика данной миссии образования как социальной нормы и всеобщего социального блага состоит в его непосредственном влиянии на утверждение демократии, развитие личности и благосостояния страны посредством формирования у участников образовательных отношений гражданских ценностей и убеждений, обеспечения роста самосознания каждого индивида и гражданского взросления российского общества как основы социальной стабильности.

В данной группе социокультурных предпосылок - первое – это общемировой характер проблем образования, что является следствием глобализации цивилизационных процессов. Новый взгляд на образование ХХ1 века как на ключевой фактор выживания нации в конкурентной борьбе на мировом рынке выдвинул требование ориентации образования как на каждого человека, на развитие его человеческих ресурсов, его творческих возможностей, так и на развитие посредством деятельности высокообразованных граждан всего общества.

Второй предпосылкой может считаться интеллектуализация всех сфер жизни современного человека, что находит свое отражение в существенном возрастании значимости и стоимости интеллектуального труда, увеличении роль информации и информационных технологий, превращении экономики знаний в ведущую отрасль экономики развитых стран. Понимание этой тенденции обусловливает интенсивное, опережающее развитие, как общего образования, что собственно мы сегодня и наблюдаем на примере ФГОС, так и системы профессиональной подготовки, повышения профессиональной квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В качестве третьей предпосылки рассматривается изменение статуса образования, которое из ведомственной отрасли, обслуживающей интересы других ведомств и социальных практик, превращается в сферу общественной практики – в сферу развития личности, региона, страны в целом, а из способа просвещения населения - преобразуется в механизм развития культуры, общества и каждого человека.

2. Следующая группа социокультурных предпосылок развития профессионализма педагога относится к культурно – исторической миссии образования в современном обществе, которая заключается в передаче и сохранении норм и ценностей общей жизни во времени, в связывании нацело некоторой общности людей и способа их жизни, в обеспечении их духовной, культурной и этнической идентификации.

Первой предпосылкой данной группы по праву считаются культурные ценности как цели жизни общества и человека, являющиеся по самому существу своему «целями-заданиями» для образования, т.е. задачами высшего порядка, обеспечивающими человечеству путь бесконечного развития через непрерывное воспроизведение в истории «вечных» культурных ценностей.

Второй социокультурной предпосылкой в группе культурно – исторических предпосылок является реформирование образования. История образования и педагогики показывает, что предпринимаемые в обществе образовательные реформы, связанные с борьбой различных социальных групп и научных коллективов, оказывают мощное влияние на развитие всех сторон теории и практики образования. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к постиндустриальному - информационному обществу, что вызвало появление новых содержательных и технологических требований к системе образования. Главные факторы, влияющие на развитие образования сегодня, – это поворот к личности, развитие которой является смыслом и целью современного образования и переход к рыночной экономике.

И, наконец, третьей предпосылкой в данной группе можно считать процессы стандартизации образования, принявшие во второй половине прошлого века общемировой характер и ставшие нормативным государственным инструментом регламентации содержания образования, образовательного процесса и качества образовательных результатов [6, с. 289].

3. Третья группа социокультурных предпосылок развития педагогического профессионализма в условиях дополнительного профессионального образования рассматривается в контексте понимания образования как всеобщей культурно-исторической формы становления и развития сущностных сил человека и соответственно его антропологической миссии, то есть направленности современного образования на становление у каждого человека фундаментальных потребностей и способностей, главными из которых становятся потребности и способности к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

Первая предпосылка в данной группе определяется общественным характером существования и развития человека. Человек не только живет в системе реально - практических, а не абстрактных социальных связей с другими людьми, но и становится таковым, то есть обретает сущностные человеческие качества только в общности и через сообщество. При этом следует подчеркнуть, что общественность человеческого отношения к миру не является простым многообразием форм совместной деятельности, а «представляет собою способ деятельности, аккумулированный конкретными субъектами и реализуемый ими» [7, с. 68-69].

Вторая предпосылка связана с особым пониманием бытия человека в европейской культуре – как деятельного бытия, где человек как субъект - есть одновременно источник и само действие (самодеятельность). В европейской образовательной традиции особой ценностью и в то же время вектором развития является движение в сторону образования самодеятельного, самосознающего, самоопределяющегося индивида, способного с некоторого момента к саморазвитию. Именно эта общественно-культурная, духовная ценность должна определять ту программу действий педагога, с которой он входит в общность с ребенком. Только при этих обстоятельствах образование становится способом обретения человеком тех способностей, которые позволяют ему быть человеком, выступая как более или менее успешный процесс окультуривания натуральных, спонтанных процессов естественного человеческого роста, разбираться в современных универсалиях и ценностях культуры, способах обретения своей системы ценностей.

Следуя мысли С.Л. Рубинштейна о том, что именно сознание и деятельность есть основополагающие характеристики человеческого существования, конституирующие саму его человечность [13, с. 189], выделим третью предпосылку развития профессионализма педагога в антропологических предпосылках – это представление о человеке как существе сознательном, способном отдавать себе отчет о самом себе (т.е. рефлексивном), и деятельном (способном к осознанному преобразованию).

Подытоживая характеристику социокультурных предпосылок развития педагогического профессионализма в условиях дополнительного профессионального образования, выделенных на основе социокультурного подхода и антропологических перспектив отечественного образования, обозначим суть профессионализма педагога на современном этапе общественного развития: это возможность быть уверенным в том, что в определенных условиях образовательной среды, в которой осуществляется педагогическая деятельность в соответствии с утвержденными конкретно – историческими нормами ее реализации (стандартами) в рамках имеющегося у педагога уровня профессиональной компетентности и квалификации, обеспечены процессы развития образующихся в пределах параметров высших достижений для определенного возраста и уровня образования.

Современный педагогический профессионализм понимается как открытость педагогов ко всему новому, знание не только своего предмета, но и детской психологии и особенностей развития школьников. Его основной характеристикой становится универсальность как органическое слияние, нерасторжимое единство интеллекта, интуитивной проницательности, богатства чувств и волевой целеустремленности [4, с. 289].

Основываясь на социокультурном подходе, мы разрабатываем механизм развития педагогического профессионализма в условиях дополнительного профессионального образования, опираясь на организацию индивидуальной и коллективной педагогической рефлексии, связывая между собой процессы развития индивидуальных особенностей личности; развития культурологических особенностей; развития социокультурной деятельности.

Развитие педагогического профессионализма, связанное с такими социокультурными эффектами как повышение значимости профессиональной педагогической деятельности в системе смысложизненных ориентаций и повышение культуры педагогического труда, осуществляется через основные формы образовательной деятельности педагогов в условиях дополнительного профессионального образования, отраженные в табл. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основно-го общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
2. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование-2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. — 2008. — № 1. — С. 32 – 64.
3. Гарпушкин В. Е. Гуманистический универсализм как парадигма мировоззрения: Автореферат дис. док. философ. наук. — Иваново: ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет», 2009. — 43 с.
4. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. —М.: Искусство, 1991. — 432 с.
5. Гуссерль Э. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 464 с.
6. Днепров Э.Д. Образование и политика: В 2 т. Т.2. — М., 2006. — 402 с.
7. Иванов В.П. Человеческая деятельность — Познание — Искусство. — Киев, 1977, цит. по кн.: Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. — Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. — 264 с.
8. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. — М., 1996. — 318 с.
9. «Концепт кафедры педагогики и андрагогики по разработке и реализации дополнительных профессиональных про-грамм, ориентированных на формирование нового профессионализма педагога в условиях ФГОС общего образования на 2016 - 2018 годы». [Электронный ресурс] // Нижегородский институт развития образования: (http://www.niro.nnov.ru/?id=23832) (дата обращения: 03.02.2016).
10. Можейко М. А. Синергетика. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/concepts/6876 (дата обращения: 03.02.2016).
11. Реалистическая философия. Учебник для вузов / Под общей и научной редакцией В.Л. Обухова. — СПб: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ, 2009. — 336 с
12. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований // Вопросы социальной теории. — 2008. — Том II. — Вып. 1(2) . — С. 305 – 328.
13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. — 189 с.
14. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. — Издательский отдел Екатерин-бургской епархии, 2009. — 264 с.
15. Цирульников А. М. Школьная сеть вместе с управленческой вертикалью // Российское образование. Сетевой под-ход. — М.; СПб, 2003. — 254 с.
 



© 
Г.А. Игнатьева, В.В. Николина, О.В. Тулупова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru