viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.В. Доля,  (Аспирант, Южный Федеральный Университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Качество образования
Данная статья посвящена концепту качеству образования, в частности высшего профессионального образования. Основополагающей задачей является анализ мнений различных исследователей о содержании понятия качество образования, подходах к его определению, учитываются требования всех заинтересованных участников образовательного процесса. Автор принимает во внимание педагогические принципы, оказывающие непосредственное влияние на качество образования в вузе. Изучены особенности качества образования, критерии, определяющие уровень качества, а также система условий, влияющих на него и требования к качеству, определяемые ФГОС. Рассмотрены качество результатов обучения, процессов и образовательной системы в целом. Автор отмечает важность оценивания, не только уровня академических результатов, но и промежуточного контроля на протяжении всего образовательного процесса, обращает внимание на организационные компоненты образовательной системы вуза, а также на возможные способы решения проблемы повышения качества образования.

Ключевые слова: Качество образования, качество образовательных результатов, качество образовательного процесса, качество образовательной системы, компетенция, образовательный стандарт.

 

Мнение исследователей в вопросе выведения единого подхода к дефиниции качества образования расходятся. Е.В. Брызгалина считает, что «в современной западной и отечественной философии образования пока не сложилось единого подхода к определению содержания понятия качество образования» [1]. С точки зрения И. И. Бурлаковой, «при выведении определения качества образования, нужно понимать, что представления о нем у заинтересованных сторон будут со временем меняться» [2]. Определение не следует делать слишком точным или слишком общим, так как это может привести к повторному пересмотру или трудностям при использовании показателей его оценки.  Другие ученые считают, что вывести общее определение термина «качество образования» вполне возможно. По их мнению, нужно учитывать возможные подходы к определению качества образования, его критерии, характеристики и особенности. Так, например, Т.Г. Озерникова рассматривает качество образования как многомерный феномен и определяет его как «совокупность характеристик условий получения образования, способность учебного учреждения предоставить определённый уровень образования и определяется такими параметрами как материально-техническая и учебно-методическая базы, структура профессорско-преподавательского состава» [3]. Также, автор отмечает, что качество образования должно соответствовать «требованиям заинтересованных сторон» и определяться с помощью «показателей, отражающие соотношение: затрат и полученного результата, ожидаемого и фактического результата обучения» [3]. По мнению И.Г. Голышева, термин «качество образования» может быть истолкован в зависимости от целей образования и ожиданий различных групп потребителей и пользователей образовательных услуг. Ученый рекомендует избегать описательных определений этого понятия как частных и неточных, отражающих интересы лишь отдельных сторон, так как важно объединить позиции основных заинтересованных в образовании сторон — личности обучающегося, работодателя, государства, общества в целом [4].

Исследователи подчеркивают, что качество подготовки преподавательского состава и уровень материально-технической базы могут значительно повлиять на качество образования. При анализе точек зрения личности, работодателя, государства в контексте определения качества образования, важно свести с к минимуму конфликт требований, степень расхождений которых не должна быть критичной,  и удерживать мнения сторон в рамках законодательного регулирования.

Качественное образование рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов, соответствия личностного развития жизненному самоопределению субъекта и требованиям общества в новых социально-экономических условиях. Оно выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность отдельных учебных заведений и  национальных систем образования в целом. Качество образования рассматривается как многоаспектное понятие. По мнению Т. И. Булгаковой и И. М. Лысаковой, основными показателями качества высшего образования становятся «качество преподавательского состава, общей подготовки студентов, усвоенного материала и усвоенных программ» [5]. Важны не только сами, показатели, но и анализ их данных, который необходимо проводить комплексно, что создаст условия для качественного образовательного процесса, улучшения подготовки молодых специалистов [5]. Привлекается внимание и к такими аспектам, как личность преподавателя и студента. Преподаватель университета обладает высоким уровнем компетентности и профессионализма, высоко образован, умеет излагать свой материал в доступной форме, а также слушать студентов и проявлять к ним уважение. Если речь идет о студенте, то огромную роль играет его интеллектуальный уровень, коммуникабельность, память, умение  работать в команде, желание учиться и постоянно совершенствоваться и использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Уровень качества подготовки студентов в сфере высшего профессионального образования оценивается с помощью различных критериев: компетентности, способности к самостоятельной деятельности, умению быстро принимать решения и адаптироваться в новых условиях, самомотивации и др. В связи с этим «содержание и технологии вузовского образования ориентированы на определение и формирование совокупности специальных знаний, умений и опыта деятельности, что, согласно новому образовательному стандарту, составляет набор общекультурных и профессиональных компетенций, овладение которыми в целом характеризует компетентность будущего специалиста» [6].         

В.Ф. Покасов акцентирует внимание на том, что «качество образования можно рассматривать как средство социализации личности, предполагающей реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с социумом» [7].         Помимо этого, качество образования трактуется в терминах соответствия условиям и ожиданиям участников образовательного процесса. Это значит, во-первых, что система образования должна отвечать запросам рынка труда в профессиональных специалистах и высоком уровне их квалификации. Во-вторых,  образовательная система должна идти на встречу потребностям личности в получении знаний и умений, обеспечивая при этом не только создание высокопрофессионального специалиста, но и полностью сформировавшейся личности со своей картиной мира и системой моральных принципов. Таки образом, качество образования должно учитывать требования личности, работодателя и государства, чтобы преодолеть противоречие, которое возникло между стандартами профессионального обучения и соответствием результатов образования ожиданиям личности и общества в целом.

Для повышения качества образования, по мнению М.А. Иваненко, должны  быть реализованы следующие принципы:

  • личностно-ориентированный и развивающий характер образовательных программ и технологий обучения с учетом образовательных потребностей обучающихся,
  • компетентностный подход и профилизация;
  • системность, целостность и вариативность содержания образования и видов деятельности, множество точек зрения на проблему и множество граней ее решения;
  • проблемность и диалогичность содержания, диалогичность характера взаимодействия субъектов образования в учебном процессе, переход на субъект-субъектные отношения педагога и обучающегося;
  • активность и самостоятельность обучающихся как субъектов образования, творческая деятельность по саморазвитию, самоопределению, самореализации и становлению;
  • рефлексивность как осознанность содержания, способов деятельности и собственных изменений;
  • модульно-блочный принцип организации содержания образования и деятельности обучающихся;
  • принципы опережения при обучении иразвитии, поддерживающей мотивации, самообучения, самоконтроля и самокоррекции [8].

Мы также считаем, что качество образования является комплексным понятием и состоит из таких компонентов, как качество результатов образования, образовательного процесса и образовательной системы в целом.        

РЕЗУЛЬТАТЫ

По мнению Е.Г. Барабаш  и С.Р. Батдаловой, «высшая школа перешла от информативной системы обучения к проблемной, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, который, в свою очередь, становится наставником и консультантом»[9]. Подобная ситуация возможна только при переходе к личностно-ориентированному подходу.  Модель образования, базой для которой является подобный подход, основана на ожидаемых результатах обучения студентов. Предполагаемые результаты обучения необходимы для прогнозирования того, что студенты будут уметь, делать и какими навыками будут обладать и сравнить их с реальными результатами  в конце периода обучения. Согласно требованиям Болонского процесса и ФГОС ВПО нового поколения все модули и программы должны быть описаны с помощью терминов результатов обучения. Проведя анализ научной литературы, мы делаем выводы о существовании ряда сходных определений термина «результат обучения». При этом значительные различия между ними отсутствуют. Поэтому в качестве дефиниции результата обучения мы принимаем сформированное в «ECTS: Руководства пользователя», которое определяет результаты обучения как формулировку ожиданий  в отношении таких аспектов, как усвоенные знания, умения и освоенные компетенции . Одним из достоинств результатов обучения можно назвать их формулировки, где даны достаточно четкие определения достижениям студента и способам демонстрации этих достижений. Понятия «компетенция» и «результаты обучения» тесно связаны между собой), так как компетенция представляет собой умения использовать свои знания, опыт и личностные качества в профессиональной деятельности. Тогда как результаты обучения определяются нами как знания, умения и компетенции, которые учащийся способен продемонстрировать по итогам учебного процесса. Если мы говорим об обеспечения качества образования, то в данной ситуации  результаты обучения:

  • повышают ясность и улучшают понимание стандартов
  • достаточно надежны и практичны применении
  • являются базовыми элементами для создания и оценки новых стандартов
  • определяются и оцениваются с помощью внутренней системы ВУЗа

Особенностью новых ФГОС ВПО также является повышенное внимание к требованиям результатов образования, фактически выдвигаясь на первый план. Они:

  • дают определение, нормируют и контролируют результаты образования
  • определяют критерии для оценки образовательных результатов
  • приняты к обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации
  • отражают специфику основных образовательных результатов

Основываясь на вышесказанном, мы можем сделать вывод, что в контексте образовательных результатов, качество образования представляет собой совокупность характеристик результатов обучения, на которую влияет факторы соответствия образования федеральному государственному стандарту и требованиям рынка труда, уровня подготовки преподавательского состава, наличия современных методов и технологий обучения.

ПРОЦЕССЫ

Мы считаем, что в контексте качества высшего образования, самый значимый акцент делается на качество результатов образовательной деятельности высшего учебного заведения, а также на условиях получения этих результатов. Тем не менее, в настоящее время нормирование и определение уровня качества образовательного процесса также важно. Мы уверены в необходимости разграничения понятий «качество результата образования» и «качество процесса образования».  Оценка результатов образования является составной частью образовательного процесса. С точки зрения Т.А. Кинкуроговой «методы оценки качества результата образовательного процесса не дают прямой информации о том, каким образом можно повысить это качество, так как показатели качества образовательного процесса представляют собой индикаторы его функционирования и развития, однако не могут регулировать его» [10]. То есть, если качество результата изменилось, то можно делать выводы об изменениях в ходе образовательного процесса. Оценивание качества образования основано на уровне академических результатов студентов, тогда как повлиять на результат возможно только в течение образовательного процесса, изменяя условия его реализации. И, как следствие, мы представляем целесообразным рассматривать качество образования как многоаспектное понятие, включающее в себя процесс, условия и результат. Поэтому мы разделяем мнение А.А. Найданова, который трактует «качество образовательного процесса как совокупность свойств образования, соответствующая современным требованиям педагогической теории, практики и способная удовлетворить образовательные потребности различных групп потребителей»[11]. Изучение организации образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования позволили определить факторы, влияющие на уровень качества подготовки специалистов:

  • Содержание образования, которое включает в себя разнообразие дисциплин, учебные планы и рабочие программы, современные методы и технологии обучения.
  • Личностные и профессиональные характеристики обучающихся. Студент является центральной фигурой образовательного процесса. Он должен быть внимательным, открытым, стрессоустойчивым, обладать высоким уровнем интеллекта, мотивацией, чувством юмора, уметь работать самостоятельно и постоянно самосовершенствоваться.
  • Информационно-методическая база. Для качественного образовательного процесса важен высокий уровень материально-технической и учебно-методической базы, наличие оборудования и учебных материалов, доступа в интернет и к электронным библиотекам.
  • Качество профессорско-преподавательского состава и квалификация вспомогательного персонала. Преподаватель должен обладать достаточно высоким уровнем умений и компетенций в области его педагогической деятельности для успешного решения, поставленных перед ним конкретных педагогических задач и четко понимать роль себя и своей дисциплины в системе подготовки специалиста.
  • Социализация обучающихся. Одним из основополагающих моментов образования является социализация личности, предполагающая реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с обществом.
  • Регулярный мониторинг. Объектом мониторинга образовательных достижений являются результаты учебной деятельности студентов. Он проводится с целью сравнения образовательных достижений обучающихся с предполагаемыми результатами, определения динамики изменений образовательных достижений и выявление факторов, связанных с особенностями процесса обучения.
СИСТЕМА

Необходимость рассмотрения высшего учебного заведения как образовательной системы объясняется необходимостью создания вузовской системы обеспечения качества подготовки будущих выпускников. С подобной точки зрения, ВУЗ представляет собой образовательное учреждение с выработанной системой внешних и внутренних условий, обеспечивающих единый характер личностного роста и профессионального развития студентов, направленных на формирование у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. 

Если анализировать ВУЗ как образовательную систему в организационном плане, то следует обратить внимание на следующие компоненты:

  • комплекс образовательных целей и задач
  • система условий, определяющих образовательную деятельность студентов
  • модель выпускника вуза
  • уровень обеспечения образовательного процесса
  • уровень квалификации и педагогической культурыпреподавателей и административного персонала
  • наличие студенческих коллективов
  • установление отношений взаимного сотрудничества со студентами и коллегами
  • организация учебной, самостоятельной, творческой и внеаудиторной деятельности студентов
  • самообразование студентов
  • управление жизнедеятельностью вуза
Выводы      

1.«Качество образования» – многомерное понятие, оно является комплексным и неоднозначным.

2. Качество образования в качестве системного концепта может трактоваться:

  • как средство социализации личности
  • как совокупность характеристик условий получения образования
  • как соответствие требованиям заинтересованных сторон
  • как совокупность таких составляющих, как качество результатов обучения, образовательного процесса и образовательной системы
  • как степень достижения поставленных в образовании целей и задач, как соответствие образования таким аспектам как цели, требования и стандарты

3. Среди особенностей, способных изменить уровень качества в сфере высшего образования:

  • качество профессорско-преподавательского и вспомогательного состава
  • личностные и профессиональные характеристики преподавателей и студентов
  • материально-техническая база
  • учебно-методическая база
  • содержание обучения (материал, программы, методы, формы, технологии)
  • единство требований личности, работодателя, государства в определении качества образования
  • постоянный мониторинг, разнообразные формы контроля, обратная связь

4. Мы также считаем, что качество подготовки студентов в образовательных учреждениях можно трактовать, как соответствие результатов образовательного процесса интересам и требованиям современного рынка труда в высококвалифицированных специалиста в соответствующей области, а также потребностям будущих профессиональных работников в повышении квалификации в плане личностного роста и профессионального развития.

5. Мы уверены, что решение проблемы качества образования зависит от реакции ВУЗов на изменения в обществе. Не подвергается сомнению важность внедрения эффективных современных методов, технологий и содержания обучения, мониторинга результатов обучения и деятельности ВУЗ-а.

6. Во время разработки и реализации образовательных программ учебными заведениями, сотрудничество с работодателями, их непосредственное участие является важным фактором, способствующих  повышению качества образования и достижению желаемого результата.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брызгалина Е. В. Проблемы оценки качества образования: Теория и Практика // Естественно-научное образование: взаимодействие средней и высшей школы. - М.: Изд-во Московского университета, 2012.
2. Бурлакова И.И. Основные подходы к трактовке качества образования в России и за рубежом // Инновации в образовании. - 2013. - №1.
3. Озерникова Т. Г. Качество образования: подходы к определению // сб. докл. по материалам XI Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / под ред. В. А. Гуртова. - Петрозаводск: 2014.
4. Голышев И.Г. Показатели качества высшего образования в контексте потребительских ценностей // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - №11.
5. Булгакова Т. И., Лысакова И. М. Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в техническом вузе // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015.
6. Адоняев Д.Ю. Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
7. Покасов В.Ф. Управление качеством образования современной школы. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
8. Иваненко М.А. К вопросу о качественном образовании в высшей школе // Педагогическое образование. - 2013. - №2.
9. Барабаш Е. Г., Батдалова С. Р. Внутривузовская система качества образования – эффективный путь к повышению подготовки кадров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - №4.
10. Кинкурогова Т. А. Качество образовательной услуги – необходимое условие конкурентоспособности выпускника Вуза // econf.rae.ru URL: http://econf.rae.ru/pdf/2010/10/23ce185134.pdf. (дата обращения: 20.11/2015).
11. Найданов А. А. Основные подходы к определению понятия «качество образования» как показателя успешности университета // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - №4 (18).
 



© 
Е.В. Доля, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru