viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Е.В. Доля,  (Аспирант, Южный Федеральный Университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Качество образования
Данная статья посвящена концепту качеству образования, в частности высшего профессионального образования. Основополагающей задачей является анализ мнений различных исследователей о содержании понятия качество образования, подходах к его определению, учитываются требования всех заинтересованных участников образовательного процесса. Автор принимает во внимание педагогические принципы, оказывающие непосредственное влияние на качество образования в вузе. Изучены особенности качества образования, критерии, определяющие уровень качества, а также система условий, влияющих на него и требования к качеству, определяемые ФГОС. Рассмотрены качество результатов обучения, процессов и образовательной системы в целом. Автор отмечает важность оценивания, не только уровня академических результатов, но и промежуточного контроля на протяжении всего образовательного процесса, обращает внимание на организационные компоненты образовательной системы вуза, а также на возможные способы решения проблемы повышения качества образования.

Ключевые слова: Качество образования, качество образовательных результатов, качество образовательного процесса, качество образовательной системы, компетенция, образовательный стандарт.

 

Мнение исследователей в вопросе выведения единого подхода к дефиниции качества образования расходятся. Е.В. Брызгалина считает, что «в современной западной и отечественной философии образования пока не сложилось единого подхода к определению содержания понятия качество образования» [1]. С точки зрения И. И. Бурлаковой, «при выведении определения качества образования, нужно понимать, что представления о нем у заинтересованных сторон будут со временем меняться» [2]. Определение не следует делать слишком точным или слишком общим, так как это может привести к повторному пересмотру или трудностям при использовании показателей его оценки.  Другие ученые считают, что вывести общее определение термина «качество образования» вполне возможно. По их мнению, нужно учитывать возможные подходы к определению качества образования, его критерии, характеристики и особенности. Так, например, Т.Г. Озерникова рассматривает качество образования как многомерный феномен и определяет его как «совокупность характеристик условий получения образования, способность учебного учреждения предоставить определённый уровень образования и определяется такими параметрами как материально-техническая и учебно-методическая базы, структура профессорско-преподавательского состава» [3]. Также, автор отмечает, что качество образования должно соответствовать «требованиям заинтересованных сторон» и определяться с помощью «показателей, отражающие соотношение: затрат и полученного результата, ожидаемого и фактического результата обучения» [3]. По мнению И.Г. Голышева, термин «качество образования» может быть истолкован в зависимости от целей образования и ожиданий различных групп потребителей и пользователей образовательных услуг. Ученый рекомендует избегать описательных определений этого понятия как частных и неточных, отражающих интересы лишь отдельных сторон, так как важно объединить позиции основных заинтересованных в образовании сторон — личности обучающегося, работодателя, государства, общества в целом [4].

Исследователи подчеркивают, что качество подготовки преподавательского состава и уровень материально-технической базы могут значительно повлиять на качество образования. При анализе точек зрения личности, работодателя, государства в контексте определения качества образования, важно свести с к минимуму конфликт требований, степень расхождений которых не должна быть критичной,  и удерживать мнения сторон в рамках законодательного регулирования.

Качественное образование рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов, соответствия личностного развития жизненному самоопределению субъекта и требованиям общества в новых социально-экономических условиях. Оно выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность отдельных учебных заведений и  национальных систем образования в целом. Качество образования рассматривается как многоаспектное понятие. По мнению Т. И. Булгаковой и И. М. Лысаковой, основными показателями качества высшего образования становятся «качество преподавательского состава, общей подготовки студентов, усвоенного материала и усвоенных программ» [5]. Важны не только сами, показатели, но и анализ их данных, который необходимо проводить комплексно, что создаст условия для качественного образовательного процесса, улучшения подготовки молодых специалистов [5]. Привлекается внимание и к такими аспектам, как личность преподавателя и студента. Преподаватель университета обладает высоким уровнем компетентности и профессионализма, высоко образован, умеет излагать свой материал в доступной форме, а также слушать студентов и проявлять к ним уважение. Если речь идет о студенте, то огромную роль играет его интеллектуальный уровень, коммуникабельность, память, умение  работать в команде, желание учиться и постоянно совершенствоваться и использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Уровень качества подготовки студентов в сфере высшего профессионального образования оценивается с помощью различных критериев: компетентности, способности к самостоятельной деятельности, умению быстро принимать решения и адаптироваться в новых условиях, самомотивации и др. В связи с этим «содержание и технологии вузовского образования ориентированы на определение и формирование совокупности специальных знаний, умений и опыта деятельности, что, согласно новому образовательному стандарту, составляет набор общекультурных и профессиональных компетенций, овладение которыми в целом характеризует компетентность будущего специалиста» [6].         

В.Ф. Покасов акцентирует внимание на том, что «качество образования можно рассматривать как средство социализации личности, предполагающей реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с социумом» [7].         Помимо этого, качество образования трактуется в терминах соответствия условиям и ожиданиям участников образовательного процесса. Это значит, во-первых, что система образования должна отвечать запросам рынка труда в профессиональных специалистах и высоком уровне их квалификации. Во-вторых,  образовательная система должна идти на встречу потребностям личности в получении знаний и умений, обеспечивая при этом не только создание высокопрофессионального специалиста, но и полностью сформировавшейся личности со своей картиной мира и системой моральных принципов. Таки образом, качество образования должно учитывать требования личности, работодателя и государства, чтобы преодолеть противоречие, которое возникло между стандартами профессионального обучения и соответствием результатов образования ожиданиям личности и общества в целом.

Для повышения качества образования, по мнению М.А. Иваненко, должны  быть реализованы следующие принципы:

  • личностно-ориентированный и развивающий характер образовательных программ и технологий обучения с учетом образовательных потребностей обучающихся,
  • компетентностный подход и профилизация;
  • системность, целостность и вариативность содержания образования и видов деятельности, множество точек зрения на проблему и множество граней ее решения;
  • проблемность и диалогичность содержания, диалогичность характера взаимодействия субъектов образования в учебном процессе, переход на субъект-субъектные отношения педагога и обучающегося;
  • активность и самостоятельность обучающихся как субъектов образования, творческая деятельность по саморазвитию, самоопределению, самореализации и становлению;
  • рефлексивность как осознанность содержания, способов деятельности и собственных изменений;
  • модульно-блочный принцип организации содержания образования и деятельности обучающихся;
  • принципы опережения при обучении иразвитии, поддерживающей мотивации, самообучения, самоконтроля и самокоррекции [8].

Мы также считаем, что качество образования является комплексным понятием и состоит из таких компонентов, как качество результатов образования, образовательного процесса и образовательной системы в целом.        

РЕЗУЛЬТАТЫ

По мнению Е.Г. Барабаш  и С.Р. Батдаловой, «высшая школа перешла от информативной системы обучения к проблемной, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, который, в свою очередь, становится наставником и консультантом»[9]. Подобная ситуация возможна только при переходе к личностно-ориентированному подходу.  Модель образования, базой для которой является подобный подход, основана на ожидаемых результатах обучения студентов. Предполагаемые результаты обучения необходимы для прогнозирования того, что студенты будут уметь, делать и какими навыками будут обладать и сравнить их с реальными результатами  в конце периода обучения. Согласно требованиям Болонского процесса и ФГОС ВПО нового поколения все модули и программы должны быть описаны с помощью терминов результатов обучения. Проведя анализ научной литературы, мы делаем выводы о существовании ряда сходных определений термина «результат обучения». При этом значительные различия между ними отсутствуют. Поэтому в качестве дефиниции результата обучения мы принимаем сформированное в «ECTS: Руководства пользователя», которое определяет результаты обучения как формулировку ожиданий  в отношении таких аспектов, как усвоенные знания, умения и освоенные компетенции . Одним из достоинств результатов обучения можно назвать их формулировки, где даны достаточно четкие определения достижениям студента и способам демонстрации этих достижений. Понятия «компетенция» и «результаты обучения» тесно связаны между собой), так как компетенция представляет собой умения использовать свои знания, опыт и личностные качества в профессиональной деятельности. Тогда как результаты обучения определяются нами как знания, умения и компетенции, которые учащийся способен продемонстрировать по итогам учебного процесса. Если мы говорим об обеспечения качества образования, то в данной ситуации  результаты обучения:

  • повышают ясность и улучшают понимание стандартов
  • достаточно надежны и практичны применении
  • являются базовыми элементами для создания и оценки новых стандартов
  • определяются и оцениваются с помощью внутренней системы ВУЗа

Особенностью новых ФГОС ВПО также является повышенное внимание к требованиям результатов образования, фактически выдвигаясь на первый план. Они:

  • дают определение, нормируют и контролируют результаты образования
  • определяют критерии для оценки образовательных результатов
  • приняты к обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации
  • отражают специфику основных образовательных результатов

Основываясь на вышесказанном, мы можем сделать вывод, что в контексте образовательных результатов, качество образования представляет собой совокупность характеристик результатов обучения, на которую влияет факторы соответствия образования федеральному государственному стандарту и требованиям рынка труда, уровня подготовки преподавательского состава, наличия современных методов и технологий обучения.

ПРОЦЕССЫ

Мы считаем, что в контексте качества высшего образования, самый значимый акцент делается на качество результатов образовательной деятельности высшего учебного заведения, а также на условиях получения этих результатов. Тем не менее, в настоящее время нормирование и определение уровня качества образовательного процесса также важно. Мы уверены в необходимости разграничения понятий «качество результата образования» и «качество процесса образования».  Оценка результатов образования является составной частью образовательного процесса. С точки зрения Т.А. Кинкуроговой «методы оценки качества результата образовательного процесса не дают прямой информации о том, каким образом можно повысить это качество, так как показатели качества образовательного процесса представляют собой индикаторы его функционирования и развития, однако не могут регулировать его» [10]. То есть, если качество результата изменилось, то можно делать выводы об изменениях в ходе образовательного процесса. Оценивание качества образования основано на уровне академических результатов студентов, тогда как повлиять на результат возможно только в течение образовательного процесса, изменяя условия его реализации. И, как следствие, мы представляем целесообразным рассматривать качество образования как многоаспектное понятие, включающее в себя процесс, условия и результат. Поэтому мы разделяем мнение А.А. Найданова, который трактует «качество образовательного процесса как совокупность свойств образования, соответствующая современным требованиям педагогической теории, практики и способная удовлетворить образовательные потребности различных групп потребителей»[11]. Изучение организации образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования позволили определить факторы, влияющие на уровень качества подготовки специалистов:

  • Содержание образования, которое включает в себя разнообразие дисциплин, учебные планы и рабочие программы, современные методы и технологии обучения.
  • Личностные и профессиональные характеристики обучающихся. Студент является центральной фигурой образовательного процесса. Он должен быть внимательным, открытым, стрессоустойчивым, обладать высоким уровнем интеллекта, мотивацией, чувством юмора, уметь работать самостоятельно и постоянно самосовершенствоваться.
  • Информационно-методическая база. Для качественного образовательного процесса важен высокий уровень материально-технической и учебно-методической базы, наличие оборудования и учебных материалов, доступа в интернет и к электронным библиотекам.
  • Качество профессорско-преподавательского состава и квалификация вспомогательного персонала. Преподаватель должен обладать достаточно высоким уровнем умений и компетенций в области его педагогической деятельности для успешного решения, поставленных перед ним конкретных педагогических задач и четко понимать роль себя и своей дисциплины в системе подготовки специалиста.
  • Социализация обучающихся. Одним из основополагающих моментов образования является социализация личности, предполагающая реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с обществом.
  • Регулярный мониторинг. Объектом мониторинга образовательных достижений являются результаты учебной деятельности студентов. Он проводится с целью сравнения образовательных достижений обучающихся с предполагаемыми результатами, определения динамики изменений образовательных достижений и выявление факторов, связанных с особенностями процесса обучения.
СИСТЕМА

Необходимость рассмотрения высшего учебного заведения как образовательной системы объясняется необходимостью создания вузовской системы обеспечения качества подготовки будущих выпускников. С подобной точки зрения, ВУЗ представляет собой образовательное учреждение с выработанной системой внешних и внутренних условий, обеспечивающих единый характер личностного роста и профессионального развития студентов, направленных на формирование у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. 

Если анализировать ВУЗ как образовательную систему в организационном плане, то следует обратить внимание на следующие компоненты:

  • комплекс образовательных целей и задач
  • система условий, определяющих образовательную деятельность студентов
  • модель выпускника вуза
  • уровень обеспечения образовательного процесса
  • уровень квалификации и педагогической культурыпреподавателей и административного персонала
  • наличие студенческих коллективов
  • установление отношений взаимного сотрудничества со студентами и коллегами
  • организация учебной, самостоятельной, творческой и внеаудиторной деятельности студентов
  • самообразование студентов
  • управление жизнедеятельностью вуза
Выводы      

1.«Качество образования» – многомерное понятие, оно является комплексным и неоднозначным.

2. Качество образования в качестве системного концепта может трактоваться:

  • как средство социализации личности
  • как совокупность характеристик условий получения образования
  • как соответствие требованиям заинтересованных сторон
  • как совокупность таких составляющих, как качество результатов обучения, образовательного процесса и образовательной системы
  • как степень достижения поставленных в образовании целей и задач, как соответствие образования таким аспектам как цели, требования и стандарты

3. Среди особенностей, способных изменить уровень качества в сфере высшего образования:

  • качество профессорско-преподавательского и вспомогательного состава
  • личностные и профессиональные характеристики преподавателей и студентов
  • материально-техническая база
  • учебно-методическая база
  • содержание обучения (материал, программы, методы, формы, технологии)
  • единство требований личности, работодателя, государства в определении качества образования
  • постоянный мониторинг, разнообразные формы контроля, обратная связь

4. Мы также считаем, что качество подготовки студентов в образовательных учреждениях можно трактовать, как соответствие результатов образовательного процесса интересам и требованиям современного рынка труда в высококвалифицированных специалиста в соответствующей области, а также потребностям будущих профессиональных работников в повышении квалификации в плане личностного роста и профессионального развития.

5. Мы уверены, что решение проблемы качества образования зависит от реакции ВУЗов на изменения в обществе. Не подвергается сомнению важность внедрения эффективных современных методов, технологий и содержания обучения, мониторинга результатов обучения и деятельности ВУЗ-а.

6. Во время разработки и реализации образовательных программ учебными заведениями, сотрудничество с работодателями, их непосредственное участие является важным фактором, способствующих  повышению качества образования и достижению желаемого результата.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брызгалина Е. В. Проблемы оценки качества образования: Теория и Практика // Естественно-научное образование: взаимодействие средней и высшей школы. - М.: Изд-во Московского университета, 2012.
2. Бурлакова И.И. Основные подходы к трактовке качества образования в России и за рубежом // Инновации в образовании. - 2013. - №1.
3. Озерникова Т. Г. Качество образования: подходы к определению // сб. докл. по материалам XI Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / под ред. В. А. Гуртова. - Петрозаводск: 2014.
4. Голышев И.Г. Показатели качества высшего образования в контексте потребительских ценностей // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - №11.
5. Булгакова Т. И., Лысакова И. М. Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в техническом вузе // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015.
6. Адоняев Д.Ю. Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
7. Покасов В.Ф. Управление качеством образования современной школы. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
8. Иваненко М.А. К вопросу о качественном образовании в высшей школе // Педагогическое образование. - 2013. - №2.
9. Барабаш Е. Г., Батдалова С. Р. Внутривузовская система качества образования – эффективный путь к повышению подготовки кадров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - №4.
10. Кинкурогова Т. А. Качество образовательной услуги – необходимое условие конкурентоспособности выпускника Вуза // econf.rae.ru URL: http://econf.rae.ru/pdf/2010/10/23ce185134.pdf. (дата обращения: 20.11/2015).
11. Найданов А. А. Основные подходы к определению понятия «качество образования» как показателя успешности университета // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - №4 (18).
 



© 
Е.В. Доля, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru