viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

М.И. Горлов,  (Московский государственный областной университет)

Ю.И. Мезенцева,  (Московский государственный областной университет)

О.В. Афанасьева,  (Московский государственный областной университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Эстетическая воспитанность
С целью определения уровневых показателей эстетической воспитанности школьников нами была разработана методика количественного определения её критериев (социального, психологического и эстетического).
Б.Т. Лихачевым были сформулированы три группы критериев эстетической воспитанности подростков (учащихся): психологические, педагогические и социальные. Согласно Б.Т. Лихачеву, Педагогический критерий тесно связан с развитием творческого воображения, поскольку проявляется в умении «…создавать собственный, новый, оригинальный образ», а также в в навыках творческой деятельности:
«…Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа» [3].
Применительно к целям и задачам нашего исследования можно утверждать, что исследование педагогического критерия эстетической воспитанности школьников целиком относится к технологическому типу, поскольку направлено на исследование сходства и различия в выборках по определенным признакам.

Ключевые слова: Эстетическая воспитанность, критерии эстетической воспитанности школьников; эстетическое воспитание; методы эстетического воспитания; критерии и уровни эстетической воспитанности; возрастные особенности эстетического воспитания.

 

Введение

Учитывая тесную связь и взаимную обусловленность содержательных компонентов психологического и педагогического критериев эстетической воспитанности, их экспериментальное исследование проводилось нами с использованием аналогичных методов. Поскольку на развитие содержательных компонентов педагогического критерия эстетической воспитанности школьников существенное влияние оказывают их возрастные особенности, то нами были разработаны две группы методов: для школьников в возрасте от 8 до 12 лет включительно (младшая группа) и для школьников в возрасте от 13 до 17 лет включительно (старшая группа).

Создание системы оценки эстетической воспитанности школьников, предполагает точное определение того, какие именно педагогические свойства составляют их основу в определенный возрастной период.

Основой использованных нами методов исследования творческих способностей и изобразительных навыков учащихся явилась, в частности,  система психодиагностики младших школьников, подростков и юношей, разработанная Р.С. Немовым [5, c.271], а также некоторые другие тестовые задания (например, методика исследования активности мышления (МИАМ), разработанная И.М. Лущихиной [4]).

 

Постановка задачи

В данной работе рассматриваются основные этапы и результаты применения на практике методики количественного и сравнительного анализа данных экспериментального исследования педагогического критерия эстетической воспитанности учащихся средних общеобразовательных школ и учащихся ДХШ (ДШИ).

Исследование педагогического критерия эстетической воспитанности школьников

Учитывая также тесную связь и взаимную обусловленность содержательных компонентов психологического и педагогического критериев эстетической воспитанности, их экспериментальной исследование проводилось нами с использованием аналогичных методов. Поскольку на развитие содержательных компонентов психологического и педагогического критериев школьников существенное влияние оказывают их возрастные особенности, то нами были разработаны две группы методов оценки указанных критериев: для школьников в возрасте от 8 до 12 лет включительно (младшая группа) и для школьников в возрасте от 13 до 17 лет включительно (старшая группа).

Экспериментальной основой исследования познавательных способностей учащихся детских художественных школ явилась система психодиагностики младших школьников, подростков и юношей, разработанная Р.С. Немовым [5, c.271], а также некоторые другие тестовые задания.  В частности, для оценки психологического и педагогического критериев эстетической воспитанности школьников старшей возратсной группы мы использовали методику исследования активности мышления (МИАМ) И.М. Лущихиной [4], позволяющую определить способность школьников использовать свой интеллектуальный потенциал и свои мыслительные способности для достижения конкретных творческих целей.         Следует подчеркнуть, что при исследовании содержательных характеристик педагогического критерия особое внимание мы уделяли выявлению и оценке практических навыков учащихся в сфере изобразительной деятельности, а также их фантазии, оригинальности творческого мышления, умению создавать в ограниченный рамками эксперимента промежуток времени новый художественный образ.

Соотношение содержательных компонентов педагогического критерия эстетической воспитанности и применяемых нами методов их оценки дано в табл. 1 (младшая возрастная группа) и табл. 2 (старшая возрастная группа.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога [Текст]: Научно-методическое пособие для системы повышения квалиф.раб. образования. – СПб.: «ДРОФА − САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», 2003. – 288 с
2. Колесникова И.А. Педагогическая праксиология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. / И.А. Колесникова, Е.П. Титова. − М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юрайт-М,2001. б07с., с.333
4. Методика исследования активности мышления (И.М.Лущихина).[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/145/
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.Кн.1. Общие основы психологии.- 3-е изд.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.,c.273-276
6. Новиков Д.А. «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)». М.: МЗ-Пресс, 2004.- 67 с.
7. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией А.А.Реана.-СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 504, [8] с.;
8. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http: // vocabulary.ru / dictionary / 892 / word / senzitivnyi-period.
9. Сильченкова С.В. Ограничения использования статистических методов в педагогике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/silchenkova-svetlana-vladimirovna
10. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
 



© 
М.И. Горлов, Ю.И. Мезенцева, О.В. Афанасьева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru