viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

А.Г. Васильев,  (Ст. преподаватель, Егорьевский технический институт Московского государственного технического университета "СТАНКИН")

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Физкультурное образование
В статье рассматриваются вопросы развития физической культуры в вузе в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования; раскрывается здоровьесберегающий, воспитательный и развивающий потенциал физической культуры и его реализация в физкультурном образовании. Изучены условия формирования и развития физической культуры и спорта. При этом проводится логическая связь физического развития студента с личностным и коммуникативным воспитанием, формированием готовности к спортивной деятельности.

Ключевые слова: Физкультурное образование, занятие физической культурой, физическая активность, личностно-ориентированная парадигма, культурологический подход, системно-деятельностный подход, спортивная и образовательная технология.

 

Актуальность вопросов, связанных с физической культурой, обусловлена настоятельной потребностью государства и общества в воспитании молодого поколения, способного вести здоровый образ жизни, строить гармоничные отношения с людьми, природой, окружающей средой.  Физическая культура обладает большим развивающим потенциалом, реализация которого осуществляется в активной спортивной деятельности. По мнению ученых, спортивная деятельность – это особый вид деятельности, которая может эффективно осуществляться при условии высокого уровня личностной мотивации, сформированной готовности к физическому саморазвитию, интереса к спорту [3, С.46-49].

Целью данной статьи является теоретическое обоснование образовательного, развивающего и воспитательного потенциала физической культуры и ее роли в формировании спортивного резерва вуза.

Придавая большое значение физической культуре, в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что  физическая культура в вузе является не просто учебной дисциплиной, а образовательной областью, которую составляют физическое воспитание и развитие личности, студенческий спорт, лечебная физическая культура, физическая рекреация и профессионально-прикладная физическая подготовка. Как показывает практика, физическая культура способствует формированию общей и личностной культуры студента.

Общая культура студента – участника региональных и международных  спортивных соревнований  является визитной карточкой вуза, в котором он обучается, показателем его авторитетности и признательности в обществе. Обладание общей культурой подразумевает владение этикой поведения в общественных местах, культурой речи, умениями межкультурной коммуникации, способностью избегать конфликтных ситуаций и решать проблемные задачи на основе уважения к личности собеседника, толерантности и доброжелательности.

Общую культуру следует рассматривать как систему, в которой переплетаются культура радости достижений, творчества и гармонии; как системную характеристику человека, способствующую саморазвитию и самореализации личности.   В научных исследованиях под общей культурой личности студента вуза понимается культурно-ориентированное созидательное мировоззрение, поведение и деятельность, основанные на позитивно-социальном отношении к себе и другим, будущей профессии и миру в целом, что предполагает в системе его образования наличие интегрального комплекса общенаучных, общекультурных и эстетических знаний и умений, составляющих духовно-нравственное и интеллектуальное содержание личности и, в целом, определяющих ее мировоззрение и творческую направленность [1,1999; 3,1999].  По мнению ученых, благотворной средой для развития личности студента, формирования его общей культуры является внеаудиторная деятельность. Внеаудиторная деятельность, во-первых, является одним из средств воспитания готовности студентов к физкультурной деятельности; во-вторых, предоставляет студентам возможность занятий в спортивных секциях и клубах, тренировок в спортивных залах, подготовки к соревнованиям;  в-третьих, организуется в рамках свободного времени студентов. Студенты имеют возможность самостоятельно распределить свое свободное время с учетом поставленных задач в наиболее важных для них мероприятиях.

Личностная культура проявляется в характере и поступках студента, серьёзно занимающегося физической культурой и спортом.  Такой студент свободен от негативных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотических средств; занятия физической культурой и спортом воспитывают в нем силу духа, мужество, человеческое достоинство.

Как отмечают исследователи [6, С.113-117; 7, С.58-61], физическая культура способствует развитию уровня организационных способностей студентов, выработке психологической готовности к профессиональной деятельности (увлеченность, внутренняя стойкость и убежденность в полезности своего труда). Практика показала, что в процессе обучения и воспитания на физическое совершенствование человека положительно воздействуют четко спланированный учебный процесс, средства, формы и методы педагогического воздействия, систематический контроль, проверка и оценка усвоения учебного материала, а также физкультурно-спортивные встречи, тренировки, соревнования по различным видам спорта.

Эффективность обучения и воспитания достигается благодаря высокому профессионализму преподавателей, умелому проведению ими всех видов учебных занятий и соревнований. Признавая ценный потенциал физической культуры, в стандартах предъявляются достаточно высокие требования к специалистам, ответственным за организацию  физкультурного образования в вузе.  Согласно стандартам преподаватель физической культуры должен способствовать социализации, приобщению студентов  к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни; решать педагогические задачи,  ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования.

Задачи  тренера  заключаются в том, чтобы способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции; осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативными документами органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно-правовыми актами в сфере образования, физической культуры и спорта. Следует заметить, что преподаватель физической культуры и тренер выполняют общие задачи, ориентированные на привлечение как можно больше студенческой молодежи к спорту. Сотрудничество специалистов в вопросах планирования, осуществления и оценки достижений студентов в физической подготовке является непременным условием для достижения успехов. В большинстве своем преподаватель физической культуры и спортивные тренеры работают во взаимосвязи, обмениваются информацией о достижениях и неудачах тех студентов, которые активно участвуют в спортивной жизни вуза,  регулярно  посещают спортивные секции. Это способствует совместному поиску действительно талантливых, обладающих природными спортивными задатками, студентов и вовлечению их в общественную и спортивную деятельность.

Преподаватель физической культуры и тренер отдают себе отчет в том, что задачи воспитания студентов-спортсменов не могут быть ограничены только достижением высоких спортивных результатов. Они направлены на обучение нормам и правилам этики поведения в общественных местах, во время пребывания на территории других регионов и стран, например, во время межрегиональных и международных спортивных встреч, где  собираются многонациональные команды из разных городов и стран со своими культурными традициями, менталитетом, манерами поведения. Студенты-участники соревнований должны быть выдержанными, дисциплинированными, обладать высокими нравственными и духовными качествами и с достоинством представлять вуз и регион в целом.

Проводя со спортсменами по несколько часов в день, тренер должен сам быть выдержанным, строгим, но открытым для общения и индивидуальных бесед, должен  всегда помнить о том, что он является примером для подражания, наставником и педагогом, который передает свой опыт и знания, воспитывая одновременно в студентах-спортсменах силу воли и веру в успех.

Традиционно оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия организуются преподавателями физической культуры и тренерами, работающими со студентами вуза, во внеучебное время, во время каникул и в выходные дни. Местом проведения занятий могут быть дворцы спорта, спортивные клубы, оздоровительно-спортивные лагеря, спортивные площадки, где, как правило, собирается большое количество студентов, для которых спорт стал смыслом жизни или неотъемлемой составляющей жизни. Эти мероприятия способствуют формированию целеустремленности, активности, желания победить в соревновании, что, в свою очередь, требует быть организованным, ответственным по отношению к тренировкам, к команде, тренеру, преподавателю физической культуры.

Факты истории развития физической культуры и спорта в нашей стране свидетельствует о том, что спортивная активность учащейся и студенческой молодежи всегда была высокой, также как и стремление к закаливанию организма и укреплению здоровья с помощью физических упражнений. Регулярные занятия физической культурой способствуют становлению моральных и нравственных качеств молодых людей, формированию сильного характера, воли и выдержки, привычки вести здоровый образ жизни.   Спорт является неотъемлемой составляющей физической культуры и одновременно эффективным методом воспитания личности, привития гуманного отношения к окружающему миру и развития потребности  в самосовершенствовании.

Широкая сеть учреждений дополнительного образования, к которым по праву можно отнести спортивные секции, военно-спортивные клубы, спортивные школы, предоставляет реальные возможности для удовлетворения спортивных интересов студентов. Однако, как показало исследование, не всегда удается в процессе физкультурного образования сформировать у студентов устойчивую потребность в спортивной деятельности в вузе и после его окончания. Вероятнее всего, основная причина кроется в том, что занятия физической культурой протекают в рамках учебной программы, а дополнительное спортивное образование не становится частью основного курса обучения физической культуре. Другой причиной можно назвать неготовность преподавателей обеспечить вариативность, преемственность и взаимодополняемость физкультурного и спортивного образования. Увлеченность подготовкой к межвузовским соревнованиям оставляет за чертой внимания преподавателя личность студента, его возможную увлеченность другим видом спорта. А неумение создавать психологически комфортную атмосферу межличностного общения не мотивирует к выстраиванию доверительных отношений, не стимулирует к спортивной деятельности.

Личностно-ориентированная парадигма физкультурного образования обусловила актуализацию и внедрение в практику обучения ценностно значимых подходов, определяющих новое качество организации занятий физической культурой и спортом; развитие личности студента как человека гражданского общества, в котором особенно востребованы такие качества, как мобильность, личностная и социальная активность, умения вести здоровый образ жизни и непрерывно совершенствовать свою физическую подготовку; воспитание уважительного отношения к спортивным достижениям студенческих команд  и чувства ответственности за состояние спортивной жизни в вузе, гордости за успехи на соревнованиях и потребности внести свой личный вклад в дело развития физической культуры и спорта. При этом большая роль принадлежит умению выстраивать свои отношения с преподавателями и студентами-однокурсниками, соблюдать принятые в обществе правила этики поведения и эстетики общения.

Если рассматривать физкультурное образование в аспекте духовно-нравственного воспитания, то непременно следует обратить внимание на то, средствами физической культуры и спорта у студенческой молодежи формируются нравственные заповеди, связанные с уважением к национальным особенностям друг друга, понятиями милосердия, добра и зла, чести и достоинства, а вместе с этим, формируется чувство патриотизма и желания победы.

Реализация целей личностно-ориентированного обучения физической культуре в вузе требует обеспечения гуманных условий для личного и профессионального роста студента, полноценного раскрытия потенциальных личностных возможностей, а также переосмысления методов обучения физической культуре, применение которых требует  соучастия студентов в проектировании концепции занятий физической культурой с последовательным переходом к спорту. Так, внедрение в образовательный процесс проектного метода могло бы значительно повысить интерес студентов к физической культуре в вузе.  Если, например, студентам предложить творческий проект в рамках региональной программы развития физкультурного и спортивного образования, предполагающего: 1) исследование истории становления физической культуры и спорта; 2) выявление выдающихся спортсменов, их судьбы; 3) анализ отношения местных органов управления к созданию условий для развития спорта в регионе; или проект, касающийся развития физической культуры и спорта в вузе, которые завершаются созданием конкретного творческого продукта (электронные презентации, фотовыставка, издание информационных бюллетеней, стенгазет и др.), то с уверенностью можно сказать, что обычные занятия физической культурой и спортом превратятся для студентов в интересную, творческую деятельность. При частых спортивных соревнованиях практически значимым могли бы стать публичные отчеты студенческого комитета о прошедших соревнованиях с привлечением студенческого радиовещания в вузе, стенгазет и блитц-информации в виде информационных бюллетеней.

Следовательно наряду с профессионализмом и компетентностью преподавателя физической культуры и тренера большую роль в повышении престижа дисциплины в вузе играет использование возможностей внеучебной деятельности, дополнительного образования, которое является ценным звеном в системе физкультурной и спортивной подготовки студентов.

Важным является то, что внедрение новых методов и технологий обучения физической культуре как образовательной дисциплине в вузе должно быть осуществлено на всем спектре направлений: в методике преподавания, организации учебного процесса, выборе адекватных содержанию методов и технологий обучения. В целях улучшения качества учебно-воспитательного процесса в области физкультурного образования разработан широкий спектр методов, обеспечивающих системный, деятельностный, развивающий  характер обучения. Среди таких методов особо выделяется системно-деятельностный метод. Остановимся на рассмотрении сущности понятий, связанных с системно-деятельностным методом.

Под деятельностью понимается специфически форма отношения личности к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Понятие системы происходит от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.  Системно-деятельностный метод - это организация учебного процесса как активной деятельности студентов по освоению новых и эффективных способов улучшения физической подготовки и спортивных результатов.

Системно-деятельностный метод в физкультурном образовании отличается тем, что он базируется на системе деятельностных принципов, ориентирующих процесс обучения на развитие готовности творческого приобретения новых умений, способности к саморазвитию, самосовершенствованию, формированию интереса к спорту.

Среди основных принципов системно-деятельностного подхода следует назвать принцип непрерывности, реализующий преемственность физической и спортивной подготовки всех ступенях и уровнях  физкультурного образования и спорта; принцип целостности, направленный на формирование целостного представления о физической культуре и спорта в жизни общества, его воспитательном и развивающем потенциале в становлении личности студента; принцип минимакса, обеспечивающий создание максимально благоприятных условий для воспитания у студента потребности перехода от занятий физической культуры к спорту; принцип творчества проявляется в самоорганизации студента, в личных достижениях и успехах в спорте.

В своей совокупности принципы системно-деятельностного подхода ориентируют учебный процесс на:

  • воспитание и развитие индивидуальности личности студента, открытие и поддержание его физических возможностей и спортивных способностей в русле государственной стратегии формирования здорового  образа жизни молодежи, нашедшей отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах;
  • ориентацию на результаты физкультурного образования;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей личности студента при выборе обучающих и воспитательных приемов;
  • обеспечение преемственности основного и дополнительного физкультурного образования;
  • приобщение к спорту и мотивацию спортивной деятельности.

Организация процесса физкультурной и спортивной подготовки студентов на фундаменте деятельностных принципов способствует развитию спортивной теории и практики в контексте личностно-ориентированной парадигмы современного физкультурного образования; его ценностными ориентирами становится физическое совершенствование личности студента. уважение его достоинства, доверие к нему, принятие его индивидуальных запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его творческих способностей, успешного самоопределения в спортивной жизни и формирования коммуникативной, нравственной и духовной культуры. Не случайно в научной области знаний физкультурного образования появляется понятие физкультурного воспитания, которое указывает  на присутствие культуры, воспитание через культуру посредством освоения ее ценностного потенциала [6, c.4-12]. Следовательно можно считать оправданным утверждение о том, что системно-деятельностный подход интегрирует с культурологическим подходом, и оба они составляют современную методологическую базу физкультурного и спортивного образования.

Культурологический подход обеспечивает взаимосвязанное формирование  всех компонентов культуры личности, обеспечивая полноценный процесс разностороннего развития ее интеллектуальной, психической, физической, эстетической и других личностных сфер на основе освоения основ духовно-нравственной культуры.  Образование по физической культуре при этом рассматривается как форма, способ и средство саморазвития культуры, ставя личность в центр образовательного процесса.

Внедрение системно-деятельностного метода связано, по словам ученых, с систематизацией специальных знаний в форме систем спортивной тренировки, принципов, средств, методов и дидактических правил организации тренировочного процесс [1, 2, 3, 4, 7]. Ученые отмечают, что изучение системообразующих связей, действующих в комплексе рассмотренных явлений и процессов, приводит к формированию таких понятий, как "система спортивной тренировки", "структура движений", "структура тренировки" и др. Не вызывает сомнение то, что системно-деятельностный подход, используемый в физкультурной и спортивной подготовке открывает реальные возможности более полного понимания системообразующих факторов и их значимости для масштабов спортивного достижения.

В заключении следует сделать следующие выводы:

Физкультурное образование получило свое новое развитие в условиях новой личностно-ориентированной парадигмы образования, когда в центр внимания была поставлена личность обучающегося. Ориентированная на личность образовательная парадигма вызвала к жизни новые подходы к организации и осуществлению обучения организации здорового образа жизни, физического развития и непрерывному поддержанию физического и духовного состояния организма.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта, предполагает  развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества в выпускниках вузов, обладающих высоким уровнем нравственности, морали, свободных от негативных привычек и ответственных за судьбу своей страны. Физическая культура и спорт составляют важный аспект молодежной культуры. Культурологический подход во взаимосвязи с системно-деятельностным подходом определяет способы и методы развития физической, духовно-нравственной культуры студента, формированию основ гражданской идентичности и мировоззрения, которые являются важнейшими качествами будущих спортсменов, представляющих команды своей страны на международных соревнованиях.

Таким образом, реализация современных образовательных программ в области физической культуры и спорта, созданных на основе образовательных стандартов нового поколения, осуществляется с ориентацией  на: а) физическое развитие и приобретение студентом комплекса теоретических знаний и практических умений в области физической культуры и спорта; б) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;  в) выявление и отбор талантливых и способных к занятиям спортом молодых людей; г) создание условий для занятия физической культурой и спортом; д) подготовку педагогических кадров в области физической культуры и спорта, с одной стороны, а с другой – на е) ж) формирование готовности к преодолению трудных жизненных ситуаций; готовности к непрерывному физическому развитию и самосовершенствованию, формирование нравственных норм поведения, осознанного, ответственного отношения к своим поступкам; развитие способности к корректному общению и работе в сотрудничестве, в команде; з) воспитание способности к духовному развитию.

Целенаправленное решение названных задач обеспечивает достижения практического результата, которым является личность, обладающая физической и нравственной культурой, готовностью к здоровому образу жизни и непрерывному физическому самосовершенствованию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д, 1999. - С.216.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика - 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия»,2009.-528с.
3. Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире/А.А.Крылов//Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып.14.- Спб., 1998.- С.46-49
4. Леонтьев А. А. Психология общения. — 3-е изд.— М.: Смысл, 1999. — 365 с.
5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - №6. - С. 4 - 12.
6. Николаев Ю.М. Теория и методология физической культуры: контуры нового человеческого измерения / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - №11. - С 9 - 15.
7. Черняев, В.В. Состояние физического воспитания студентов в контексте гуманитарной парадигмы образования [Текст] / В.В. Черняев // Физкультурное и валеологическое образование на рубеже XXI века. – Тула, 2000. – С. 33-35.
8. Эрдонов О. Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования [Текст] / О. Л. Эрдонов // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 113-117.
9. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно-ориентированного образования / В.С. Якимович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №1. - С.58 - 61.
10. David A. Winter: Biomechanics and Motor Control of Human Movement. Wiley, J, New York, NY 2009, ISBN 978-0-470-39818-0, S. 1.
11. H. Eichberg: Do we need an existential philosophy of the railway? Why then a philosophy of sport? In: Sport, Ethics and Philosophy 8(2014), 1, 77 – 84
12. N. Heymen, W. Leue: Planung von Sportunterricht. Schneider Verlag, Hohengehren, Baltmannsweiler 2008, ISBN 978-3-8340-0365-2.
13. R. Wollny: Bewegungswissenschaft: Ein Lehrbuch in 12 Lektionen. 2. Auflage. Meyer & Meyer, Aachen 2010, ISBN 978-3-89899-183-4.
14. P. Röthig, R. Prohl (Hrsg.): Sportwissenschaftliches Lexikon (= Beiträge zur Lehre und Forschung im Sport. 49/50). 7., völlig neu bearb. Auflage. Hofmann, Schorndorf 2003, ISBN 3-7780-4497-4.
15. R. Messmer (Hrsg.): Fachdidaktik Sport. UTB, Bern 2013, ISBN 978-3-8252-3881-0.
 



© 
А.Г. Васильев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru