viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

А.Г. Васильев,  (Ст. преподаватель, Егорьевский технический институт Московского государственного технического университета "СТАНКИН")

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Физкультурное образование
В статье рассматриваются вопросы развития физической культуры в вузе в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования; раскрывается здоровьесберегающий, воспитательный и развивающий потенциал физической культуры и его реализация в физкультурном образовании. Изучены условия формирования и развития физической культуры и спорта. При этом проводится логическая связь физического развития студента с личностным и коммуникативным воспитанием, формированием готовности к спортивной деятельности.

Ключевые слова: Физкультурное образование, занятие физической культурой, физическая активность, личностно-ориентированная парадигма, культурологический подход, системно-деятельностный подход, спортивная и образовательная технология.

 

Актуальность вопросов, связанных с физической культурой, обусловлена настоятельной потребностью государства и общества в воспитании молодого поколения, способного вести здоровый образ жизни, строить гармоничные отношения с людьми, природой, окружающей средой.  Физическая культура обладает большим развивающим потенциалом, реализация которого осуществляется в активной спортивной деятельности. По мнению ученых, спортивная деятельность – это особый вид деятельности, которая может эффективно осуществляться при условии высокого уровня личностной мотивации, сформированной готовности к физическому саморазвитию, интереса к спорту [3, С.46-49].

Целью данной статьи является теоретическое обоснование образовательного, развивающего и воспитательного потенциала физической культуры и ее роли в формировании спортивного резерва вуза.

Придавая большое значение физической культуре, в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что  физическая культура в вузе является не просто учебной дисциплиной, а образовательной областью, которую составляют физическое воспитание и развитие личности, студенческий спорт, лечебная физическая культура, физическая рекреация и профессионально-прикладная физическая подготовка. Как показывает практика, физическая культура способствует формированию общей и личностной культуры студента.

Общая культура студента – участника региональных и международных  спортивных соревнований  является визитной карточкой вуза, в котором он обучается, показателем его авторитетности и признательности в обществе. Обладание общей культурой подразумевает владение этикой поведения в общественных местах, культурой речи, умениями межкультурной коммуникации, способностью избегать конфликтных ситуаций и решать проблемные задачи на основе уважения к личности собеседника, толерантности и доброжелательности.

Общую культуру следует рассматривать как систему, в которой переплетаются культура радости достижений, творчества и гармонии; как системную характеристику человека, способствующую саморазвитию и самореализации личности.   В научных исследованиях под общей культурой личности студента вуза понимается культурно-ориентированное созидательное мировоззрение, поведение и деятельность, основанные на позитивно-социальном отношении к себе и другим, будущей профессии и миру в целом, что предполагает в системе его образования наличие интегрального комплекса общенаучных, общекультурных и эстетических знаний и умений, составляющих духовно-нравственное и интеллектуальное содержание личности и, в целом, определяющих ее мировоззрение и творческую направленность [1,1999; 3,1999].  По мнению ученых, благотворной средой для развития личности студента, формирования его общей культуры является внеаудиторная деятельность. Внеаудиторная деятельность, во-первых, является одним из средств воспитания готовности студентов к физкультурной деятельности; во-вторых, предоставляет студентам возможность занятий в спортивных секциях и клубах, тренировок в спортивных залах, подготовки к соревнованиям;  в-третьих, организуется в рамках свободного времени студентов. Студенты имеют возможность самостоятельно распределить свое свободное время с учетом поставленных задач в наиболее важных для них мероприятиях.

Личностная культура проявляется в характере и поступках студента, серьёзно занимающегося физической культурой и спортом.  Такой студент свободен от негативных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотических средств; занятия физической культурой и спортом воспитывают в нем силу духа, мужество, человеческое достоинство.

Как отмечают исследователи [6, С.113-117; 7, С.58-61], физическая культура способствует развитию уровня организационных способностей студентов, выработке психологической готовности к профессиональной деятельности (увлеченность, внутренняя стойкость и убежденность в полезности своего труда). Практика показала, что в процессе обучения и воспитания на физическое совершенствование человека положительно воздействуют четко спланированный учебный процесс, средства, формы и методы педагогического воздействия, систематический контроль, проверка и оценка усвоения учебного материала, а также физкультурно-спортивные встречи, тренировки, соревнования по различным видам спорта.

Эффективность обучения и воспитания достигается благодаря высокому профессионализму преподавателей, умелому проведению ими всех видов учебных занятий и соревнований. Признавая ценный потенциал физической культуры, в стандартах предъявляются достаточно высокие требования к специалистам, ответственным за организацию  физкультурного образования в вузе.  Согласно стандартам преподаватель физической культуры должен способствовать социализации, приобщению студентов  к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни; решать педагогические задачи,  ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования.

Задачи  тренера  заключаются в том, чтобы способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции; осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативными документами органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно-правовыми актами в сфере образования, физической культуры и спорта. Следует заметить, что преподаватель физической культуры и тренер выполняют общие задачи, ориентированные на привлечение как можно больше студенческой молодежи к спорту. Сотрудничество специалистов в вопросах планирования, осуществления и оценки достижений студентов в физической подготовке является непременным условием для достижения успехов. В большинстве своем преподаватель физической культуры и спортивные тренеры работают во взаимосвязи, обмениваются информацией о достижениях и неудачах тех студентов, которые активно участвуют в спортивной жизни вуза,  регулярно  посещают спортивные секции. Это способствует совместному поиску действительно талантливых, обладающих природными спортивными задатками, студентов и вовлечению их в общественную и спортивную деятельность.

Преподаватель физической культуры и тренер отдают себе отчет в том, что задачи воспитания студентов-спортсменов не могут быть ограничены только достижением высоких спортивных результатов. Они направлены на обучение нормам и правилам этики поведения в общественных местах, во время пребывания на территории других регионов и стран, например, во время межрегиональных и международных спортивных встреч, где  собираются многонациональные команды из разных городов и стран со своими культурными традициями, менталитетом, манерами поведения. Студенты-участники соревнований должны быть выдержанными, дисциплинированными, обладать высокими нравственными и духовными качествами и с достоинством представлять вуз и регион в целом.

Проводя со спортсменами по несколько часов в день, тренер должен сам быть выдержанным, строгим, но открытым для общения и индивидуальных бесед, должен  всегда помнить о том, что он является примером для подражания, наставником и педагогом, который передает свой опыт и знания, воспитывая одновременно в студентах-спортсменах силу воли и веру в успех.

Традиционно оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия организуются преподавателями физической культуры и тренерами, работающими со студентами вуза, во внеучебное время, во время каникул и в выходные дни. Местом проведения занятий могут быть дворцы спорта, спортивные клубы, оздоровительно-спортивные лагеря, спортивные площадки, где, как правило, собирается большое количество студентов, для которых спорт стал смыслом жизни или неотъемлемой составляющей жизни. Эти мероприятия способствуют формированию целеустремленности, активности, желания победить в соревновании, что, в свою очередь, требует быть организованным, ответственным по отношению к тренировкам, к команде, тренеру, преподавателю физической культуры.

Факты истории развития физической культуры и спорта в нашей стране свидетельствует о том, что спортивная активность учащейся и студенческой молодежи всегда была высокой, также как и стремление к закаливанию организма и укреплению здоровья с помощью физических упражнений. Регулярные занятия физической культурой способствуют становлению моральных и нравственных качеств молодых людей, формированию сильного характера, воли и выдержки, привычки вести здоровый образ жизни.   Спорт является неотъемлемой составляющей физической культуры и одновременно эффективным методом воспитания личности, привития гуманного отношения к окружающему миру и развития потребности  в самосовершенствовании.

Широкая сеть учреждений дополнительного образования, к которым по праву можно отнести спортивные секции, военно-спортивные клубы, спортивные школы, предоставляет реальные возможности для удовлетворения спортивных интересов студентов. Однако, как показало исследование, не всегда удается в процессе физкультурного образования сформировать у студентов устойчивую потребность в спортивной деятельности в вузе и после его окончания. Вероятнее всего, основная причина кроется в том, что занятия физической культурой протекают в рамках учебной программы, а дополнительное спортивное образование не становится частью основного курса обучения физической культуре. Другой причиной можно назвать неготовность преподавателей обеспечить вариативность, преемственность и взаимодополняемость физкультурного и спортивного образования. Увлеченность подготовкой к межвузовским соревнованиям оставляет за чертой внимания преподавателя личность студента, его возможную увлеченность другим видом спорта. А неумение создавать психологически комфортную атмосферу межличностного общения не мотивирует к выстраиванию доверительных отношений, не стимулирует к спортивной деятельности.

Личностно-ориентированная парадигма физкультурного образования обусловила актуализацию и внедрение в практику обучения ценностно значимых подходов, определяющих новое качество организации занятий физической культурой и спортом; развитие личности студента как человека гражданского общества, в котором особенно востребованы такие качества, как мобильность, личностная и социальная активность, умения вести здоровый образ жизни и непрерывно совершенствовать свою физическую подготовку; воспитание уважительного отношения к спортивным достижениям студенческих команд  и чувства ответственности за состояние спортивной жизни в вузе, гордости за успехи на соревнованиях и потребности внести свой личный вклад в дело развития физической культуры и спорта. При этом большая роль принадлежит умению выстраивать свои отношения с преподавателями и студентами-однокурсниками, соблюдать принятые в обществе правила этики поведения и эстетики общения.

Если рассматривать физкультурное образование в аспекте духовно-нравственного воспитания, то непременно следует обратить внимание на то, средствами физической культуры и спорта у студенческой молодежи формируются нравственные заповеди, связанные с уважением к национальным особенностям друг друга, понятиями милосердия, добра и зла, чести и достоинства, а вместе с этим, формируется чувство патриотизма и желания победы.

Реализация целей личностно-ориентированного обучения физической культуре в вузе требует обеспечения гуманных условий для личного и профессионального роста студента, полноценного раскрытия потенциальных личностных возможностей, а также переосмысления методов обучения физической культуре, применение которых требует  соучастия студентов в проектировании концепции занятий физической культурой с последовательным переходом к спорту. Так, внедрение в образовательный процесс проектного метода могло бы значительно повысить интерес студентов к физической культуре в вузе.  Если, например, студентам предложить творческий проект в рамках региональной программы развития физкультурного и спортивного образования, предполагающего: 1) исследование истории становления физической культуры и спорта; 2) выявление выдающихся спортсменов, их судьбы; 3) анализ отношения местных органов управления к созданию условий для развития спорта в регионе; или проект, касающийся развития физической культуры и спорта в вузе, которые завершаются созданием конкретного творческого продукта (электронные презентации, фотовыставка, издание информационных бюллетеней, стенгазет и др.), то с уверенностью можно сказать, что обычные занятия физической культурой и спортом превратятся для студентов в интересную, творческую деятельность. При частых спортивных соревнованиях практически значимым могли бы стать публичные отчеты студенческого комитета о прошедших соревнованиях с привлечением студенческого радиовещания в вузе, стенгазет и блитц-информации в виде информационных бюллетеней.

Следовательно наряду с профессионализмом и компетентностью преподавателя физической культуры и тренера большую роль в повышении престижа дисциплины в вузе играет использование возможностей внеучебной деятельности, дополнительного образования, которое является ценным звеном в системе физкультурной и спортивной подготовки студентов.

Важным является то, что внедрение новых методов и технологий обучения физической культуре как образовательной дисциплине в вузе должно быть осуществлено на всем спектре направлений: в методике преподавания, организации учебного процесса, выборе адекватных содержанию методов и технологий обучения. В целях улучшения качества учебно-воспитательного процесса в области физкультурного образования разработан широкий спектр методов, обеспечивающих системный, деятельностный, развивающий  характер обучения. Среди таких методов особо выделяется системно-деятельностный метод. Остановимся на рассмотрении сущности понятий, связанных с системно-деятельностным методом.

Под деятельностью понимается специфически форма отношения личности к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Понятие системы происходит от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.  Системно-деятельностный метод - это организация учебного процесса как активной деятельности студентов по освоению новых и эффективных способов улучшения физической подготовки и спортивных результатов.

Системно-деятельностный метод в физкультурном образовании отличается тем, что он базируется на системе деятельностных принципов, ориентирующих процесс обучения на развитие готовности творческого приобретения новых умений, способности к саморазвитию, самосовершенствованию, формированию интереса к спорту.

Среди основных принципов системно-деятельностного подхода следует назвать принцип непрерывности, реализующий преемственность физической и спортивной подготовки всех ступенях и уровнях  физкультурного образования и спорта; принцип целостности, направленный на формирование целостного представления о физической культуре и спорта в жизни общества, его воспитательном и развивающем потенциале в становлении личности студента; принцип минимакса, обеспечивающий создание максимально благоприятных условий для воспитания у студента потребности перехода от занятий физической культуры к спорту; принцип творчества проявляется в самоорганизации студента, в личных достижениях и успехах в спорте.

В своей совокупности принципы системно-деятельностного подхода ориентируют учебный процесс на:

  • воспитание и развитие индивидуальности личности студента, открытие и поддержание его физических возможностей и спортивных способностей в русле государственной стратегии формирования здорового  образа жизни молодежи, нашедшей отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах;
  • ориентацию на результаты физкультурного образования;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей личности студента при выборе обучающих и воспитательных приемов;
  • обеспечение преемственности основного и дополнительного физкультурного образования;
  • приобщение к спорту и мотивацию спортивной деятельности.

Организация процесса физкультурной и спортивной подготовки студентов на фундаменте деятельностных принципов способствует развитию спортивной теории и практики в контексте личностно-ориентированной парадигмы современного физкультурного образования; его ценностными ориентирами становится физическое совершенствование личности студента. уважение его достоинства, доверие к нему, принятие его индивидуальных запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его творческих способностей, успешного самоопределения в спортивной жизни и формирования коммуникативной, нравственной и духовной культуры. Не случайно в научной области знаний физкультурного образования появляется понятие физкультурного воспитания, которое указывает  на присутствие культуры, воспитание через культуру посредством освоения ее ценностного потенциала [6, c.4-12]. Следовательно можно считать оправданным утверждение о том, что системно-деятельностный подход интегрирует с культурологическим подходом, и оба они составляют современную методологическую базу физкультурного и спортивного образования.

Культурологический подход обеспечивает взаимосвязанное формирование  всех компонентов культуры личности, обеспечивая полноценный процесс разностороннего развития ее интеллектуальной, психической, физической, эстетической и других личностных сфер на основе освоения основ духовно-нравственной культуры.  Образование по физической культуре при этом рассматривается как форма, способ и средство саморазвития культуры, ставя личность в центр образовательного процесса.

Внедрение системно-деятельностного метода связано, по словам ученых, с систематизацией специальных знаний в форме систем спортивной тренировки, принципов, средств, методов и дидактических правил организации тренировочного процесс [1, 2, 3, 4, 7]. Ученые отмечают, что изучение системообразующих связей, действующих в комплексе рассмотренных явлений и процессов, приводит к формированию таких понятий, как "система спортивной тренировки", "структура движений", "структура тренировки" и др. Не вызывает сомнение то, что системно-деятельностный подход, используемый в физкультурной и спортивной подготовке открывает реальные возможности более полного понимания системообразующих факторов и их значимости для масштабов спортивного достижения.

В заключении следует сделать следующие выводы:

Физкультурное образование получило свое новое развитие в условиях новой личностно-ориентированной парадигмы образования, когда в центр внимания была поставлена личность обучающегося. Ориентированная на личность образовательная парадигма вызвала к жизни новые подходы к организации и осуществлению обучения организации здорового образа жизни, физического развития и непрерывному поддержанию физического и духовного состояния организма.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта, предполагает  развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества в выпускниках вузов, обладающих высоким уровнем нравственности, морали, свободных от негативных привычек и ответственных за судьбу своей страны. Физическая культура и спорт составляют важный аспект молодежной культуры. Культурологический подход во взаимосвязи с системно-деятельностным подходом определяет способы и методы развития физической, духовно-нравственной культуры студента, формированию основ гражданской идентичности и мировоззрения, которые являются важнейшими качествами будущих спортсменов, представляющих команды своей страны на международных соревнованиях.

Таким образом, реализация современных образовательных программ в области физической культуры и спорта, созданных на основе образовательных стандартов нового поколения, осуществляется с ориентацией  на: а) физическое развитие и приобретение студентом комплекса теоретических знаний и практических умений в области физической культуры и спорта; б) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;  в) выявление и отбор талантливых и способных к занятиям спортом молодых людей; г) создание условий для занятия физической культурой и спортом; д) подготовку педагогических кадров в области физической культуры и спорта, с одной стороны, а с другой – на е) ж) формирование готовности к преодолению трудных жизненных ситуаций; готовности к непрерывному физическому развитию и самосовершенствованию, формирование нравственных норм поведения, осознанного, ответственного отношения к своим поступкам; развитие способности к корректному общению и работе в сотрудничестве, в команде; з) воспитание способности к духовному развитию.

Целенаправленное решение названных задач обеспечивает достижения практического результата, которым является личность, обладающая физической и нравственной культурой, готовностью к здоровому образу жизни и непрерывному физическому самосовершенствованию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д, 1999. - С.216.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика - 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия»,2009.-528с.
3. Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире/А.А.Крылов//Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып.14.- Спб., 1998.- С.46-49
4. Леонтьев А. А. Психология общения. — 3-е изд.— М.: Смысл, 1999. — 365 с.
5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - №6. - С. 4 - 12.
6. Николаев Ю.М. Теория и методология физической культуры: контуры нового человеческого измерения / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - №11. - С 9 - 15.
7. Черняев, В.В. Состояние физического воспитания студентов в контексте гуманитарной парадигмы образования [Текст] / В.В. Черняев // Физкультурное и валеологическое образование на рубеже XXI века. – Тула, 2000. – С. 33-35.
8. Эрдонов О. Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования [Текст] / О. Л. Эрдонов // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 113-117.
9. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно-ориентированного образования / В.С. Якимович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №1. - С.58 - 61.
10. David A. Winter: Biomechanics and Motor Control of Human Movement. Wiley, J, New York, NY 2009, ISBN 978-0-470-39818-0, S. 1.
11. H. Eichberg: Do we need an existential philosophy of the railway? Why then a philosophy of sport? In: Sport, Ethics and Philosophy 8(2014), 1, 77 – 84
12. N. Heymen, W. Leue: Planung von Sportunterricht. Schneider Verlag, Hohengehren, Baltmannsweiler 2008, ISBN 978-3-8340-0365-2.
13. R. Wollny: Bewegungswissenschaft: Ein Lehrbuch in 12 Lektionen. 2. Auflage. Meyer & Meyer, Aachen 2010, ISBN 978-3-89899-183-4.
14. P. Röthig, R. Prohl (Hrsg.): Sportwissenschaftliches Lexikon (= Beiträge zur Lehre und Forschung im Sport. 49/50). 7., völlig neu bearb. Auflage. Hofmann, Schorndorf 2003, ISBN 3-7780-4497-4.
15. R. Messmer (Hrsg.): Fachdidaktik Sport. UTB, Bern 2013, ISBN 978-3-8252-3881-0.
 



© 
А.Г. Васильев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru