viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

П.Ф. Рагимова,  (К.ист.н., доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Кыргызская Республика
Статья посвящена истории становления национального суверенитета Кыргызской Республики в постсоветский период. Автор последовательно рассматривает процесс формирования Кыргызской государственности, борьбу различных политических сил в стране, проблемы социального и экономического развития, выход молодой республики на мировую арену.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, национальный суверенитет, государственное устройство, Конституция, экономическое и социальное развитие, внешняя политика.

 

8 декабря 1991 г. руководителями трех союзных республик: Председателем Правительства РФ Б.Н. Ельциным, Президентом Украины Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевичем было подписано соглашение «О роспуске СССР» и создании «Содружества Независимых Государств» [1, с. 14]. Ратификация этого соглашения 10 декабря 1991 г. подвела итоговую черту существования Союза Советских Социалистических Республик. Одним из членов СНГ стала Киргизия, которая еще в декабря 1990 г. на III сессии Верховного Совета сделала первый шаг к независимости. 15 декабря 1990 г. Верховный Совет Киргизской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. На ее основе Верховный Совет Кыргызской Республики принял 31 августа 1991 г. «Декларацию о независимости Республики Кыргызстан» [2]. С этого дня страна вступила в новый этап развития своей государственности.

12 октября 1991г. были проведены впервые всенародные выборы президента республики [3, с. 21]. Им был избран А. Акаев, который сразу же издал ряд указов, изменивших политическую систему республики: взамен упраздненного КГБ был учрежден Государственный комитет Кыргызской Республики по национальной безопасности (20 октября 1991 г.), создана Национальная гвардия (3 декабря 1991 г.), сформированы внутренние войска на базе частей МВД СССР, дислоцированных на территории Кыргызстана (19 декабря 1991 г.). В 1992 г. был образован Государственный комитет по делам обороны, который с 1993 г. стал называться Министерством обороны.

Суверенитет государства подтверждается наличием атрибутов, определяющих независимость государства. 3 марта 1992 г. Верховным Советом Республики был утвержден Государственный флаг Кыргызской Республики, 18 декабря – Государственный гимн, 14 января 1994 г. – Государственный герб. Законодательным органом страны стал Жогорку Кенеш (избранный как Верховный Совет Киргизской СССР), первая сессия которого состоялась 10–15 апреля 1990 г. Впервые в истории страны были проведены выборы на альтернативной основе. Основным правовым документом Кыргызстана стала Конституция, принятая Верховным Советом Республики 5 мая 1993 г.

В ее основу были положены следующие принципы:

  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • всенародное избрание главы государства – Президента;
  • разделение государственной власти и местного самоуправления.

Каждая из ветвей власти существует самостоятельно, но при этом они тесно взаимодействуют друг с другом. Конституция предоставила Президенту Кыргызской Республики широкие полномочия: он является главой государства, гарантом незыблемости Конституции и единства государственной власти. Президент имеет право принимать по своей инициативе решение о досрочном сложении правительством своих полномочий и распускать парламент по результатам общенародного референдума. Жогорку Кенеш также обладает правом на исключительное принятие решений по вопросам административно-территориального устройства, изменения границ, утверждения республиканского бюджета.

Таким образом, за короткий период Кыргызская Республика обрела необходимые компоненты реального суверенитета – демократическую Конституцию, Национальную гвардию, собственный золотой запас, таможенную службу, национальную валюту и др. Однако, провозгласив в стране демократические принципы государственного устройства, правительственные органы в своей последующей деятельности стали отступать от них. В итоге это привело к кризису политической системы в стране – в ответ на постоянное усиление президентской власти в адрес правительства со стороны депутатов Жогорку Кенеш были предъявлены многочисленные обвинения. Ситуация еще более обострилась, когда разразился так называемый «золотой скандал», и общественности стали известны имена главных коррупционеров страны.

К осени 1994 г. кризис в отношениях президента и парламента достиг апогея, когда сторонники Акаева (143 депутата) объявили о своем отказе от участия в работе Жогорку Кенеш. Президиум парламента и большая часть депутатов собирались продолжить свою работу, несмотря на отсутствие необходимого кворума (Жогорку Кенеш того времени насчитывал 350 депутатов). Правительство подало в отставку, и президент был вынужден ее принять, распустить парламент и назначить референдум по изменению Конституции. Он состоялся 22 октября 1994 г., а в феврале 1995 г. были проведены парламентские выборы. Впервые в истории Кыргызстана  появился двухпалатный парламент (Законодательное Собрание и Собрание Народных представителей), что усложнило процедуру обсуждения государственных дел.

4 декабря 1995 г. в Кыргызстане были проведены новые президентские выборы, на которых Акаев вновь одержал победу, набрав 71,65% голосов избирателей. После этого он взял курс на усиление президентской власти в стране с целью сформировать типичный для азиатских стран авторитарный политический режим. Власть в стране была монополизирована А. Акаевым и его ближайшим окружением, однако политическая система в стране формально оставалась многопартийной. К 1997 г. в стране действовало 17 официально зарегистрированных политических партий. По программным целям партии делились на консервативные – Комммунистическая партия; центристские – Народная партия, Социал-демократическая партия, Аграрная, Партия демократического движения; радикальные партии националистического толка - Эркин Кыргызстан, Асаба.

Параллельно с политическими преобразованиями в стране проводились и экономические реформы. В январе 1991 г. в стране был принят новый экономический курс, основными направлениями которого стали: 1) новая аграрная политика: создание социальной инфраструктуры, развитие мелкого промышленного предпринимательства в селе; 2) пересмотр законодательных и других нормативных актов в республике, создание экономических, организационных и других правовых условий для привлечения внешних инвестиций, займов, кредитов и новых технологий; 3) приватизация мелких и малых предприятий в сфере торговли, общепита, бытового обслуживания, местной промышленности, стройиндустрии, автотранспорта; 4) установление экономических и политических отношений с развитыми странами Запада и Востока, разработка целостной концепции внешнеполитической и внешэкономической деятельности правительства. [4, с. 299 ].

В результате проведенной приватизации во второй половине 1990-х гг. приватизация промышленности составила 80,2%, в сельском хозяйстве – 42,0,%, в строительстве – 56,6,%, в транспорте – 47,8,%, в торговле и общественном питании – 97,2%, в бытовом обслуживании –100%. В итоге был создан негосударственный сектор, ставший базой для развития рыночных отношений. Вследствие приватизации произошел раздел общественной собственности между узким кругом людей. Практически за бесценок были скуплены крупнейшие заводы и фабрики. Либерализация финансово-кредитного сектора (1991 г.), цен (1992 г.) и внешней торговли (1994 г.) стали следующими реформами в экономике Кыргызстана. В связи с постоянно растущей инфляцией было принято решение о выходе из рублевой зоны. 10 мая 1993 г. была введена национальная валюта Кыргызской Республики – сом. Это позволило республике проводить самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику.

Наибольшие трудности   экономика испытывала в 1991–1996 гг. Особо тяжелая ситуация сложилась в энергетической сфере. Цены на электроэнергию в 1992 г. повысились в 18,1 раз, в 1993 г. в 9,7 раз, в 1994 г. в 7, 8 раз [5, с. 79–80]. Это повлекло за собой рост цен на все товары и услуги. В таком же положении находилось и сельское хозяйство. Сложившаяся ситуация требовала серьезных корректировок со стороны правительства и президента. Был издан ряд постановлений правительства, направленных на повышение ответственности органов государственного управления и их руководителей на местах и в центре. Так же были изданы указы президента « О чрезвычайных мерах по укреплению государственной и финансовой  дисциплины», « О некоторых мерах по защите и развитию частного предпринимательства», существенную помощь оказали дотации некоторых стран. С 1996 г. в отдельных отраслях промышленности (электроэнергетике, машиностроении, легкой и пищевой отрасли) наметились тенденции к стабилизации производства.    

Серьезных реформ требовало и сельское хозяйство. Важнейшей частью новой аграрной политики была земельная реформа. Осуществлять ее планировалось поэтапно. Первый этап ( 1991–1993 гг. ) проводился под девизом ликвидации и реорганизации убыточных и низкорентабельных колхозов и совхозов, заключался в изъятии у них земель и передачи в пожизненное наследуемое владение крестьянам. При этом приватизация колхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий проводились с учетом мнений трудовых коллективов этих хозяйств [4, с. 372–386]. Все эти меры принятые государством, привели к оживлению в сельском хозяйстве. В 1994 г. фермерскими хозяйствами было произведено мяса 13% к общему объему производства, молока 5%, шерсти 13%, а на личные домашние хозяйства приходилось 64 % произведенного мяса, 73% молока, 79 % яйц и более 50 % шерсти [6, с. 137–139].

Тем не менее, основную нагрузку удовлетворения потребностей населения несли крупные сельскохозяйственные предприятия, доля которых в общем объеме сельскохозяйственной продукции в 1992–1993 гг. составляла 57–59%. Однако сохранившиеся проблемы в сельском хозяйстве (отсутствие контроля со стороны руководства, расхищение имущества в колхозах и совхозах и др.) привели к падению производства. К 1993 г. валовая продукция сельского хозяйства по сравнению с 1989 г. снизилась до 65, 6 %. Устранение недостатков в сельском хозяйстве явилось началом нового этапа земельных реформ (1994–1995 гг.). Крестьянам было дано право выбирать форму хозяйствования, становиться фермером или участником коллективного хозяйства.

В целом, к 1996 г. в экономике страны прослеживается положительная  динамика. Валовый внутренний продукт в 1996 г. по сравнению с 1995 г. возрос на 5,0%, объем продукции сельского хозяйства – 13%, объем промышленной продукции на 9,93 млрд cомов [4, с. 301]. Однако эта динамика носила неустойчивый характер. Численность убыточных предприятий в промышленности в 1999 г. увеличилось на 202 и составила 232 предприятия по сравнению с 30 в 1992 г. Занятость населения в промышленности уменьшилась на 163,3 тыс., а в сельском, лесном и рыбном хозяйстве увеличилась на 321,1 тыс. человек [8, с. 394–398]. Таким образом во второй половине 1990-х гг. в экономической сфере была достигнута относительная стабильность.

Почти сразу после обретения независимости Кыргызстан вступает во внешнеполитические отношения с иностранными государствами.  Ключевое место в этом процессе занимало сотрудничество с экономически развитыми странами. Страна находилась в тяжелой экономической ситуации, разрешить, которую можно было с помощью внешней финансовой поддержки. Еще в начале 1992 г. президент А. Акаев, выступая на заседании правительства, сказал, что «экономика страны нуждается в поддержке сегодня, а не через 20 или 30 лет». Первыми в декабре 1992 г. Кыргызскую Республику признали Турция, США и Россия. С 1992 года Кыргызстан был включен в число стран мира, получающих целевую гуманитарную продовольственную помощь в рамках программы Министерства сельского хозяйства США «Продовольствие ради прогресса». С начала дей­ствия программы по 1998 г. общая стоимость выделенного Кыргызстану продовольствия составила около 210 млн дол­ларов. В 1999 г. в рамках данной программы Кыргызстану было выделено 70 тысяч тонн зерна на общую сумму 18 млн дол­ларов. В 2000 году продовольственная помощь со­кратилась до 60 тысяч тонн зерна на сумму 10 млн долларов .

Существенную финансовую помощь Кыргызстану оказывали подконтрольные США организации МВФ. В июле 1994 г. этот фонд утвердил предоставление трехлетней ссуды в размере 131 млн долларов США. Из них 5 млн в 1994 г., 48 млн в конце 1995 г., а оставшаяся часть поступила в 1996 г. В 1990-е гг. между двумя странами сложились прочные торговые отношения. Основными товарами экспорта Кыргызстана в США традиционно являлись продукты неорганической химии, нефтепродукты (авиакеросин), соединения недрагоценных, редкоземельных и цветных металлов, ртуть, ковры, хлопок, хлопчатобумажные ткани. Из США импортируются зерновые, различные пищевые продукты, фармацевтические изделия, электрические машины и оборудование. Среди крупных американских компаний, работающих в Кыргызстане, можно отметить «Хаятт» (гостиничный бизнес) и «Юниверсал» (табачное производство). Значительным успехом является и то, что компания «Volare ApparelInc.» в сентябре 1999 г. открыла на территории Свободной экономической зоны «Бишкек» фабрику по производству одежды для реализации на рынках США и Канады. Важной составляющей в отношениях между странами являлось военное сотрудничество, как на двусторонней основе, так и по линии НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Это сотрудничество включало совместные учения с участием миротворчес­ких сил США и других стран, обмены визитами военных де­легаций, различные курсы и стажировки. Кыргызстан, налаживая отношения с США, рассчитывал на оказание финансовой помощи, а США в свою очередь ставили пред собой стратегические задачи. В итоге каждой из сторон удалось решить поставленную перед собой задачу.

Особо тесные отношения сложились у Кыргызстана с Турцией. Во-первых, этому способствует историческая, языковая, культурная, духовно- религиозная общность, во-вторых, Турция одна из первых признала Кыргызстан, а в переломный для страны период оказала ей существенную финансовую помощь. Между государствами заключены двусторонние соглашения и протоколы, создан постоянный орган – Кыргызско-Турецкий Деловой Совет, регулирующий внешнеэкономические связи двух стран. Турция выделила кредит для реорганизации экономики и на закупку зерна для Кыргызстана, участвовала в создании сети малых и средних предприятий. Объем инвестиций со стороны Турции в 1997 г. в экономику Кыргызстана составил около 300 млн долларов. Тесно велось сотрудничество и в сфере образования, в турецких университетах получили образование свыше 10 тыс. молодых кыргызов. В Бишкеке и Джа-лал-Абаде открылись 2 университета и 14 лицеев [8, с. 121].

Приоритетное место во внешней политике Кыргызстана занимает Россия. После декабря 1991 г. отношения между государствами формируются на договорно-правовой основе. Их сотрудничество развивается по нескольким направлениям – в военной сфере (охрана границ, использовании военных объектов РФ в Кыргызстане и др.); развитии экономических и торговых отношений; в вопросах, касающихся положения русской диаспоры в Кыргызстане. 1990-е гг. стали переломными не только для Кыргызстана, но и для России. Конечно во внешней политике Россия была ориентирована прежде всего на налаживание отношений со странами Запада, так как сама находилась в состоянии кризиса. Тем не менее, она продолжала оказывать воздействие на процесс становления Кыргызстана в качестве независимого государства. К тому же до 1993 г. Кыргызстан оставался в российской рублевой зоне. Именно в эти годы было положено начало созданию фактически заново фундаментальных основ двусторонних отношений в политической, экономической, гуманитарной, военно-технической, культурной, научной и других областях [10, с. 48].

Началом нового этапа стало подписание 21 июля 1991 г. договора об основах межгосударственных отношений между Кыргызстаном и РСФСР. В документе говорилось, что «отношения между Высокими Договаривающимися Сторонами строятся на основе принципов суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитетету, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, территориальной целостности и нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств, взаимовыгодного сотрудничества». 20 марта 1992 г. был подписан Протокол об установлении между двумя странами дипломатических отношений. 10 июня 1992 г. главы двух государств поставили подписи под одним из первых основполагающих политических документов – Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской   Федерацией и Кыргызской Республикой.

Важной составляющей во взаимоотношениях двух государств стало укрепление единого военно-стратегического пространства, при этом учитывалась необходимость военного присутствия России. На этапе становления межгосударственных отношений были подписаны двусторонний Договор и Соглашение «О военной службе граждан Российской Федерации и Вооруженных силах Кыргызской Республики и их статусе» и «О порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, сверхсрочниками, женщинами России и Вооруженных сил Кыргызстана» [9, с. 34].

Еще одним приоритетом во внешней политике Кыргызстана стали страны Средней Азии. Отношения с ними были обусловлены географическим соседством, взаимозависимостью экономики, общностью культур и традиций. Основы межгосударственных отношений Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана были заложены в рамках совещаний глав этих государств в Алматы, Ташкенте, Ашгабаде и Кокчетаве (1991–1993 гг.).     Между странами установились дипломатические отношения на уровне посольств и двустороннего договора о дружбе и сотрудничестве. Ключевое место в региональном сотрудничестве, обусловленное, прежде всего, этническим родством, отводилось Казахстану. Руководством обеих республик в феврале 1992 г. было подписано соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления, использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников». Для Кыргызстана не менее важными были также межгосударственные отношения с Узбекистаном и Таджикистаном. Ключевое место во внешней политике этих стран занимала проблема урегулирования межэтнических конфликтов, имевшая давнюю историю. С Туркменистаном, самой закрытой страной в постсоветском пространстве, Кыргызстан также развивал политическое и экономическое сотрудничество.

Подводя итоги, следует отметить, что Кыргызстан прошел трудный путь к суверенитету, сталкиваясь с различными проблемами и препятствиями. Как характерно для стран Востока, исторически Кыргызстан не изменил политическим традициям, в стране сохранился авторитарный  режим. Стране не удалось достичь подлинного суверенитета во всех сферах жизни, для достижения этой цели ей еще предстоит пройти долгий путь. Тем не менее, в стране постепенно реализуются демократические принципы  государственного устройства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Содружество Независимых Государств. М.: Аспект Пресс, 2012. 296 с.
2. Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан // Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан. 1991. № 17.
3. Койчуманова Ч.У. Становление политической системы суверенного Кыргызстана. 1991–2003-е годы. Бишкек: Национальная академия наук Кыргызской Республики, 2004. 185 с.
4. Плоских В.М., Джунушалиев Д.Д. История кыргызов и Кыргыстана. Бишкек: Раритет Инфо, 2012. 299 с.
5. Статистический ежегодник Кыргызской республики. 1996. Ч. I. Бишкек: Нацстатком, 1997. 168 с.
6. Кыргызстан в цифрах в 1994 г. Краткий сборник. Бишкек: Нацстатком, 1995. 173 с.
7. 10 лет Содружества Независимых Государств (1991–2000): Статистический сборник. М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2001. 797 с.
8. Бровко Н. А. Влияние вступления Кыргызской республики в таможенный союз на кыргызско- турецкие отношения // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2014. Т. 14. № 3. С. 119–122.
9. Кыргызстан – Россия: История взаимоотношений суверенных государств (90-е годы XX века): Сборник документов и материалов. Бишкек: Илим, 2001. 581 с.
10. Токтомушев К. Внешняя политика независимого Кыргызстана. Бишкек: Сабыр, 2001. 188 с.
 



© 
П.Ф. Рагимова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru