viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Ван Шо,  (Аспират, Российский университет дружбы народов)

Ли Мэнлун,  (Аспират, Российский университет дружбы народов)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

Китай
Обмены и сотрудничество в области образования между Китаем и Россией начались с 1689 года, когда был подписан «Нерчинский договор». После образования Китайской Народной Республики, одной из главных задач государства стала подготовка специалистов науки, строительства и управления. Система образования КНР была основана на опыте системы образования СССР. Обмены и сотрудничество в данной области между двумя странами росли с каждым годом. Но дальнейший советско-китайский раскол оказал значительное влияние на обмены в сфере образования двух стран. Однако сейчас после распада СССР, с созданием и развитием китайско-российских всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнёрства, сотрудничество и обмены в области образования между Китаем и Россией непрерывно расширяются и углубляются, а их содержание становится богаче.

Ключевые слова: Китай, Россия, образование, обмены, сотрудничество.

 

Китай и Россия являются крупнейшими дружественными соседями и важными стратегическими партнёрами в международном сотрудничестве. Своеобразное географическое положение и история этих двух стран способствуют им поддерживать статус важных партнёров в области обменов и сотрудничества в образовании.

Отправной точкой обменов и сотрудничества в сфере образования между двумя государствами можно считать 1689 год. «Нерчинский договор», который был подписан правительствами Китая и России, положил начало отправлению российских студентов в Китай. Эти студенты учились по специальностям изучения маньчжурского, китайского, монгольского и тибетского языков, а также китайской медицины. В 1708 году была учреждена школа русского языка при Дворцовой канцелярии Китая. Её основной задачей являлась подготовка переводчиков русского языка, которые в дальнейшем могли переводить официальные письма между правительствами Китая и России. Это первое в Китае официальное учебное заведение, в котором преподавался русский язык. В течение следующих 150 лет Россия отправила в Китай 14 миссионерских делегаций. Большинство из членов этих делегаций являлось миссионерами, но также в их состав входили ботаники, врачи, художники, студенты и астрономы. В это время китайское население начало более тесно знакомиться с русской культурой.

После образования Китайской Народной Республики, Китай отправил в социалистические страны Восточной Европы, особенно в СССР, огромное количество китайских учащихся для того, чтобы они изучали передовые науки, культуру и систему управления. В то время принятие иностранных экспертов на работу и отправление учащихся заграницу на учёбу входили в состав десятилетнего плана развития науки и образования Китая. В 1948-1965 гг. в СССР было подготовлено около 30,000 китайских учащихся (выпускников средних специальных заведений, вузов; кандидатов и докторов наук)[1]. В китайских вузах учились советские студенты, набираясь знаниями, например, по литературе, языку, китайской медицине и др. Можно говорить о наличии значительного опыта в этой сфере, накопленного в процессе взаимодействия двух сторон в этот исторический период. Китайские учащиеся в СССР эффективно исправили ситуацию нехватки талантов в сферах науки, строительства и управления, сыграв важную роль в развитии народного хозяйства и социалистическом строительстве КНР.

Немалое влияние на обмены в области образования двух стран оказал советско-китайский раскол. В течение 1961-1965 гг. количество отправленных учащихся резко уменьшилось. Так число отправленных учащихся правительством Советского Союза в Китай равнялось 72, а количество отправленных учащихся правительством Китая в СССР составляло 206, что являлось всего 4.6% от общего количества отправленных учащихся правительством Китая в другие страны в то время[2]. 9 февраля 1982 года заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР Н.Н. Софинский высказал послу КНР предложение о восстановлении обменов в сфере образования двух стран[3]. В 1984 году делегация Министерства образования по приглашению посетила Москву и подписала соглашение между Министерством образования Китайской Народной Республики и Министерством высшего и среднего специального образования Союза Советских Социалистических Республик о сотрудничестве в области образования на 1984-1985 гг., что считается символом нормализации обменов в этой сфере между Китаем и СССР[4]. С 1984 года, органы управления образованием двух стран начали утверждать соглашение о межвузовских отношениях. Так создаются межвузовские отношения между Пекинским университетом и МГУ, университетом Цинхуа и Ленинградским политехническим институтом им. М. И. Калинина, Пекинским институтом иностранных языков и Институтом русского языка им. А.С. Пушкина, Хэйлунцзянским университетом и Иркутским государственным университетом им. А.А. Жданова, Синьцзянским университетом и Казахским государственным университетом им. С.М. Кирова. Университеты двух стран начали отправлять учащихся и преподавателей в партнёрские университеты на обучение. С созданием и развитием китайско-российских всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнёрства, сотрудничество и обмены в сфере образования этих двух стран стали более частыми, а области учебного и научного сотрудничества непрерывно расширяются.

После распада СССР развитие отношений между Россией и Китаем осталось по-прежнему устойчивым, к тому же объём сотрудничества в сфере образования непрерывно увеличивается. 18 декабря 1992 года было подписано первое соглашение о культурном сотрудничестве, целью которого служило регулирование взаимодействия двух сторон в образовании. В июне 1995 года Китай и Россия подписали «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и учёных степенях». В 1996 году Госкомитет по делам образования КНР учредил Государственный комитет по управлению фондом обучения за границей, который отвечает за отправление китайских студентов в иностранное государство на учёбу, стажировку или практику, а также управляет ими[5]. В 2000 году в рамках механизма регулярных встреч глав правительств Китая и России была создана Китайско-Российская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. В 2007 году в связи с постоянным расширением областей сотрудничества между двумя странами данная структура была переименована в Китайско-Российскую комиссию по гуманитарному сотрудничеству. Комиссия состоит из восьми подкомиссий по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, средств массовой информации (СМИ), кино и молодёжного сотрудничества, а также Рабочей группы по сотрудничеству в области архивов. За этот период времени оба государства создали несколько рабочих механизмов сотрудничества и подписали ряд документов, отчего масштаб и уровень сотрудничества между Китаем и Россией в этой сфере непрерывно повышался. Всё это является символом того, что сотрудничество между Китаем и Россией вышло на новый уровень, а область образования всесторонне развивается и расширяет свои границы.

3-го ноября 2005 года Китай и Россия подписали «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в КНР и китайского языка в РФ», которое стало важнейшим международным документом об изучении языков двух стран. В настоящее время в России создано большое количество центров китайского языка в различных вузах, например, в Институте Дальнего Востока РАН, МГУ, СПбГУ, Государственном институте русского языка им. Пушкина, Дальневосточном федеральном университете и т.д.[6]. Также сегодня в более чем 100 китайских вузах открыта специальность «русский язык», которой на данный момент овладевают свыше 10,000 студентов. Год русского языка в Китае 2009 года и год китайского языка в России 2010 года также способствовали подъёму обменов и сотрудничества в сфере образования между двумя странами[7].

На фоне экономической глобализации международные обмены и международное сотрудничество в области образования непрерывно расширяются и углубляются. Они постепенно становятся основным путём осуществления интернационализации образования, которая уже стала одним из направлений дальнейшего развития во многих вузах.

Китай и Россия имеют естественное географическое преимущество, обширные сферы сотрудничества, хорошую традицию сотрудничества и сходный процесс развития высшего образования. Всё это принесло огромную возможность для расширения и углубления международных обменов и сотрудничества между вузами двух стран. Возможности и проблемы сотрудничества между китайскими и российскими вузами сосуществуют, поэтому важное значение имеют обобщение прошлого, обозрение будущего, поиск и расширение новых областей сотрудничества, продвижение интернационализации в реформе вузов, а также развитие культурных обменов в молодёжной среде и укрепление дружбы между народами Китая и России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ли Тао. Историческое исследование о работе отправления учащихся в СССР в начальном периоде образования КНР // Вестник Юго-восточного университета (Серия философских и социальных наук, №5 2005). Нанкин, 2005
2. Статистические данные достижения образования Китая (1949-1983). Пекин: Народное образование, 1985
3. Шэн Цзяньсюэ. Воспоминание об обменах в области образования между Китаем и Россией // Шэньчжоу Сюэжэнь (Ученые поднебесной), №8 2005. Пекин, 2005
4. Гу Нин. Откровение обменов в области образования между Китаем и СССР во время Холодной войны // Шицзе Лиши (Всемирная история), №4 2004. Пекин, 2004
5. Ю.В. Николаева, Н.М. Боголюбова Обмены и сотрудничества образования между Китаем и Россией на рубеже XX-XXI веков // Хуачжан, №32 2011. Чанчунь, 2011
6. Там же.
7. Тэн Жэнь. Сотрудничество в области образования между Китаем и Россией // История и реальность сотрудничества в гуманитарной области между Китаем и Россией. Харбин: Хэйлунцзянский университет, 2013
 



© 
Ван Шо, Ли Мэнлун, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru