viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Ф.Т. Бобозода,  (Соискатель, Таджикский национальный Университет, Душанбе, Республика Таджикистан)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

История; взаимоотношения; таджики; узбеки; сотрудничество; наука; культура
Статья посвящена описанию становления и развития дружбы таджикских и узбекских народов на протяжении веков. Автор на основе изучения широкого круга материалов и источников определил взаимоотношение двух народов как дружественные, добрососедские и всеобъемлющие (особенно в советский период). Исходя из этого, можно укрепить двусторонние взаимоотношения на основе исторических связей и общностей.

Ключевые слова: История; взаимоотношения; таджики; узбеки; сотрудничество; наука; культура.

 

Взаимоотношение между таджиками и узбеками поистине имеет добрые традиции и тысячелетнюю историю, считаясь в Центральной Азии самыми близкими народами.

Таджики являются древнейшим народом, проживающим в Средней Азии. Таджикский археолог Ю. Якубов, касаясь этой темы, подчеркивает, что таджикский народ формируется «между востоком Китая и с запада до Иранского государства, на юге Персидского залива и на севере до Каспийского моря» [12, с.43].

В IV в. образовалось новое тюркское кочевое племенное объединение, известное под названием Тюркский Каганат, общественный строй которого с самого начало был военизирован. Военизированная система способствовала тому, что тюрки за короткое время объединили под своей властью многие племена от Манчжурии до Тибета и западной Сибири [10, с.22-23].

Что же касается тюркских народностей, таких как узбеки, казахи, туркмены, киргизы они начинают появляться на этой территории в ХI веке с приходом к власти первых тюркских династий Караханидов, Шейбанидов, и других. Тюрки переселяются в Среднюю Азию группами кочевых племен. Вначале они частично оседали в кишлаках и городах, образуя свои первичные поселения, а впоследствии становятся сильнейшей династией. Караханидская династия управляла тюркскими кочевыми племенами, появившимися в XI веке на северных границах Мавераннахра [3, с.214].

Таджики после падения великого таджикского государства Саманидов (999 г. н.э.) разделились, на две части, оказавшись в рамках двух государств. К северу от Амударьи было образовано Караханидское государство, а к югу от Амударьи — Газневидское государство, возникшее в юго-восточном Афганистане [1, с.86].

Впервые об узбеках упоминают, хорошо знавшие Среднюю Азию, персидские авторы XIV-XV вв. в связи с описанием борьбы между Урус-ханом и его противников Тохтамышем (1361-1375 гг.) [5, с.23].

По своему антропологическому облику узбеки вместе с таджиками принадлежат к расе так называемого среднеазиатского междуречья [6, с.86]. Волею судьбы оба народа столетиями живут в соседстве и в близости. Когда речь идет о дружбе этих двух народов, вспоминается узы дружбы мастера и ученика, отношения одного из выдающихся представителей таджикской поэзии А. Джами с видным деятелем политики и поэзии своего времени А. Навои как пример и исток таджикско-узбекской дружбы. Наставление и благословение А.Джами сделало персоязычного Фони (литературный псевдоним А.Навои в персидской поэзии) основоположником классической литературы узбеков.

Дружба и сотрудничество выдающихся представителей науки, культуры и политики можно наблюдать яркими красками вплоть до наших дней. Близость и смешивание двух народов достигает такой степени, что иногда их называют единым народом, владеющим двумя языками.

Автор книги «Ислам Каримов-Президент нового Узбекистана» Л.И.Левитин пишет, что узбеки принадлежат к тюркоязычным этносам, но согласно этногенезу они более близки к таджикам, которые не являются тюрками. Корни таджиков и узбеков уходят в Согд, Хорезм, Бактрию и Фергану -  древнюю городскую цивилизацию [7, с.34].

Еще в ХII веке наметившееся культурное сближение двух народов в последствие стало тесным творческим сотрудничеством. В литературной жизни это сближение проявилось двояко: в письменной литературе — в двуязычии поэтов, фольклоре — существовании общего узбекско-таджикского эпоса «Гор-оглых» или «Гургули» замечательных былин о славных делах народных героев — богатырей [5, с.180].

Ещё начиная с ХVII, ХVIII, ХIХ веков и до настоящего времени для среднеазиатских поэтов, писателей по прежнему характерно двуязычие: некоторые поэты писали на двух языках - на таджикском и узбекском. Так, сборник лирических стихотворений Омар-хана состоит наполовину из таджикских газелей, наполовину из узбекских. Двуязычны диваны и других поэтов Кокандского круга. Неоднократно встречаются также стихи, в которых часть строк написано на таджикском языке, а другая часть на узбекском [2, с.46].

Не только придворные поэты пользовались одинаково свободно таджикским и узбекским языками, двуязычие было распространено и среди широких масс населения. Тесно переплетаются таджикский и узбекский фольклор. Взаимопроникновение двух культур прослеживается и в других областях жизни.

Необходимо отметить, что несмотря на сложность политической обстановки в конце XIX и начала XX вв. связанные с развитием пантюркизма, джадидизма, идеями младобухарцев, последующей революцией и антибольшевистскими волнениями в регионе взаимоотношения народов не прекращались.

В течение истории таджики и узбеки пережили разные эволюции и события. Постепенно экономика, политика, наука и культура развивались, способствуя коренному перелому в их судьбах в ХХ веке. Несмотря на некоторые  недостатки, советский период позволил этим взаимоотношениям достичь высоких ступеней материально духовного развития.

В советскую эпоху эта историческая традиция дружественных связей между всеми народами Средней Азии, в частности узбеками и таджиками, приобрела качественно новое содержание. Взаимопомощь и сотрудничество между братскими республиками, особенно в кадровых вопросах, были широко распространены и запланированы. Хотя Таджикистан как самостоятельная республика вошёл в состав Советского Союза седьмым только в 1929 году (Таджикистан как автономная республика было образована в составе Узбекской ССР в 1924 г.), кадры из Таджикистана успешно выполняли свой интернациональный долг и в других республиках, особенно в Узбекистане. Не секрет, что в разные периоды XX века сотни выдающихся личностей, выходцев из таджикских семей, плодотворно служили и оставили неизгладимый след в Узбекистане [2, с.46].

В развитии общественных наук в Узбекистане велика роль таджикского ученого-историка  З. Ш. Раджабова. Невозможно представить высшую школу Узбекистана, юридическую науку республики без имени крупного ученого, организатора высшего образования, доктора юридических наук, профессора С.А.Раджабова, уроженца Худжанда [1, с.162].

Дружба и сотрудничество народов двух стран раскрыли свои крылья и в первой четверти XX века. В Ташкент пошли учиться молодые люди  из Таджикистана. Тогда же, в Ташкенте был открыт Таджикский институт, где было подготовлено много молодых специалистов таджикской национальности. Именно в Ташкенте учился и Герой Таджикистана М. Турсунзаде. Там он познакомился с поэтом Г. Гулямом, оба стали сотрудничать в области поэзии. Именно им принадлежат такие бессмертные произведения, как «Хасани аробакаш» М.Турсунзаде, «Кукан» Г.Гуляма. Если назвать Кукана таджиком, а Хасана узбеком, практически ничего не меняется: судьба узбекского и таджикского народов в 20-30-ые годы складывалась одинаково и эти поэмы – объективная реальность [8].

Развитие современной узбекской литературы тесно связано с именем выдающегося писателя, историка, поэта, литературоведа С.Айни, который по праву считается и основоположником таджикской советской литературы.  Его первые литераторские произведения, переведённые с таджикского на узбекский язык, заложили основу советской узбекской литературы, способствовали формированию её новых жанров. Большой вклад внёс С.Айни и в дело пропаганды литературного наследия узбекского народа [9, с.8].

Такие примеры можно привести во всех сферах жизнедеятельности Узбекистана.        

В довоенный период (Великая Отечественная Война 1941-1945 гг.- прим. автора) между Таджикистаном и Узбекистаном установилось прочное сотрудничество по ряду отраслей хозяйства двух республик. Узбекистан готовил квалифицированных рабочих и специалистов для промышленности Таджикистана, участвовал в строительстве хлопкоочистительных заводов Курган-Тюбе, Джилликуле, консервного завода в Канибадаме, в строительстве вахшских ирригационных сооружений. Таджикистан давал Узбекистану топливо (угль) и ценное сырье. В результате совместных трудовых усилий двух республик была построена железная дорога Термез-Душанбе, автомагистрали Ош-Хорог и Самарканд-Душанбе [11, с.10].

Другой пример дружбы и взаимопомощи таджикского и узбекского народов в рамках дружбы большой семьи народов Советского Союза проявляется в строительстве Гиссарского канала в 40-е годы. В конце 1940 г. колхозники Гиссарской долины Таджикистана и Сурхандарьинской области Узбекистана соорудили совместно за 42 дня Гиссарский канал протяженностью около 50 км. Это обеспечило устойчивое водопользование земель Гиссарской долины площадью 30 тыс. га и дало двум братским республикам Таджикистану и Узбекистану – более 10 тыс. га новых поливных земель [11, с.11-12].

В пятидесятые годы еще более окрепли добрососедство и дружба таджикского и узбекского народа, которые совместными усилиями построили плотину на Кайракуме. Цель было одна: совместное использование  вод Сырдарьи. Цели этой они достигли благодаря дружбе. Плотину эту они назвали «Памятником Дружбы», а Кайракумское водохранилище – «Морем Дружбы» [8].

Создание в 1951 г. Академии наук Таджикистана дало новый импульс в становление и развитие таджикской науки. Значительный вклад в становление Академии наук Таджикистана внесли ученые, длительное время проработавшие в Узбекистане [13, с.23]. В последующее годы сотрудничество между Академий Наук Таджикистана и Академий Наук Узбекистана укрепляется год за годом. В 80-е годы возникла и получила новая перспективная форма научных связей между Академией наук Таджикистана и Академией наук Узбекистана – в виде долгосрочного Договора о научном и научно-техническом сотрудничестве [13, с.24].

Наиболее распространенными и признанными формами культурных связей между Таджикистаном и Узбекистаном являлись дни, недели и декады литературы и искусства, сыгравшие большую роль во взаимообогащении национальных литератур. Так, состоявшиеся в конце 50-х годов прошлой столетии Недели узбекской литературы в Таджикистане и Недели таджикской литературы в Узбекистане явились тогда новой формой творческого сотрудничества между литераторами Таджикистана и Узбекистана [13, с.78].

Еще одним направлением таджикско-узбекских отношений в советском периоде являлось сотрудничество в области кинематографии. В 80-е годы сотрудничество республик в области кинематографии получило интенсивное развитие. Во многом этому способствовали рост материально-технической базы киноискусства, повышение профессионального уровня кинематографистов [13, с.163].

Стоит отметить, что Узбекистан и Таджикистан как суверенные социалистические республики оказывали друг другу повседневную помощь во всех областях экономической и культурной жизни. Узбекская ССР поставлял Таджикистану многие виды машин и механизмов, электролебедок, компрессорных станций, насосов, подъемных машин и др. Машины для обработка и уборки хлопка, выпускаемые ташкентским заводом, работали на полях почти всех хлопкосеющих колхозов Таджикистана. В свою очередь из Таджикистана в Узбекистан отправлялось ткацкие станки, трансформаторы, уголь, цемент, кожевенные товары и др [11, с.17].

Ташкентское землетрясение апреля 1966 года еще теснее сблизило двух народов. Таджики первыми откликнулись и пришли на помощь узбекскому народу, приняли активное участие в ликвидации последствий этой страшной беды, построили многоэтажные жилые дома для своих узбекских братьев и сестер, школы, детские сады. В честь этой братской помощи одна из махаллей г.Ташкента названа «Таджикская махалля» [8].

Распад Союза ССР стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории двадцатого века. Обретение постсоветскими республиками государственного суверенитета потребовало определения новых стратегических подходов в вопросах межгосударственного сотрудничества и региональной интеграции при построении рыночно ориентированной экономики [4, с.11].

Таким образом, анализ  исторических предпосылок таджикско-узбекских отношений в исследуемый период позволяет прийти к следующим выводам: во-первых, история таджиков и узбеков разнообразна, но они все эти годы жили и трудились в соседстве друг с другом, исходя из этого их нравы и обычаи стали близкими и похожими друг на друга; во-вторых, в советское время отношения между братскими республиками развивались, и эти отношения охватывали все сферы жизнедеятельности; в-третьих, фундамент таджикско-узбекских отношений, который был заложен в исторические времена, особенно во время совместного проживания в составе Советского государства было достаточно крепким, что должно служит для дальнейшего сотрудничества теперь двух независимых государств. Народы двух соседних стран хотят не только жить в мире друг с другом, но и развивать многовековую дружбу и родство.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабаханов, М. История таджиков мира /Мансур Бабаханов. – Душанбе, 2004. - 573 с.
2. Бобозода, Ф. Т. Ретроспективный взгляд на историю таджикско-узбекских взаимоотношений в советском периоде /Фаридун Бобозода. //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. - №3 (239). – Душанбе, 2015. – С.44-49.
3. Гафуров, Б.Г. История таджикского народа: в 2 т. /Бободжан Гафурович Гафуров. – М., 1949. - том I. - 476 с.
4. Искандаров, А. Государства Центральной Азии в интеграционных процессах /Акбаршо Искандаров. –Душанбе, 2007. - 254 с.
5. История народов Узбекистана (От образования государства Шейбанидов до великой октябрской социалистической революции) /Под ред: чл-корр, АНСССР С.В.Бахрушина и к.и.н В.Я.Непомнина и В.А.Шишкина. – Ташкент, 1947. – т. II. - 509 с.
6. История Узбекской ССР (С древнейших времен до наших дней) /Под ред. акад. АН УзССР И.М.Муминова. – Ташкент, 1974. – 582 с.
7. Левитин, Л.И. Ислам Каримов-Президент нового Узбекистана /Л.И. Левитин. – Ташкент,1996. – 143 с.
8. Мирхайдаров, Х. Дружба наша не знает границ [электронный ресурс]. /Х. Мирхайдаров. – Режим доступа: httr://www.press-uz.info/index/php.
9. Набиев, М. Сотрудничество и роль общественно-политических деятелей и интеллигенции Таджикистана в развитии науки и культуры Узбекистана в предвоенные годы (1917 - 1941 гг.) /М. Набиев: автореф. …канд.ист.наук. – Худжанд, 2004. – 24 с.
10. Назаров, Х. К истории происхождении и расселении тюркских народов в Центральной Азии /Хакназар Назаров. – Душанбе, 2004. - 103 с.
11. Раджабов, З.Ш. О дружбе таджикского и узбекского народов /Зариф Шарипович Раджабов. – Душанбе, 1968. - 72 с.
12. Якубов, Ю. Таджики. Проблема этногенеза /Юсуфшо Якубов. – Душанбе, 1995.
13. Якубова, Д. Научное и культурное сотрудничество Таджикистана и Узбекистана (1981-1990 гг.) /Дилором Якубова: дисс. …канд.ист.наук. – Душанбе, 1994. – 183 с.
 



© 
Ф.Т. Бобозода, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru