Ф.Т. Бобозода, (Соискатель, Таджикский национальный Университет, Душанбе, Республика Таджикистан)
Серия «Гуманитарные науки» # 5 2016
|
|||||
Взаимоотношение между таджиками и узбеками поистине имеет добрые традиции и тысячелетнюю историю, считаясь в Центральной Азии самыми близкими народами. Таджики являются древнейшим народом, проживающим в Средней Азии. Таджикский археолог Ю. Якубов, касаясь этой темы, подчеркивает, что таджикский народ формируется «между востоком Китая и с запада до Иранского государства, на юге Персидского залива и на севере до Каспийского моря» [12, с.43]. В IV в. образовалось новое тюркское кочевое племенное объединение, известное под названием Тюркский Каганат, общественный строй которого с самого начало был военизирован. Военизированная система способствовала тому, что тюрки за короткое время объединили под своей властью многие племена от Манчжурии до Тибета и западной Сибири [10, с.22-23]. Что же касается тюркских народностей, таких как узбеки, казахи, туркмены, киргизы они начинают появляться на этой территории в ХI веке с приходом к власти первых тюркских династий Караханидов, Шейбанидов, и других. Тюрки переселяются в Среднюю Азию группами кочевых племен. Вначале они частично оседали в кишлаках и городах, образуя свои первичные поселения, а впоследствии становятся сильнейшей династией. Караханидская династия управляла тюркскими кочевыми племенами, появившимися в XI веке на северных границах Мавераннахра [3, с.214]. Таджики после падения великого таджикского государства Саманидов (999 г. н.э.) разделились, на две части, оказавшись в рамках двух государств. К северу от Амударьи было образовано Караханидское государство, а к югу от Амударьи — Газневидское государство, возникшее в юго-восточном Афганистане [1, с.86]. Впервые об узбеках упоминают, хорошо знавшие Среднюю Азию, персидские авторы XIV-XV вв. в связи с описанием борьбы между Урус-ханом и его противников Тохтамышем (1361-1375 гг.) [5, с.23]. По своему антропологическому облику узбеки вместе с таджиками принадлежат к расе так называемого среднеазиатского междуречья [6, с.86]. Волею судьбы оба народа столетиями живут в соседстве и в близости. Когда речь идет о дружбе этих двух народов, вспоминается узы дружбы мастера и ученика, отношения одного из выдающихся представителей таджикской поэзии А. Джами с видным деятелем политики и поэзии своего времени А. Навои как пример и исток таджикско-узбекской дружбы. Наставление и благословение А.Джами сделало персоязычного Фони (литературный псевдоним А.Навои в персидской поэзии) основоположником классической литературы узбеков. Дружба и сотрудничество выдающихся представителей науки, культуры и политики можно наблюдать яркими красками вплоть до наших дней. Близость и смешивание двух народов достигает такой степени, что иногда их называют единым народом, владеющим двумя языками. Автор книги «Ислам Каримов-Президент нового Узбекистана» Л.И.Левитин пишет, что узбеки принадлежат к тюркоязычным этносам, но согласно этногенезу они более близки к таджикам, которые не являются тюрками. Корни таджиков и узбеков уходят в Согд, Хорезм, Бактрию и Фергану - древнюю городскую цивилизацию [7, с.34]. Еще в ХII веке наметившееся культурное сближение двух народов в последствие стало тесным творческим сотрудничеством. В литературной жизни это сближение проявилось двояко: в письменной литературе — в двуязычии поэтов, фольклоре — существовании общего узбекско-таджикского эпоса «Гор-оглых» или «Гургули» замечательных былин о славных делах народных героев — богатырей [5, с.180]. Ещё начиная с ХVII, ХVIII, ХIХ веков и до настоящего времени для среднеазиатских поэтов, писателей по прежнему характерно двуязычие: некоторые поэты писали на двух языках - на таджикском и узбекском. Так, сборник лирических стихотворений Омар-хана состоит наполовину из таджикских газелей, наполовину из узбекских. Двуязычны диваны и других поэтов Кокандского круга. Неоднократно встречаются также стихи, в которых часть строк написано на таджикском языке, а другая часть на узбекском [2, с.46]. Не только придворные поэты пользовались одинаково свободно таджикским и узбекским языками, двуязычие было распространено и среди широких масс населения. Тесно переплетаются таджикский и узбекский фольклор. Взаимопроникновение двух культур прослеживается и в других областях жизни. Необходимо отметить, что несмотря на сложность политической обстановки в конце XIX и начала XX вв. связанные с развитием пантюркизма, джадидизма, идеями младобухарцев, последующей революцией и антибольшевистскими волнениями в регионе взаимоотношения народов не прекращались. В течение истории таджики и узбеки пережили разные эволюции и события. Постепенно экономика, политика, наука и культура развивались, способствуя коренному перелому в их судьбах в ХХ веке. Несмотря на некоторые недостатки, советский период позволил этим взаимоотношениям достичь высоких ступеней материально духовного развития. В советскую эпоху эта историческая традиция дружественных связей между всеми народами Средней Азии, в частности узбеками и таджиками, приобрела качественно новое содержание. Взаимопомощь и сотрудничество между братскими республиками, особенно в кадровых вопросах, были широко распространены и запланированы. Хотя Таджикистан как самостоятельная республика вошёл в состав Советского Союза седьмым только в 1929 году (Таджикистан как автономная республика было образована в составе Узбекской ССР в 1924 г.), кадры из Таджикистана успешно выполняли свой интернациональный долг и в других республиках, особенно в Узбекистане. Не секрет, что в разные периоды XX века сотни выдающихся личностей, выходцев из таджикских семей, плодотворно служили и оставили неизгладимый след в Узбекистане [2, с.46]. В развитии общественных наук в Узбекистане велика роль таджикского ученого-историка З. Ш. Раджабова. Невозможно представить высшую школу Узбекистана, юридическую науку республики без имени крупного ученого, организатора высшего образования, доктора юридических наук, профессора С.А.Раджабова, уроженца Худжанда [1, с.162]. Дружба и сотрудничество народов двух стран раскрыли свои крылья и в первой четверти XX века. В Ташкент пошли учиться молодые люди из Таджикистана. Тогда же, в Ташкенте был открыт Таджикский институт, где было подготовлено много молодых специалистов таджикской национальности. Именно в Ташкенте учился и Герой Таджикистана М. Турсунзаде. Там он познакомился с поэтом Г. Гулямом, оба стали сотрудничать в области поэзии. Именно им принадлежат такие бессмертные произведения, как «Хасани аробакаш» М.Турсунзаде, «Кукан» Г.Гуляма. Если назвать Кукана таджиком, а Хасана узбеком, практически ничего не меняется: судьба узбекского и таджикского народов в 20-30-ые годы складывалась одинаково и эти поэмы – объективная реальность [8]. Развитие современной узбекской литературы тесно связано с именем выдающегося писателя, историка, поэта, литературоведа С.Айни, который по праву считается и основоположником таджикской советской литературы. Его первые литераторские произведения, переведённые с таджикского на узбекский язык, заложили основу советской узбекской литературы, способствовали формированию её новых жанров. Большой вклад внёс С.Айни и в дело пропаганды литературного наследия узбекского народа [9, с.8]. Такие примеры можно привести во всех сферах жизнедеятельности Узбекистана. В довоенный период (Великая Отечественная Война 1941-1945 гг.- прим. автора) между Таджикистаном и Узбекистаном установилось прочное сотрудничество по ряду отраслей хозяйства двух республик. Узбекистан готовил квалифицированных рабочих и специалистов для промышленности Таджикистана, участвовал в строительстве хлопкоочистительных заводов Курган-Тюбе, Джилликуле, консервного завода в Канибадаме, в строительстве вахшских ирригационных сооружений. Таджикистан давал Узбекистану топливо (угль) и ценное сырье. В результате совместных трудовых усилий двух республик была построена железная дорога Термез-Душанбе, автомагистрали Ош-Хорог и Самарканд-Душанбе [11, с.10]. Другой пример дружбы и взаимопомощи таджикского и узбекского народов в рамках дружбы большой семьи народов Советского Союза проявляется в строительстве Гиссарского канала в 40-е годы. В конце 1940 г. колхозники Гиссарской долины Таджикистана и Сурхандарьинской области Узбекистана соорудили совместно за 42 дня Гиссарский канал протяженностью около 50 км. Это обеспечило устойчивое водопользование земель Гиссарской долины площадью 30 тыс. га и дало двум братским республикам Таджикистану и Узбекистану – более 10 тыс. га новых поливных земель [11, с.11-12]. В пятидесятые годы еще более окрепли добрососедство и дружба таджикского и узбекского народа, которые совместными усилиями построили плотину на Кайракуме. Цель было одна: совместное использование вод Сырдарьи. Цели этой они достигли благодаря дружбе. Плотину эту они назвали «Памятником Дружбы», а Кайракумское водохранилище – «Морем Дружбы» [8]. Создание в 1951 г. Академии наук Таджикистана дало новый импульс в становление и развитие таджикской науки. Значительный вклад в становление Академии наук Таджикистана внесли ученые, длительное время проработавшие в Узбекистане [13, с.23]. В последующее годы сотрудничество между Академий Наук Таджикистана и Академий Наук Узбекистана укрепляется год за годом. В 80-е годы возникла и получила новая перспективная форма научных связей между Академией наук Таджикистана и Академией наук Узбекистана – в виде долгосрочного Договора о научном и научно-техническом сотрудничестве [13, с.24]. Наиболее распространенными и признанными формами культурных связей между Таджикистаном и Узбекистаном являлись дни, недели и декады литературы и искусства, сыгравшие большую роль во взаимообогащении национальных литератур. Так, состоявшиеся в конце 50-х годов прошлой столетии Недели узбекской литературы в Таджикистане и Недели таджикской литературы в Узбекистане явились тогда новой формой творческого сотрудничества между литераторами Таджикистана и Узбекистана [13, с.78]. Еще одним направлением таджикско-узбекских отношений в советском периоде являлось сотрудничество в области кинематографии. В 80-е годы сотрудничество республик в области кинематографии получило интенсивное развитие. Во многом этому способствовали рост материально-технической базы киноискусства, повышение профессионального уровня кинематографистов [13, с.163]. Стоит отметить, что Узбекистан и Таджикистан как суверенные социалистические республики оказывали друг другу повседневную помощь во всех областях экономической и культурной жизни. Узбекская ССР поставлял Таджикистану многие виды машин и механизмов, электролебедок, компрессорных станций, насосов, подъемных машин и др. Машины для обработка и уборки хлопка, выпускаемые ташкентским заводом, работали на полях почти всех хлопкосеющих колхозов Таджикистана. В свою очередь из Таджикистана в Узбекистан отправлялось ткацкие станки, трансформаторы, уголь, цемент, кожевенные товары и др [11, с.17]. Ташкентское землетрясение апреля 1966 года еще теснее сблизило двух народов. Таджики первыми откликнулись и пришли на помощь узбекскому народу, приняли активное участие в ликвидации последствий этой страшной беды, построили многоэтажные жилые дома для своих узбекских братьев и сестер, школы, детские сады. В честь этой братской помощи одна из махаллей г.Ташкента названа «Таджикская махалля» [8]. Распад Союза ССР стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории двадцатого века. Обретение постсоветскими республиками государственного суверенитета потребовало определения новых стратегических подходов в вопросах межгосударственного сотрудничества и региональной интеграции при построении рыночно ориентированной экономики [4, с.11]. Таким образом, анализ исторических предпосылок таджикско-узбекских отношений в исследуемый период позволяет прийти к следующим выводам: во-первых, история таджиков и узбеков разнообразна, но они все эти годы жили и трудились в соседстве друг с другом, исходя из этого их нравы и обычаи стали близкими и похожими друг на друга; во-вторых, в советское время отношения между братскими республиками развивались, и эти отношения охватывали все сферы жизнедеятельности; в-третьих, фундамент таджикско-узбекских отношений, который был заложен в исторические времена, особенно во время совместного проживания в составе Советского государства было достаточно крепким, что должно служит для дальнейшего сотрудничества теперь двух независимых государств. Народы двух соседних стран хотят не только жить в мире друг с другом, но и развивать многовековую дружбу и родство. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Ф.Т. Бобозода, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |