viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Ф.Т. Бобозода,  (Соискатель, Таджикский национальный Университет, Душанбе, Республика Таджикистан)

Серия «Гуманитарные науки» # 5  2016

История; взаимоотношения; таджики; узбеки; сотрудничество; наука; культура
Статья посвящена описанию становления и развития дружбы таджикских и узбекских народов на протяжении веков. Автор на основе изучения широкого круга материалов и источников определил взаимоотношение двух народов как дружественные, добрососедские и всеобъемлющие (особенно в советский период). Исходя из этого, можно укрепить двусторонние взаимоотношения на основе исторических связей и общностей.

Ключевые слова: История; взаимоотношения; таджики; узбеки; сотрудничество; наука; культура.

 

Взаимоотношение между таджиками и узбеками поистине имеет добрые традиции и тысячелетнюю историю, считаясь в Центральной Азии самыми близкими народами.

Таджики являются древнейшим народом, проживающим в Средней Азии. Таджикский археолог Ю. Якубов, касаясь этой темы, подчеркивает, что таджикский народ формируется «между востоком Китая и с запада до Иранского государства, на юге Персидского залива и на севере до Каспийского моря» [12, с.43].

В IV в. образовалось новое тюркское кочевое племенное объединение, известное под названием Тюркский Каганат, общественный строй которого с самого начало был военизирован. Военизированная система способствовала тому, что тюрки за короткое время объединили под своей властью многие племена от Манчжурии до Тибета и западной Сибири [10, с.22-23].

Что же касается тюркских народностей, таких как узбеки, казахи, туркмены, киргизы они начинают появляться на этой территории в ХI веке с приходом к власти первых тюркских династий Караханидов, Шейбанидов, и других. Тюрки переселяются в Среднюю Азию группами кочевых племен. Вначале они частично оседали в кишлаках и городах, образуя свои первичные поселения, а впоследствии становятся сильнейшей династией. Караханидская династия управляла тюркскими кочевыми племенами, появившимися в XI веке на северных границах Мавераннахра [3, с.214].

Таджики после падения великого таджикского государства Саманидов (999 г. н.э.) разделились, на две части, оказавшись в рамках двух государств. К северу от Амударьи было образовано Караханидское государство, а к югу от Амударьи — Газневидское государство, возникшее в юго-восточном Афганистане [1, с.86].

Впервые об узбеках упоминают, хорошо знавшие Среднюю Азию, персидские авторы XIV-XV вв. в связи с описанием борьбы между Урус-ханом и его противников Тохтамышем (1361-1375 гг.) [5, с.23].

По своему антропологическому облику узбеки вместе с таджиками принадлежат к расе так называемого среднеазиатского междуречья [6, с.86]. Волею судьбы оба народа столетиями живут в соседстве и в близости. Когда речь идет о дружбе этих двух народов, вспоминается узы дружбы мастера и ученика, отношения одного из выдающихся представителей таджикской поэзии А. Джами с видным деятелем политики и поэзии своего времени А. Навои как пример и исток таджикско-узбекской дружбы. Наставление и благословение А.Джами сделало персоязычного Фони (литературный псевдоним А.Навои в персидской поэзии) основоположником классической литературы узбеков.

Дружба и сотрудничество выдающихся представителей науки, культуры и политики можно наблюдать яркими красками вплоть до наших дней. Близость и смешивание двух народов достигает такой степени, что иногда их называют единым народом, владеющим двумя языками.

Автор книги «Ислам Каримов-Президент нового Узбекистана» Л.И.Левитин пишет, что узбеки принадлежат к тюркоязычным этносам, но согласно этногенезу они более близки к таджикам, которые не являются тюрками. Корни таджиков и узбеков уходят в Согд, Хорезм, Бактрию и Фергану -  древнюю городскую цивилизацию [7, с.34].

Еще в ХII веке наметившееся культурное сближение двух народов в последствие стало тесным творческим сотрудничеством. В литературной жизни это сближение проявилось двояко: в письменной литературе — в двуязычии поэтов, фольклоре — существовании общего узбекско-таджикского эпоса «Гор-оглых» или «Гургули» замечательных былин о славных делах народных героев — богатырей [5, с.180].

Ещё начиная с ХVII, ХVIII, ХIХ веков и до настоящего времени для среднеазиатских поэтов, писателей по прежнему характерно двуязычие: некоторые поэты писали на двух языках - на таджикском и узбекском. Так, сборник лирических стихотворений Омар-хана состоит наполовину из таджикских газелей, наполовину из узбекских. Двуязычны диваны и других поэтов Кокандского круга. Неоднократно встречаются также стихи, в которых часть строк написано на таджикском языке, а другая часть на узбекском [2, с.46].

Не только придворные поэты пользовались одинаково свободно таджикским и узбекским языками, двуязычие было распространено и среди широких масс населения. Тесно переплетаются таджикский и узбекский фольклор. Взаимопроникновение двух культур прослеживается и в других областях жизни.

Необходимо отметить, что несмотря на сложность политической обстановки в конце XIX и начала XX вв. связанные с развитием пантюркизма, джадидизма, идеями младобухарцев, последующей революцией и антибольшевистскими волнениями в регионе взаимоотношения народов не прекращались.

В течение истории таджики и узбеки пережили разные эволюции и события. Постепенно экономика, политика, наука и культура развивались, способствуя коренному перелому в их судьбах в ХХ веке. Несмотря на некоторые  недостатки, советский период позволил этим взаимоотношениям достичь высоких ступеней материально духовного развития.

В советскую эпоху эта историческая традиция дружественных связей между всеми народами Средней Азии, в частности узбеками и таджиками, приобрела качественно новое содержание. Взаимопомощь и сотрудничество между братскими республиками, особенно в кадровых вопросах, были широко распространены и запланированы. Хотя Таджикистан как самостоятельная республика вошёл в состав Советского Союза седьмым только в 1929 году (Таджикистан как автономная республика было образована в составе Узбекской ССР в 1924 г.), кадры из Таджикистана успешно выполняли свой интернациональный долг и в других республиках, особенно в Узбекистане. Не секрет, что в разные периоды XX века сотни выдающихся личностей, выходцев из таджикских семей, плодотворно служили и оставили неизгладимый след в Узбекистане [2, с.46].

В развитии общественных наук в Узбекистане велика роль таджикского ученого-историка  З. Ш. Раджабова. Невозможно представить высшую школу Узбекистана, юридическую науку республики без имени крупного ученого, организатора высшего образования, доктора юридических наук, профессора С.А.Раджабова, уроженца Худжанда [1, с.162].

Дружба и сотрудничество народов двух стран раскрыли свои крылья и в первой четверти XX века. В Ташкент пошли учиться молодые люди  из Таджикистана. Тогда же, в Ташкенте был открыт Таджикский институт, где было подготовлено много молодых специалистов таджикской национальности. Именно в Ташкенте учился и Герой Таджикистана М. Турсунзаде. Там он познакомился с поэтом Г. Гулямом, оба стали сотрудничать в области поэзии. Именно им принадлежат такие бессмертные произведения, как «Хасани аробакаш» М.Турсунзаде, «Кукан» Г.Гуляма. Если назвать Кукана таджиком, а Хасана узбеком, практически ничего не меняется: судьба узбекского и таджикского народов в 20-30-ые годы складывалась одинаково и эти поэмы – объективная реальность [8].

Развитие современной узбекской литературы тесно связано с именем выдающегося писателя, историка, поэта, литературоведа С.Айни, который по праву считается и основоположником таджикской советской литературы.  Его первые литераторские произведения, переведённые с таджикского на узбекский язык, заложили основу советской узбекской литературы, способствовали формированию её новых жанров. Большой вклад внёс С.Айни и в дело пропаганды литературного наследия узбекского народа [9, с.8].

Такие примеры можно привести во всех сферах жизнедеятельности Узбекистана.        

В довоенный период (Великая Отечественная Война 1941-1945 гг.- прим. автора) между Таджикистаном и Узбекистаном установилось прочное сотрудничество по ряду отраслей хозяйства двух республик. Узбекистан готовил квалифицированных рабочих и специалистов для промышленности Таджикистана, участвовал в строительстве хлопкоочистительных заводов Курган-Тюбе, Джилликуле, консервного завода в Канибадаме, в строительстве вахшских ирригационных сооружений. Таджикистан давал Узбекистану топливо (угль) и ценное сырье. В результате совместных трудовых усилий двух республик была построена железная дорога Термез-Душанбе, автомагистрали Ош-Хорог и Самарканд-Душанбе [11, с.10].

Другой пример дружбы и взаимопомощи таджикского и узбекского народов в рамках дружбы большой семьи народов Советского Союза проявляется в строительстве Гиссарского канала в 40-е годы. В конце 1940 г. колхозники Гиссарской долины Таджикистана и Сурхандарьинской области Узбекистана соорудили совместно за 42 дня Гиссарский канал протяженностью около 50 км. Это обеспечило устойчивое водопользование земель Гиссарской долины площадью 30 тыс. га и дало двум братским республикам Таджикистану и Узбекистану – более 10 тыс. га новых поливных земель [11, с.11-12].

В пятидесятые годы еще более окрепли добрососедство и дружба таджикского и узбекского народа, которые совместными усилиями построили плотину на Кайракуме. Цель было одна: совместное использование  вод Сырдарьи. Цели этой они достигли благодаря дружбе. Плотину эту они назвали «Памятником Дружбы», а Кайракумское водохранилище – «Морем Дружбы» [8].

Создание в 1951 г. Академии наук Таджикистана дало новый импульс в становление и развитие таджикской науки. Значительный вклад в становление Академии наук Таджикистана внесли ученые, длительное время проработавшие в Узбекистане [13, с.23]. В последующее годы сотрудничество между Академий Наук Таджикистана и Академий Наук Узбекистана укрепляется год за годом. В 80-е годы возникла и получила новая перспективная форма научных связей между Академией наук Таджикистана и Академией наук Узбекистана – в виде долгосрочного Договора о научном и научно-техническом сотрудничестве [13, с.24].

Наиболее распространенными и признанными формами культурных связей между Таджикистаном и Узбекистаном являлись дни, недели и декады литературы и искусства, сыгравшие большую роль во взаимообогащении национальных литератур. Так, состоявшиеся в конце 50-х годов прошлой столетии Недели узбекской литературы в Таджикистане и Недели таджикской литературы в Узбекистане явились тогда новой формой творческого сотрудничества между литераторами Таджикистана и Узбекистана [13, с.78].

Еще одним направлением таджикско-узбекских отношений в советском периоде являлось сотрудничество в области кинематографии. В 80-е годы сотрудничество республик в области кинематографии получило интенсивное развитие. Во многом этому способствовали рост материально-технической базы киноискусства, повышение профессионального уровня кинематографистов [13, с.163].

Стоит отметить, что Узбекистан и Таджикистан как суверенные социалистические республики оказывали друг другу повседневную помощь во всех областях экономической и культурной жизни. Узбекская ССР поставлял Таджикистану многие виды машин и механизмов, электролебедок, компрессорных станций, насосов, подъемных машин и др. Машины для обработка и уборки хлопка, выпускаемые ташкентским заводом, работали на полях почти всех хлопкосеющих колхозов Таджикистана. В свою очередь из Таджикистана в Узбекистан отправлялось ткацкие станки, трансформаторы, уголь, цемент, кожевенные товары и др [11, с.17].

Ташкентское землетрясение апреля 1966 года еще теснее сблизило двух народов. Таджики первыми откликнулись и пришли на помощь узбекскому народу, приняли активное участие в ликвидации последствий этой страшной беды, построили многоэтажные жилые дома для своих узбекских братьев и сестер, школы, детские сады. В честь этой братской помощи одна из махаллей г.Ташкента названа «Таджикская махалля» [8].

Распад Союза ССР стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории двадцатого века. Обретение постсоветскими республиками государственного суверенитета потребовало определения новых стратегических подходов в вопросах межгосударственного сотрудничества и региональной интеграции при построении рыночно ориентированной экономики [4, с.11].

Таким образом, анализ  исторических предпосылок таджикско-узбекских отношений в исследуемый период позволяет прийти к следующим выводам: во-первых, история таджиков и узбеков разнообразна, но они все эти годы жили и трудились в соседстве друг с другом, исходя из этого их нравы и обычаи стали близкими и похожими друг на друга; во-вторых, в советское время отношения между братскими республиками развивались, и эти отношения охватывали все сферы жизнедеятельности; в-третьих, фундамент таджикско-узбекских отношений, который был заложен в исторические времена, особенно во время совместного проживания в составе Советского государства было достаточно крепким, что должно служит для дальнейшего сотрудничества теперь двух независимых государств. Народы двух соседних стран хотят не только жить в мире друг с другом, но и развивать многовековую дружбу и родство.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабаханов, М. История таджиков мира /Мансур Бабаханов. – Душанбе, 2004. - 573 с.
2. Бобозода, Ф. Т. Ретроспективный взгляд на историю таджикско-узбекских взаимоотношений в советском периоде /Фаридун Бобозода. //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. - №3 (239). – Душанбе, 2015. – С.44-49.
3. Гафуров, Б.Г. История таджикского народа: в 2 т. /Бободжан Гафурович Гафуров. – М., 1949. - том I. - 476 с.
4. Искандаров, А. Государства Центральной Азии в интеграционных процессах /Акбаршо Искандаров. –Душанбе, 2007. - 254 с.
5. История народов Узбекистана (От образования государства Шейбанидов до великой октябрской социалистической революции) /Под ред: чл-корр, АНСССР С.В.Бахрушина и к.и.н В.Я.Непомнина и В.А.Шишкина. – Ташкент, 1947. – т. II. - 509 с.
6. История Узбекской ССР (С древнейших времен до наших дней) /Под ред. акад. АН УзССР И.М.Муминова. – Ташкент, 1974. – 582 с.
7. Левитин, Л.И. Ислам Каримов-Президент нового Узбекистана /Л.И. Левитин. – Ташкент,1996. – 143 с.
8. Мирхайдаров, Х. Дружба наша не знает границ [электронный ресурс]. /Х. Мирхайдаров. – Режим доступа: httr://www.press-uz.info/index/php.
9. Набиев, М. Сотрудничество и роль общественно-политических деятелей и интеллигенции Таджикистана в развитии науки и культуры Узбекистана в предвоенные годы (1917 - 1941 гг.) /М. Набиев: автореф. …канд.ист.наук. – Худжанд, 2004. – 24 с.
10. Назаров, Х. К истории происхождении и расселении тюркских народов в Центральной Азии /Хакназар Назаров. – Душанбе, 2004. - 103 с.
11. Раджабов, З.Ш. О дружбе таджикского и узбекского народов /Зариф Шарипович Раджабов. – Душанбе, 1968. - 72 с.
12. Якубов, Ю. Таджики. Проблема этногенеза /Юсуфшо Якубов. – Душанбе, 1995.
13. Якубова, Д. Научное и культурное сотрудничество Таджикистана и Узбекистана (1981-1990 гг.) /Дилором Якубова: дисс. …канд.ист.наук. – Душанбе, 1994. – 183 с.
 



© 
Ф.Т. Бобозода, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru