viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.О. Первый,  (Аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮНЬ  2016

Культура
В статье рассматриваются проблемы развития социально-культурного потенциала разработчиков творческих проектов в учреждениях культуры с учетом лично-ориентированного подхода. Автор акцентирует внимание на понятии «социально-культурный потенциал», которое призвано фиксировать суть педагогических закономерностей социально-культурной деятельности. Подчеркивается, что одним из средств продуктивного обучения и воспитания является творческий проект, который одновременно выступает и средством формирования культуры проектанта, и механизмом повышения качества его самостоятельной работы. Сделаны выводы о том, что в современном обществе человек должен иметь широкий комплекс возможностей для продуктивной реализации творческого потенциала, проявления активности индивида во всех сферах социокультурной жизни, включая активность в проектной деятельности учреждений культуры; в основе генерирования идеи проекта и определения условий и путей его реализации лежит система принципов, сформулированных с непременным учетом личностно-ориентированного подхода к индивиду; современная педагогика имеет человекоориентированную сущность, соответственно – объект и предмет педагогической деятельности трактуются с позиций личностно-ориентированной педагогической парадигмы.

Ключевые слова: Культура, творческий проект, индивид, личность, социализация, человеческий капитал, социально-культурный потенциал, социокультурная сфера, вариативное образование.

 

ХХІ столетие не случайно называют веком образования и культуры. Это связано с наступлением эпохи, в которой знания, интеллект, культура не только актуализируют свой статус в системе общественной жизнедеятельности, но и выступают в роли ее движущей силы, одного из важнейших факторов социализации человека. Процесс образования новых и трансформации существующих форм социально-культурной деятельности обусловлен как изменениями в социокультурной жизни общества, так и технологическими новациями, характерными для эпохи глобализации. Изменения социального статуса человека, уровня его культурного развития имплицитно активизируют трансформацию сущности и содержания социально-культурной деятельности в учреждениях культуры и образования. На современном этапе возникают качественно новые виды культурной деятельности, среди которых одно из наиболее заметных мест занимают творческие проекты.

В стремительно изменяющемся российском обществе социально-культурная деятельность в значительной мере способствует реализации гуманистической миссии личности, обеспечивает успешность социализации индивида в общество, признание его ценностей, нравственных императивов, моральных установок. Указанный процесс расширяет реализационный диапазон возможностей личности (человеческий капитал), а также усиливает общественную значимость повышения социально-культурного потенциала современного человека в учреждениях культуры и образования.

Cледует подчеркнуть, что в современном обществе человек имеет весьма широкий спектр возможностей для реализации творческих интенций, проявления личностной активности во всех сферах социокультурной жизни, которая предоставляет ему максимальную возможность для выявления качеств субъекта, формирования продуктивной деятельности в социокультурной среде, индивидуального осознанного выбора направлений, видов и форм творческой самореализации. Выступая ведущей категорией в контексте личностно-ориентированного подхода, социально-культурный потенциал, включая социокультурную интеракцию, индивидуальную и коллективую социально-культурую деятельность, профессиональную и любительскую социально-культурную деятельность, составляет терминологическое основание понятийного аппарата конкретного аспекта педагогической науки. Понятие «социально-культурный потенциал» призвано определять основной смысл закономерностей социально-культурной деятельности, связанной с педагогикой.

Среди них мы можем назвать следующие:

  • этиологически обусловленное присвоение индивидом социально-культурного опыта, интернализация социальных норм, регулирующих отношения в обществе;
  • учет базовых императивов социума, призванных обеспечивать формирование у граждан стойких, конструктивных поведенческих установок;
  • соответствие контента, форм и методов организации социально-культурной деятельности уровню развития ее субъектов и отношений в процессе реализации творческих процессов;
  • объединение субъектов социально-культурной жизни на основе согласования и моноцельности их культурных интенций, интересов и целей;
  • обусловленность воспитательных и развивающих эффектов творческих проектов особенностями интерактивной сферы личности и мира культуры;
  • конвергенция внутренних связей между компонентами образовательной, коммуникативной, информационной и прочих функций социально-культурной деятельности;
  • контрадикция между потребностями социума в формировании социализированной, культурной личности и безразличием, социальной пассивностью значительной части индивидов, дистанцированием и алиенацией их от участия в деятельности институтов культуры и образования.

Следуя определенному подходу, логичным видится утверждение, что деятельность разнообразных институтов социальной направленности была сориентирована на протяжении многих десятилетий на развитие общественно-релевантных качеств социального индивида, в то время как системные качества человеческой личности оставались вне сферы интересов научной и практической деятельности педагогов и работников культуры.

Российские исследователи среди основных причин обозначенного выше положения выделяют следующие:

1. потеря обществом ориентиров и вех в понимании уникальности духовного мира каждой личности из-за вмешательства разного рода государственных структур в культурно-досуговую сферу граждан;
2. недостаточно полная, в рамках педагогического процесса, реализация в социально-культурной деятельности заданий, выполнение которых активирует развитие у человека прогностических и проективных умений и навыков, связанных с селекцией и присвоением культурных ценностей;
3. несовершенство или дисфункциональность механизмов воспитания, в частности тех, которые направлены на индивидом психолого-педагогических способов регулирования деятельной активности в социокультурном пространстве и как следствие – падение уровня общей культуры населения, рост демотивированности относительно участия в культурных общественно значимых программах, доминирование поведенческих стереотипов, выражающих социальную алиенацию и гражданскую пассивность населения [8].

На основании изложенного выше допустимо утверждать, что развитие социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры отражает реальные требования, направленные на совершенствование социально-педагогических условий для повышения качества знаний, учений и навыков, формирования компетенций у участников образовательного процесса. Так, творческий проект является средством продуктивного обучения и воспитания учасника. Проект одновременно выступает и средством формирования культуры проектанта, и механизмом повышения качества его самостоятельной работы. В подготовке специалистов сферы культуры и искусства проектная деятельность имеет особое значение, реализация современных требований к социально-культурному образованию предполагает освоение специфики этой деятельности, особенностей технологии профессии и предметного поля деятельности.

Cледует указать, что проектирование непременно предполагает наличие либо субъективно значимой, либо социально актуальной проблемы. По мнению Е. Полат, метод проектов всегда прагматичен по своей сути: он предполагает и рассмотрение и разноаспектное исследование заданной проблемы, и поиск способов решения, и реализацию проекта в социокультурной деятельности. Участник проекта «…должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы, и обосновать, аргументировать свое решение, изучить разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, т.е. достаточно целенаправленно работать с информацией [6]. В результате самостоятельной работы участник получает свое собственное знание, а не абстрактную научную мысль.

В системе педагогического образования феномен «творческий проект» определяется как «форма профессионально-педагогического самовыражения, характеризующая определенный уровень культуры научно-исследовательской деятельности и научно-методической работы, методологической культуры и профессионально-педагогической культуры, предопределяющих акси- и акме-траектории личностного развития в системе социокультурных связей и отношений» [4].

Существует весьма фундированная позиция относительно того, что на всех уровнях проектирования развития учреждений культуры основная цель -  это формирование условий, активизирующих культурную деятельность участников, больших и малых социальных групп, приведение культурной инфраструктуры в нормативно-административную и функционально-содержательную когерентность тем современным задачам, которые возникают в связи с актуальными проблемами в обществе. Развитие инфраструктуры служит условием и средством совершенствования социально-культурной жизни. Одним из направлений, способствующих развитию инфраструктуры культуры можно считать развитие индустрии досуга, что требует другого рода проектных решений и соответствующих мероприятий культурного направления, оптимизирующих индивидуальный и социальный досуг [5].

Данный контекст обусловливает возможность предположения, в соответствии с которым творческое проектирование в учреждениях культуры, с учетом личностно-ориентированного подхода, способствуют повышению социально-культурного потенциала личности. В определенном смысле социокультурное проектирование – это технология решения специфических проблем социокультурной сферы в условиях максимальной стохастичности и эвентуальности их постановки, а также поливариативности предполагаемых решений. По этой причине чрезвычайно важными видятся некие исходные пункты, определяющие ориентиры и  рамки проектной деятельности. Современные исследователи определяют социально-культурный проект как целевой блок, реализуемый через комплекс практических мероприятий. В основе продуцирования идеи проекта и определения условий и способов его воплощения лежит система принципов как основных исходных положений, теоретико-мировоззренческих оснований и наиболее общих нормативов проектной деятельности [5].

К основным принципам организации проекта в социально-культурной деятельности мы отнесем следующие:

1. «Критический порог модификации», который предполагает  установление пределов и изучение возможностей управления объектом проектирования (отметим, что объект выступает в качестве субъекта самоорганизации и саморазвития), степени вариативности социокультурных процессов и определения последствий для общества. Этот принцип в условиях современности представляется наиболее существенным, поскольку его реализация позволяет максимально использовать энергию саморазвития культуры, ограничить возможности контрпродуктвной интервенции в культурную жизнь общества. На практике данный принцип характеризуется предоставлением широкой  организационно-правовой автономности, отказом от деструктивной идеи насильственного преобразования общества и природы.
2. Проблемно-целевая ориентация. Многие исследователи считают именно этот принцип основой социокультурного проектирования. Во-первых,  данный принцип направлен на решение проблем, связанных с личностью, социальной группой, определенной территорией, регионом и обществом в целом. Во-вторых, проблемно-целевая ориентация нацелена на совершенствование индивида и реализацию творческого потенциала в социокультурном проекте, Принцип также проявляется при проведении анализа и выявления слабых и сильных сторон объекта, при разработки оригинальных решений, определения уровня обеспеченности ресурсами, в том числе финансовыми.
3. Оптимизация «зоны ближайшего развития», то есть социокультурной среды, в которой находится индивид. В основе данного принципа лежит культурно-исторический подход. Отметим также, что, согласно этому принципу, в процессе коммуникации индивид,  используя язык и знаки, осваивает ценности культуры, преобразует природные психические функции в явления высшего порядка, созидает собственный культурный мир, который насыщается ценностями, сущностями и смыслами. Смысловым ключом данной концепции являются идея выдающегося социолога Л.С. Выготского о развитии личности как о культурно-историческом процессе, о значении искусства в развитии личности, о «культурном восхождении» и амплификации личности путем овладения собой через сущность культуры, посредством устранения контрадикции между индивидуально-психологическим и культурно-историческим, его трактовка развития как параллельного и взаимодополняемого процесса культурогенеза (филогенеза) и антропогенеза (онтогенеза) [2].
4. Персонифицированность процесса и результатов проектирования в социально-культурной деятельности. Для данного процесса характерно, в первую очередь, многообразие и альтернативность проектов, создающих условия для свободной, осознанной самореализации человека посредством культурной деятельности. Основу поведенческих проявлений человека составляет его внутренне обусловленная самодеятельность и творческая самореализация, которая невозможна без стремления к овладению принятыми в обществе правилами, нормами, установками, идеалами. Людям недостаточно знать, что существуют добро, жертвенность, справедливость, милосердие – каждому человеку необходимо индивидуально определить для себя роль этих ценностей с помощью  духовного самосозидания [3].

Как видим, принципы социокультурного проектирования сформулированы с непременным учетом личностно-ориентированного подхода к человеку, который формируется не на основе абстрактной морали, но через усвоение и закрепление в психике индивида сформированных обществом ценностных установок, моральных императивов и нравственных паттернов. В процессе социализации личность сочетает, с разной степенью успешности, усвоение культурных традиций с их вариативно-творческой формой реализации.

Следуя определенной исследовательской логике, необходимым видится обращение к контекстной характеристике понятия личностно-ориентированного подхода как к одной из базовых категорий педагогической науки. Принимая во внимание человекоориентированную суть педагогики, нужно определять объект и предмет педагогической деятельности не в классическом формате внешних воздействий на участников образовательного процесса, а с учетом личностно-ориентированного подхода. Данная педагогическая парадигма определяет увеличение значимости каждого индивида в обществе.

Имеются все основания согласиться с отечественным исследователем А.Г. Асмоловым,  который рассматривал отказ от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования и внедрение личностно- ориентированной модели вариативного образования как способ реформирования российского образования. А. Асмолов определяет вариативное образование как процесс, направленный на расширение возможностей осознанного и ответственного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования является формирование у учащегося такой картины мира совместной деятельности с руководителями и сверстниками, которая бы обеспечила ориентирование личности в разного рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности [1, 7].

Иными словами, в основе личностно-ориентированного подхода личностного подхода лежит приоритет личностных характеристик человека над функционально-деятельными, поведенческими и исполнительскими. Особенно актуально это положение в условиях современности, когда реализуется переход от безличного образования к образованию человекоцентрическому, при котором обучаемый выступает объектом воздействия и субъектом деятельности одновременно.

Указанные проблемы и тенденции дают основания сделать следующие выводы:

1. в современном обществе человек должен иметь широкий комплекс возможностей для продуктивной реализации творческого потенциала, активизации участия индивида во всех сферах социокультурной жизни, включая также  проектную деятельность учреждений культуры;
2. современные исследователи определяют социально-культурный проект как некий целевой блок, реализуемый через комплекс практических мероприятий; в основе генерирования идеи проекта и определения условий и путей его реализации лежит система принципов, сформулированных с непременным учетом личностно-ориентированного подхода к индивиду;
3. современная педагогика имеет человекоориентированную сущность, соответственно – объект и предмет педагогической деятельности трактуются с позиций личностно-ориентированной педагогической парадигмы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов, А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности / А.Г. Асмолов // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсовесткой психологии / Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. [электронный ресурс] http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=73630.
2. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
3. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с: ил. - (Серия 'Учебное пособие').
4. Козырева О.А. Творческий проект как средство и результат формирования и развития культуры самостоятельной работы // Вестник Тюменского государственного университета. 2007. № 4. С. 108–113.
5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования/ СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1997. 260 с.
6. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43–47.
7. Пронин Э.А., Положенцева И.В., Ананишнев В.В. Современное политическое онлайн-образование в средних общеобразовательных школах. Научные исследования и разработки [электронный ресурс] ]http://naukaru.ru/journal/article/view/7608
8. Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход. [электронный ресурс] - http://www.dslib.net/kult-prosvet/formirovanie-socialno-kulturnoj-aktivnosti-lichnosti-v-uchrezhdenijah-kultury-i.html
 



© 
А.О. Первый, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru