viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

С.Н. Девяткина,  (Ст. преподаватель, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»)

А.Ф. Амиров,  (Д.пед.н., профессор, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮНЬ  2016

Компетентностный подход
Данная статья посвящена новому взгляду на междисциплинарный подход с позиций реализации компетентностной модели обучения в вузе. На примере подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» рассмотрено содержание и развитие формируемых профессиональных компетенций на основе принципа дополнительности в педагогике. Для более подробного описания процесса обучения, а также для диагностики формирования профессиональных компетенций мы применили таксономию Блума.

Ключевые слова: Компетентностный подход, междисциплинарный подход, интеграция, профессиональные компетенции, учитель технологии, принцип дополнительности, таксономия Блума.

 

В  различных сферах профессиональной подготовки сегодня интенсивно осуществляется поиск новых подходов для повышения качества образования. Как бы сами по себе, в отрыве от педагогической науки, которые сегодня реализуют новые стандарты, проходят интенсивные изменения: организационные, методические, содержательно-технологические. Безусловно, при этом допускается большое количество ошибок, последствия которых усиливаются тем, что нарастающая интенсивность реформирования системы не позволяет соблюдать принцип реверсивности – возможности возврата к прежним, проверенным позициям. А иначе, наверное, нельзя – жизнеспособность и устойчивость системы образования непосредственно зависят от ее безотлагательного перевода на инновационный вектор развития, поскольку именно система образования содержит в себе наибольшие резервы для совершенствования той или иной области социальной практики. Однако встает вопрос, как быть с традиционными, позитивно зарекомендовавшими себя в образовательных системах подходами? Современный вуз, функционирующий в рамках многоуровневой модели организации обучения, вполне способен осуществлять творческую модернизацию имеющегося педагогического потенциала и выявлять новые возможности в арсенале традиционных подходов, технологий, методов и форм обучения.

К примеру, проблема реализации междисциплинарных связей и междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вуза имеет достаточно длительную историю. В педагогической науке накоплен большой фонд исследований, авторы которых обосновывали необходимость отражения взаимосвязей реального мира в обучении школьников и студентов, раскрывали мировоззренческую и формирующую функцию междисциплинарных связей, их роль в формировании целостной системы знаний обучающихся, развитии творческого мышления. Казалось бы, проблема исследована глубоко и досконально. Однако, стоит обратить внимание на то, что в рамках реализации компетентностной модели обучения проблема реализации междисциплинарного подхода приобретает новое значение.

Введение в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов, ориентация на компетентностную парадигму, увеличение объемов самостоятельной работы студентов потребовали пересмотра разработанных подходов к моделированию интеграционных процессов в системе высшего образования. Обнаруживается, что образовательный потенциал различных дисциплин учебного плана в интегративном варианте их возможностей в плане формирования требуемого стандартами перечня компетенций не определен: недостаточно представлены научные основания для формирования структурных компонентов компетенций в виде интегрированных знаний, умений, навыков и опыта познавательной и практической деятельности: отсутствует идейная основа для разработки соответствующих учебно-методических комплексов.

Исходя из положения о том, что компетентностная модель обучения делает акцент на результате образования как способности и готовности человека успешно осуществлять профессиональную деятельность, мы обратились к исследованию характеристики образовательного потенциала содержательной и процессуальной интеграции в подготовке бакалавров по профилю «Технология».

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации  междисциплинарного подхода в высшем образовании позволил нам выделить следующие его функции, которые представлены ниже.

В качестве основной мы рассматриваем интегрирующую функцию [5]. Интеграция, означающая объединение разрозненных частей в единое целое, выступает как общенаучное понятие. Применительно к функциям междисциплинарного подхода мы рассматриваем интеграцию как феномен, наделенный объединяющей ролью по созданию целостности не только из разрозненной совокупности знаний, но и компонентов компетенций.

Большими возможностями в образовательном процессе обладает формирующая функция рассматриваемого подхода. Помимо формирования профессионального потенциала обучающегося, эта функция предполагает развитие кругозора, мировоззрения, культурных взглядов. Обращаясь к исследованию С.В. Рябовой [4], мы вслед за автором приходим к выводу о том, что постижение единства мира, природы, человека, а также раскрытие всех культурно-мировоззренческих идей невозможно без использования междисциплинарного подхода.

Выделяют моделирующую функцию интеграции в образовании [2], предполагающую формирование представлений о процессах технологической подготовки, а также представлений о сущности профессии в виде модели. По сути, любая модель – это интегрированная система, которая позволяет получить целостную информацию о реальном процессе или объекте. И поэтому моделирование «работает» на создание отлаженной системы построения целостной иерархии целей компетентностной модели.

Исследование функциональной природы междисциплинарного подхода в условиях реализации ФГОС и, соответственно, компетентностной модели обучения в вузе привело нас к выводу о том, что необходимо отдельно выделить такую функцию, как функция расширения и развития компетенций. Работ в этом аспекте в педагогической литературе мы не обнаружили. Однако в практике эта функция находит свое отражение и, чаще всего, методом проб и ошибок преподавателей.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающим из осмысления данной функции междисциплинарного подхода, является признание его общей направленности на целостное компетентностное развитие личности будущего педагога, при этом особенность профессиональной подготовки учителя технологии заключается в разносторонности и многоаспектности этого процесса. Бакалавр должен не только владеть всем комплексом знаний по каждому разделу области «Технология», но и в соответствии с уровнем своей компетенции быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская.

Поскольку основной задачей реализации ФГОС ВО является подготовка не только квалифицированного, но и компетентного бакалавра, следовательно, функция расширения и развития компетенций в рамках междисциплинарного подхода актуальна на сегодняшний день и выступает как прерогатива повышения качества образования.

Внедрение в процесс обучения компетентностного подхода актуализировало проблемы формирования и диагностики компетенций студентов бакалавриата, ориентированных на педагогическую деятельность. Согласно образовательной программе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» базовая часть обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом. Вариативная часть образовательной программы направлена на расширение и углубление компетенций, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям. Планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине области «Технология» являются знания, умения, навыки, опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций [3].

Ограничимся рассмотрением (на примере ФГБОУ ВО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет») формирования общепрофессиональной ОПК-1 и профессиональных компетенций ПК-4, ПК-11 с апробацией междисциплинарного подхода в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» (табл. 1).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гранатов, Г.Г. Развитие идеи дополнительности в познании картины природы / Г.Г. Гранатов // Мир науки, культуры, образования. - №2(5). – 2007. – С. 97-98.
2. Каримов, З. Ш. Интеграционные процессы в современном высшем образовании [Текст]: монография / З. Ш. Каримов. – М.: ВЛАДОС, 2006. –310 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 № 31402). – 13 с.
4. Рябова С.В. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Рябова Светлана Владимировна. – Уфа, 2001. – 23 с.
5. Яфизова, Р.А. Образовательный потенциал междисциплинарной интеграции [Текст] / Р.А. Яфизова, Л.А. Амирова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012 - №5 (42). – С.117-128.
 



© 
С.Н. Девяткина, А.Ф. Амиров, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru