viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

О.В. Гневэк,  (Д.пед.н., доцент, Институт педагогики, психологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮНЬ  2016

Условия реализации системы развивающего обучения
В статье анализируются причины неоднозначного понимания представленной в школьных ФГОСах логики формирования универсальных учебных действий (УУД). В качестве таковых обозначены несоотнесенность психолого-педагогических условий становления субъекта учения в системе развивающего обучения с условиями, обеспечивающими формирование УУД, сформулированными в стандартах; смешение терминологии зуновского подхода с понятийным аппаратом теории развивающего обучения; признание возможности формирования УУД вне контекста учебной деятельности. В статье также доказывается, что ориентированность развивающего обучения на процессы саморегуляции личности требует более серьезного внимания к формированию механизма целеполагания.

Ключевые слова: Условия реализации системы развивающего обучения, универсальные учебные действия как результат присвоения структуры и компонентного состава учебной деятельности, целеполагание –основа процессов саморегуляции.

 

Принципиальную и существенную новизну новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов) начального общего и основного общего образования составляют наличие установки на реализацию системно-деятельностного подхода и, в его рамках, -  специальное  формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения [1; 2]. Обе установки связаны принципами взаимодополнения и  реализации очевидных внутренних связей.

 Системно-деятельностный подход ориентирован на становление и развитие субъекта учения – обучающегося, способного самостоятельно ставить цели, определять способы и условия их достижения, осуществлять самостоятельное усвоение новых знаний как в обучении, так и в обычной жизни. Под УУД понимаются «совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [3], «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [4]. Появилось широкое понимание термина «УУД», в контексте которого  данное понятие означает «умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта» [3]. Синонимами УУД разработчики федерального стандарта считают понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» [5]. В любом понимании УУД выступают фундаментальным деятельностным психологическим новообразованием, характеризующим качество развития субъекта учения.

В отличие от старой концепции, базирующейся на так называемом зуновском подходе (организации овладения конкретным комплексом знаний, умений и навыков), формирование УУД рассматривается как цель образовательного процесса, определяющая его содержание и организацию. Это положение относится к первому психолого-педагогическому условию, которое необходимо создать и реализовать в практике школьного обучения.

Вторым условием выступает требование формирования УУД в контексте усвоения разных предметных дисциплин. На практике это означает согласование структуры и компонентного состава учебной деятельности (УД) с содержанием УУД. В процессе освоения учебной деятельности УУД должны стать тем выводным «деятельностным»  знанием, тем психологическим новообразованием, которое будет служить основой для успешного развития и совершенствования уже сформированной УД, а также освоения новых предметных областей научного знания.

По качеству и свойствам сформированных в процессе усвоения разных предметных дисциплин  универсальных учебных действий можно и нужно определять эффективность осуществляемого образовательного процесса. Это положение сформулировано как третье психолого-педагогическое условие успешного формирования и развития УУД.

При внешней непротиворечивости изложенных во ФГОСах новых установок обнаруживаются реальные сложности их реализации в практике обучения, обусловленные некоординированностью психолого-педагогических условий формирования УУД, описанных в ФГОСах, и условий, выявленных создателями теории развивающего обучения.

Три уже представленные  условия формирования УУД должны соотноситься со следующими  шестью  психолого-педагогическими условиями, удачно сформулированными, на наш взгляд, в исследованиях В.В. Репкина [12], Н.В. Репкиной [6;7;8].   

Быть субъектом учения, в логике  создателей системно-деятельностного подхода, – это значит «иметь потреб­ность в самоизменении и быть способным удовлетворять её посредст­вом учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться» [6].

Одним из важнейших условий становления субъекта учения  выступает кардинальное изменение содержания обучения, основу которого должно составлять выявление системы научных понятий и организация оперирования ими в учебной деятельности.  Если помнить вывод В.В. Давыдова о том, что каждое теоретическое понятие представляет собой общий способ действия,  то  система понятий определяет принципы построения тех действий, спо­собами осуществления которых предстоит овладеть ученику [8].

Второе  важное  условие  определяется как выведение содержания осваиваемых понятий в учебной деятельности самими учащимися, в процессе которого рождается не только понимание объективно представленных в научном знании связей и отношений, но и формируется ценностное отношение к самому ходу открытия связей и отношений. Этот процесс обозначен как особая «поисковая активность» которая «обеспечивает возможность усвоения той системы научных понятий, которая позво­ляет ученику стать реальным субъектом учения, приобретающего ха­рактер «квазиисследовательской» (В. В. Давыдов) учебной деятельнос­ти» [8]. Развитие способности к получению выводного знания напрямую связывается с формированием и развитием механизма целеполагания.

Третьим психолого-педагогическим условием психологи называют реализацию задачного метода обучения, близкого по сути проблемному методу: «необходимым начальным этапом развёрты­вания поисковой деятельности является постановка перед учениками учебной задачи, требующей от них нового анализа ситуации действия, нового её понимания. … Постановка учебной задачи, её совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия — таковы три сос­тавляющие того метода, который адекватен целям и содержанию раз­вивающего обучения» [8].

Очевидным вкладом Н.В. Репкиной является детальное описание содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе развивающего обучения. Этот момент  пока не получил должного освещения в исследованиях разработчиков и сторонников новой системы обучения.

Четвертое психолого-педагогическое условие представлено как организация совместно-распределенной деятельности учителя и учащихся. Совместно-распределенную  деятельность участников обучения психологи называют совместным поиском учителя и учеников  адекватных условиям задач способов решения, построенным как учебное общение. При этом учитель направляет учебно-поисковую деятельность школьников, опираясь на прогностичес­кую оценку возможностей учащегося, в соответствии с которой он и перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Как по своим целям, так и по способам их достижения эти действия учителя принципиально отличны от педагогического руко­водства усвоением, осуществляемого путём предъявления ученику оп­ределённой программы его действий (алгоритма) и её корректировки с учётом фактических результатов усвоения [8].

Новая педагогика сотрудничества предполагает организацию коллективного учебного диалога, в ходе которого осуществляется совместный поиск общего смысла предстоящей дея­тельности.  Этим свойством учебное общение, обусловливающее развитие определяющей понимающей рефлексии,  отличается от процесса обмена учебной информацией, лишенного для учащихся личностного смысла. В этом плане учебное общение является не предпосылкой развивающего обучения, а одним из его первых и ощутимых результатов.

Развитие личностного отношения к процессу учения является важнейшей психологической проблемой. Смыслу, по меткому замечанию А.Н. Леонтьева, нельзя научить, его только можно воспитывать. Под смыслом понимается «отношение непосредственного предмета действия к мотиву деятельности, в которую оно включено» [9], актуально осознаваемое отношение учащегося к усваиваемому знанию, концептуальное включение его в осуществляемую учебную деятельность.

Пятое условие сформулировано в методологически важной статье В.В. Репкина, Г.В. Репкиной и  Е.В. Заики «О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности» [10]. Речь идет о постоянной диагностике и коррекции учебной деятельности учащихся в процессе развивающегося обучения.

Шестым и последним психолого-педагогическим условием Н.В. Репкина называет интегративное единство предшествующих пяти  условий. На практике это означает, что развивающее обучение не может реализовано или внедрено поэлементно, поскольку цели развития творческой самоизменяющейся личности предполагают одновременную реализацию всей системы описанных мер.

Сравнение выделенных во ФГОСах  психолого-педагогических условий реализации развивающего обучения с теми, которые выявлены создателями новой системы обучения, обнаруживают следующее содержание их взаимоотношений (табл. № 1).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ № 373 от 06.10.2009// ФГОС начального общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России http://%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%bd%d0%b0%d1%83%d0%ba%d0%b8.%d1%80%d1%84/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/749/10.12.17-%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_1897.pdf)// Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/938
3. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умения учиться / Журнал «Муниципальное образование и эксперимент» № 2(2010). Раздел: Инновационные и исследовательские проекты» с. 39-42. Режим доступа:http://www.in-exp.ru/
4. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
5. Иванова Е.В. Понятие «универсальные учебные действия». Их функции и содержание./Е.В. Иванова. Режим доступа: http://ivanovaelenav.ucoz.ru/uud.doc
6. Репкина Н.В. Проблема субъекта в теории учебной деятельности.// Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ouro.ru/files/institut/konf/konfend08/docs/repkin.doc
7. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение .Научно-популярный очерк. – Томск, Пеленг, 1993 – 60 с.
8. Репкина Н.В. Психология развивающего обучения. //Вестник 1988. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2918466/
9. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.// Электронный ресурс, Режим доступа: http://www.anleontiev.smysl.ru/pervoist/038.htm
10. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 13-24.
11. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997 – 288с.
12. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии, 1997 - №3 –с.40-51.
13. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 в начальной школе : от действия к мысли. / Под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение- 2008 -151 с.: ил. Режим доступа: http://ozyorsk-shkola.ru/wp-content/uploads/
14. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 в начальной школе : от действия к мысли. / Под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение- 2008 -151 с.: ил. Режим доступа: http://ozyorsk-shkola.ru/wp-content/uploads/
15. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности // Вопросы психологии, № 6. – с. 13-26.
16. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Электронный ресурс. Режим доступа: http://odtdocs.ru/psihologiya/38192/index.html
17. Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. /С.Г. Воровщиков./ Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/index.htm http:// www.eidos.ru/journal/science.htm
18. Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологи. – 1983.- № 1 – с.51-57
19. Репкина Н.В. Память в учебной деятельности школьника // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 86–94.
20. Поздеева Гульнара Зифаровна. Диалектическое мышление в структуре целеполагания у старших подростков : Автореф.дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 : Москва, 1998 -24 с.//Электронный ресурс. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/dialekticheskoe-myshlenie-v-strukture-tselepolaganiya-u-starshikh-podrostkov#ixzz4AidD0yKQ
21. Ерохина Л.Ю. Формирование готовности подростков к целеполаганию в учебной деятельности: автореф.дисс. канд. пед. наук. – Тюмень, 2011 – 26 с.// Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-gotovnosti-podrostkov-k-tselepolaganiyu-v-uchebnoy-deyatelnosti#ixzz4AifIt8jv



© 
О.В. Гневэк, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru