viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.Е. Ямаева,  (Д.ист.н., профессор, Горно-Алтайский Государственный Университет)

А.К. Тискинек,  (Аспирант, Горно-Алтайский государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮНЬ  2016

Алтайские шаманы
Бубны алтайских шаманов относятся к драгоценной сокровищнице культуры алтайского народа. Экземпляры бубнов сосредоточены в различных фондах музеев Российской Федерации, в том числе несколько штук их имеется в Бийском краеведческом музее. Бубны принято изучать в контексте мировоззрения шаманов. Культурологические и искусствоведческие аспекты их изучения пока ещё не затронуты исследователями. Предпринятая нами методика описания бубнов и их выявления типовых элементов позволяет высказать некоторые предположения об этнической и локальной принадлежности бубнов из коллекции фондов Бийского краеведческого музея.

Ключевые слова: Алтайские шаманы, коллекция, музей Фонда, описание бубны, фото, типология, местная этническая принадлежность.

 

Актуальность

Материальное наследие алтайского народа, к которому, безусловно, относятся культовые предметы шаманства, составляет сокровищницу культуры народов Российской Федерации. Алтайское шаманство достаточно хорошо изучено.  В различных научных изданиях встречаются рисунки бубнов алтайских шаманов. Почти все они даны без паспорта, как, впрочем, и тексты шаманских камланий,  записанные на магнитофонные «валики».  Изучение типологически сходных элементов рисунков на шаманских бубнах и выявление их происхождения представляется актуальной проблемой на сегодняшний день.

Рисунки выполнены красной краской. Нижний конец вертикальной линии ээзи раздвоена; верхний конец не пересекает лицо, а упирается в подбородок. Изображена линия от макушки до носа, причем линия завершается кружочком, изображающим этот нос.  По обе стороны от линии носа изображены глаза в виде точек. По обе стороны головы имеются изображения искривленных линий, изображающих старую и новую луну. Справа от головы нарисован круг с четырьмя точками внутри и восемью прямыми лучами по внешнему краю. Слева от головы нарисован круг с крестом внутри и восемью прямыми лучами по внешнему краю. Горизонтальная линия  кириш с подвесками делит бубен на две части.  На правой стороне имеется восемь подвесок (четко видны только шесть из них). На левой стороне четко просматривается три подвески.  Края пластинок опираются о вогнутую (дугообразную)  радугу, состоящую их двух линий, пересекающих бубен с одного края до другого, образуя своего рода решетку или лестницу. Под радугой с правой стороны имеется изображение дерева с четырьмя «ветвями», нарисованных в виде  елочного орнамента. Рядом с деревом  нарисован козел. Под  деревом  некое изображение, напоминающее козла.  По всей поверхности, особенно по краям, расположены точки.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. // Сборник МАЭ. – Т. IV, вып. 2. - Л., 192 – 148 с.
2. Дьяконова В.П. Алтайцы. – Горно-Алтайск.:Юч-Сюмер, 2001.- 222 с.
3. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов.//Сборник Музея антропологии и этнографии – М.-Л., Издательство АН СССР. - С.107-190.
4. Потапов Л.П. Бубен телеутской шаманки // Сборник Музея антропологии и этнографии – М.-Л., Издательство АН СССР. - С.191-200.
5. Потанин Н.Н. Очерки северо-западной Монголии. – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2005. Переиздание публикации 1883 г. – 1025 с.
6. Функ Д.А. Телеутское шаманство.- М.,1997.- 267 с.
 



© 
Е.Е. Ямаева, А.К. Тискинек, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru