viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Ю.Г. Миляхова,  (Учитель родного (ханты) языка, МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Архангельского»)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮНЬ  2016

Национально-культурная идентичность
Статья посвящена вопросам национально-культурной идентичности народа ханты с углубленным изучением языка этого народа, как одного из важнейших аспектов особенностей идентичности. Большое внимание автор статьи уделяет вопросам изучения прилагательных в хантыйском языке, а также традиционных для любого народа языков средств для описания человека, дома, системы счисления.

Ключевые слова: Национально-культурная идентичность, народ, ханты, особенности, национальность, культура, язык, диалект.

 

Вопросы национально-культурной идентичности являются фундаментальными для многих дисциплин, относящихся к социально-гуманитарному направлению. Идентичность в разрезе рассматриваемой проблемы является способом отождествления народа ханты среди многообразия прочих народов на территории России. Проблема данного исследования находится в тесной взаимосвязи с главными вопросами о человеческом бытии, о границах того, что именуется человеческим, о смысле и целях существования человека.

Исследования многих философов, социологов и психологов были посвящены вопросам национально-культурной идентичности народа ханты.  Кроме того, большое внимание этой проблеме уделяют филологи, которые очень точно определили язык и его диалекты в качестве одного из основных инструментов народа для определения собственного места в структуре многонациональной страны. Языковая картина мира, как комплексное, составное явление, является одной из фундаментальных основ национальной идентичности народа. Изучение отдельных фрагментов – концептов – позволяет лингвистам глубже погрузиться в особенности культуры народа, определить характерные черты, обусловленные территориальным, традиционным и иными условиями.

Ханты исторически проживают в бассейне реки Оби и её притоков. Административно территория расселения ханты относится к Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам. Наличие большого числа диалектов в языке является следствием территориальной раздробленности ханты. Различия между диалектами настолько велики, что понимание ханты, территориально удаленных друг от друга зачастую осложнено. При этом исследование научных источников, посвященных изучению хантыйского языка, показало, что отсутствует как таковая единая диалектная классификация. Предлагаемые классификации такими учеными, как  Штейниц, Животиков, Терешкин, Шаламова предлагают исключительно неточные классификации.

Изучение национально-культурной идентичности ханты через определение особенностей языка является главной задачей многих современных лингвистов. Во время исследований они учитывают, что хантыйский язык занесен в Красную книгу языков России, он относится к угорской группе финно-угорской языковой семьи. Особый интерес в рамках представления о культурной идентичности этого уникального народа вызывает изучение прилагательных в диалектах хантыйского языка. Семантика параметрических прилагательных позволяет наиболее полно выявить особенности культурной идентичности народа, кроме того, такое исследование обладает значительной научной новизной. Возможность практического применения результатов исследования состоит в возможности расширения лекционного материала для занятий по обско-угорской группе языков, а также позволяет разработать программу преподавания в школах Ханты-мансийского автономного округа на родном языке.

Лексико-семантическая группа (ЛСГ) параметрических прилагательных представлена линейным размером, степенью выраженности в разрезе многомерного лексического значения. Структура ЛСГ здесь может рассматриваться начиная с прилагательных длины, определяющих признак линейность, вторичными являются прилагательные с признаками двухмерности и трехмерности. Благодаря параметрическим прилагательным в языке ханты находят отражение в культуре народа признаки предметов. Особенностью лексической идентичности рассматриваемого народа в данном смысле является лексикализация полярных значений, имеющих отношение к количественному измерению, что становится основой для образования двухполюсных антонимических значений. Логическая основа антонимии в данном случае представляет собой предел проявления качества, которое определяет описываемый предмет. Так, например, в литературных источниках ханты находим только понятия «высокий/низкий» или «близкий/далекий».

Важно понимать, что причиной этой особенности национально-культурной идентичности является описание признаков предметов в соответствии с восприятием органами чувств. Очень демонстративно, что такие параметрические прилагательные в структуре своей семантики имеют некоторую точку начала, обособленную как для признака, так и для предмета. То есть у ханты наблюдаем особенность, заключающуюся в необходимости представления о норме, точке отсчета для определения признака предмета в соотношении с некоторым эталоном. 

В процессе изучения параметрических прилагательных у хантов, обнаруживается также способность выражать удивление или негативное отношение к описываемому. В частности, отмечается особенность идентифицировать таким образом отношение к размеру того, что увидел говорящий и что вызвало в нем негативное чувство. Таким образом, в рамках культурной идентичности народа ханты можно выделить дифференциальный оценочный компонент параметрических прилагательных.

Поскольку культурное наследие народа предполагает большую вариативность описываемых понятий, то стоит обратить внимание также на тематическую группу прилагательных, которые описывают физические особенности человека. Так, например, в рамках исследования шурышкарского диалекта выявлена лексико-семантическая группа с двухполюсными значениями: «красивый/некрасивый», «высокий/низкий», «толстый/худой». Наиболее часто встречались прилагательные, содержащие положительную оценку внешности человека: «красивый», «приятный».

Стоит отметить, что некоторые исследователи хантыйского языка, обращая внимание на способы описания людей, не отмечали в своих трудах такой особенности, как описание поведения и черт характера через действия, то есть не прилагательными, а глаголами. Такая особенность культурной идентичности обязательно должна быть освещена в программах по обучению угро-обской группе языков и в школьных программах для преподавания, например, литературы на родном языке у ханты.

Дом, как одна из сакральных категорий мышления и культуры для любой национальности, имеет характерную особенность – воспринимается людьми только в процессе восприятия реального объекта. Концепция «дом» у хантыимеет значения «стойбище, деревня». Национальная особенность ведения традиционного образа жизни приводит к тому, что ханты считают своим жилищем пространство, которое обжито, включающее землю, воду, с помощью которых ведется промысловая работа. Системное значение слова «дом» в хантыйском языке обогащено дополнительными смыслами, которые расширяют концепт. Эти смыслы позволяют составить «околоядерную» сферу концепта для выражения национальной идентичности хантов. В частности, речь идет об обозначении домашних богов, домашнего огня. Использование расширяющих концепт дома слов позволяет выявить отношение ханты к дому, как к живому существу. Это обусловлено лексико-семантической сочетаемостью слова «дом» с другими словами, тем более с глаголами, обозначающими активное действие. Большое значение ханты уделяют в определении концепта «дом» также прилагательным и глаголам, которые обозначают порядок в доме, что говорит о высоком приоритете в традициях народа ханты психологического равновесия семьи, душевного тепла в отношениях с близкими. В соответствии с изученными источниками, можно говорить о том, что равновесие в доме согласно национальным обычаям зависит от старшего поколения, то есть лексико-морфологическая основа слов, расширяющих концепт «дом» имеет субъектную принадлежность.

Еще один способ выявить особенность национальной идентичности народа ханты через изучение языка состоит в изучении системы числительных, которая с определенными отклонениями является определяющей для используемой в культуре народа системы счисления. Язык любого народа характеризуется наличием так называемых корневых числительных, к которым у ханты относятся элементарные числительные от одного до десяти. Элементарные числительные являются одним из самых интересных с научной точки зрения объектом установления особенностей культурной идентичности народа, поскольку считается одним из древнейших пластов лексики, хранящем сведения о мировидении этноса.Числительные с одного по шесть являются общими не только для всех диалектов хантыйского языка, но и для всей группы финно-угорских языков. Числительное семь было заимствовано в угорский период в иранском языке. Исследуя исходное значение звуковых комплексов, составляющих основу числительных один, три, шесть, десять, двадцать, можно сделать вывод о том, что система счета древних ханты была основана на самых разных принципах. Числительные один, три и двадцать свидетельствуют о существовании системы счисления у ханты, в точке отсчета которой был человек. Числительные шесть и десять свидетельствуют о манере счета по пальцам рук. Исследование числительных в хантыйском языке свидетельствует об отсутствии какого-либо счета, кроме десятичного.

Таким образом, исследование вопроса национально-культурной идентичности народа ханты позволило выявить одно из мощнейших средств определения тождественности, соответствия народа – язык. Особенности языка, используемого ханты были рассмотрены с самых различных позиций, что позволило выявить такие особенности, как формирование параметрических прилагательных в антонимическом значении, использования вместо прилагательных при описании человека глаголов активного действия, особых «отношений» народа с использованием слова дом и слов, дополняющих его концепт, а также особенности формирования и последующего использования числительных в языке ханты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исламова Ю.В. Этнолингвистическая специфика топонимии Обь-Иртышского Междуречья (на материале гидронимов хантыйского происхождения) // Вестник КемГУ. 2014. №2 (58) С.184-186.
2. Ковылин С.В. Бытийное отрицание в восточно-хантыйском и центрально-селькупском диалектах // Вестник ТГПУ. 2013. №3 (131) С.99-105.
3. Мымрина Д.Ф., ШитцО.А. Влияние русской грамматической традиции на описание финно-угорских языков // Вестник ТГПУ. 2013. №10 (138) С.103-108.
4. Серасхова М.Е.Зоонимы во фразеологии хантыйского языка Приуральского диалекта // Вестник ЧГПУ. 2013. №7 С.214-224.
5. Тоноян М.Н. Некоторые особенности формирования наименований месяцев в восточных диалектах хантыйского языка в сравнении с южными диалектами селькупского языка // Вестник ТГПУ. 2013. №3 (131) С.85-91.
6. Цыпанов Е. А. Семантические сходства прилагательных со значениями новый/молодой и старый в финно-угорских и тюркских языках // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2014. №2 (18) С.83-88.
 



© 
Ю.Г. Миляхова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru