viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

А.А. Зайцев (Иеромонах Корнилий),  (Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви», Московская духовная академия)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮНЬ  2016

Душа
Святитель Феофан Затворник один самых видных церковных писателей XIX в. Его творения и письма сочетают в себе такие области православного богословия как аскетика, патристика, аксиология, психология, философия и история церкви. В данной статье будет рассматриваться вопрос о душе человека. Ее сущности, природы и происхождения согласно учению святителя Феофана Затворника. Его часто именуют православным психологом. Именно он сумел сочетать в своих трудах по нравственному богословию, которые он читал в Петербургской духовной академии православную антропологию и последние достижения, тогда еще только зарождающейся как отдельной науки, психологии.

Ключевые слова: Душа, философия, антропология, материальное и идеальное, патристика, психология, Феофан-Затворник.

 

Вопросы связанные с изучением души всегда волновали умы человечества. Вопросом происхождения души, ее природы и существования задавались начиная с древних времен и до нашего времени философия, медицина, психология и конечно же богословие. Вообще учение о «душе» является одной из центральных тем православной антропологии. В зависимости от нее строятся другие базовые темы связанные с аксиологией человека, такие как происхождение человека, его состав и отличие от животных, бессмертие души, понятие о добродетелях, о смысле жизни и т.п. Тема души раскрывается в творениях многих  древних церковных писателей и святых отцов. Не безразлична данная тема и русскому богословию.

Одним из самых видных русских богословов XIX в. является святитель Феофан Затворник Вышенский. Его вообще часто именуют православным психологом. Не считая его других трудов, основными работами в области психологии можно считать его лекции по нрав­ственному богословию, которые он читал в Петербургской духовной академии (которые были изданы в 1868 году под названием «Начертание христианского нравоучения»)  и «Путь ко спасению», а так же многочислен­ные «Письма о духовной жизни», среди которых особо выделяется произведение «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?». Поэтому представляется весьма интересным рассмотреть вопрос о представлении и учении о душе в трудах этого великого русского подвижника и богослова XIX в.

Прежде чем дать определение души, необходимо сказать о том, как видел свт. Феофан природу человека. В своих рассуждениях о строении человека, Владыка редко использует дихотомические выражения, согласно которым человек состоит из души и тела [5, с. 379; 6, с. 81; 7, с.312], но более всего он склонен к учению о трихотомии: духе, душе и теле [3, с. 39; 5, с.181; 6, 85, 91; 7, с. 317; 8, с. 520; 9, с. 194].

Сам Вышенский Затворник признает, что вопрос дихотомии и трихотомии является «спорным» [18, с. 197; 19, с. 257]. Поэтому тем ученым, которые не принимают различие души и духа, он советует понимать «дух» как «высшую сторону нашей нетелесной стороны, а словом: душа - низшие ее действия и направления» [18, с. 197].

Дух, душа и тело сходятся в нашем лице - «Я», являя тем самым свое единство [18, с. 197; 19, с. 257]. Таким образом, несмотря на обилие сил и качеств этих трех сторон человеческой природы «Я» человека одно, но оно может давать крен к той или другой стороне структуры человека [11, с. 48].

Изложив учение свт. Феофана о структуре человека, перейдем к разбору средней его части, а именно - душе.

Свт. Феофан давал такое определение: «Душа - существо духовное - не есть проявление другой какой силы, как радуга, а есть самостоятельная, особная личность, свободно-разумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим» [26, с.160].

Душа, находящаяся между телом и духом [23, с. 557-560], по учению Святителя, есть действительная, живая, духовная сила [21, с. 33]. Она не статична, но постоянно пребывает в действиях и проявляется внутри нас различными сознательными явлениями [10, с. 295 - 297]: в мыслях, желаниях и чувствах. В творениях святых отцов эти стороны души обычно называются мыслительной, желательной и чувствующей [11, с. 21].

Также душа проявляется во всей практической жизни, соответственно этому у нее есть потребности и силы [12, с. 557-560]. Главные потребности объединяются в трех направлениях - знания [13, с. 173], попечительности и поиска эстетических удовольствий [13, с. 173].

С одной стороны, человек, который находится во власти греха не может установить постоянный надзор за душой, поэтому не может уловить ее деятельность. Но, с другой стороны, кто Божественной благодатью «воцарен внутри себя, тот держит свое внутреннее в своей власти, а потому видит, куда что направляется» [15, с. 342-343]. Важно понимать, что постороннему человеку невозможно осуществить познание чужой души, как говорит свт. Феофан: «это сделать практически невозможно» [16, с. 132]. Поэтому от человека зависит многое - насколько глубоко он сможет познать свою душу [1].

При этом живой союз с Богом не уничтожает душу [17, с. 269]. Хотя она и прикасается неким особым образом к Богу и проникается Его силой, но от этого прикосновения не прекращает быть той же самой душой, т.е. «существом разумно-свободным, подобно тому, как раскаленное железо или уголь, проникаясь огнем, не перестают быть железом и углем» [18, с. 241-242; 19, с. 53-54].

В Св. Писании сказано, что человек является творением Божиим, ибо Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 2:7). Образ и подобие Божии относятся не к телу, а к естеству души. Она невещественна, проста, духовна [20, с. 18; 21, с. 83], бессмертна [22, с. 277, 279; 22, с. 99; 12, с. 443] и разумно-свободна. Подобие же состоит в свободно приобретаемых ей богоподобных качествах [13, с. 294; 14, с. 323].

Особо свт. Феофан подчеркивает духовность и нематериальность души. Именно на этой почве возник его знаменитый спор со святителем Игнатием (Брянчаниновым) который говорил о душе как о материальной субстанции.

Важно, что хотя свт. Феофан в своих трудах полностью согласовывается с традицией Вселенского Православия, тем не менее у него встречаются частные богословские воззрения, например, учение о мировой душе.

Он говорит, что душа мира - «невещественная, душевного свойства, заведует малыми силами, такими как свет, тяжесть, теплота, электричество, магнитность и химия» [23, с. 46]. Через них она приводит в движение необходимые стихии, тем самым она воспринимает волю Божию и исполняет ее. Как пишет Святитель, она была создана Богом невещественной и он «вложил в нее идеи всех тварей, и она инстинктивно, как говорится, выделывает их по мановению и возбуждению Божию» [23, с. 62]. Это происходило через слово Бога  Да будет (Быт. 1). Если в первый день был сотворен свет, а именно: эфир, оболочка души, то далее Бог говорил: Да изведет земля (Быт. 1:24), - и Ему «внимала душа мира и исполняла повеленное» [23, с. 63], также она произвела душу всех животных. Когда Бог творил человека Господь сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1:26). Поэтому тело особо творится из земли. Оно было не мертвым, но «с животной душою животною. В сию душу вдунут дух, Божий дух» [23, с. 63]. Поэтому если души животных после смерти тела «погружаются в душу мира, то человек «не может туда погрузиться, но духом увлекается горе» [23, с. 63].

Таким образом, рассматривая учение о мировой душе, можно увидеть тот факт, что Бог прямо действует только на мировую душу, а на другие силы Бог воздействует не непосредственно.

Далее следует сказать о еще одном рассуждении свт. Феофана. Он говорит о существовании тонкой стихии и называет ее эфиром, хотя предупреждает, что суть дела не в названии, а в сущности явления. «Я признаю, что такая тончайшая стихия есть, все проникает и всюду проходит, служа последнею гранью вещественного бытия» [11, с. 56-57]. Святитель учит, что в этой стихии существуют ангелы и души людей, облеченные в эту стихию и при этом остающиеся нематериальными. «Сама душа - дух, невещественна, но оболочка ее - из этой тонкой невещественной стихии» [11, с. 57].

Этот эфир проходит через все материальные предметы, поэтому и те, кто в нем находятся, могут проходить через эти барьеры. Здесь свт. Феофан приводит пример Христа, когда Он прошел в горницу, где были апостолы, дверем затворенным (Ин. 20:26). Находясь в этой стихии, они могут перемещаться в любое место и могут видеть происходящее. Наблюдая за нами, живущими на земле, они не созерцают наше грубое тело, но душу, которая, хотя и духовная и невещественная, имеет ту же оболочку, «ибо состояние души верно отражается в ее оболочке» [11, с. 58], говорит Святитель.

Ангелы, души святые, пребывающие на земле, видят душу «как она есть и что в ней есть, ибо какова она и что в ней - отражается в ее оболочке» [11, с. 59]. Вышенский Затворник рассуждает, что если бы мы вознеслись на небо или смотрели на мир ангельскими глазами, то увидели бы на земле не тела людей, но «некие тени светлые, полусветлые, туманные, мрачные» [11, с. 117-118]. Святитель подкрепляет свое мнение отрывком из жития святого Андрея, Христа ради юродивого, который увидел на священнике, которого все почитали, «темный туман, а около шеи у него обвилась змея с надписью «змея сребролюбия»» [1], то есть святой увидел оболочку его нематериальной души [11, с. 60].

Основываясь на этой теории свт. Феофан объясняет, как святые слышат наши молитвы. В то время набирает распространения телеграф; он действует тогда, когда на взаимном отдалении друг от друга находятся два аппарата. Так может происходить связь между Петербургом и Москвой, ибо «аппараты те однородны, и соединяющая их проволока к ним же подлажена». Мы и святые - это как два однородных аппарата, среда в которой находятся святые и оболочка нашей души - это проволока. Если молитва идет от сердца, то она будет услышана, если нет, то связи не будет [11, с. 63- 64].

Итак, свт. Феофан Затворник приводит два мнения о бытии духов: первое – души и ангелы есть духовные существа, облеченные в оболочку, второе – они являются чистыми духами, не имеющие никакой оболочки. Говоря о первом положении, Святитель указывает на то, что душа управляет материальным телом через свое эфирное тело. Когда этот союз разлучается через смерть, то останется дух, в эфирной оболочке или тонко-вещественной оболочкой. Также и ангел, когда он является или пребывает в своей области, тоже будет духом, облеченным подобной оболочкой. Святитель утверждает, что первый образ есть «самый удобный для понятия, совершенно мирящийся со всеми сказаниями о явлениях Ангелов и душ и легко решающий все относящиеся сюда вопросы» [21, с. 4-5].

Рассуждая о втором мнении бытия душ и ангелов, Вышенский Затворник говорит, что дух - это не идея, а «существо, реально существующее между другими реальностями», которое воздействует на материальный мир [21, с. 4-5].

Тонкое эфирное тело или оболочка - это подчиненный душе или ангелу орган, жилище. «Такими всегда и представляются и душа отшедшая, и ангел явившийся. Внешнее признается органом. Действующее же лицо видится внутри, оттуда оно и распоряжается господственно» [21, с. 134].

Бог мог даровать духам возможность «собирать вокруг себя стихии и облекаться в видимое тело, когда это бывает нужно для исполнения святой Его воли. Я не вижу тут ничего невозможного», заключает Святитель. Таким образом, Бог дал бесплотным духам способность, когда это нужно, создавать себе оболочку. Когда она не будет им нужна, они могут «отрешать ее от себя и возвращаться в первое состояние» [21, с. 134].

Поэтому ангелы могут создавать себе тело в виде человека [21, с. 100-103]. Сам Господь и ангелы являлись на земле в человеческом образе, но это было «снисхождение; то есть являемое было не истинная плоть, а такое явление, которое устроялось из снисхождения к немощи человека» [21, с. 42].

Душа в земной жизни действует на материальное, и эта способность сохраняется у нее по разлучении от тела. Она имеет такую же оболочку, как и ангел. В этом контексте также указывается, что человеческая душа «может отринуть тело и она может привлекать к себе, когда требуется» [21, с. 33, 59].

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. Учение о душе святителя Феофана представляется весьма интересным и актуальным. Основы антропологии заложенные им остаются ценно значимыми ориентирами и сегодня. У святителя встречаются частные богословские мнения, так называемые «теологумены» (θεολογούμενον) такие как например учение о мировой душе. Которая по мысли святителя является невещественной стихией душевного свойства. Или  рассуждения о тонкой стихии в которой существуют ангелы и души людей.

Душу святитель определяет как самостоятельное духовное существо, как особую свободно-разумную личность. Душа проста, бессмертна, духовна и невещественна. Особое свое раскрытие или полноценную жизнь душа приобретает в живом общении с Богом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Житие святого Андрея, Христа ради юродивого. Избранные жития святых. [Электронный ресурс]. http://theme.orthodoxy.ru/saints/sv_andrey.html (дата обращения: 10.02.2015).
2. Кураев А., диак. Знакомство со своей душой. [Электронный ресурс] - http://www.zavet.ru/smv/rs/003kuraev.htm (дата обращения: 23.01.2015).
3. Феофан Затворник, свт. Любовью назидая: слова и проповеди. М., 2008.
4. Феофан Затворник, свт. Малые произведения. / Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М., 2008.
5. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года. Краткие поучения. М., 2009.
6. Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам: из слов к тамбовской и владимирской паствам, 1859-1862, 1867 и 1869 гг. М., 2011.
7. Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и о духовной жизни. М., 2008.
8. Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118-й. Толкование беседовательное. М., 2008.
9. Феофан Затворник, свт. Рукописи из кельи. М., 2008.
10. Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла: К Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005.
11. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М., 2009.
12. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Римлянам (главы 1-8). М., 2006.
13. Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М., 2007.
14. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2007.
15. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского вероучения. М., 2010.
16. Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. Слова и проповеди. М., 2007.
17. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Галатам. М., 2005.
18. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008.
19. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского вероучения. М., 2010.
20. Феофан Затворник, свт. О Православии с предостережениями от погрешений против него. ТСЛ, 1995.
21. Феофан Затворник, свт. Душа и ангел. М., 2014.
22. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла: К Коринфянам первого. М., 2006.
23. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. Православие и современность. Электронная библиотека. М., 1997.
24. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Т.1. М., 1994.
 



© 
А.А. Зайцев (Иеромонах Корнилий), Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru