viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

С.В. Григорян,  (Соискатель, Ассистент кафедры Массовых коммуникаций Российский Университет Дружбы Народов)

Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ  2016

Российское телевидение
Статья посвящена выявлению основных особенностей и тенденций развития, а также результатов перестройки телевизионного вещания в России после 1990 г. Рассматривая процессы разгосударствления и формирования новых условий взаимодействия между телевизионными СМИ и государством, автор определяет ряд существенных предпосылок, важных для понимания возможностей современного отечественного телевещания в сфере массовой коммуникации внутри страны.

Ключевые слова: Российское телевидение, постсоветский период, СМИ, массовая коммуникация.

 

Тенденции развития российских СМИ в постсоветский период после 1990 г. представляются особенно существенными с точки зрения происходящих в обществе и сфере СМИ глобальных информационных процессов, влияющих на изменения в деятельности отечественного телевещания от практически полного отказа от контроля государства над деятельностью СМИ до возврата к государственной информационной политике.

В целом истории развития СМИ постсоветской России посвятили свои работы Я.Н. Засурский, Е.В. Яковлев, Л.Л. Реснянская, С.С. Смирнов, И.И. Засурский, Р.П. Овсепян, А.А. Грабельников, А.А.Золотухин и многие другие ученые и публицисты, что говорит об очевидном интересе к этой проблеме.

По мнению А.А.Грабельникова,  «Телевидение транслирует новые образы и модели поведения, по которым начинают выстраивать свою жизнь, свои подходы к решению проблем люди» [1]. Несмотря на активное развитие интернет-технологий, а во многом и благодаря им (переход телевещания на интернет-технологии), роль телевидения в региональной массовой коммуникации остается очень высокой. Еще в 2006 г. по статистическим данным,  каждый день телевизор смотрели 72% населения страны (причем от 18 до 24 лет – 69%, а от 45 до 59 лет – 75%). В будни 35% населения проводили перед телевизором по 3-4 часа, а в выходные  и праздничные дни - почти 30% – по 7-8 часов [2. С. 6]. С тех пор ситуация существенно не поменялась.

Кризис 1992-1993 гг. охватил все СМИ, но прежде всего особенно сильно ударил по периодической печати. Электронные СМИ оказались в несколько лучшем положении: в условиях падения тиражей газет и журналов естественно возрастал интерес к электронным СМИ как к носителям информации. Соответственно, начавшая формироваться индустрия рекламы ориентировалась в первую очередь на рынок электронных СМИ, что обеспечило последним приток определенных финансовых средств. Кризис коснулся и электронных СМИ, которые, находясь на фактически полном финансировании у государства, оказались в менее зависимом положении.  Однако выделяемых государством средств (а кроме государственных иных телеканалов не было) хватало только на зарплату сотрудников и распространение сигнала. Речи о собственном производстве не шло. В несколько лучшем положении пребывало радиовещание в силу изначально более дешевого производства продукции.

В этих условиях встали вопросы самого существования СМИ и форм этого существования, поскольку в новых условиях старые формы были уже невозможны хотя бы по причинам политического, экономического и юридического характера. И телевидение, и радио тоже были вынуждены менять основы своей финансово-хозяйственной деятельности исходя из изменившегося законодательства. Если печатные СМИ акционировались в той или иной форме, то электронные СМИ либо меняли форму собственности (телевидение), либо учреждались собственниками (интернет-издания или телекомпании НТВ и Рен-ТВ, радиостанции) в удобной для собственника организационно-правовой форме в соответствии с действовавшим законодательством). Особенно ускорился этот процесс после президентских выборов 1996 г., когда сформировавшимся к тому моменту финансово-промышленным группам начали передаваться государственные активы, в том числе и телеканалы. Именно тогда телеканал НТВ в нарушение всех условий получения лицензии, получив в свое распоряжение 4 частотный (образовательный) канал, прекратил трансляцию на нем всех образовательных программ.

Последовавшие затем изменения в руководстве страны, перемены в экономической ситуации стали оказывать влияние и на развитие отечественных СМИ, которые снова стали обретать своих владельцев. ВГТРК оформилась в холдинг, включив в себя региональные телекомпании, а также телеканалы «Россия» и «Культура», радиостанцию «Маяк», радио «Культура». Акции Общественного российского телевидения оказались снова переданы государству, НТВ в результате финансовой несостоятельности отошел к «Газпрому-Медиа» вместе с журналом «Итоги» и радиостанцией «Эхо Москвы».

В условиях демократизации и гласности в структуре средств массовой информации все большее значение приобретали телевидение и радиовещание, как средства массовой информации, способные передавать информацию, как бы сейчас сказали, в режиме «он-лайн». Все передающие станции страны работали в единой системе. ЦТ вело передачи по 14 программам - все шли в цветном изображении для 5 вещательных зон среднесуточным общим объемом 183, 5 часа. Помимо этого в каждой республике Союза работала своя студия телевидения. В зоне уверенного приема телевизионных программ проживало почти 90% населения страны. Передачи Всесоюзного радио велись по 14 программам, включая дубли для всех часовых поясов. В 1986 г., кроме Всесоюзного радио, передачи готовили 162 комитета. Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию, за которой, как и в прошлые годы, во многом сохранилось монопольное право на технические средства.

Начало 90-х годов прошлого века было отмечено небывалым количественным ростом прежде всего печатных СМИ, поскольку юридически их было легче учреждать и с точки зрения производства легче издавать, в отличие от СМИ электронных (интернет на территории СССР в те годы еще не получил какого бы то ни было развития и в остальном мире начинал делать только первые шаги, превращаясь из «развлекаловки» ограниченного круга лиц в подлинное средство массового общения и информации).

В 1995 г. СМИ превращаются в основное средство политической коммуникации, как пишет И.И. Засурский: «Происходит полное переплетение политической сферы и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиа-политической системы» [3]. Но роль СМИ в этой политической коммуникации и системе становится гораздо менее самостоятельной, ибо почти все из них именно в это время переходят в руки крупного капитала.

Началом этого процесса можно считать февраль–март 1995 гг., когда в преддверии парламентских и президентских выборов начало создаваться ОРТ - по политическим соображениям это происходило заблаговременно, чтобы не так явно был виден процесс акционирования первого канала. С создания ОРТ начинается также и история "теневого" медиа-холдинга Бориса Березовского, основной особенностью которого был неафишируемый контроль за средствами массовой информации. Происходит деградация ряда “сущностных” функций СМИ, включая коммуникативную, социально ориентирующую и культурно-образовательную, а на первый план выходят функции сугубо релаксирующие и развлекательные.

Сущностные характеристики, которые определяли развитие российских СМИ на каждом из выделенных этапов в постсоветский период, естественно, полностью относятся и к электронным СМИ. Однако в развитии последних были свои существенные отличия, поэтому мы рассмотрим их развитие отдельно, причем отдельно и телевидения, и радио.

К началу перестройки в стране функционировала в своем роде уникальная единая система теле- и радиовещания, подчинявшаяся Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию.  С одной стороны, это была гигантская по своим масштабам унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей территории страны, имевшая сдвиг по времени на шесть часов в соответствии с различными часовыми поясами. Эта техническая система сохранилась и поныне. По мнению Я. Засурского, «Имеющаяся материально-техническая база распространения телепрограмм (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тысячи километров радиорелейных линий), бывшая основой общесоюзного вещания, по-прежнему может служить могущественным средством консолидации общества» [4].

С другой стороны, существовала единая система производства и показа телевизионных передач и программ, которая называлась Центральным телевидением. Оно показывало передачи по 14 программам в цветном изображении с учетом дублей для первой и второй общесоюзных программ для 5 вещательных зон. В зоне уверенного приема телевизионных программ проживало более 230 млн. человек из 250-миллионного населения страны, то есть почти 90% жителей. Среднесуточный объем всех программ Центрального телевидения составлял 183,5 часа. В каждой союзной республике работала своя телевизионная студия, вещание велось на 45 из 110 языков народов и народностей СССР. В условиях демократизации и гласности телевидение существенно расширило региональное и местное вещание, собственные телевизионные студии появились во всех областных центрах – там, где их ранее не было. Если в 1989 г. в стране имелось 119 программных телецентров, то в 1990 г. вещание вел уже 131 программный телецентр.

С другой стороны, существенно изменилось содержание телепередач, телевидение стало более свободным, во многом восстановило его характерные сущностные диалоговые функции. Популярными стали телемосты с другими странами, передачи в прямом эфире, публицистические программы и проблемные передачи. Появились такие неординарные и интересные программы, как «Прожектор перестройки», «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд».

После появления закона о СМИ коренные преобразования начались и на телевидении. Государственный комитета СССР по телевидению и радиовещанию в феврале 1991 г. был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию - ВГТРК. Но за ней, как и в прошлые годы, во многом сохранилось монопольное право на технические средства.

Электронные СМИ лицензировались и структурировались несколько иначе, чем СМИ печатные. Телевизионные каналы либо модифицировались по структуре управления (акционировался Первый канал, став Общественным российским телевидением, а сегодня снова Первым), либо приняли иную форму управления (ВГТРК стала федеральным государственным унитарным предприятием). Появились новые телеканалы, которые были учреждены заново (НТВ, Рен-ТВ).

После отпуска цен в 1992 г. и в ходе спровоцированного этим экономического кризиса телевидение оказалось в несколько лучшем положении, чем печатные СМИ. Поскольку телевидение в прежние времена находилось на фактически полном содержании именно у государства, оно оказалось в менее зависимом положении от перемен. При катастрофическом падении тиражей печатных СМИ вследствие снижения  платежеспособного спроса населения, естественная потребность общества в информации и потребность государства в информировании населения стала осуществляться в первую очередь за счет телевидения, что государству было сделать проще, учитывая оставшиеся практически неизменными каналы финансирования телеканалов из госбюджета и бесплатность их просмотра, за исключением расходов на электроэнергию.

Нерегулярность контактов аудитории с прессой привела к коренному перераспределению ролей в системе массовой информации. К началу 90-х гг. газеты утратили былое лидирующее положение как источник массовой информации в целом и особенно информации оперативной, проиграв телевидению. Телевидение оказалось лидером, особенно в сельской местности.

Кроме того, поскольку с учетом падения тиражей печатных СМИ естественно возрастал интерес к СМИ электронным как к носителям информации, соответственно и появившаяся индустрия рекламы переориентировалась в первую очередь на рынок электронных СМИ, что обеспечило им приток определенных финансовых средств, хотя рынок рекламы еще не был структурирован и только зарождался.

Безусловно, кризис коснулся и электронных СМИ. Выделяемых государством и получаемых от только зарождавшегося рынка рекламы средств хватало только на оплату сотрудников и распространение сигнала. О полноценном собственном производстве программ речи в этих условиях не шло. Огромное распространение поэтому получили импортные телепродукты, произведенные западными СМИ очень давно и продаваемые их производителями нашим вещателям задешево, но пользовавшиеся спросом как нечто новое на рынке.

После президентских выборов 1996 г. успевшим сформироваться крупным олигархическо-финансовым структурам начали передаваться материальные и нематериальные государственные активы. К последним можно условно отнести телеканалы. Именно тогда телеканал НТВ в нарушение всех условий получения лицензии получил в свое распоряжение 4 частотный (образовательный) канал, прекратив трансляцию на нем всех образовательных передач.

Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ. Таким образом, ВГТРК оформилась в холдинг, включив в себя 99 региональных телекомпаний, а также телеканалы «Россия» и «Культура» и региональные передающех радиотелецентры как филиалы государственной компании на местах. Акции Общественного российского телевидения оказались снова переданы государству, телеканал НТВ в результате формально финансовой несостоятельности отошел к «Газпрому-Медиа».

Для последнего этапа развития российских СМИ в постсоветский период в плане именно телевидения характерны также еще три принципиально новых явления: 1) переход от жесткой вертикали (вершина пирамиды – Гостелерадио, которому подчиняются республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями; 2) освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм; 3) бурное развитие платного кабельного и спутникового телевидения.

Вместе с тем, хотя влияние фактора аудитории на функциональную, типологическую, тематическую структуру СМИ в целом возрастает, именно на эфирном телевидении (в отличие от кабельного и спутникового) оно реализуется не прямо, а через рекламную составляющую. На эфирном телевидении отношения купли-продажи с аудиторией имеют ограниченный характер, оно не дает финансовых поступлений от аудитории. Основное финансирование коммерческого телевидения осуществляется за счет рекламы, размещаемой в привлекательных для больших аудиторных групп телепрограммах, Чем выше рейтинг телепрограммы у той или иной аудиторной группы, тем больше объемы и расценки рекламных поступлений.

Заботясь о росте рейтинга передач и соответственно о рекламных поступлениях, все крупнейшие телеканалы (за исключением телеканала «Культура») акцентируют внимание на программах, адресуемых широкой аудитории, и отказываются от низкорейтинговых, узкоцелевых. Поэтому художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи забирают более 60% эфирного времени и благодаря включению в них рекламных блоков обеспечивают солидные финансовые поступления. И наоборот, сокращается выпуск телепрограмм, которые недоходны с точки зрения рекламы, – для детей, пенсионеров, небольших этнических, региональных и других групп населения, а также образовательных, научных, культурно-просветительских.

Очевидно, что бурное развитие кабельного и спутникового платного телевидения буквально в последние годы должно позитивно повлиять на программную политику эфирного (антенного) телевидения. Кабельное телевидение предоставляет широкий выбор телеканалов с художественными программами, концертами, классикой мирового и отечественного кинематографа, сериалами и т.д. В этих условиях эфирное телевидение будет вынуждено сократить объем сугубо развлекательного вещания и в большей степени сосредоточиться на аналитических, просветительских и образовательных программах.

Для развития отечественного телевидения в постсоветский период характерны следующие особенности, отличающие его от развития других (прежде всего, печатных) СМИ:

1. со времени экономического кризиса 1992 г. и до настоящего времени именно телевидение стало и продолжает оставаться сейчас главным каналом информирования населения, объединяет в основном в единое информационное пространство всю территорию.
2. рекламная составляющая является важнейшим источником финансирования эфирного телевидения, играет более значительную роль в его финансировании, чем в финансировании других СМИ (и печатных, и даже радио), и поэтому во многом определяет его программную политику;
3. на эфирном телевидении именно из-за важнейшей роли рекламы для его финансирования наблюдается явный перекос в сторону развлекательных программ, оно в отличие от печатных СМИ и радио в наибольшей степени далеко от «стандарта» универсального общественно-правового СМИ, выполняющего важнейшие социальные функции.
4. несмотря на выход телеканалов в интернет-вещание, популярности эфирного телевещания способствует то обстоятельство, что телевидение продолжает оставаться собеседником, не требующим к себе особого внимания (в отличие от компьютера, который не позволяет получать информацию  и одновременно заниматься другими делами), но обладает эффектом личностного общения.

Отечественное телевидение в постсоветский период объединяет в основном в единое информационное пространство всю территорию страны,  рекламная составляющая играет более значительную роль в его финансировании и поэтому во многом определяет его программную политику, в эфире наблюдается явное преобладание развлекательных программ, в отличие от печатных СМИ и радиовещания, телевидение уходит от выполнения важнейших социальных функций.

СМИ современной России стали единственными продолжателями традиций отечественной качественной журналистики, являясь по своей сути не официозными, а общественно-политическими изданиями, а тенденции развития российского медиапространства подтверждают необходимость обеспечения единого государственного информационного и правового пространства с помощью СМИ, как выразителя интересов всего общества и средства сообщения максимально объективной информации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя: Монография. – М.: РУДН, 2008.
2. Ковалев К. Пациенты для психдиспансера // Лит. газета. – 2006. – № 49. – C. 6.
3. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М. изд-во МГУ, 1999.
4. Засурский Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России – М.: Аспект Пресс, 2002.
 



© 
С.В. Григорян, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru